Юрий Пашолок. Горный снегоход из Кливленда

11

Юрий Пашолок. Горный снегоход из Кливленда

Рассказ о снегоходе Snow Tractor T36 от Iron Fireman Manufacturing Company

Когда поднимается разговор о боевых машинах, которые рассчитаны на использование в зимних условиях, обычно в голове всплывает образ аэросаней. Особенно когда речь заходит о боевых действиях в годы Второй мировой войны. Действительно, советские аэросани стали наиболее массовым видом боевых машин в первую половину войны, но уже к 1944 году ситуация сильно изменилась. Концепция аэросаней оказалась не самой удачной. Они хорошо работали в условиях севера, но в ряде мест их использование оказалось нецелесообразным. Особенно ближе к 1944 году, когда фронт сдвинулся на запад.

Sno-Motor, прародитель T36. Идея машины военным понравилась, но она еще требовала доводки

Sno-Motor, прародитель T36. Идея машины военным понравилась, но она еще требовала доводки

Зима 1944-45 годов стала временем, когда наиболее активно машины, предназначенные для боевых действий зимой, использовали американские войска. Факт не самый известный, но тем не менее. Cargo Carrier M29C стал самым массовым военным снегоболотоходом, причем его применение продолжалось сильно после Второй мировой войны. В тени этой машины оказались менее массовые машины, в том числе крайне специфичной. В полной мере это касается Snow Tractor T36, тягача-снегохода, созданного в 1944 году Iron Fireman Manufacturing Company.

Сборка первого образца Snow Tractor T36, апрель 1944 года

Сборка первого образца Snow Tractor T36, апрель 1944 года

В отличие от Sudebaker, где создали Cargo Carrier M29, авторы самого странного снегохода Второй мировой войны автомобилестроением не занимались. Созданная в середине 20-х годов, Iron Fireman Manufacturing Company из Портленда поднялась на системах автоматической подачи угля. Даже ее символ — робот (железный человек), грузящий уголь, В дальнейшем появилось подразделение в Кливленде, а линейка продукции Iron Fireman постепенно расширялась. К началу Второй мировой войны здесь очень активно занимались машиностроением, причем в самых разных направлениях.

Движитель, теперь он состоял из двух частей

Движитель, теперь он состоял из двух частей

Еще до вступления во США Вторую мировую войну Iron Fireman Manufacturing Company имела военные заказы. Не изготовляя что-то целиком, заводы в Портленде и Кливленде оказались задействованы в самых разных областях. В том числе, внезапно, и в авиастроении. Здесь изготовляли различные компоненты бомбардировщиков Boeing B-17. Моторы для Liberty Ship, различные компоненты для артиллерийских систем, взрыватели для авиабомб — это лишь часть того, что выпускалось предприятием. После войны от старого бизнеса Iron Fireman отказалась, сконцентрировавшись на чем-то более технологичном, тем более уголь постепенно отходил на второй план.

Мотор, радиатор и баки находились в едином блоке

Мотор, радиатор и баки находились в едином блоке

Казалось бы, при чем тут снегоходы? На самом деле всё довольно прозаично. Дело в том, что еще в июле 1941 года Детройтский Арсенал провел испытания довольно необычного аппарата, известного как Sno-Motor, или Monarch Sno-Motor. Этот снегоход был разработан в 30-е годы Тэдом Флинном (Monarch Forge & Machine Works). Странная машина состояла из корпуса, на который была натянута очень широкая гусеничная лента, и маленькой кабины позади. Сзади крепился прицеп, где могло быть ибо до 2,5 тонн груза, либо до 18 человек. Прицепом-санями Sno-Motor поворачивал. Первый образец изготовили в 1936 году, а выпускали их до начала 50-х.

