0

Предпосылки создания бабьего царства

  Рассказы о царстве амазонок не то чтобы очень уж распространены, однако имеют место быть. Правда, именно рассказы. Документы не сохранились. Под документами же понимаются летописи, свидетельства очевидцев наподобие записок Афанасия Никитина, Марко Поло или Ибн Фадлана, дипломатическая переписка, данные раскопок городов амазонок (единичные захоронения знатных женщин не в счёт), эпос и привязанные к месту и времени родословные.

Имеющаяся же информация недостоверна. Она слишком похожа на историю, пересказываемую и приукрашиваемую в разных местах на свой лад. Такое уже случалось. Примером может служить славянское языческое божество – Китоврас, в котором легко угадывается Кентаврос – греческий полуконь – получеловек. Заимствование легенды очевидно.
 
Пытаясь разобраться в этой истории, следует понимать, что царство амазонок не тождественно матриархату. Тот факт, что некое людское сообщество ведёт родословную по женской линии совершенно не означает, что матриарх заставляет мужчин сидеть с детьми и возится на кухне, в то время как воинственные женщины с гиком рассекают по степи на лихих конях.
 
Сразу оговорюсь, настоящая статья не является научным трудом по матриархату и не охватывает всех его аспектов. Классические описания любой может найти в словаре, энциклопедии или специальной литературе. 
Я же намерен осветить вопрос, прежде всего с точки зрения целесообразности, поэтому акцентирую внимание лишь на двух аспектах — порядке наследования – матрилинейности и высоком статусе женщины в обществе.
 
 
Но будем рассуждать по порядку:
 
Предпосылки возникновения матриархата
 
Обычай вести родословную по материнской линии сам по себе ни о чём не говорит. Евреи тоже так поступают. Но никто не называет их общество матриархальным. В их случае консервация древнего уклада есть следствие попытки избежать полной ассимиляции соседними народами.
Реально же этот обычай свидетельствует только об одном — неразвитом институте брака (групповой, гостевой). При беспорядочных половых связях только мать уверена в авторстве ребёнка, следовательно, произвольная привязка младенца к одному из её половых партнёров бессмысленна. Но вот матриархат без наследования по материнской линии невозможен. Это было бы вопиюще нелогично, следовательно, эти два явления должны рассматриваться в связке. Ещё раз, вспоминая евреев следует отметить, что у них имущество передаётся от отца к сыну, что ещё раз свидетельствует – их матриархат ненастоящий.
Групповой брак (как у бабуинов) является архаичной формой внутриплеменного общежития, когда семья ещё не сформировалась и не стала ячейкой общества ни в хозяйственном, ни в социальном плане. 
Отголоском этого служит и более поздний гостевой брак, сохранившийся по сей день у народов ведущих первобытный образ жизни. Известны дикие племена, в которых женщины и дети живут в женских домах, а мужчины в мужских, пересекаясь эпизодически с вполне конкретными целями. В этом случае в женском доме царит классический матриархат, а в мужском военная демократия. Более сложное социальное устройство налицо, но и оно остаётся дикарским.
От этого обычая не то, что до государства, до союза племён десятки и сотни поколений социальной эволюции.
Кстати, не этот ли обычай породил фантазии об амазонках, оставляющих девочек себе, а мальчиков отправляющих к отцам (в мужской дом)? Очень похоже. Но это очень и очень далеко от классических представлений о лихих девах воительницах с изуродованной молочной железой, способной фатально затруднить вскармливание.
 
У разных народов статус женщины разнится от высшего до полу рабского. Но причину такого разбега вижу не в умысле отдельных злонамеренных особей мужского пола, а как положено материалисту — во внешних условиях.
По моему мнению, высокий статус женщины — свидетельство стабильности популяции. Стабильности в том смысле, что племени не угрожает гибель из-за голода или враждебного окружения. То есть общество не находится в состоянии перманентной мобилизации, пищи в достатке, сверхвысокая рождаемость, призванная компенсировать высокие потери в войнах и охоте на хищников не нужна. И такое благоприятное положение  длится много поколений.
Примером такого общества могут служить Маори в Новой Зеландии. Благословенный остров, мягкий климат. Последних врагов благополучно съели тысячу лет назад, а природная воинственность растрачивалась втуне исключительно на удержание оптимальной численности посредством изъятия (поедания) соплеменников. То есть тысячу лет общество стабильно, сбалансировано. Подсечно — огневое земледелие необременительно, не требует ни излишних усилий, ни новой техники. Соответственно, такие мужские качества — как предприимчивость, самопожертвование, техническая изобретательность, склонность к риску незаменимые в условиях противостояния племён или выживания на скудных землях не востребованы. Поэтому выделение касты воинов не произошло и выдающаяся способность к  рукопашному бою не является определяющей для кандидатуры вождя.
И наоборот хозяйственность, аккуратность женщин, их способность к долгому монотонному труду как минимум уравнивает их экономическое значение для общества.
 
