Автоматические легионеры: Fi-106 или ограбление по-итальянски
Этот материал завершает цикл статей «Автоматические легионеры«. Как и в предыдущем случае, с циклом статей «Механические самураи«, я решил завершить слегка… рискованным материалом) Ракета, описываемая в этом тексте, на самом деле никогда не существовала: ее появление на свет стало результатом не вполне правильной реконструкции немецкой Фау-1, выполненной итальянскими инженерами по украденным разведданным. Как следствие, получился технологический вариант «Карузо, напетого по телефону Рабиновичем».
И тем не менее, проект представляет интерес как одна из первых в мире попыток решить вопрос базирования управляемого ракетного оружия на корабле, а также тактические аспекты такого применения. Особенно примечательно, что итальянцы вполне реалистично оценивали возможности Фау-1 даже по неполной и неточной реконструкции — включая и недостатки, которые, похоже, не особенно видели даже сами немцы.
Как я уже рассказал ранее, немцы без заззрения совести украли у итальянцев и выдали за свою</a> зенитную ракету DAAC. Итальянцы, впрочем, не особенно обиделись. Во-первых им было не до того. Во-вторых, они успели ограбить немцев раньше)
Взаимоотношение стран Оси между собой всегда было… сложным, особенно в технической области. Немцы не так чтобы особо горели желанием делиться с итальянцами своими новинками (да и вообще чем-либо), что изрядно осложняло отношения между «союзниками» по Оси. Технический обмен между Германией и Италией осуществлялся исключительно в формате сделок, и итальянцев это далеко не всегда устраивало. Поэтому итальянские фирмы и министерства всегда держали ухо востро, и если предоставлялся шанс утащить что-нибудь из-под носа немцев — с удовольствием этим пользовались.
В 1943 году, итальянцам улыбнулась удача. На рынок секретных документов попали «отчеты Гуннарсона» — секретная информация о немецких технических разработках, собранная агентами Сопротивления в Дании и Франции, и переданная в Лондон. Передача шла через Швецию, и шведская агентура в Стокгольме сумела заполучить копии документов (многие считают, что нормальной практикой шведской контрразведки в годы войны было закрывать глаза на пересылку агентурной информации, если шведам разрешают ее скопировать…), после чего выставила документы на продажу.
Фирма «Ансальдо», крупнейший на тот момент промышленный конгломерат Италии, не могла упустить возможность сунуть нос в секреты «союзничка». За скромную сумму в 150000 лир — переведенных с большим искусством через секретные счета в банках Швейцарии — руководство «Ансальдо» обзавелось полной копией «отчета Гуннарсона». Особенный интерес для итальянцев представляли секции, посвященные ракетным и реактивным исследованиям в Пенемюнде, за анализ которых взялся Секундо Кампини — ведущий итальянский эксперт в области.
22 августа 1943 года, в ходе очередной серии экспериментов, крылатая ракета Fi-103 (более известная как Фау-1) была запущена с бомбардировщика He-111 над Балтикой. Немецкие ракетчики хотели выяснить, может ли немодифицированная ракета быть использована для воздушных пусков. Из-за ошибки с расчетом потребления топлива, ракета перелетела предполагаемую область падения, и продолжила путь до тех пор, пока не приземлилась (относительно мягко) на Борнхольме, нанеся тяжелый урон датским посевам репы. Фермер, обнаруживший на своем поле неучтенное немецкое имущество, тут же сообщил об этом в местную полицию.
Дежуривший в этот день констебль Ян Хансен имел приказ сообщать о подобных случаях немецким оккупационным войскам — что он и сделал, но только после того, как он и капитан-лейтенант Хасагер Кристианен, специалист по взрывчатым устройствам, выехали на место крушения. Это дало им примерно четверть часа «наедине с ракетой»; за это время капитан Кристианен успел осмотреть обломки, составить первичное описание, и сделать множество фотографий ее устройства. Прибывшие затем немецкие солдаты эвакуировали ракету, но было уже поздно. Спустя несколько дней Кристианен связался с датским Сопротивлением и отправил весь пакет данных через Швецию в Лондон.
Кампини и инженеры Пиацци и Эстено выполнили реконструкцию «Борнхольмского аппарата». При этом
Кампини был вынужден работать с исходным отчетом Кристианена, без дополнительных данных. Как следствие, его реконструкция Fi-103 страдала неточностями:
По мнению Кампини, ракета имела широкий цилиндрический фюзеляж, поверх которого — прямо на корпусе ракеты — устанавливался пульсирующий двигатель. Вертикальный хвостовой стабилизатор с рулем управления был установлен поверх двигателя. Вероятно, Кампини неправильно истолковал отломившийся двигатель на фотографиях, закрепив его в своей реконструкции «вверх ногами». Он, тем не менее, достаточно правильно определился с устройством двигателя ракеты, с тем, что она использует пневматический автопилот и что, по-видимому, не имеет аппаратуры дистанционного управления.
Проанализировав все наличные данные, инженеры «Ансальдо» сделали следующие выводы:
- Немецкая ракета находится в стадии летных испытаний.
- Это простое и дешевое оружие для нанесения ударов по наземным объектам.
- Управляется гироскопическим автопилотом, радиоуправление отсутствует.
- Не имеет механизма самоликвидации.
- Ориентировочная дальность порядка 200-250 км.
