22 июня 1941 года. Согласно уставам и приказам. Воздушное сражение.

2

На исходе самой короткой летней ночи 1941 г. немецкая авиация обрушилась на советские аэродромы. Основной удар пришелся на Западный Особый военный округ. Здесь, на стратегическом направлении Минск-Москва начала боевые действия германская группа армий «Центр», поддерживаемая 2-м Воздушным флотом с 1680 боевыми самолетами. 2-м воздушным флотом командовал фельдмаршал Альберт фон Кессельринг, имевший высокий уровень подготовки и опыт ведения боевых действий.

Состав.

Авиация Западного фронта была одной из сильнейших в пяти фронтах, которые вступили в бой в первый день войны. В её состав входили 9, 10, 11-я смешанные авиационные дивизии (армейская авиация); 12, 13-я бомбардировочные и 43-я истребительная дивизии и 313, 314-й отдельные разведывательные полки (фронтовая авиация); 8 корпусных авиационных эскадрилий (войсковая авиация). Смешанные дивизии входили в состав 10, 4, 3-й армий и подчинялись их командующим, фронтовая авиация подчинялась командующему ВВС фронта, которым был Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Иванович Копец.

 Всего в составе авиации фронта имелось 29 полков, из них 12 истребительных, 13 бомбардировочных, 2 штурмовых, 2 разведывательных, и насчитывалось 1789 самолётов.

Истребительная авиация Западного особого  военного  округа : 237 МиГ-3, 241 И-153, 361  И-16.

9-я сад: Белосток (управление ад) -МиГ-3, И-16  — 2

 41 иап (Белосток, Себурчин)               МиГ-3, МиГ-1 — 42 (27 пилотов)               

                                                                            И-16, И-15 -18      (18 пилотов)    

124 иап  (Белосток)                                   МиГ-3 — 62 (16 пилотов)

                 (М.Мезовецк)                             И-16   —   27(24 пилота)

126 иап(Бельск, Долубово)                   МиГ-3    -38(21 пилот)

                                                                            И-16  —      13(13 пилотов)

129 иап(Заблудово, д.Тарново)            МиГ-3   — 56( 0 пилотов)

                                                                            И-153  -49 (40пилотов)

10-я сад:(Кобрин (управление ад)

33 иап(Пружаны)                                      И-16          — 37(37  пилотов)

 74 шап(Пружаны)                                    И-153, И-15бис – 60(60 пилотов)

 123 иап(Стригово, Именин)                 И-153 —    53(53 пилота)  

                                                                           Як-1           20(0 пилотов)

11-я сад(Лида (управление ад)      И-16, И-153 -4( пилота)

 122 иап(Лида)                                          И-16, И-15бис -60(50  пилотов)

127 иап(Скидель, Лесище)                    И-153, И-15 -65( 53 пилота)

43-я иад(Балбасово (управление ад): И-16              2( 2 пилота)

 160 иап(Балбасово, Пронгеевка)      И-153, И-15 -61(39 пилотов)

161 иап(Балбасово, Зубово)                И-16  —      59(17 пилотов)

 162 иап(Могилев, Едлино)                  И-16 -50(13 пилотов)      

163 иап(Могилев, Лубнице)                 И-16 -56(10 пилотов)

161-й резервн. ап(Лепель):                 И-16, И-153, И-15 -36(34 пилота)

162-й резервн. ап(Зябровка, Бронное, Холмич): И-16, И-153, СБ —  56(56 экипажей)

Учтены только боеготовые экипажи, способные одновременно подняться в воздух для выполнения боевого задания в зависимости от наличия в авиационных полках исправных боевых самолетов. Источник: "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962

Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=27&Itemid=28

Боевая подготовка.

Итого 839 самолетов-истребителей(+ 20 неучтенных Як-1) и 572, готовых к немедленному вылету в бой, пилота. При буквальном исполнении приказов № 070 от 4 июня 1939 г., № 0200 от 28 августа 1940 г., № 30 от 1940г. и  директивы « О ЗАДАЧАХ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 1941 ГОДА» № 34677 от 17 мая 1941 г. к 18  июня 1941 года количество боеготовых экипажей было бы значительно больше и могло быть доведено до 700-800. Имея запас материальной части, хорошо подготовленный пилот, выйдя из боя на поврежденной машине и совершив посадку на свой аэродром, мог  через незначительное время вылететь на задание на другом истребителе.

