16

Содержание:

1914. Блицкриг Антанты

Что дальше?

Гипотетическая ситуация: Восточно-Прусская операция завершается успехом. Что дальше?

Как было показано, хотя и активно оспаривалось оппонентами в предыдущей части, поражение Северо-Западного фронта не было предопределено свыше. Более того, изначально шансы русской армии были предпочтительнее. Подкачало исполнение отдельными участниками.

Теперь же рассмотрим гипотетическую ситуацию, при которой Восточно-Прусская операция завершилась успехом.

Что для России успех? Осада Кёнигсберга и занятие территории до Вислы.

Такое событие могло состояться по двум сценариям:

  1. Генерал Притвиц сразу уводит полевые войска за Вислу, вернув в Кёнигсберг гарнизон и возможно, усилив его ландверными бригадами.
  2. То же самое делает Гинденбург, если ему не удаётся одолеть Самсонова или же если Рененкампф успевает выдвинуться навстречу 2-й армии, угрожая взять 8-ю немецкую армию в клещи.

Но если хорошо разобраться, то не важно, какой будет избран сценарий. И в первом, и во втором случае соотношение сил изменится мало, если изменится вообще.
Итогом будет осада, взорванные мосты, мощные немецкие крепости, делающие форсирование Вислы делом почти безнадёжным и редкие войска на обоих берегах, дабы воспрепятствовать друг другу, если кто-либо решит построить понтонную переправу для неожиданной вылазки.

Это означает перенос следующей фазы боевых действий к югу на линию от германского Торна, до русской Лодзи.

Моделировать ход сражения – задача малопродуктивная. Но зато возможно основываясь на результатах Варшавско-Ивангородской операции с большой достоверностью спрогнозировать возможный итог.

Главный вопрос: какими силами будут располагать стороны в районе Варшавы. Понятно, что в этом случае сражение пройдёт с другим знаком. Русские войска будут наступать, немецкие обороняться.

Что такое блокада Кёнигсберга? Насколько масштабно это мероприятие?

Главную крепостную позицию составлял пояс из 12 больших фортов, 3 малых и 24 пехотных и артиллерийских убежищ. Позиция удалена от окраин города в среднем на 5 километров, имеет поперечник до 13 км, а общий обвод около 40 км. Расстояние между большими фортами в зависимости от местных условий в пределах 2 — 4 км. По своим размерам, количеству и качеству укреплений Кёнигсберг схож с австрийским Перемышлем. Плюс к этому во время войны крепость была дополнена линией полевых укреплений по берегам рек Прегель и Дейма, а со стороны моря могла быть поддержана флотом.

Под Перемышлем блокирующие силы насчитывали до 280 тыс. человек, хотя непосредственно осадой занималась второразрядная армия генерала Селиванова численностью 70-80 тыс. человек. Осада продолжалась 6 месяцев, а крепость взята после 3 штурма. Справедливости ради следует сказать, что австрийцами неоднократно предпринимались попытки деблокады, отвлекая осаждающую армию.

Какие силы были бы оставлены у Кёнигсберга? Рискну предположить, что это была бы 2-я армия Самсонова, ибо только она имела три дивизиона тяжёлой артиллерии – 36 орудий. Зато многочисленная и бесполезная в осаде кавалерия входила в состав 1-й армии.

Исходя из этого и стоит рассматривать силы сторон для Лодзинской наступательной операции, которая вполне могла бы заменить собой оборонительную Варшавско-Ивангородскую операцию из реальной истории.

Бросок на запад

Могут ли немцы в начале сентября перебросить дополнительные резервы с Западного фронта, помимо общеизвестных двух корпусов и кавалерийской дивизии? Теоретически да. Но в этом случае пришлось бы окончательно похоронить планы взятия Парижа и вывода Франции из войны. А вскоре началась битва на Марне. Если начнут снимать, то «Чудо на Марне» будет гораздо чудеснее, чем в реальной истории. При нарушении планов немцы склонны впадать в панику. Но не до такой же степени.