- Менее технически продвинуто, чем находящаяся в разработке DAAC.
Тем не менее, новое оружие привлекло интерес, и фирма «Ансальдо» заинтересовалась возможностью его применения с кораблей. Первым кандидатом на эту роль был недостроенный линкор «Империо», в отношении которого серъезно рассматривалась перестройка в эскадренный авианосец. По мнению «Ансальдо», авианесущий корабль должен был также служить платформой для запуска управляемого оружия. Основным кандидатом на эту роль была все та же DAAC, но с появлением данных о немецких разработках возникла мысль сэкономить время и использовать готовое решение.
«Оморяченную» версию Fi-103 инженеры «Ансальдо» назвали Fi-106; мнение немцев на этот счет их, очевидно, совершенно не волновало. Предполагалось, что если руководство решит начать проектно-конструкторские работы, то оно уведомит итальянское правительство, а уже Муссолини прижмет немцев к стенке и заставит делиться ракетными плюшками. При этом были выполнены некоторые «доработки». Новое оружие изрядно отличалось как от реальной Fi-103, так и от предполагаемой реконструкции Кампини:
Ракета имела цилиндрический корпус длиной около 6,9 метров и диаметром около 1,1 метра. Двигатель диаметром 0,5 метров располагался в верхней части фюзеляжа, хвостовое оперение — на двигателе. Размах крыла не превышал 5 метров. Некоторые данные в источниках позволяют предположить, что, возможно, для старта предполагалось использовать некий ускоритель — ибо способность достаточно массивного снаряда подняться в воздух на одной лишь тяге ПуВРД (даже с учетом пусковой рампы) представляется очень сомнительной. Она должна была нести боевую часть весом около тонны на дистанцию до 300 километров.
Запуск Fi-106 должен был выполняться с разгонной пусковой рампы длиной 30 метров. Рампа располагалась на правом борту авианосца, и имела постоянный угол подъема, облегчающий разгон снаряда. Разбег должен был выполняться при помощи сбрасываемой тележки. Так как боковой крен корабля при старте мог легко привести к дестабилизации разгоняющейся Fi-106, рампа должна была быть стабилизирована по крену — вероятно, при помощи гидравлических актуаторов. Рассматривались также запуски снаряда с катапульт.
В задней части рампы имелся подъемный щит-дефлектор шириной 8 метров и высотой 4,5 метра, призванный защитить персонал и готовящиеся к запуску машины от реактивного выхлопа стартующей ракеты. Судя по всему, именно «Ансальдо» впервые предложило эту идею, решающую ряд вопросов с эксплуатацией реактивных машин на палубах авианосцев.
Ракеты должны были подаваться на палубу при помощи специального элеватора у правого борта, по три штуки зараз:
Еще один небольшой элеватор предназначался для подачи канистр с ракетным топливом и заправки ракет на палубе. Инженеры «Ансальдо» посчитали заправку ракет в ангаре слишком опасной. Предполагалось, что ракеты должны будут запускаться с промежутками не более чем в 30 минут по наземным целям на дистанции до 300 километров от корабля-носителя — в том числе до 50 километров вглубь суши.
В конце концов, техническая группа Кампини выпустила следующий отчет о возможности применения Fi-106 как оружия флота:
- Установка цели для ракеты — комплексный процесс, требующий тщательной калибровки автопилота и рассчета дальности а также ветрового сноса. Представляется чрезвычайно затруднительным в условиях движущегося корабля.
- Точность ракеты — не может быть оценена из-за недостатка данных.
- Дальность — заявлена 300 км. Коррелирует с предполагаемой траекторией полета.
- Запуск с пусковой рампы — в море неосуществим. Не представляется возможным стабилизировать пусковую рампу требуемой длины. Требуется альтернативное решение. Прорабатываются варианты с 50-метровой и 38-метровой катапультами.
- Пусковой цикл — заявлен 30 минут. 50-60 минут представляются более вероятными исходя из имеющейся информации.
- Заключение: представляется нецелесообразным тратить место на боевых кораблях под неосвоенное оружие, имеющее, согласно наличным данным, только психологический эффект. Необходимость сближаться с целью на расстояние порядка 250 км ставит носители оружия под серъезную угрозу; представляется более рациональным в тех же условиях использовать палубные бомбардировщики. Имеются серъезные сомнения относительно возможности использования оружия как корабельного в принципе.
Руководство «Ансальдо» согласилось с выводами, и решило не запрашивать немецких партнеров о новом оружии. Приоритет был вновь отдан корабельному развертыванию зенитных ракет DAAC, управляемых по радио. По мнению «Ансальдо», такие ракеты могли быть с большим успехом использованы и против кораблей и береговых целей противника — на меньших дистанциях, но с гораздо лучшей точностью чем корабельная Fi-103. Идея корабельного развертывания Fi-103 была отставлена; интересно, однако, отметить, что американцы после войны вполне успешно решили задачу запуска «клонов» Фау-1 — ракет JB-2 «Loon», созданных путем обратной разработки — с кораблей и подводных лодок.
Источники:
- Aircraft Carrier Impero: The Axis Powers’ V-1 Carrying Capital Ship — Davide F. Jabes, Stefano Sappino (Fonthill, 2018)
- Guided Missiles and UFOs: A Tangle of Fear — 1937-53 — Joel Carpenter.