«3. Командирам дивизий и полков пересмотреть уровень подготовки каждого экипажа, звена, эскадрильи и своими приказами допустить их в соответствии с подготовкой к выполнению последующих упражнений, программ боевой подготовки.

4. Программы летной подготовки по переучиванию летчиков на скоростном самолете, техники пилотирования на боевом самолете, слепой и ночной подготовки выполнять последовательно и полностью, без изменений и сокращений.

5. В каждой эскадрилье составить планы проверки техники пилотирования, в соответствии со сроками, определенными Наставлением по производству полетов , и строго их соблюдать.

6. Одновременно с регулярной проверкой техники пилотирования у всех летчиков проверять знания материальной части, и особенно ее эксплуатацию, теорию полета и НПП.

Проверка должна определять знания и подготовленность летчика для прохождения последующих упражнений программ боевой подготовки.

7. Установить систему экзаменов по дисциплинам боевой подготовки. Экзамены проводить: для экипажей — один раз в три месяца; для командиров звеньев и выше — один раз в четыре месяца. Рядовые экипажи и командиры звеньев проверяются комиссией, назначенной приказом командира дивизии.

Результаты проверок с оценками объявлять в приказах. Не сдавшие зачетов к полетам не допускаются до сдачи зачетов не ниже как на «хорошо». ( № 0200 от 28 августа 1940 г.).

Однако на этом боевая учеба не заканчивалась. Авиация это не только отдельный летчик или экипаж, это тактические подразделения от звена и выше. БУИС-40: «Как правило, истребительная авиация выполняет боевые задания в групповом полете (звено, подразделение, часть, соединение). … Основой группового полета истребительной авиации является звено, которое отличается маневренностью, дает мощный и гибкий огонь и хорошо приспособлено для осуществления скрытого и внезапного нападения». Как видно устав не определяет количественный состав звена – это просто основная тактическая единица. Расчет сил и средств авиационным командиром любого уровня производился из количества звеньев, а не отдельных машин. Звено из трех машин требует хорошей слетанности и средней или высокой квалификации пилота.  Перед войной и в её начальный период, опираясь на довоенный уровень подготовки, ВВС могли позволить себе иметь звено из трех машин. Что это значит для истребительной авиации РККА в сравнении с основной тактической единицей «люфтваффе» — парой.  Это лишняя голова, лишняя пара глаз и лишний комплект вооружения. «При внезапном нападении строй клина лучше всего позволяет проводить оборонительный бой». К концу 1942 года начался количественный рост авиации, а вместе с ним упал общий уровень подготовки пилотов. Это обусловило изменение состава тактической единицы, но не в сторону уменьшения до пары, а в сторону увеличения до четырех машин – две пары. Два опытных ведущих и два новичка – ведомых, главная задача которых «удержаться за хвост». На первых порах такая тактическая единица если и будет уступать немецкой паре, то незначительно, а со временем её боевые возможности начнут расти. Да и у молодого пополнения будет больше шансов выжить.

«…Занятия по тактике, огневой подготовке, теории полета в эскадрильях проводить только командирам эскадрилий, их помощникам, а в полковой группе — командирам полков, их помощникам и начальникам штабов полков.  Командирам дивизий и полков, используя командиров своего штаба, не реже одного раза в два месяца проводить в эскадрильях и полковых группах тактические занятия с целью показа методики и проверки подготовки эскадрилий в тактическом отношении».( № 0200 от 28 августа 1940 г.)

«8. Постоянно воспитывать у командиров разумную инициативу, быстрое и смелое решение.

9. Полковые летно-тактические учения проводить с наземными войсками один раз в месяц. На эти учения привлекать весь летный состав, слетанный для боевых действий в составе звена и эскадрильи.

Дивизионные летно-тактические учения проводить один раз в 2 месяца.

