0

2004: Революция? Нет, эволюция!

Совсем недавно все человечество отметило 100-летний юбилей самолета! Что такое 100 лет в историческом масштабе? Один миг, и тем более значительным кажется путь развития, пройденный самолетом от первых архаичных конструкций до современных суперлайнеров. Скорости полета уже перестали быть недосягаемым пределом, высота полета ограничена разве что только космосом, дальности полета — межконтинентальные.

Если ретроспективно обернуться назад и посмотреть какими основными этапами — скачками развивался самолет, то теперь они всем хорошо известны и их не так уж много; вот они.

Скачок-переход от деревянно-полотняных конструкций к металлическим; переход от поршневых двигателей к реактивным; и наконец, переход от прямого крыла к стреловидному. Все остальные изменения были уже деталями. Каждый такой переход был целым событием в развитии самолета, радикально меняющим его внешний облик, качественно и количественно повышающими его характеристики. Самолет из средства передвижемия первых чудаков, небезопасного аттракциона отчаянных смельчаков, превращается в небесполезное, как оказалось, средство для ведения боевых действий.

Это уже позже самолет, способный перевозить лишь летчика и незамысловатый набор оружия, состоящий из маузера, пулемета и небольших ручных бомб, стал способен перевозить не только больше бомб, но и различных грузов и даже пассажиров.

Наконец-то уровень безопасности полета на самолете мог позволить путешествовать по воздуху уверенно, не опасаясь попасть преждевременно «на небо». Росли скорости, высоты и дальности полета, повышался комфорт. Прогресс в развитии оборудования и систем навигации совершенствовали самолет, но не делали его принципиально другим. Время революционных преобразований самолета закончилось, развитие самолета стало эволюционным. Самолет приобрел свое устоявшееся лицо. Наверное, правы дилетанты, которые говорят 

«…все самолеты одинаковые, на одно лицо. И как вы в них разбираетесь?»

Присмотритесь повнимательнее к современному самолету. Какими бы необычными Вам ни казались схемы некоторых оригинальных самолетов, все они это только комбинации, комбинации и еще раз комбинации давно известного.

Мы с Вами стали свидетелями того, как самолет стал развиваться «внутрь». Совершенству ютсв пилотажно-навигационное оборудование, двигатели, самолетные системы, а самолет, оставаясь внешне все тем же, «внутри» своем стал совсем другим. Вспомните, с каким разочарованием на очередном авиасалоне МАКС е г. Жуковском надеясь увидеть «что-то новое», мы с Вами узнавали в новых самолетах Су-27КУБ, Су-30МКИ, Су-32, Су-33, Су-35 — все тот же хорошо узнаваемый самолет Су-27. А ведь это действительно совершенно другие самолеты по своим характеристикам и назначению. Таи что же с революционными скачками развития самолета? А вот и то, что их больше нет!!! И живем мы с Вами в эпоху эволюционного развития самолета, тэк сказать по наезженной колее, по принципу «улучшить чуть-чуть это и чуть-чуть то…»

Если постараться понять ситуацию, сложившуюся в последнее время в развитии авиационной промышленности, то эволюционному этапу развития можно даже найти некоторое объяснение. Пока нет в авиации революционных изобретений, можно совершенствовать тог что неплохо себя уже зарекомендовало. Зачем тратить лишние средства на дорогостоящие исследования, экономически гораздо выгоднее приспосабливать существующие самолеты путем незначительных переделок н различным условиям эксплуатации.

Продлевается ресурс конструкции старого самолета, устанавливается новая аамоника, современные двигатели и жизнь старого самолета продолжается. Нужен эксплуатирующей авиакомпании самолет меньшей размерности чем есть, зачем создавать новый, если можно просто укоротить фюзеляж до нужного размера. При меньшей нагрузке и меньшем весе конструкции такого доработанного самолета дальность его значительно увеличится. Таким образом, создаются, например, административные самолеты. Или другой пример. Стал какой-то авиамаршрут популярным, увеличился пассажиропоток — значит нужно увеличивать вместимость самолета.

Как это сделать? Нет проблем, делаются фюзеляжные вставки нужного размера и тогда «…было 90 пассажирских мест, теперь стало 120». И так далее и тому подобное, «детский конструктор» в действии. Это действительно просто, это выгодно и самое главное это делается достаточно быстро!

Все это не голословные размышления, а реальная тенденция. Кстати для нашей страны, находящейся сейчас в условиях кризиса, такой путь развития, или скажем другими словами «реанимации» отечественного воздушного флота, не кажется таким уж плохим, а быть может пока даже чуть ли не единственным. Что поделаешь если это так, но не стоит говорить о национальной гордости и былой славе отечественной авиации, тем более что Россия не одинока в этой тенденции, «все сейчас так делают!».

