Золотое правило механики. Испытания танка Т-18 (МС-1) с подвеской от Т-26
МС-1 (Малый сопровождения, первый) являлся первым отечественным крупносерийным танком. Он был принят на вооружение 6 июля 1927 г., а серийное производство велось на ленинградском заводе «Большевик» и Мотовилихинском машиностроительном заводе. Всего до 1932 г. изготовили 962 танка. Конструкция МС-1 постоянно совершенствовалась как в ходе серийного выпуска (в связи с чем можно выделить четыре производственных серии), так и после прекращения изготовления на заводах промышленности.
Один из вариантов модернизации МС-1 подготовил к 1933 г. завод «Большевик». Усовершенствованный танк получил наименование МС-1А. Основными целями модернизации являлись уменьшение продольных колебаний и повышение максимальных и средних скоростей движения танка при условии использования стандартных узлов и агрегатов. 1 ходовой части машины применили подвеску типа Т-26 с некоторыми доработками.
На танке были установлены ведущие колеса, состоявшие из двух дисков с зубчатыми венцами каждое. Диаметр нового ведущего колеса составлял 660 мм (у МС-1 — 432 мм). Ленивцы и натяжное приспособление использовались от базовой машины без изменений. Нижняя несущая подвеска состояла из тележек с кронштейнами и катками типа Т-26. Верхние поддерживающие катки монтировались на осях кронштейнов, укрепленных болтами к корпусу танка. Гусеница применялась типа Т-26.
По распоряжению начальника НТУ УММ РККА НИАБТ полигону в Кубинке было поручено провести испытания
«для выяснения целесообразности установки подвески Т-26 на Т-18, определить средние скорости движения и выяснить, дает ли новая подвеска уменьшение колебаний танка».
Государственные испытания МС-1А в Кубинке прошли с 19 мая по 14 июня 1933 г. под руководством начальника полигона т. Штагина, начальника испытательного отдела т.Воробьева лредставителей 1-й станции Лаврентьева и Кульчицкого.
По итогам испытаний было составлено следующее заключение:
«1. Продольные колебания танка установкой подвески Т-26 не устранены, так как задняя часть подвески несет на себе основную нагрузку, оставляя переднюю часть загруженной значительно меньше. Для уменьшения продольных колебаний танка необходимо распределить нагрузку более равномерно на все несущие катки подвески.
2. С заменой движителя изменились скорости движения танка, так как диаметр ведущего колеса увеличен по сравнению со старым. Передаточные числа остались без изменений…
Фактические скорости движения танка с новой подвеской составили 2,4 км/ч и 11,5 км/ч на 1-й и 2-й передачах соответственно. Вследствие большого диаметра ведущего колеса в новой подвеске мощности двигателя для движения на 3-й передаче стало недостаточно.
Поворот танка на 180º возможен только на 1-й передаче, на 2-й передаче не хватает мощности двигателя. Радиус поворота на месте составлял 2,5 м при большом погружении — 3,5 м.
Из приведенных материалов видно, что повышенные скорости использовать при существующей мощности двигателя нельзя. Кроме того, увеличение диаметра ведущего колеса уменьшило запас мощности двигателя, что резко сказывается во всех условиях работы танка. Необходимо сохранить прежний диаметр ведущего колеса или увеличить мощность двигателя, так как одним увеличением диаметра колеса (при существующей мощности двигателя) повышения скоростей движения достигнуть нельзя.
3. Недостатком новой подвески также является близкое расположение задних катков к ведущим колесам танка, что ведет при прохождении неровностей к набеганию зубьев ведущего колеса на бандаж катка. Это будет устранено с уменьшением диаметра ведущего колеса. Передние рессоры желательно укоротить для более надежной работы на скручивание при поворотах и устранения набегания катка на направляющее колесо при прохождении неровностей».
В целом по итогам испытаний констатировалось, что использование на МС-1 подвески типа Т-26 могло снизить (но не исключить) продольные колебания, повысить надежность танка
«в отношении сбрасывания гусениц,что является больным местом на Т-18».
Однако эффект от модернизации оказался не столь существенным, как ожидалось, и от внедрения новшества воздержались.
источник: А. Кириндас и М. Павлов. "ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МЕХАНИКИ" «Техника и Вооружение» 01-2013