На всех учениях использовать радио как главное средство связи и управления. Проволочные средства связи использовать как исключение» (№ 30 от 1940г., № 34677 от 17 мая 1941 г.).

Радиостанция РСИ-4 (а она в то время устанавливалась на наши новейшие истребители, в том числе и на И-16 1940-1941гг. выпуска) в телефонном режиме позволяла поддерживать связь на дальности до 150 км. В то же время следует иметь в виду, что к началу войны в авиации оставалось большое количество радиостанций производства 1932-1936 гг., таких как 14к с дальностью телефонной связи до 50 км и 15к соответственно с дальностью до 30-40 км. Последними, видимо, и должны были быть вооружены истребители И-16, И-15, И-153, составлявших основу истребительного парка СССР. Радиостанции так и пролежали до начала войны на складах долговременного хранения, а при строгом следовании БУИС-40  и предвоенным приказам они должны были оказаться там где и положено – на истребителях. При анализе их данных, надо иметь в виду, что по дальности связи оценка специалистами дается сверху, то есть при идеальных атмосферных условиях и нормальной работе источников питания. Но даже такая несовершенная техника позволяла летчикам-истребителям вести радиообмен между собой во время боевых вылетов, хотя и  ограничивала радиосвязь с командованием своего авиаполка небольшими расстояниями. Уж лучше такая связь, чем вообще ничего.

 Базирование и маскировка.

В соответствии с Боевым уставом истребительной авиации ВВС РККА  1940г. «  Истребительная авиация базируется для боевой работы в прифронтовой зоне на удалении от фронта 25 км и в глубину до 100-150 км. Район расположения определяется требованиями оперативной обстановки, но во всех случаях передовые аэродромы должны находиться вне воздействия огня артиллерии противника и видимости с его наблюдательных пунктов и привязных аэростатов».

В результате же освободительного похода 1940 года авиационные части Зап.ОВО оказались вдали от своих аэродромов постоянного базировании и, размещенные на польских аэродромах,  оказались в ужасающей близости от новой линии границы. От неё  до аэродрома в Пружанах было всего 14 км, до аэродрома Малые Заводы всего 20 км, до аэродрома Тарнава (Тарново) –12 км, до аэродрома Высоке-Мазовецке – 16 км… Кроме того, советская авиация была многочисленнее польской и на каждый аэродром пришлось сажать по две-три авиачасти. О старых польских аэродромах  противник знал все. Все документы Главного штаба польских ВВС и Генштаба Войска польского были захвачены нацистами в Варшаве. А это значит, что подразделения превращаются в прекрасную мишень для авиации противника. 

ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

№ 0367 от 27 декабря 1940 г.

Приказом HKО 1939 г. № 0145* требовалась обязательная маскировка всех вновь строящихся оперативных аэродромов. Главное управление ВВС Красной Армии эти мероприятия должно было провести не только на оперативных аэродромах, но и на всей аэродромной сети ВВС. Однако ни один из округов должного внимания этому приказу не уделил и его не выполнил.

Необходимо осознать, что без тщательной маскировки всех аэродромов, создания ложных аэродромов и маскировки всей материальной части в современной войне немыслима боевая работа авиации*.

Приказываю:

1. Представить мне на утверждение к 1 января 1941 г. инструкцию по маскировке аэродромов.

2. К 10 января 1941 г. представить соображения о применении камуфлирующей окраски самолетов как выпускаемых авиапромышленностью, так и находящихся в строевых частях ВВС.

3. Все аэродромы, намеченные к засеву в 1941 году, засеять обязательно с учетом маскировки и применительно к окружающей местности путем подбора соответствующих трав. На аэродромах имитировать: поля, луга, огороды, ямы, рвы, канавы, дороги, с тем чтобы полностью слить фон аэродрома с фоном окружающей местности.

То же самое путем подсева провести на всех ранее построенных аэродромах.

К 1 июля 1941 г. закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500-км полосе от границы.

Командирам авиационных дивизий:

4. До 1 апреля 1941 г. составить схему-план на каждый аэродром по маскировке как в части засева, так и на расстановку переносных маскировочных средств.

