20-мм автоматические пушки Бофорс
В 1936 году на вооружение шведской армии и флота был принят всемирно известный 40-мм автомат Бофорс akan M/36, разошедшийся по миру огромными тиражами. Разработка этой системы в самой Швеции была связана с длительными метаниями военных в выборе калибров и тактико-технических характеристик будущей зенитки. Надо сказать, что большая часть военных склонялась к выбору автомата меньшего калибра – 13-25 мм. Надо сказать, в стремлении получить гарантированный государственный заказ, концерн Бофорс запустил в параллель сразу несколько систем с идентичной схемой автоматики на основе короткого отката ствола, различающихся лишь калибром и схемой боепитания.
Помимо широко известного 40-мм akan M/36 с длиной ствола в 60 калибров был запущен в производство укороченный, 43-калиберный вариант 40mm Ubapjäs M/32 для подводных лодок и 25-мм вариант LvAkan M/32.
Во второй половине 30-х годов, следуя мировой моде на универсальные малокалиберные автоматы, одинаково пригодные для использования в качестве танковых, противотанковых, зенитных и авиационных пушек, Бофорс инициировал разработку 20-мм системы. Впрочем, разработчики изначально отказались от полной унификации орудия. Общей во всех версиях была лишь схема автоматики на основе короткого отката ствола. В остальном «наземная» и авиационная пушки Бофорс отличались весьма существенно.
Универсальный 20-мм автомат, предназначенный для использования в качестве танковой, противотанковой и зенитной пушки обозначался в соответствии со шведскими стандартами PansarVärnsLuftVärnskanon m/40 (противотанковый, зенитный армейский 1940 года) или сокращенно 20 mm Lvakan m/40. Иногда к обозначению добавляли длину ствола в 70 калибров, хотя реальная длина ствола составляла 1320 мм, что соответствовало 66 калибрам. Пушка представляла собой уменьшенный в масштабе вариант 40-мм Бофорса, отличаясь лишь схемой боепитания. Вместо приемника на 4 патрона в верхней части ствольной коробки размещался оригинальный барабанный магазин открытого типа на 25 патронов (масса снаряженного магазина 12 кг). Был также предусмотрен более вместительный магазин на 36 выстрелов. Автоматика допускала ведение как одиночного, так и автоматического огня с технической скорострельностью 360 выстр/мин. Питание осуществлялось очень мощными патронами 20x145R «домашней» разработки, нигде более не применявшимися. Масса тела орудия составляла 42 кг (включая станину – 65 кг), что позволяло переносить его силами расчета из двух человек. Автомат мог комплектоваться различными лафетами, в том числе и колесным станком (в этом случае масса системы составляла 313 кг). Масса откатных частей со стволом составляла 24.2 кг. Характерной особенностью системы была очень большая длина отката ствола, делавшей схему автоматики пограничной между длинным и коротким откатом. Хотя откат в 130 мм не превышал длину патрона, что формально причисляло схему к системам с коротким откатом, в ряде справочников пушку Бофорс m/40 относили к системам с длинным откатом.
Автомат 20 mm Lvakan m/40 за характерные прыжки при стрельбе с треногого лафета получил прозвище «gräshoppan» — кузнечик. Пушка выпускалась долгие годы, но нигде кроме Швеции на вооружении не состояла. Общий объем выпуска автомата составил около 2700 штук, последние из которых состояли на вооружении до начала 2000-х годов.
20-мм автомат apjäs m 40
Барабанный магазин автомата 20 mm Lvakan m/40 и патрон 20x145R
Авиапушка Бофорс изрядно отличалась от своего «сухопутного» собрата. Основное отличие составлял ход подвижного ствола, после выстрела откатывавшегося вместе с затвором на расстояние лишь 20 мм. В результате темп стрельбы достигал весьма значительных 700-725 выстр/мин. Питание осуществлялось из металлической рассыпной ленты с полузамкнутым звеном. А в качестве боеприпаса был выбран французский патрон пушки Испано 20х110 мм, выпуск которого был освоен в Швеции под обозначением 20 mm m/41. Несмотря на то, что больший акцент разработчиков был сделан именно на авиационной версии, опытные образцы которой были выставлены на продажу в 1938 году, в серии авиапушка Бофорс до начала войны так и не появилась.