О чем говорить, если всемирно известный гигант «Боинг» ничего нового предложить не может, все те же стреловидное крыло, классическое оперение и двигатели на пилонах. Вот и все!!!

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 1. Самолет АТR-172

По заказу финской авиакомпании «Финэйр» была успешно проведена модернизация самолета АТR-72. Глубокой модернизации был подвергнут фюзеляж самолета, размещение пассажиров на двух палубах позволило увеличить вместимость самолета с 74 исходного самолета до 132 пассажиров. Дальность полета с максимальной нагрузкой составляет 1300 км. Первый экземпляр модернизированного самолета был поставлен авиакомпании весной 2003 г. Зарезервирована первая партия из четырех самолетов на подобную модернизацию, решение будет принято после пробной эксплуатации на местных авиалиниях первого опытного образца.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 2. Аэробус А-380-800

Выпущена модификация суперлайнера А-380 повышенной пассажировместимости. Модификация аэробуса, получившая наименование А-380-800 отличается наличием второй палубы увеличенного размера. Самолет рассчитан на перевозку 820 пассажиров.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото З. MD-11SP

Подвергся глубокой модернизации хорошо известный 380-местный аэробус MD-11. Модифицированный самолет, получивший обозначение MD-11SP, рассчитан на 140 пассажиров. В результате модернизации длина фюзеляжа была уменьшена на 16 метров. Благодаря снижению массы конструкции самолета дальность полета самолета MD-11SP составила 9200 км.

2004: Революция? Нет, эволюция!

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 4 и 5: Фоккер F-65 и Фоккер F-99 

Представлена модификация пассажирского самолета Фоккер, модель F65.

Самолет переделан из базового F28 «Fellowship» путем укорочения фюзеляжа на 6,5 м. Салон самолета VIP класса рассчитан на перевозку 12 VIP-персон. Доработан бортовой пилотажно-навигационный комплекс, установлена система спутниковой навигации, шифрованный канал передачи данных. Подразделение VIP-перевозок авиакомпании КLМ с 2000 г. эксплуатирует два таких самолета, планируется доработка еще малой серии из пяти таких самолетов.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 6. МD-622

Административный самолет большой дальности МD-622, эксплуатируется с 1999 г. базовой моделью для модернизации послужил самолет McDonnell Douglus DC-9. Укороченный фюзеляж, улучшенная внутренняя отделка VIP-салона, рассчитанного на 18 пассажиров, доработанная силовая установка. Силовая установка состоит из четырех ТРДД Pratt&Whitney JT8D-217. Дальность полета 7400 км, скорость полета соответствует числу М=0,8, что составляет 925 км/ч.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 7. Аэробус А-300В4F

Необычный вид самолета А-300В4F, переделанного из хорошо известного А-310 объясняется желанием эксплуатирующей авиакомпании получить грузовой самолет с большой дальностью полета. Укороченный фюзеляж достаточен для размещения малогабаритных необъемных грузов (это могут быть деньги, ювелирные изделия, драгоценности и т. п.), дальность полета самолета составляет 11400 км.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 8. Воеing-737D2 (Dacota-2)

Средний региональный самолет Воеing-737D2 (Dacota-2). Радикальная переделка схемы шасси самолета и применение схемы шасси с хвостовым колесом было обусловлено необходимостью эксплуатации самолета с грунтовых аэродромов. На самолете установлены пневматики низкого давления, которые позволяют эксплуатировать самолет с грунтовых аэродромов с прочностью грунта 6-8 кгс/см².

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 9. DС-9-02

Административный самолет DС-9-02. Данная модификация самолета McDonnell Douglus DС-9 используется как административный самолет. Урезанный фюзеляж самолета позволяет разместить 8 VIP-персон.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 10. Ту-154-20

Ту-154-20 российский вариант административного самолета. Самолет создан на базе самолета Ту-154 путем укорочения фюзеляжа, доработки пилотажно-навигационного комплекса и пассажирского оборудования. Пассажирский VIP-салон рассчитан на 22 пассажира, скорость полета самолета составляет 960 км/ч. Авиакомпания «Пулково» первый год эксплуатирует четыре таких самолета, удачный опыт эксплуатации подтверждает экономическую целесообразность подобной модернизации.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 11. МD-10-40SP

Самолет МD-10-40SP, версия глубокой модернизации самолета ОС-10, рассчитанный на перевозку 40 пассажиров на межконтинентальных дальностях полета до 12500 км. Переделке подверглась только конструкция фюзеляжа и самолетные системы, расположенные в нем.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 12. А-310SР

Модернизированный самолет А-310SР уменьшенной пассажировместичоети с повышенной дальностью полета.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 13. Воеing-737-60SР

Модернизированный самолет Воеing-737-60SР с укороченным фюзеляжем, рассчитанный для эксплуатации на малонагруженных авиалиниях.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 14. МD-89

МD-89 модификация самолета McDonnell Douglus DС-9, рассчитанная на 220 пассажиров. Установка дополнительных двух двигателей и фюзеляжных вставок позволило получить практически новый самолет.