5. Силами частей до 1 апреля 1941 г. заготовить необходимый легкий переносной маскировочный материал применительно к каждому аэродрому.

6. По оперативным аэродромам, сдаваемым в аренду советским и хозяйственным организациям, оговорить в договорах требование сохранности и целости средств маскировки.

7. Маскировочный засев аэродромов и оборудование переносных средств маскировки произвести за счет денежных средств, отпускаемых на строительство аэродромов и их содержание.

8. В дальнейшем не принимать от строительных организаций вновь построенных летных полей, засеянных без учета маскировки.

9. Генерал-инспектору ВВС установить контроль и о ходе работ докладывать ежемесячно.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко

Кроме того устав   требует «звенья и подразделения истребительной авиации … располагать на отдельных аэродромах (площадках), не входящих в общую аэродромную сеть, на удалении от фронта 15-40 км». В соответствии с предвоенными наставлениями и приказами  каждый авиаполк должен был иметь не менее одного запасного аэродрома для рассредоточения и приказ о маскировке относился к ним в полной мере. В виду проведения строительных работ маскировка основных аэродромов базирования  и использование их по прямому назначению были либо сильно затруднены или вообще невозможны. Таким образом, запасные аэродромы в случаи угрозы начала боевых действий  становились основой базирования ВВС округа. «Летно-технические учения и выходы в поле проводить в условиях, приближенных к боевой обстановке, практикуя перебазирование на оперативные аэродромы и работу с них; подготовку и вылет в сокращенный срок с полетом по маршруту с бомбометанием и стрельбой на чужих полигонах; рассредоточение и тщательную маскировку самолетов на аэродроме; нападение и отражение авиации, авиадесантов; перелеты и посадки на незнакомые аэродромы». (№ 30 от 1940г., № 34677 от 17 мая 1941 г.)

Альтернативная диспозиция.

К июню 1941 года в соответствии с приказом  в каждом районе авиационного базирования 500-км пограничной полосы были организованы по  8 — 10 ложных аэродромов, оборудованных   40— 50 макетами самолетов каждый. В полках  авиации ЗОВО завершена подготовка запасных оперативных аэродромов.  Проведены мероприятия по маскировке складов, мастерских, парков и   обеспечена  их полная  ненаблюдаемость с воздуха.  Проведенную маскировку аэродромов  и складов была  проверена  с воздуха наблюдением ответственными  командирами  штабов округов и фотосъемками. Все вскрытые ими недочеты были немедленно устранены. 

До 19 июня 1941 года на основных аэродромах базирования шла интенсивная боевая учеба, что не оставило сомнений у командования «люфтваффе» о дислокации ВВС округа. Полностью завершено переучивание летного и технического  состава на самолеты новых типов. Уровень подготовки пилотов первого и второго года службы доведен до среднего. На 1 июня 1941 года налёт за зимне-летний период составил 85-90 часов на одного пилота. В частях отработано проведение воздушного боя одиночным самолетом, звеном и в составе эскадрилий с применением фотокинопулеметов.  Матчасть личным составом изучена и находится в исправном состоянии. Радиостанции установлены на самолеты и настроены. Командирами дивизий подготовлены планы боевых тревог и проведены в гарнизонах необходимые переселения летного и технического состава с целью сокращения сроков оповещения и сбора личного состава по тревоге. Составлены планы взаимодействия со средствами ПВО и отработаны практические взаимодействия.

После получения директивы о выведении командования округа на полевой КП, авиация начала скрытое рассредоточение по запасным аэродромам, расположенным в 15-20 км от мест постоянного базирования и вне досягаемости возможного артиллерийского огня с сопредельной стороны.  На основных аэродромах оставлены  группы прикрытия в составе одного – двух звеньев и начато демонстративное проведение маскировочных мероприятий.