Машина в собранном виде

Машина в собранном виде

Конструкция Sno-Motor получилась крайне странной, но сама идея американских военных заинтересовала. Если кратко, то Iron Fireman Manufacturing Company получила задание создать Sno-Motor здорового человека. То есть с использованием стандартного мотора (на Sno-Motor стоял мотор Hercules), а главное способным поворачивать самостоятельно, без прицепа. В результате в апреле 1944 года был изготовлен пилотный образец Snow Tractor T36. Он имел очень похожую на Sno-Motor кабину (но уже двухместную), но в целом получилась совершенно другая, более удачная, машина.

Всего их построили 4 образца

Всего их построили 4 образца

Если у Sno-Motor кабина крепилась к основному корпусу на боковых фермах, то тут она являлась честью общей рамы. Внутри рамы находился мотор Dodge от модели T214, один из самых распространенных двигателей на тот момент. Таким образом, детище Iron Fireman уже имело некоторую унификацию. Гусеничных лент стало две, ходовая часть крепилась к раме слева и справа. Кстати, Sno-Motor позже перешли на такую же схему. Хотя ходовая часть у Snow Tractor T36 всё равно получилась другой. Например, гусеничные ленты изготавливались из армированной резины, на которую крепились грунтозацепы.

Испытания показали, что требуется доработка

Испытания показали, что требуется доработка

По результатам испытаний пилотных моделей (всего их построили 4 штуки) появился ряд пожеланий, связанных как с движителем, так и с кабиной. Больше всего изменений ждало кабину, которая, даже в двухместном исполнении, выглядела слишком маленькой. В результате было принято решение сделать трехместную кабину, более крупную и удобную. У Sno-Motor, кстати, кабина так и осталась маленькой. Кроме того, требовалось внести изменения в конструкцию гусеничного движителя, а также трансмиссии.

Серийный Snow Tractor T36

Серийный Snow Tractor T36

Так на свет появился серийный вариант Snow Tractor T36, который стал условно серийным. Согласно имеющимся данным, за сентябрь 1944 года было изготовлено 36 таких машин. Серийный вариант машины имел измененную трансмиссию, частично унифицированный со скоростным трактором Cletrac. Изменились и гусеничные ленты, которые получили более удачные по конструкции грунтозацепы. Машина могла комплектоваться радиостанцией SCR-187, что было совсем не лишним. При необходимости машина могла тащить до полутора тонн груза в специальных санях, которые крепились к заднему крюку.

Всего изготовили 36 машин данного типа

Всего изготовили 36 машин данного типа

В целом получилась довольно интересная машина, которая могла использоваться и как транспортер, и как тягач. Скорости порядка 40 км/ч хватало для основных задач, возлагавшихся на подобную технику. При этом Snow Tractor T36 по управляемости заметно превосходил Sno-Motor, не говоря уже о комфорте экипажа. Вместо крохотной кабинки тут была вполне большой салон, где потенциально могло разместится больше трех человек.

До наших дней дожило 4 образца

До наших дней дожило 4 образца

Главным препятствием на пути к крупной серии стала слишком узкая специализация машины. Ее прародитель создавался для действий в гористой заснеженной местности. Это очень специфичные условия, для которых требовались не менее специфичные машины. Для американской армии подобные условия имелись на Аляске, а вот тем, где американские военные реально воевали, вполне хватало Cargo Carrier M29C. Который был заметно подвижнее, тащил четверых, к тому же он также мог везти за собой сани. На этом фоне неудивительно, что Snow Tractor T36 остался не у дел.

Внутри салона. Вполне просторно, в отличие от прародителя

Внутри салона. Вполне просторно, в отличие от прародителя

Ныне известно минимум о четырех Snow Tractor T36, которые дожили до наших дней. За счет не сильно дефицитных узлов (тут спасибо частичной унификации) реставрация машины не представляет огромной сложности. В целом же можно говорить о том, что машина получилась удачной, но для слишком специфичных условий. Это и стало главным препятствием на пути к по-настоящему крупной серии.

Список источников:

      • usautoindustryworldwartwo.com
      • mapleleafup.net

источник: https://dzen.ru/a/ZzjEzDzjlkJ6Ckr_

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account