1

В продолжении серии статей "По обе стороны фронта. Автоматическая пушка Эрликон и ее наследницы" — немецкая история о 20-мм авиационной пушке MG-FF

1933 год в Германии ознаменовал собой не только приход к власти нацистов, но и начало активного развития военной авиации, существование которой в Германии было запрещено решением Версальского договора. Правда, на первых порах пришедшие к власти нацисты еще пытались прятать военные разработки за нейтральной терминологией. Так объявленный в 1933 году конкурс на первый немецкий истребитель именовал будущую боевую машину завуалированно, как разработку машины нового класса «Fortgeschrittenenschulflugzeuges und leichten Heimatschutzjägers», что дословно можно перевести как «самолет повышенной летной подготовки и легкий истребитель для защиты дома». Таким образом, в мозгах иностранных наблюдателей рисовался некий полубоевой «недоистребитель», не способный составить конкуренцию современным ему образцам военной техники. В реалии появившийся в результате Focke Wulf Fw.56 «Stösser» — изящный моноплан-парасоль, обладая почти втрое менее мощным двигателем, почти не уступал современным ему иностранным истребителям-бипланам. Вооружение его было стандартным для истребителей того времени и состояло из пары синхронных пулеметов MG.17 винтовочного калибра.

В следующем поколении немецких истребителей – выпускаемых практически параллельно классических бипланов Arado Ar.68 и Heinkel He.51, «маскировку» практически отбросили. Сейчас уже мало кто вспоминает о том, что на момент проектирования этих машин вооружение их предполагалось двух вариантов. Первый, который и был реализован в серийных машинах, повторял общемировую практику – пара 7.92-мм пулеметов MG.17. Но был еще и второй вариант, который предусматривал установку в развале цилиндров двигателя 20-мм моторпушки с 200 патронами. Если бы этот вариант был реализован, немцы бы еще на раннем этапе развития своей истребительной авиации получили бы исключительно мощные машины.

К сожалению для нацистов, немецкие наработки времен 1-й Мировой войны в части пушечного вооружения были уничтожены союзниками по Антанте вскоре после окончания войны. А, надо сказать, наработки были не малые и достаточно передовые. Одной из самых передовых являлась разработка Габриэля Сакача серии 19-мм авиапушек. Другим проектом была 20-мм пушка Беккера, на момент 30-х годов превратившаяся в бренд Эрликона. Несколько 20-мм автоматических пушек были разработаны директором Дюссельдорфского предприятия концерна Rheinmetall-Borsig Генрихом Эрхардтом.

К началу 30-х годов немцам удалось в тайне от стран Антанты в Швейцарии создать формально независимую компанию «Солотурн» (Waffenfabrik Solothurn A. G), контрольный пакет акций которой, однако, принадлежал немецкому концерну «Рейнметалл Борзиг». Собственно, целью создание фирмы «Солотурн» и было развитие автоматических малокалиберных пушечных систем в обход ограничений Версальского договора. Одним из направлений развития фирмы являлось создание универсального автомата, способного конкурировать с пушками Эрликон и, одинаково хорошо приспособленного для функций скорострельной зенитки, танковой и противотанковой системы. Итогом развития этого направления, возглавляемого немецкими инженерами Фрицем Херлахом и Теодором Ракулой, стали несколько вариантов 20-мм пушки, получившие общее обозначение Solothurn Моdel ST-5. Наибольшее развитие получил вариант S5-200, под новый мощный патрон 20х138В. Орудие, работавшее на основе короткого отката ствола, получилось достаточно мощным, использовавшим в разных модификациях несколько типов различных патронов, но чудовищно тяжелым, к тому же, практическая скорострельность его не превышала 250 — 350 выстр/мин. Сейчас, учитывая послезнание, уже очевидно, что оптимальным применением пушки ST-5 являлось зенитное исполнение, как и получилось в реальной истории. ST-5 стало основным зенитным автоматом Германии в годы 2-й Мировой войны, выпускаясь под обозначением 2,0 cm FlaK 30 для Вермахта и С/30 – для Кригсмарине. Выпускался также танковый вариант S5-200 под обозначением KwK.30. На базе ST-5 были созданы несколько типов автоматических и полуавтоматических противотанковых ружей серии S18.