К  6 часам утра  21 июня основные силы авиации завершили передислокацию и маскировку матчасти.  Начато  дежурство в состоянии боевой готовности. « При дежурстве на аэродромах для истребителей было установлено три степени боевой готовности: № 1, 2, и 3. Они обеспечивали взлет истребителей: из готовности № 1 – немедленно; из готовности № 2 – летом через 2-3 мин, зимой через 4-6 мин; из готовности № 3 – летом и зимой через 15-20 мин.  При перехвате самолетов противника из положения дежурства на аэродромах дивизии, как правило, имели три группы истребителей соответственно в готовности № 1, 2 и 3, имея в каждой группе 1/3 своих сил или одну авиаэскадрилью на каждом аэродроме, что на дивизию составляло один авиаполк, который мог взлететь немедленно. Такое же примерно количество истребителей можно было поднять в воздух через 2-3 мин из готовности № 2 для наращивания усилий первой группы или в качестве второго эшелона для смены первой группы, если встреча и бой с самолетами противника состоялись на дальних подступах. Третья группа использовалась в качестве резерва или третьего эшелона.

Начало.

Итак, в первом эшелоне основные силы ИА — восемь иап. Бомбардировочная авиация сзади в глубине 400-450км. 43иад — резерв, а также прикрытие промышленных и транспортных объектов восточной Белоруссии. В 2 часа ночи 22 июня 1941 года генерал-майор авиации И. И. Копец отдал приказ о приведении авиации фронта в состояние боевой готовности №1. В 2.45  с основных аэродромов  для патрулирования в районах их нахождения были   подняты ранее оставленные там группы прикрытия.

Истребители ВВС РККА. 859 машин. (195 МиГ-3 и 42 МиГ-1, 20 Як-1, 241 И-153, 361  И-16).

 Як-1 М-105ПА: Масса, кг     нормальная взлетная          2858, Тип двигателя     1 ПД  М-105ПА, Мощность, л.с.              1 х 1100, Максимальная скорость , км/ч   у земли                480,   на высоте    577, Скороподъемность, м/мин           877, Время виража 21 сек, Практический потолок, м    10200, Вооружение:     одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС.

МиГ-3: Масса, кг     нормальная взлетная         3350, Тип двигателя     1 ПД  АМ-35А, Мощность, л.с.              1 х 1350, Максимальная скорость , км/ч   у земли                472,   на высоте 7800м  622, Скороподъемность, м/мин           704, Время виража 23 сек, Практический потолок, м   11500, Вооружение:     один УБС  12,7мм  и два 7.62-мм пулемета ШКАС.

МиГ-1: Масса, кг     нормальная взлетная         3099, Тип двигателя     1 ПД  АМ-35А, Мощность, л.с.              1 х 1350, Максимальная скорость , км/ч   у земли                486,   на высоте 7800м  657, Скороподъемность, м/мин          1008, Время виража 23 сек, Практический потолок, м   11500, Вооружение:     один УБС  12,7мм  и два 7.62-мм пулемета ШКАС.

И-16 тип 10: Масса, кг       взлетная         1716, Тип двигателя     1 ПД М-25 Мощность, л.с.       1 х 750, Максимальная скорость , км/ч   у земли             398,   на высоте               448, Скороподъемность, м/мин           882, Практический потолок, м              8470, Вооружение:      четыре 7.62-мм пулемета ШКАС.   В боевых условиях возможна  замена двигателя на более мощный, что и происходило во второй половине лета 1939 года. М-62 и М-63 , обладая большой мощностью и высотностью, могли  устанавливаться вместо двигателя М-25 практически без переделок. Их  максимальный диаметр, равный 1375 мм, всего на 10 мм превышал диаметр предшественника, а гнезда крепления моторами были тождественными. Сначала капитально восстановили и модернизировали 134 И-16 тип 10.Потом начался серийный выпуск тип 18 с М-62, а затем тип 24 с М-63.

И-16 тип 18: Масса, кг    взлетная            1830, Тип двигателя     1 ПД М-62, Мощность, л.с.      1 х 800, Максимальная скорость , км/ч   у земли             413,   на высоте              461,Cкороподъемность, м/мин            1034, Практический потолок, м          9300, Вооружение:      четыре 7.62-мм пулемета ШКАС.

