Нереальный апгрейд: какой могла быть советская военная техника 60-х?
Предисловие warhead.su: Все любят необычную военную технику. А что, если взять технику реальную — и немного доработать? Какой тогда была бы Советская армия?
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
1. Танк космической эры
Берём новейшую и самую мощную гладкоствольную пушку, автомат заряжания, комбинированную броню. Получился… Т-64. Танк с очень спорной репутацией.
Как его можно улучшить? Если включить послезнание, нужно дать конструкторам чуть больше возможностей для манёвра. Скажем, при проектировании увеличить максимальный вес танка. Поставить не 36 тонн, а хотя бы 40 (в 60-е эта цифра казалась логичной для упрощения транспортировки машины).
Как ни странно, так думали и на Западе. Т-64 казался им слишком лёгким — значит, русские где-то прячут его более тяжёлую версию.
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасеСоздатель Т-64 Морозов мечтал о предельном танке минимального веса и с радостью ухватился за 36 тонн. Ради этой цифры подрезали проекты уральцев и ленинградцев. Вот только уже первые нормальные Т-64А ушли к 38 тоннам и продолжали тяжелеть.
Глядишь, если сразу потребовать машину потяжелее, и ходовая часть — одна из «болевых точек» реального Т-64 — будет надёжнее. Может, и компоновка получится разумнее. Ещё один часто предлагаемый вариант (хоть лично я и против) — вообще выводить линию ОБТ сразу из тяжёлых танков, как сделали американцы.
Для последних советских тяжёлых танков разрабатывались и комбинированная броня, и 140-мм гладкоствольное орудие.
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросамИдея сразу снять весовое ограничение для перспективного ОБТ, конечно, смотрится интересно. Но на практике это, вероятнее всего, вызовет негативный результат. Цифру в 36 тонн взяли не с потолка, она основывалась на реальных возможностях Советской армии — для машин потяжелее не хватало транспортных платформ, тягачей, не был оптимизирован инженерный парк.
В результате плавного утяжеления ОБТ всё это со скрипом, но появилось. Без ограничения сырая и тяжёлая машина попала бы в неподготовленную среду. И освоение Т-64 на этом фоне показалось бы простым и безоблачным. Не говоря о том, что более тяжёлая машина, особенно сделанная из тяжёлого танка, была бы в разы дороже, чем и так недешёвый Т‑64.
2. БТР с братской помощью
Над американским БТР М113 любят издеваться. И в общем-то, заслуженно. Однако эта машина уже была закрытой сверху — в отличие от «сверстников» БТР-152 и ранних БТР-60. И имела надёжный вход-выход, чем советская линейка БТР-60-70-80 похвастаться, увы, не могла. Залезть и вылезти из них — это просто цирковой номер.
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасеПричина такого решения ещё более абсурдна. Изначально у БТР-60П крыши не было, и солдаты вылезали из машины по старинке, через верх. Но вскоре до военных дошло, что в условиях ядерной войны открытый БТР — это как-то не очень, и крыша у БТР-60 появилась. Ну а люки переделывать не стали — это же такими изменениями можно и план по производству сорвать!
Это было одной из причин, по которой многие десятки лет советская, а потом и российская пехота ездила снаружи, на броне боевых машин.
Тогда к чему «транспортёру» приставка «броне-»?
А что, если умерить гордость и воспользоваться опытом товарищей по социалистическому лагерю? В Чехословакии с помощью Польши сделали по мотивам БТР-60 весьма удачный ОТ-64 SKOT. Появился он одновременно с ещё открытым БТР‑60П.
Вместо спарки бензиновых движков — берём один дизель. Выигранный вес ушёл на броню. И самое главное — десантное отделение с огромными дверями в корме.
Итог — ОТ-64 отлично шёл на экспорт. Бронетранспортёр имел бы и хороший потенциал по модернизации. Да, современной колёсной БМП из него не выйдет, но довести советский ОТ-64 до уровня БТР-82 не проблема. Вместо мучений — долгая счастливая служба на десятки лет.
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросамРампа — это конечно хорошо, но вот к чему тут рассуждения про поездку на броне? Что-то американцы во Вьетнаме далеко не всегда предпочитали прятаться внутри столь комфортного М-113. Да и за удобный выход приходилось платить большей высотой БТР — и на числе, и на американских машинах. Можно долго спорить, что лучше: быть низеньким, чтобы тебя не заметили, или иметь удобные выходы для пехоты.