Еще одним направлением, развившимся с приходом к власти нацистов, была разработка на базе S5-200 авиационной системы, получившей обозначение ST-11. Эта автоматическая пушка, по сути, являлась лишь модификацией зенитки. Разработкой ее уже занималась материнская компания Rheinmetall-Borsig, в результате швейцарское обозначение было изменено на немецкое MG C/30L. Именно это оружие и планировалось установить на новые истребители Люфтваффе. Правда пушка сохранила основные недостатки прототипа – непомерную, рекордную для 20-мм систем массу в 64 кг, низкую скорострельность 350 выстр/мин и чрезмерную мощность патрона 20х138В. Тем не менее, развитие этой системы вполне вписывалось в концепцию истребительной авиации Люфтваффе, находящимся под влиянием модной в то время доктрины генерала Дуэ. Большая мощность была необходима для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками потенциального противника с дистанций, недоступных для оборонительных пулеметов которых.

Пушку MG C/30L даже успели обкатать в бою, установив в моторе 5-го прототипа нового истребителя Heinkel He-112V5. Этот самолет успел попасть в Испанию, где был благополучно потерян в аварии. 

К тому времени на должность инспектора министерства авиации Германии вступил Эрнст Удет, который выступал ярым последователем концепции маневренного истребительного воздушного боя на малых дистанциях. В эту стратегию малоскорострельная, тяжелая и дальнобойная пушка Solothurn MG C/30L совершенно не вписывалась. В то же время, Удет, будучи достаточно прогрессивным руководителем, вполне отдавал себе отчет в том, что время скорострельных пулеметов винтовочного калибра в авиации подходит к концу, и для вооружения новых истребителей требуется значительно более мощное оружие, нежели стандартные пулеметы MG.17. При этом требовалось легкое и скорострельное оружие с умеренной прицельной дальностью.

Над таким оружием в Германии одновременно работали фирмы Mauser, реализовав позже свои разработки в бикалиберной системе MG.151 и Rheinmetall-Borsig, идя по пути облегчения своей MG C/30L. Разработки конструктора фирмы доктора Люббе (Lübbe) были реализованы впоследствии в опытных пушках Lb 201, Lb 202  и Lb 204, сохранивших технологическую преемственность с базовой конструкцией Солотурна. Путем укорочения ствола, введения менее мощного патрона и совершенствования автоматики Люббе удалось поднять темп стрельбы. Позднее была выпущена небольшая серия пушек Люббе под обозначением MG.204.

Но на момент 1936 года это было еще далекое будущее. Чтобы заткнуть брешь по инициативе Удета было заключено лицензионное соглашение со швейцарской фирмой Oerlikon Contraves AG, которая незадолго до того выпустила на рынок три вида автоматических пушек – FFS, FFL и FFF, идентичных конструктивно, но отличавшихся длиной ствола, мощностью патрона и, соответственно, темпом стрельбы и начальной скоростью снаряда. Пушки Эрликон отличалась технологическая простота, и, присущая системам со свободным затвором, малая масса. Немцы высоко оценили потенциал швейцарских пушек, по сути, являвшихся глубокой переработкой ранней немецкой конструкции Беккера. Для лицензионного выпуска была выбрана самая легкая и скорострельная FFF. Для выпуска ее в Германии было выбрано небольшое предприятие Икария (Ikaria Werke Berlin). Немецкий вариант Эрликона, получивший обозначение MG FF был несколько переработан. Штатный швейцарский патрон 20х72RB посчитали слишком слабым. Был разработан чуть более мощный 20х80RB. Для компенсации большей мощности разгонного заряда пришлось на 60 мм увеличить длину ствола, в результате несколько возросла масса пушки. Но характеристики оружия практически не изменились.

20-мм авиационная пушка MG-FF

20-мм авиационная пушка MG-FF

Характерно, что по немецкой классификации конца 30-х – начала 40-х годов все автоматические системы вне зависимости от калибра обозначались MG от Maschinengewehr – пулемет. Это отчасти было связано с запретами Версальского договора, а впоследствии, когда нацисты окончательно отбросили все запреты, некоторой инерцией. Лишь в 1942 году для 30-мм пушек ввели обозначение МК от Maschinenkanone – автоматическая пушка.