И-16 тип 24: Масса, кг       взлетная         1882, Тип двигателя     1 ПД М-63, Мощность, л.с.      1 х 900(взл.1130), Максимальная скорость , км/ч   у земли            410,   на высоте               462, Скороподъемность, м/мин           882, Практический потолок, м           9700, Вооружение:      четыре 7.62-мм пулемета ШКАС

И-16 тип 29:Масса, кг     взлетная            1882,  Тип двигателя    1 ПД М-63 Мощность, л.с.       1 х 900(взл.1130), Максимальная скорость , км/ч  у земли             410,   на высоте   462, Скороподъемность, м/мин       882, Время виража 16 сек, Практический потолок, м           9700, Вооружение:       два 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12.7-мм пулемет БС.

И-16 тип 28: Масса, кг      взлетная          1988, Тип двигателя     1 ПД М-63 Мощность, л.с.                       1 х 900(взл.1130), Максимальная скорость , км/ч   у земли              427,   на высоте           463, Cкороподъемность, м/мин           938, Время виража 19 сек , Практический потолок, м          9950, Вооружение —     два 7.62-мм пулемета ШКАС и две 20-мм пушки ШВАК.

И-153: Масса, кг     нормальная взлетная           1765, Тип двигателя     1 ПД М-62, Мощность, л.с.       1 х 800, Максимальная скорость , км/ч   у земли            366,   на высоте               444, Скороподъемность, м/мин           910, Время виража 11-14 сек , Практический потолок, м  11000, Вооружение:     четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов), или четыре  пулемета УБ  12,7мм, или две синхронные пушки ШВАК 20мм.

Второй воздушный флот Люфтваффе              :36 истребительных эскадрилий (430 экипажей)  и   50 штурмовых и бомбардировочных  эскадрилий (580 экипажей).

Истребители:  Bf-109F -278/229(исправных), Bf-109Е-84/49, Bf-110 – 68. Истребители Bf-110 в составе и скоростной истребительной группы SKG210( 60 машин) второго воздушного корпуса  иII/ZG-26 восьмого воздушного корпуса. 

Истребители «Люфтваффе».

Bf -109Е-7: Масса, кг     нормальная взлетная   2500, Тип двигателя     1 ПД Daimler-Benz DB601A, Мощность, л.с.      взлетная              1 х 1050,   на высоте      1 х 1100, Максимальная скорость , км/ч у земли   475, на высоте       580,  Максимальная скороподъемность, м/мин     819, Время виража 23 сек , Практический потолок, м               10500, Вооружение:     две крыльевые 20-мм пушки MG FF с 60 снарядами на ствол, стреляющие вне диска винта, два синхронизированных 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол, смонтированных на мотораме над двигателем.

Bf -109F-2: Масса, кг       взлетная            3120, Тип двигателя     1 ПД Daimler-Benz DB 601E-1, Мощность, л.с.                1 х 1350,  Максимальная скорость , км/ч   у земли             499,   на высоте 597, Максимальная скороподъемность, м/мин                  961, Время виража 20,5 сек, Практический потолок, м   12000,Вооружение:   одна 20-мм  пушка MG 151 в развале цилиндров со  150 снарядами,  два 7,9-мм пулемета MG 17 с 500 патронами на ствол.

Bf -110F-2: Масса, кг         взлетная          7200, Тип двигателя     2 ПД Daimler-Benz DB 601F, Мощность, л.с.     2 х 1350, Максимальная скорость , км/ч   у земли            465,   на высоте               563, Максимальная скороподъемность, м/мин                  652, Время виража ??? сек ,Практический потолок, м   10900, Экипаж 2, Вооружение:   две 20-мм пушки MG FF со 180 снарядами на ствол и  четыре 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол и один 7,9-мм пулемет MG 15 с 750 патронами в задней части кабины.

 Фон Кессельринг, имея меньше самолётов, чем противостоящая авиация, решил уничтожить её в два этапа: на первом – армейскую авиацию, а на втором – фронтовую. Смешанные авиадивизии армейской авиации он решил уничтожить преимущественно на аэродромах, а самолёты фронтовой авиации – в воздухе, так как с ликвидацией истребительных полков бомбардировщики будут летать на задания без сопровождения и станут лёгкой добычей для немецких лётчиков.