Начавшийся мировой конфликт, хотя и не коснулся напрямую нейтральной Швеции, тем не менее, косвенно повлиял на экономическую ситуацию в этой стране, оказавшейся в жесткой блокаде со всех воюющих сторон; в результате были свернуты многие государственные программы. И хотя военная составляющая в экономике Швеции во время войны только росла, доводку авиапушки было решено отложить до лучших времен. Связано это было главным образом с тем, что большой потребности для немногочисленной шведской авиации в авиапушке не было, а для того, что было, вполне хватало закупленных во Франции перед войной пушек Испано HS.404, лицензионный выпуск которых был налажен под обозначением 20 mm Akan m/41. При этом, что характерно, ТТХ шведских Испан несколько превосходили и французские, и британские аналоги. К теме вернулись лишь в начале 1945 года, когда доведенную авиапушку Бофорс запустили в производство под обозначением 20 mm Akan m/45. Выпуск пушек был невелик, единственным самолетом, где они нашли свое применение, был шведский штурмовик Сааб A.21A, где пушку дополняли четыре 13.2-мм пулемета m/39A – лицензионные бельгийские Браунинги.
Авиапушку Бофорс m/45 отличало отличное качество изготовления, но при этом низкая технологичность, с большим количеством механической обработки, а также весьма приличные габариты (длина более 2 метров) и масса в районе 50 кг. Но при всем том, конструкция была достаточно изящной и удобной в эксплуатации. Высокий темп стрельбы обеспечивался наличием дульного ускорителя, совмещенного в сборе с дульным тормозом. Откидная крышка ствольной коробки обеспечивала хороший доступ к внутренним частям орудия для визуального контроля и замены вышедших из строя частей. Сверху затворной рамы крепился пневмоцилиндр зарядного устройства, связанный с затвором через прорезь в приемнике. В задней части пушки располагался буфер, собранный из тарельчатых пружин для поглощения отдачи затвора. Ствол имел возможность быстрой замены. Подача ленты могла осуществляться с любой стороны, но смена направления была возможна только после переборки деталей приемника.
Спуск осуществлялся пневматикой, но допускался и механический спуск при условии монтажа пушки на турелях, хотя реально такая возможность на практике использовалась лишь в случае монтажа пушек на бронетехнике и турелях катеров погранохраны.
С левой стороны ствольной коробки располагался трехпозиционный переключатель режима стрельбы – пушка имела возможность ведение одиночных выстрелов. Вероятно, такая возможность была предусмотрена для монтажа пушки на бронетехнике.
В 1949 году Бофорс выпустила усовершенствованную модель пушки 20 mm Akan m/49, в которой темп стрельбы удалось поднять до 775 выстр/мин.; правда, при этом масса орудия заметно подросла, составив 59 кг.
Авиапушки Бофорс Akan m/49
Бофорс m/49 устанавливался на реактивных истребителях ВВС Швеции – Сааб A 32A «Лансен» по четыре штуки с боекомплектом по 180 выстрелов на ствол.
Есть также информация, что пушки m/45 и m/49 устанавливались на бронетранспортерах Pbv 301 и Pbv 302 и ряде небольших судов ВМС Швеции.
Сааб A 32A «Лансен» с комплектом носимого вооружения. Видны четыре пушки м/49
20 mm Lvakan m/40 | Akan m/45 | Akan m/49 | |
Калибр, мм | 20 | 20 | 20 |
Тип автоматики | Короткий откат ствола | ||
Масса, кг | 42 | 49.5 | 59 |
Длина, мм | 1845 | 2014 | 2011 |
Длина ствола, мм | 1320 | 1300 | 1400 |
Темп стрельбы; выст/мин | 360 | 725 | 775 |
Нач. скорость снаряда, м/сек | 815 | 825 | |
Емкость магазина | 25 | лента | |
Тип патрона | 20x145R | 20х110 | |
Масса снаряда, г | 145 | 130 |