Выпуск пушки MG FF на заводе «Ikaria Werke Berlin» был освоен в 1937 году. Практически одновременно было разработано две модели пушки MG FF ausf А и MG FF ausf В. Первый вариант имел механический спусковой механизм и был ориентирован, в основном, для подвижных турельных установок, MG FF ausf В имел электроспуск и предназначался для фиксированных крыльевых и моторных установок.

20-мм авиационная пушка MG-FF

20-мм пушки MG FF ausf А (внизу) и MG FF ausf В (вверху)

На первых порах питание пушек MG FF осуществлялось из 15-зарядного рожкового магазина M15/FF для подвижных установок и 60-зарядного барабанного магазина Т 60/FF для фиксированных вариантов. Позднее, для турелей бомбардировщиков были разработаны барабанные магазины емкостью 30 патронов — Т 30/FF и 45 патронов Т 45/FF.

20-мм авиационная пушка MG-FF

60-зарядный барабанный магазин T60-FF пушки MGFF в крыльевой установке

Для новых пушек был разработан большой ассортимент боеприпасов. Согласно немецким руководствам конца 30-х годов существовало, по крайней мере, 15 типов снарядов самого разного назначения от фугасных гранат с трассером и без, до специальных противокорабельных бронебойных, не содержащих взрывчатки.

Первые опыты по установке пушки MG FF относятся к 1937 году. На экспериментальном истребителе  Bf.109 V4 пушку впервые установили в блоке цилиндров двигателя. Но испытания были прекращены из-за недостаточного охлаждения пушки и сильной вибрации. Летом 1937 года испытывался Bf 109 V8 с парой пушек MG FF в консолях крыла. Правда и этот вариант в то время не удалось запустить в серию. Доводка пушечных установок затянулась, и только самолеты серии Е в середине 1938 года получили крыльевые пушки в качестве штатного вооружения. Фирме Хейнкель удалось решить вопрос установки пушек на свой Не 112 В-0 почти на год раньше Мессершмитта. Когда в Испании истребители Messerschmitt Bf 109B и Bf 109С воевали лишь будучи вооруженными четырьмя пулеметами, истребители Heinkel Не 112 В-0 уже имели значительно большую огневую мощь из двух крыльевых пушек MG FF.

20-мм авиационная пушка MG-FF20-мм авиационная пушка MG-FF20-мм авиационная пушка MG-FF

Авиапушки — MG FF ausf А (вверху), MG FF ausf В (посередине) и MG FF-M (внизу)

При этом, размещение пушки в крыле истребителей представляло изрядные трудности. Весьма громоздкий барабанный магазин тривиально не помещался в крыле. Разрабатывались несколько вариантов монтажа. Если пушка размещалась в стандартном вертикальном исполнении, пушку приходилось выводить за пределы крыла вниз, закрывая обтекателем, но и в этом случае барабан выступал наружу сверху, и его тоже приходилось закрывать обтекателем сверху. При перевороте пушки на бок барабан выступал и сверху, и снизу. В результате, стандартным серийным исполнением размещения пушки MG FF в крыле Мессершмиттов Bf 109Е стала установка пушки, повернутой под углом примерно на 45 градусов. Выступающий сверху барабан прикрывался обтекателями.

К началу Второй Мировой войны пушка MG FF уже стала стандартным вооружением немецких истребителей Bf 109Е и двухмоторного Bf 110. Ограниченный выпуск пушки, пока, правда, не позволял использовать их в качестве оборонительного вооружения на турелях бомбардировщиков. Турельные версии пушки начали устанавливать на ряде немецких бомбардировщиков с конца 1941 года. Причем, предназначение пушечных турелей было не столько оборонительное, сколько наступательное, для штурмовки наземных и надводных целей. Пушка MG FF устанавливалась в нижней передней установки бомбардировщиков  Focke-Wulf FW.200C, Heinkel He.111H6, на некоторых субмодификациях Junkers Ju.88 и Dornier Do.217 пушка размещалась в передней кабине штурмана. Такие пушечные установки оказались очень полезными для атак союзных морских конвоев в Атлантике и Средиземноморье.