Нечто похожее мы наблюдаем и в современной жизни. С одной стороны капиталистическое общество нуждается в рабочих руках женщин немедленно и прямо провоцирует на снижение детородной функции. С другой стороны объективно в условиях современной жизни и медицины большое количество детей не является больше залогом выживаемости племени. Женщина обретает возможность производительного труда, а мужские качества, бывшие ключевыми на протяжении тысячелетий, остаются невостребованными и атрофируются. В результате мужчины часто превращаются в недоженщин, проявляются черты матриархата, в том число и ростом количества детей, отцы которых неизвестны (До четверти новорождённых. Гостевой брак?).
В дальнейшей перспективе совокупная стойкость  популяции к внешним угрозам стремительно снижается и дни белой расы сочтены. На смену идут патриархальные народы. История завершает виток продолжительностью в десяток тысяч лет.
 
Причины исчезновения матриархата
 
Силой, в своё время сначала оттеснившей матриархат на обочину цивилизации, а затем и уничтожившей на большей части планеты стал хозяйственный прогресс.
Развитие интенсивного производства в неблагоприятных климатических условиях – скотоводство и особенно земледелие породили возможность получения продукции в размерах многократно превышающих возможности охотника и собирателя, привели и к увеличению роли их производителя — мужчины. Вспахивание сохой и расчистка поля требует больших физический усилий по сравнению с мотыжным земледелием, но приносит в разы больший  результат на бедных землях. Выпас стада требует многочасовой верховой езды, на что хронически беременная женщина неспособна. Это вам не козу в загоне подоить и не зерна свинье запарить.
Но это ещё не означало конца матриархата и моментальной отмены многовековых первобытных обычаев. Скорее общество на первом этапе стало более сбалансированным и появился институт семьи. Семья же возникла вовсе не потому, что люди оценили преимущества моногамии. Как раз и не оценили, ибо при малейшем случае норовят удариться в блуд. Но семья стала хозяйственной единицей, способной сама себя прокормить, что очень существенно. Сразу же семьи переехали из общего дома в индивидуальные благоустроенные землянки. (А там, где люди продолжали промышлять преимущественно охотой и рыболовством, голодая каждую зиму, общие дома сохранились до самого средневековья. Пример — Викинги). Соответственно власть постепенно перераспределилась в пользу члена, вносящего наибольший вклад в семейный рацион. Если мы сопоставим результат интенсивного земледелия с первобытным собирательством даров природы, такие изменения общества будут выглядеть вполне логичными.
 
Следствием изобилия пищи стал резкий рост популяции и перенаселение. А перенаселение это не серьёзно, это очень серьёзно. Рано или поздно ареалы племён начинали пересекаться, что перевело межплеменные конфликты из спорадических столкновений и отлова чужих женщин (невеста – невесть откуда) в постоянную войну, то затухающую, то разгорающуюся вплоть до тотального уничтожения соперника.
 
В этих условиях  на первый план выдвинулся мужчина уже не столько  поставщик пищи, сколько воин — успешный защитник территории и удачливый грабитель – источник добычи и  пленников.
Война, даже удачная, всегда сопровождается потерями. Для восполнения потерь женщина должна рожать много. Причём рожать не от кого попало, а от наиболее сильных и удачливых самцов – желательно от сочащегося тестостероном супергероя, каковым по совместительству был вожак племени. Именно с тех пор женщины и полюбили не нежных и ласковых, порождающих тягловое сословие, а успешных альфа самцов, без зазрения совести гнобящих окружающих и в определённой степени гарантирующих женщине, что её ребёнок будет жив, сыт, одет и сам благодаря генетическому набору станет успешным супергероем-грабителем (в наше время банкиром – олигархом). 
Взамен за утрату лидерства в обществе женщины получили вполне достойную компенсацию – признание незаменимости. В общество пришло понимание, что женщин нужно защищать до последней капли мужской крови, потому как они основа рода. А мужчина хоть и источник благосостояния племени, но в то же время его расходный материал.
 
Отсюда следует вывод о главных чертах матриархата:
1.      Это древняя (доисторическая, первобытная) форма устройства общества.
2.      Это форма, возникающая при весьма специфических (тепличных) условиях.
3.      Матриархат не характерен для человеческой популяции в целом, ибо не отвечает основному групповому инстинкту – выживаемости рода.
4.      Матриархат исчез на планете по причине общей неэффективности в ужесточившейся среде обитания (войны, голод). Кто не изменился – умер, оставив после себя только смутные воспоминания у патриархальных соседей.
5.      Матриархат в поздней истории существует либо в изолированных анклавах цивилизаций остановившихся в развитии на уровне каменного века, либо как реликтовые обрывки традиций народов лишь недавно вставших на путь общественного  развития.
 