В реальной истории к 15 сентября перед Варшавой имелись немецкая 9 армия (135 600 штыков, 10 400 сабель, включая гарнизон крепости Торн) и австрийская 1 армия (155 000 штыков, 10 000 сабель, 666 орудий). Итого 311 тыс. штыков и сабель.

Им противостояли русские 2, 4, 5 и 9 армии — 470 000 пехоты, 50 000 кавалерии. Итого 520 000 штыков и сабель.

Причём часть 9 германской армии составляли корпуса из состава 8А, а именно 17 и 20-й. То есть в случае оставления Восточной Пруссии к германским силам следует добавить остатки 8 армии. Но не все, так как Притвиц (или Гинденбург) будет вынужден оставить ландверные дивизии в Крепости и на берегу Вислы. Предположу, что Притвиц добавит 2 армейских корпуса (1-й и 1-й резервный).

Однако в рассматриваемом варианте наступления Германии не будет. Поэтому из дальнейших расчётов будет вполне корректным убрать 1 Австрийскую армию, равно как и противостоящие ей Российские 9 армию и 2 пехотные дивизии Варшавского укреплённого района. То есть уже русскому наступлению будут противостоять примерно 200 тысяч штыков и сабель. А если австрийцы и попытаются оказать помощь союзникам, то в силу разрыва в полторы сотни километров это будет самостоятельное сражение, которое в РИ закончилось разгромом австрийцев.

Почему следует остановиться на этой цифре? Корпуса, что были сняты с Западного фронта в РИ находились не в первой линии.

Активная фаза боёв по предложенному сценарию закончилась бы 30-31 августа.

01-03 сентября германцы ещё окружали Париж, падение которого ожидалось со дня на день. Отказаться от разгрома Франции было бы очень сложно. Практически все корпуса были в деле.

А 05 сентября было бы уже поздно — начиналась битва на Марне.

02 сентября в РИ 2 немецких корпуса из Восточной Пруссии начали переброску на юг. К 15 сентября — началу Варшавско-Ивангородской операции сосредоточение было закончено.

В АИ к 15 сентября 9 армия сформирована не будет, но вместо неё позиции займёт 8-я усиленная корпусами с Западного фронта.

С нашей стороны на рокировку 1 и 2 армий уйдёт не менее 2 недель. А скорее всего больше. Получается к этому времени Российский генштаб будет готов к наступлению силами минимум двух армий.

В наступлении на Германию могли бы участвовать:

  • 4 и 5 армии из реальной истории.
  • 1 А, усиленная 2 АК, 2 сибирским корпусом, 79-й и 50-й пехотными дивизиями, 1-м кавалерийским корпусом, Кавказской, гвардейской и казачьей дивизиями, которые в реальной истории имелись в составе 2-й армии в районе Варшавы. То есть условно можно принять, что 1А была бы равна по силе сентябрьской 2А из реальной истории;

Но в рассматриваемой ситуации у России имеется в рукаве туз под названием 10-я армия. В РИ она прикрывала правый фланг отступившей 2А и в сражениях начала войны не участвовала. В рассматриваемой ситуации прикрывать ей некого и армия вполне могла бы быть использована как второй эшелон с целью развития наступления.

Что такое 10 армия? К указанным событиям армия включала 9 пехотных и до 2 кавалерийские дивизий. В целях наступления могло быть использовано до 100 000 штыков и сабель.

В совокупности со стороны России это даёт до 430 000 штыков и сабель, способных принять участие в наступлении.

В реальной истории Варшавско-Ивангородская операция имела соотношение сил 1,6 к 1 (520 к 311) в пользу России. В нашем случае выходит более чем двойное (430 к 200).