3. БМП с «отбойным молотком»
Советская БМП-1 произвела фурор на Западе. Машину хвалил за новизну идей видный танковед Стивен Залога.
Но вот её вооружение… Ракетомёт хорошо смотрелся бы в фантастике Стругацких. А в реальности эффективная дальность безоткатного орудия «Гром» оказалась маловата. Плюс первые годы осколочных гранат к нему не было вообще, не говоря о причудах баллистики.
А стрельба из «Грома» по танкам так и осталась невостребованной.
Конечно, в 60-е автора идеи «урезать противотанковую мощь боевых машин» предложили бы расстрелять. Но недавно в Ираке на БМП-1 поставили «половинку» от знаменитой зенитки ЗУ-23-2.
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросамЧто-то похожее в начале 80-х построили и болгары, которым не выдали лицензию на производство 2А42, а свою БМП-2 хотелось.
Пушка лёгкая, скорострельная… Фактически, получаем БМП-2 лет на пятнадцать раньше.
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасеИдея кажется хорошей, за одним важным но — пушка от ЗУ-23 не выдерживает никакой критики. Она уступает даже пресловутой 2А42, которую заслуженно считают худшей в своём классе. Если, конечно, взять четыре ствола, то, может, прок и будет, но с одним орудием уж проще оставить крупнокалиберный пулемёт — хотя бы боекомплект будет нормальный.
Критика «Грома» точно так же абсолютно необоснованна. Как показывает практика современных конфликтов, возможность забросить фугас регулярно оказывается полезнее красивой стрельбы из автопушки. В СССР это прекрасно понимали и создали БМП-3 — в чём-то далёкое развитие идей БМП-1. Если же реализовать высказанную выше идею — то мы получим абсолютно бесполезную машину в серии.
4. Нужная ненужная самоходка
Ирония судьбы — нужную машину разработали ещё в конце 40-х, а её базу уже приняли на вооружение. Но тут появились ракеты «всех сортов и расцветок» — и стало не до САУ.
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросамСУ-152Г даже успели принять на вооружение, но освоение машины сильно затянулось из-за проблем с шасси. Да и военные не очень приветствовали самоходку, не считая её чем-то необходимым для советской армии. В итоге в 1955 году все попытки довести машину до ума прекратили.
Полуоткрытая установка давала бы навесной огонь на большой дистанции. На деле, только после учений 1965 года стало ясно, что нужны новые самоходки. Было потеряно десять лет. И добавить крышу было бы проще, чем разрабатывать машину «с нуля». Да и экипаж не так угорал бы от пороховых газов. К тому же реальная САУ 70-х, «Гиацинт» — по прозвищу «Геноцид» — тоже не отличалась могучей бронёй.
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасеСамоходная артиллерия важна, но вот СУ-152Г — это анахронизм. По сути, повторение идей поздних немецких «ваффентрагеров». Открытая рубка особенно хорошо подходит для ведения действий в условиях возможного применения ядерного оружия. В итоге всё равно в 70-х всё бы пришлось делать снова? Так, может, и хорошо, что сэкономили на бесполезной и проходной машине?
5. Штурмовик атомной войны
«Полноценный» поршневой или турбовинтовой штурмовик тогда всенепременно зарезали бы. На фоне двух-, а то и трёхмаховых реактивных конкурентов винтовой самолёт — например, Ту-91 — не смотрелся.
А вот боевой Ан-2 — крайне надёжный и дешёвый — пригодился бы бедным странам, строящим социализм по всему миру. Глядишь, из опыта его применения сделали бы всякие полезные выводы. Да и для противопартизанских действий машина была отличной, хоть СССР и отрицал сам факт того, что война коммунистов-социалистов с партизанами возможна.
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросамРасцвет интереса к концепции COIN (война против инсургентов. — Прим. ред.) связан лишь с одним событием — война во Вьетнаме. Если оглянуться назад, в прошлое, более подходящих самолётов — ветеранов Второй мировой хватает. Позже ПВО уйдёт вперёд и, например, в Афганистане такой штурмовик из Ан-2 станет великолепной мишенью.
Вот всего несколько удивительных машин, которые были в реальности, — только в других странах или в другое время. Увы, в Советской армии им места не нашлось.
А какую технику предложили бы вы?
источник: https://warhead.su/2019/06/04/nerealnyy-apgreyd-kakoy-mogla-byt-sovetskaya-tehnika-60h