2004: Революция? Нет, эволюция!

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 15, 15a. Воеing-737-400ER

Фото 15 — Воеing-737-400ER повышенной пассажировместимости; фото 15а четырехдвигательный вариант самолета повышенной дальности.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 16. А-340-800

Аэробус А-340-800, шестидвигательный вариант самолета. Увеличенные по сравнению с базовым самолетом размах крыла на 8,6 м и запас топлива на 12 т позволили получить самолет со взлетным весом 390 т и дальностью полета 10600 км.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 17. Воеing-737-600R

Самолет Воеing-737-600R повышенной пассажировместимости. Дополнительный пассажирский салон на 220 пассажиров организован на второй палубе увеличенной до хвостовой части фюзеляжа.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 18. Воеing-797-200

Двухпалубный аэробус повышенной вместимости Воеing-797-200 авиакомпании Аir France.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 19. Воеing-737-800W

Воеing-737-800W повышенной вместимости на 160 пассажиров. На самолете использован фюзеляж новой конфигурации овального сечения. Благодаря такой форме сечения фюзеляжа в пассажирском салоне размещены 10 кресел в ряду по формуле (3+4+3).

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 20. Ан-225 «Мега Мрия»

Новая десятидви нательная модификация самолета «Мрии» Ан-225 получившая наименование «Мега Мрия», предназначена для участия в обеспечении транспортировки на внешней подвеске крупногабаритных грузов газонефтехммического комплекса весом до 350 т. Модификация уникального самолета проведена на киевском авиационном объединении летом 2003 г. В конце 2003 г. были успешно проведены летные испытания самолета, начало участия в транспортных операциях по транспортировке оборудования в Сургут планируется летом 2004 г.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 21. Ан-126-200

Десятидвигательный транспортный самолет Ан-12б-200 создан на базе самолета «Руслан» Ан-124. Новую модификацию самолета Ан-12б-200 в количестве четырех экземпляров успешно эксплуатирует транспортная авиакомпания «Волга-Днепр». Самолет Ан-126-200 рассчитан на перевозку грузов массой до 220 т.

2004: Революция? Нет, эволюция!

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 22. 22а. Ил-9б-450

Новая модификация пассажирского аэробуса шесгидвигательный Ил-9б-450.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 23. Ян-133 «Тренер» 

Трехместный вариант учебно-тренировочного самолета Як-130. В данном самолете получила развитие новая концепция оптимального авиационного тренинга, разработанная в рамках учебно-тренировочного комплекса УТК-Як. Концепция «2+1», тд есть два курсанта и один инструктор позволяет ускорить процесс обучения и подготовки курсантов по навыкам пилотирования, «Смена» курсантов обеспечивается без посадки прямо в полете, то есть выполнение задания курсантами происходит поочередно. Первый опыт подготовки курсантов по новой программе на Як-133 успешно проходит в Качинскон летном училище.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 24. МиГ-АТКОС

МиГ-АТКОС Учебно-тренировочный самолет нового поколения с крылом обратной стреловидности. Вариант УТС МиГ-АТКОС проходит летные испытания на летной базе в ЛИИ г. Жуковского. Крыло обратной стреловидности было успешно применено на опытном самолете С-37 «Беркут». Прототип МиГ-АТКОС подготовлен для проведения сравнительных испытаний с базовым самолетом МиГ-АТ по оценке характеристик маневренности.

2004: Революция? Нет, эволюция!

Фото 25. Ту-214ДРЛО 

Ту-214ДРЛО подготовлен к летным испытаниям на Казанском авиационном объединении. Самолет Ту-214ДРЛО после проведения натурных испытаний бортового комплекса должен пойти на замену существующим самолетам А-50, сделанным на базе Ил-7& с системой АВАКС. Программой производства самолета Ту-214ДРЛО предусматривается изготовить 12 машин данного класса со сроком ввода в эксплуатацию готового комплекса К 2007 г.

источник: "2004: Революция? Нет, эволюция!" 4-2004 КРЫЛЬЯ РОДИНЫ

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account