20-мм авиационная пушка MG-FF20-мм авиационная пушка MG-FF20-мм авиационная пушка MG-FF20-мм авиационная пушка MG-FF

Пушечные турели на бомбардировщиках Люфтваффе Focke-Wulf FW.200C, Heinkel He.11 и Junkers Ju.88

В ходе битвы за Британию мощь пушечного вооружения истребителей Люфтваффе резко контрастировала с пулеметными батареями английских истребителей. Но, в то же время, проявились и очевидные недостатки пушки MG FF – относительно низкая скорострельность и малая начальная скорость снаряда, предопределявшие предельную прицельную дальность ведения огня до 400 метров, то есть практически не имеющую преимущества перед пулеметами.

20-мм авиационная пушка MG-FF

20-мм пушка MGFF в крыльевой установке Bf.109E

20-мм авиационная пушка MG-FF

Устройство пневмозарядки в крыльевой установке истребителя Bf.109E

Столкнувшись с проблемой борьбы с весьма прочными и живучими британскими дальними бомбардировщиками «Уитли» и «Веллингтон» периодически совершавших рейды в тылы Германии, немцы ощутили еще один недостаток пушки. Штатные 117-граммовые фугасно-трассирующие снаряды, содержащие лишь 3.7 грамм взрывчатки пентрита (ТЭН), оказались слишком слабыми для того, чтоб нанести фатальные повреждения бомбардировщику с одного захода. Грядущее появление над Германией еще более мощных и защищенных четырехмоторных бомбовозов еще более обостряло проблему.

Решение задачи в кратчайшие сроки было выполнено специалистами Института баллистики Технической Академии Люфтваффе (Ballistisches Institut der Technischen Akademie der Luftwaffe) на основе исследований Губерта Шардина. В результате к концу 1940 года был разработан принципиально новый сверхмощный фугасный снаряд «Minengeschoss» или «М-geschoss» — дословно – «снаряд-мина». В основу действия нового боеприпаса был положен новый принцип поражения элементов конструкции самолета импульсом давления во фронте ударной волны взрыва, а не осколками корпуса снаряда, как это было распространено в других фугасных малокалиберных снарядах.

Тонкостенный корпус снаряда выполнялся методом глубокой вытяжки из легированной стали, упрочненный ТВЧ, что позволило увеличить массовую долю разрывного заряда (наполнение) до 20 % по сравнению с 3 — 4 % у старых фугасных снарядов пушки.

Также была применена новая взрывчатка, пентрит-А, по мощности в 1.7 раза превосходящая тротил. Позднее пентрит был заменен еще более мощной взрывчаткой HA 41, на основе гексогена с алюминиевой пудрой и пластификатором. Данная взрывчатка характеризовалась повышенным фугасным и зажигательным действием. Новые облегченные взрыватели замедленного действия обеспечивали возможность разрыва снаряда внутри конструкции самолета, нанося серьезные повреждения не обшивке, а силовому набору планера. При попадании 20 мм фугасного снаряда Minengeschoss в киль или плоскость самолета, самолет мгновенно лишался этих элементов, что означало прекращение управляемого полета.

Введение нового 20-мм снаряда Minengeschoss, правда потянуло за собой новую проблему. Снаряд весил 92 грамма вместо 115-117 грамм старых снарядов, ввиду чего энергия на дульном срезе пушки заметно снижалась, что, в свою очередь, сказывалось на силе воздействия отдачи на свободный затвор пушки. Чтобы сохранить баланс взаимодействия более легкого снаряда и механизма автоматики пушки пришлось значительно облегчить затвор пушки, а усилие возвратной пружины уменьшить. В результате появилась новая модификация пушки MG FF/M, внешне практически неотличимая от версии MG FF. При этом, боеприпасы для старый версий MG FF и новых MG FF/М были, к сожалению, не взаимозаменяемы.  Справедливости ради, следует заметить, что модификации пушек не требовали значительных технологических усилий и изрядное количество выпущенных пушек MG FF просто модернизировалось в полевых мастерских до стандарта MG FF/М путем замены затвора и возвратной пружины.

20-мм авиационная пушка MG-FF

 

 

Новые снаряды М-geschoss имели и определенные недостатки, поскольку не могли снабжаться трассером, поэтому для пушек MG FF/М пришлось выпустить практически ту же номенклатуру облегченных патронов фугасного, зажигательного и трассирующего в различных комбинациях. Бронебойных снарядов для пушек MG FF/М не выпускалось.