 
Амазонки
 
Глупо отрицать, что некоторые особи женского пола способны носить оружие. Вопрос в массовости этого явления. Особенно если отсечь фемин с переизбытком мужских гормонов. Сегодня таких к спортивным соревнованиям не допускают.
 
Давайте рассмотрим только женщин со сбалансированной эндокринной системой.
 
Наиболее распространённые описания женщин-воительниц относятся к кочевникам. И это не случайно. Выпас стад и защита от хищников предполагает верховую езду и владение луком. Поскольку разделение на пастухов и воинов не существовало, война в степи по большей части представляла собой перестрелку лучников. Отсутствие надёжных доспехов означает, что победу одержит та сторона, которая обеспечит максимальную плотность огня. В этих условиях присутствие незамужних девушек более чем оправдано. Они вполне способны к патрулированию и дистанционному бою. Но повторюсь, это касается только кочевников.
У оседлых ситуация иная. Оружие охотника — копьё и слабосильный лук (в лесу мощный и дальнобойный не нужен). У земледельцев основное оружие – оно же рабочий инструмент – топор. То есть тактика войны – рукопашный бой. И тут не первый план выходят физические кондиции. Достаточно вспомнить, чем для отряда  Пенфесилеи окончилась попытка ввязаться в контактный бой с ахейцами под стенами Трои или для Ипполиты стычка с Гераклом.
 
Нет сомнений, что обученная военному делу женщина превосходит необученного мужчину. Хорошо обученная женщина превосходит плохо обученного мужчину. Великолепно обученная,  с выдающимися природными данными, способна встать в строй в дружину вождя. Но не более. Женщины воительницы имеют смысл,  только когда племя находится на грани физического уничтожения, как последний резерв. У успешного же племени в этом нет нужды. Достаточно и мужчин. То есть воительница – попросту экономически неэффективна. Её неэффективность определяется двумя факторами – более длительным обучением при негарантированном результате и ограниченным дальнейшим использованием по причине перерывов в несении службы на период беременности и вскармливания. Выражаясь современным языком — не удовлетворяет критерию соотношения цены и качества.
 
Телохранительницы — отдельный случай. Женщины телохранители штучный товар, но  кроме специальной выучки могут пользоваться и ещё одним преимуществом. У нормального мужчины (рыцаря, а не отморозка) существует тысячелетнее табу на убийство женщины, особенно если она не старая карга, а молода и красива. То есть, чтобы пробиться к вражескому вождю сквозь строй телохранительниц приходится делать дополнительное, лишнее в бою усилие, способное стать при прочих равных условий фатальным.
Может поэтому хитрые амазонки и воевали голыми (встречались такие сообщения), рискуя застудить на ветру придатки?
 
Теперь рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда женщины создав своё государство, создают армию и предпринимают завоевательные походы.
 
В условиях патриархата их никто никуда не пустит. В условиях матриархата, в силу описанных выше причин это не нужно. Воевать не с кем и незачем. В качестве подтверждения приведу тех же маори. Матриархат есть. Про маорийский амазонок никто не слышал. То есть маорийские женщины вполне довольны своим статусом и вовсе не горят желанием сменить прялку и детскую кроватку на дубину ради сомнительного удовольствия треснуть по голове жителя соседней деревни. Другое дело, отведать его печени, принесённой заботливым мужем.
 
А коли так, какова может быть причина того, что в доисторическом человеческом стаде на сходке женщины принимают решение прекратить сбор грибов и ягод, взять дреколье и отправиться за десятки вёрст на поиски соседнего племени, с явно враждебными целями? Зачем? Отобрать запасы сушёных грибов? Отведать человеческого мяса? Или кто-то из дикарей, бдя под звёздами додумался до исторического материализма и спланировал толчок для мировой цивилизации?
 
Перенесёмся в более позднюю эллинистическую  эпоху, существующую параллельно с первобытной дикостью.
 Сформировавшиеся племена, столкнувшиеся с перенаселением, периодически исторгают из себя группы молодёжи, отправляющиеся на поиски свободных земель с целью заселения. Но отправляются туда молодые семьи.
Предположим, по каким-то причинам на поиски свободных земель отправляется группа девушек. Нашли. Остановились. Дальше что? Дальше для формирования племени нужны мужчины.
Где брать?
Вариант 1. Захватить в соседнем племени несколько осеменителей. Но при этом рано или поздно последует ответный визит с фатальными последствиями. А если и нет, то через пару поколений такое поселение превратится в обычное племя.
Вариант 2 Гостевой брак. Когда мужчины соседнего племени периодически наведываются ради любовных утех. Именно так и описывается в мифах быт амазонок.   Может такое быть? Вполне. Логике это не противоречит. Вопросы в другом:
— можно ли считать это массовым явлением в эпоху, когда появилась и доказала дееспособность семья (неважно моно- или полигамная, Большая или маленькая)?
— можно ли на этой основе построить динамично развивающееся государство?
— если можно, то как долго оно просуществует? Насколько оно конкурентоспособно?
 
