История сражающегося сокола. Часть 9 F-16 «Have Glass»: снижение радиолокационной заметности

10

Все части цикла

История сражающегося сокола. Часть 9 F-16 «Have Glass»: снижение радиолокационной заметности

Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.

Этап «Have Glass I» — покрытие оксидом индия-олова фонарей кабин по технологии, схожей с нанесением покрытия солнцезащитных очков. Первым самолетом, фонарь которого осенью 1986 г. получил такое покрытие стал F-16А блок 15 (б/н J-358; с/н 84-1358) ВВС Нидерландов.

Доработку по двухэтапной программе «Have Glass II» прошло около 1700 самолетов F-16. На первом этапе радиопоглощающее покрытие FMS-3049 (полиуретан с вкраплениями ферромагнитных фракций) наносилось на отдельные элементы планера, включая воздухозаборник двигателя. В дальнейшем, на втором этапе, площадь поверхности планера, обработанную материалом FMS-3049, довели до 60%. Толщина покрытия составляла 10-12 мм, а общая масса покрытия нанесенного на 60% поверхностей самолета, достигала 100 кг. Программой «Have Glass II» предусматривалось также нанесение самолеты получили нанесение полиуретановой краски FMS-2026 снижающей ИК излучение, но такую обработку прошло небольшое количество самолетов из-за высокой стоимости краски и недолговечности окраски.

С 2012 г. отдельные F-16 блок 50 ВВС США перекрашивали в один цвет радиопоглощающей краской (с ферромагнитными вкраплениями) серого цвета, близкий по тону к оттенку окраски истребителей F-22A и F-35A. Краска показала себя более долговечной, чем покрытие FMS-3049. Полностью серые самолеты имелись в 64-й эскадрилье «агрессор» (авиабаза Нэллис), 480-й эскадрилье («Wild Weseal», авиабаза Шпанггдалем), 31-м авиакрыле (авиабаза Авиано), 85-й испытательной эскадрилье (авиабаза Эглин), 175-й эскадрилье авиации Национальной гвардии штата Южная Дакота и Техас).

F-16C из 125-й эскадрильи, авиабаза Тинкер, 2016 г.

F-16C из 125-й эскадрильи, авиабаза Тинкер, 2016 г.

F-16C Центра боевого применения ВВС США, авиабаза Нэллис.

F-16C Центра боевого применения ВВС США, авиабаза Нэллис.

F-16C Центра боевого применения ВВС США, авиабаза Нэллис.

F-16C Центра боевого применения ВВС США, авиабаза Нэллис.

F-16D 85-й испытательной эскадрильи, авиабаза Эглин, 2017 г.

F-16D 85-й испытательной эскадрильи, авиабаза Эглин, 2017 г.

F-16D 85-й испытательной эскадрильи, авиабаза Эглин, 2023 г.

F-16D 85-й испытательной эскадрильи, авиабаза Эглин, 2023 г.

Программа «Have Glass V» ассоциируется с истребителями F-35A, но с декабря 2019 г. на окраску «Have Glass V» постепенно переводятся все самолеты F-16 ВВС США. Первыми такую окраску получили F-16C блок 30 149-го авиакрыла авиации Национальной гвардии штата Техас и самолеты эскадрилий «Wild Weseal». В октябре 2020 г. по схеме «Have Glass V» перекрасили первый F-16A MLU блок 15 (б/н Е-005, с/н 87-0005)) ВВС Дании. Окраска «Have Glass V» снижает эпр самолета F-16 с 5 м² до 1,2 м².

F-16A MLU ВВС Дании, 2020 г.

F-16A MLU ВВС Дании, 2020 г.

F-16C из 311-й истребительной эскадрильи, 2021 г.

F-16C из 311-й истребительной эскадрильи, 2021 г.

F-16C 480-й эскадрильи, Авиано, Италия, 2022 г.

F-16C 480-й эскадрильи, Авиано, Италия, 2022 г.

F-16C блок 30 149-го авиакрыла авиации Национальной гвардии штата Техас, 2022 г.

F-16C блок 30 149-го авиакрыла авиации Национальной гвардии штата Техас, 2022 г.

F-16C из 457-й эскадрильи резерва ВВС США, 2022 г.

F-16C из 457-й эскадрильи резерва ВВС США, 2022 г.

F-16C 93-й из эскадрильи резерва ВВС США, 2023 г.

F-16C 93-й из эскадрильи резерва ВВС США, 2023 г.

источник: https://dzen.ru/a/ZdegOpAHE1CaZD2R

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account