К концу 1941 года, не смотря на все старания немецких инженеров, пушка MG FF уже перестала отвечать требованиям современной войны. Ее неоспоримые качества в части малой массы и технологической простоты не компенсировались очевидными недостатками – малым темпом стрельбы, невозможностью синхронизации с двигателем и громоздким барабанным магазином. Внедрение в войска новой пушки Маузер MG 151, хотя и значительно более сложной и тяжелой, но и более скорострельной с ленточной подачей, постепенно отодвигало изделие Икарии на вторые роли. Тем не менее, MG FF еще долго применялись в Люфтваффе. На новых истребителях FW.190 эти орудия в крыльевом исполнении дополняли штатное вооружение из двух пулеметов и двух синхронных пушек MG 151. Специально для Фокке-Вульфов были разработаны более емкие 100-зарядные барабаны T100/FFM (обычно в них загружались не более 90 патронов) и электрическая ленточная подача GZ.1-FF, способная тянуть ленту емкостью до 2000 патронов. Обычно, как правило, емкость патронного ящика на FW.190 ограничивалась 100-120 выстрелами.

Новую жизнь вдохнуло в стремительно устаревающую пушку появление в 1942 году специализированных ночных перехватчиков, оснащенных наклонными пушечными установками «Schräge Musik». В этом качестве пушки MG FF дожили до самого конца войны, исправно служа на защите неба Третьего Рейха. Пара наклонных пушек MG FF устанавливалась на истребители Messerschmitt Bf 110, Junkers Ju.88С и G и Dornier Do.217J и N. На больших машинах Юнкерс и Дорнье, являвшихся простыми переделками бомбардировщиков, размещенные «на спине» пушки MG FF не были так чувствительны к своим недостаткам. Малая прицельная дальность вполне компенсировалась тактикой применения их в ночное время. Стрельба из наклонных батарей производилась практически в упор с дистанции до 100 метров. Достаточно объемный фюзеляж позволял экипажу теоретически производить перезарядку барабана в полете. Впрочем, этим скорее всего никогда не пользовались. Обычно для установок «Schräge Musik» использовались барабаны T100/FFM или ленточные подачи GZ.1-FF. Был также разработан электрический механизм смены барабана. В этом случае каждая из пушек комплектовалась двумя 60-зарядными барабанами на поворотной штанге.

Но даже в эскадрах ночных истребителей Люфтваффе к концу войны пушка MG FF уже использовалась редко, повсеместно вытесняясь более современными MG 151. Крах Третьего Рейха положил конец истории немецкого Эрликона.

20-мм авиационная пушка MG-FF

Механика и принцип действия пушек MG FF и MG FF/М был идентичен базовой конструкции швейцарского Oerlikon FFF. Cтандартной комплектацией немецкого исполнения в фиксированном исполнении был механизм пневматической зарядки и электоспуска. В турельной установке пушка обычно комплектовалась защитным кожухом, надеваемым на ствол в районе затвора,  спаренным секторным прицелом, рукоятками и плечевым упором. Для использования пушки в эскадрах ночных истребителей, обычно MG FF комплектовалась увеличенным пламегасителем.

ТТХ пушек MG FF
 

 

MG FF

MG FF/М

Масса, кг

28

26

Длина, мм

1340

Длина ствола, мм

820

Темп стрельбы, выстр/мин

520-540

Начальная скорость снаряда, м/с

 

Фугасный, зажигательный, бронебойный

580-600

М-geschoss

700

Емкость магазина

Барабан 30; 45; 60; 100 патронов; рожковый магазин 15 патронов или ленточная подача.

Тип патрона

20х80RB

ТТХ патрона:

масса выстрела/масса снаряда/масса заряда/масса ВВ

 

фугасный

183 г / 115 г /13.3 г / 3.7 г

Бронебойно-фугасный

185 г / 115 г /13.5 г / 0.5 г

Фугасно-зажигательный

183 г / 115 г /13.3 г / 3.6 г ВВ + 0.4 г зажигат.

Инертный практический

179 г / 117 г /13.5 г / —

Фугасный М-geschoss

160 г / 92 г /15.5 г / 22 г

Источник:  Luftwaffe. Maschinengewehr-MG-FF

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account