Пользуясь преимуществом внезапного нападения, немецкая авиация ещё до объявления Германией войны Советскому Союзу на рассвете 22 июня 1941 года нанесла удары в полосе Западного фронта по 26 аэродромам, которые заранее были разведаны. При этом ударам с воздуха были подвергнуты все аэродромы армейской авиации  и дополнительно три аэродрома, на которых базировались два разведывательных полка и один бомбардировочный фронтовой авиации.  Атаки производились группами в 30-40 машин (20-30 ударных с прикрытием из 10 истребителей).

 Группы прикрытия,  патрулировавшие над  давно разведанными и изученными аэродромами, были буквально сметены с неба. Но свою задачу они выполнили — окончательно убедили командование люфтваффе в правильности выбора и успели доложить на свои КП.  И когда последние сомнения были рассеяны, и стало ясно, что это война – прозвучала команда «Взлёт!».

Как правило, взлет осуществлялся звеньями, что обеспечивало взлет дивизии в полном составе за 5-6 мин. Сбор каждой эскадрильи после взлета производился на прямой при полете к цели.Достаточное количество самолетов  обеспечило эшелонирование  по высоте от 500-600 до 4000-5000 м.   Каждая ступенька этой  «этажерки» выполняла свою, строго определенную роль. В том случае, когда неприятельским самолетам и удавалось уйти из-под удара одной ступеньки «этажерки», они тут же попадали под огонь другой.  Ввод в бой каждой эскадрильи осуществлялся с ходу, и, конечно, в первую очередь истребители атаковали бомбардировщиков противника.  Истребительная дивизия, вводимая в бой в полном составе, при выделении 1/3 сил в прикрывающую группу для борьбы с истребителями сопровождения могла уничтожить до 20-30 бомбардировщиков противника.

С момента встречи патрулей с истребителями Люфтваффе прошло около  10  минут. За это время успели подтянуться бомбардировщики и приступить к методичному стиранию в пыль спящих аэродромов. Делавшая  очередной разворот пара Bf-109 F-2  на высоте 3500м над населенным пунктом Пружаны  лоб в лоб столкнулась с  вывалившимися в пикировании из облаков эскадрильей  И-16  33 иап.  Пятнадцать машин  уже выстроившихся для атаки пронеслись  мимо «худых», подбив одного и незначительно повредив второго, и отработали по отходящим от цели и ещё не успевшим набрать скорость Ю-88. После чего используя набранную скорость  «ишачки» полезли вверх и были атакованы истребителями эскорта. Но те в свою очередь были встречены огнем другой группы  И-16 подошедшей к месту схватки со значительным превышением по высоте. Новая группа, прикрыв огнем своих товарищей, также отработала по быстроходным «юнкерсам». На более тихоходные Не-111 и Ю-87 навалились 30  И-153 74 шап.

 «Мессеры»  конечно вырвутся из  боя, займут выгодную высоту и даже удачно атакуют. Один, в лучшем случаи два раза. Они к этому моменту уже минут 40-45 как воздух пилят, а домой надо еще долететь. Русские же налетали только минут 15 и запас времени у них есть и численное превосходство тоже, и мастерство.

 А где-то их встретят не только И-16, но и МиГ-1,  МиГ-3 и  Як-1.

 Кто с мечом к нам придет — так ему  и надо. Сам пришел. В общем, кто-то да убежит, не все. Тихоходные Ю-87 со слабым оборонительным вооружением  точно не убегут. «Им даже не надо крестов на могилы – сойдут и на крыльях кресты».

«Истребители противника в бой с нашими истребителями вступать избегают; при встрече организованного отпора уходят даже при количественном превосходстве на его стороне. На советские аэродромы … противник массовые налеты прекратил».

В РИ размен шел 6 к 1 не в нашу пользу, при подавляющем численном превосходстве «люфтваффе» после внезапного удара по аэродромам, всеобщей панике, потере связи и управления.