Массовости быть не может по одной причине:  исход молодёжи разных полов для создания нового поселения гораздо более целесообразен. А мысль нарушить вековые устои, рисковать сегодня ради предполагаемого в отдалённом будущем небывалого процветания нормальному человеку в голову не придёт. И не потому что глупый. Человек, добывающий пропитание в поте лица, существо практичное. Экспериментировать с риском для жизни он будет только в экстремальных условиях. Но как только экстремальные условия заканчиваются, всё возвращается к исходному состоянию. История СССР это только подтверждает.
Говорить о государстве сложно. Государство это несколько больше чем группа девушек на конях посреди степи. Хотя группу я могу представить. Почему и нет? Но что дальше? Либо создавать полноценное племя и хозяйство, либо пользуясь численным преимуществом и неуловимостью терроризировать поселения оседлых народов. Чем, похоже, занималась шайка Пенфесилеи. Это может продолжаться долго, но не бесконечно. Рано или поздно соседи потеряют терпение. Или амазонки потеряют осторожность.
Вероятно, нечто подобное и произошло в реальности. Истории амазонок начинается с 6-го подвига Геракла и, блеснув кометой, заканчивается Илиадой.  Недолгая тупиковая ветвь в развитии цивилизации рассосалась не оставив ни заметного следа в реальной истории, ни последователей, ни достойного примера для грядущих поколений.
 
Итогом рассуждений может быть только один вывод: матриархат оправдан только на заре цивилизации и исчезает даже не при переходе от дикости к варварству (от человеческого стада к зарождению государства), а ещё на стадии человеческого стада. А, следовательно, попытки построить бабское царство обречены на провал, подобно фаланстерам Фурье.
 
Вместе с тем, нельзя не признать история с амазонками красивая. Она как минимум красивее истории про мужиков решивших обойтись без женщин. Мифические подвиги «Священного союза» из Фив меня как-то не трогают.
 
Тем же, для кого мои доводы неубедительны, предложу небольшой тест.
Возьмём несколько племён, ведущих первобытный образ жизни – пигмеев или индейцев Амазонии, несмотря на дикость давно отказавшиеся от матриархата. Какими должны быть доводы, убеждающие их вернуть отжившую форму общественного устройства и какими должны быть гигантские выгоды, немедленно последующие за такими преобразованиями?
С чего бы начал попаданец, желающий проверить теорию о том, что амазонство это не просто приятно, но экономически выгодно и влечёт за собой небывалый расцвет культуры?
 
Я сам попробую порассуждать на эту тему:
 
Предпосылки возникновения и цель существования изолированной группы женщин:
— Объективных хозяйственных не вижу. Только религиозные. Феминизм как явление очень напоминает тоталитарную секту.
Исторический период:
— Античность. Для первобытного строя рано (находится за рамками понимания дикого человека), для средневековья поздно – задавят более эффективные формы общественного устройства. Долго ли просуществовал город Девин?
Политические условия:
— Отсутствие рядом сформировавшегося государства, обладающего более-менее развитой военной организацией.
Экономические условия:
— Охота и собирательство в идеальных климатических условиях. Максимум выпасное скотоводство.
Ареал:
— Степи не покрываемые зимой снегом (Причерноморье)
Способ ведения войны:
— Степной — лёгкие конные лучники
Жизненный цикл:
— От нескольких месяцев. По легенде группа девушек слонялась по степи и наткнулась на группу юношей-скифов, патрулирующей окрестности. Через три дня всё закончилось свальным грехом и созданием народа Савроматов, где женщины имели много прав, но матриархатом не пахло. Откуда взялись девушки и почему больше такие отряды не появлялись, история умалчивает.
— До нескольких поколений, пока на их поселение не наткнётся ищущее новое место племя (типа Лангобардов — длиннобородых) имеющее достаточное количество бойцов. Или на земли позарится соседний барон.
Условие продолжительного выживания:
— Огнестрельное оружие.
 
Вот, на мой взгляд, предварительные условия для формирования альтернативной реальности под названием «Царство амазонок».
Подписаться
Уведомить о
guest

45 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account