Если предположить, что 8 армия выходила с боями, то численность войск обеих сторон несколько уменьшится, но вот соотношение 2 к 1 останется, ведь в ходе прямых боестолкновений русские и немцы несли равные потери. Поэтому для расчёта соотношения сил то, каким образом выходила 8 армия, с боями или без, принципиального значения не имеет.

В исчислении потерь сторон в РИ имеются расхождения.

Различные источники приводят разные, а порой и заведомо нереальные потери в ту или иную стороны. В числе прочего встречал утверждение, будто русские потеряли 360 тысяч. Причём приводя эти цифры и забывая сослаться на Нелиповича, авторы забывают уточнить, что в это число тот включил и тех, кто непосредственно в сражении не участвовал. Например — 1 А. То есть налицо попытка создания нового мифа о катастрофическом поражении русской армии под Варшавой.

Согласно Википедии Варшавско-Ивангородская операция имела такой результат:

Россия. Численность 520 тыс. Потери 110 тыс., или 21% от первоначального состава.

Германия + Австро-Венгрия. Численность 311 тыс. Потери 148 тыс., или 47%. Из них 2/3 австрийцы.

Имеются иные расчёты, по которым стороны понесли равные потери по 150 тыс.

Достоверность цифр — отдельная тема. Вот на последнюю цифру, дабы избежать обвинений в предвзятости, и будем опираться. Тем более, что ранее, основываясь на результатах лобовых столкновений в Восточной Пруссии я сделал вывод о равенстве кадровых русских и немецких солдат.

При соотношении сил не 1,6 к 1 (520 к 311) а 2,1 к 1 (460 к 200) и соотношение потерь будет иное.

Но, допустим, они всё же будут одинаковы 120-130 тыс. с обоих сторон.

В этом случае Российская армия потеряет 25-30% от первоначального состава, что означает сохранение наступательного потенциала.

Германия же может потерять не 47% как в РИ, а 60-65%. Это уже разгром.

Итог — путь в Силезию открыт, кавалерия Хана Нахичеванского получает вторую возможность оправдать своё существование ринувшись по левому берегу Вислы к Данцигу обходя привисленские крепости. Немцам придётся спешно снимать войска с Западного фронта для выстраивания линии обороны по Одеру.

Дальше фантазировать не имеет смысла. Вариантов развития масса.

Слабое место сценария

Слабым местом нарисованной оптимистичной картины является готовность французов и англичан сесть немцам на пятки и рвануть за ними к Рейну. Битва на Марне завершилась 12 сентября и в ходе неё французы выдохлись.

Теоретически начиная с этого времени немцы могут снимать войска с Западного фронта.

Но не стоит забывать, что окопная война ещё не началась. «Бег к Морю» 16 сентября – 15 октября не начался.  Силы, задействованные в Беге англичанами и французами свободны, а немецкие едут на восток. Оставленные немецкие заслоны опираться на линии траншей и колючую проволоку не обучены, да и времени нет. Появляется возможность обхода теперь уже немецкого правого фланга.

Воспользуются ли случаем наши дорогие союзники? Рванут ли на Брюссель? Если да, то вполне можно будет начинать переговоры о почётной капитуляции. И тогда война получает шанс закончиться до белых мух.

Или же наши Западные друзья будут ожидать взаимоуничтожения немцев и русских, чтобы исключить Россию из числа победителей?

На этот вопрос ответа нет и не предвидится. Но я почему-то склоняюсь к последнему варианту.

Плюс побочным эффектом такого развития событий мог бы стать отказ Турции от нападения на Россию. А с другой стороны, раньше сподобились бы Италия с Румынией.

К чему все эти выкладки? А к тому, что печальный исход войны для России вовсе не был предопределён. Каждая из сторон допустила промахи, которые едва не стоили поражения. И не стоит представлять Россию заведомо слабым звеном, не имеющим ни единого шанса на успех. Особенно зная истинную роль Великобритании в развязывании мировой бойни и её истинное отношение к России как к союзнику.

Но это была бы уже совсем другая история.

Хома Брут
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account