Паники нет, связь функционирует, управление присутствует, инфраструктура не разрушена к исходу дня немецкие  танки так и не появились на аэродромах. Работать можно. И не все немецкие пилоты асы. А повышать мастерство на «мальчиках для битья» у них возможности не будет. Кроме того в ВВС ЗОВО также немало пилотов имеющих боевой опыт. И, в данном случаи, они будут не бессильно проклинать фрицев сидя на земле у своих разбитых самолетов, но активно помогать им расстаться с жизнью. А размен даже два к одному станет для «люфтваффе» катастрофой. И все это на 14-18 дней, до того как завершат развертывания авиачасти второго стратегического эшелона.

 Уцелев  первый день войны и сохранив организационную структуру  ВВС Западного фронта, сможет оказать существенную поддержку сухопутным силам в приграничном сражении и решить другие, ещё до войны поставленные перед  ними, задачи в частности, по плану прикрытия Западного ОВО:

«а) нанести одновременный удар по установленным аэродромам и базам противника, расположенным в первой зоне, до рубежа Инстербург (Черняховск), Алленштайн, Млава, Варшава, Демблин, прикрыв действия бомбардировочной авиации истребительной авиацией.

Для выполнения этой задачи потребуется 138 звеньев, мы имеем 142 звена, т. е. используя всю наличную бомбардировочную авиацию, можем решить эту задачу одновременно;

б) вторым вылетом бомбардировочной авиации нанести удар по аэродромам и базам противника, расположенным во второй зоне до рубежа Кёнигсберг, Мариенбург, Торунь, Лодзь. Для этой цели могут быть использованы самолеты типа «СБ», «Пе», АР-2, которых мы имеем 122 звена, для решения этой задачи требуется 132 звена, недостает 10 звеньев….

в) …для удара по жел/дорожным мостам могут быть использованы только самолеты типа «Пе-2» и АР-2, которые могут производить бомбометание с пикирования…Ввиду того, что у нас мало пикирующих бомбардировщиков, необходимо взять для разрушения только главнейшие мосты, как то: в Торуне, Варшаве и Демблине…».

Ночью на  штурмующие   границу  подразделения вермахта упадут бомбы большого калибра.Тихоходные гиганты ТБ-3  при тактически правильном (т. е. ночном) применении оказались одновременно и эффективными, и весьма живучими: экипажи ТБ-3 выполняли на них в среднем по 100 вылетов на одну боевую потерю! Для 1941 года это рекордные показатели.  В ВВС ЗапОВО около 300 экипажей были полностью подготовлены к полетам в ночное время в простых и 17 экипажей в сложных метеоусловиях.

«Истребительную авиацию необходимо использовать для уничтожения авиации противника на его аэродромах, хотя бы в 50-км зоне от линий фронта. При атаке аэродромов не ограничиваться простым проскоком с хода, а если позволяет обстановка, уничтожать материальную часть в несколько заходов. Налет 4-го штурмового авиационного полка на … аэродром показал, что противник, застигнутый на аэродроме, бросил материальную часть даже с работающими моторами и убежал. В результате 4 самолета Ил-2 уничтожили до 20 самолетов противника».

«Действуя по прикрытию своих войск над линией фронта или в местах сосредоточения, истребители противника патрулируют в воздухе группами от 3 до 9 самолетов (непрерывное патрулирование производится только на ответственных участках и объектах). При появлении наших самолетов противник, используя радио, поднимает дополнительные силы в воздух. Это делается иногда без учета обстановки, в результате чего на … аэродроме 28 — 29.6.41 г. штурмовиками 4-го авиационного полка в период 9.00 — 10.00 было уничтожено на земле 30 — 35 истребителей Ме-109, после того как они произвели три вылета для борьбы с мелкими группами штурмовиков этого же полка».

 «Командирам подразделений, частей и соединений немедленно разъяснить всему летному и техническому составу, что боевая обстановка требует от всех высокой воинской дисциплины, особенно в летной работе. Потребовать от всего состава строгого выполнения приказов, уставов и наставлений. Нарушителей привлекать к самой строгой ответственности»( Секретно. ВЫВОДЫ ПО БОЕВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЗАПАДНОГО ФРОНТА. 10.7.1941г.).

А дальше возможны варианты.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account