Зиновий Алексеев. Г.К.А.-1500 проф. Ветчинкина
Идея плавающих бронемашин появилась, пожалуй, одновременно с созданием первых танков. С появлением первых опытных образцов в конце Первой мировой войны (например, британского Medium Mk.D), такие машины стали востребованы в армиях всех крупных стран межвоенного периода, включая СССР. Одним из главных недостатков таких транспортных средств была низкая скорость движения по воде, которая редко превышала 10 км/ч. В 1942 году советский изобретатель Николай Ветчинкин предложил уникальную задумку, которая могла бы стать самым быстрым гусеничным плавающим танком в истории.
Содержание:
Профессор Николай Ветчинкин (1886 — 1960)
Николай Сергеевич Ветчинкин родился в 1886 году в Российской Империи. В возрасте 20 лет, он поступил на инженерно-строительный факультет Санкт-Петербургского Политехнического института и, будучи необеспеченным студентом, совмещал учёбу со службой в должности землемера Санкт-Петербургской губернской чертёжной до 1914 г. В том же году Н. С. Ветчинкин, оставаясь студентом, стал руководителем опытных работ по механизированному дорожному строительству с применением американских машин при Санкт-Петербургской губернской землеустроительной комиссии. Он получил это назначение, так как имел хорошую техническую подготовку и знал английский язык, благодаря чему успешно освоил конструкции американских машин, в том числе и тракторов.
Во время Первой Мировой Войны Н.С. Ветчинкин работал на оборонительных сооружениях под Петроградом до осени 1915 г., а затем, по просьбе Главного военно-инженерного управления, был откомандирован на юго-западный фронт в распоряжение Киевского округа путей сообщения в качестве инструктора по дорожному строительству, где позднее был назначен заведующим машинно-дорожными партиями. В это время в г. Фастове Киевской губернии под его руководством была организована база для ремонта и постройки дорожных машин. После войны Н.С. Ветчинкин работал в дорожных организациях Киева и Москвы старшим инженером и начальником отделения опытных работ.
В начале 1920 г. он был откомандирован в Московское Высшее техническое училище на инженерно-строительный факультет, который закончил в конце того же года. Отличные знания дорожного дела, автомобилей и тракторов, тема дипломного проекта, связанная с транспортом леса, определили дальнейшую научную, учебную, изобретательскую деятельность Н.С. Ветчинкина. В 1921 г. он стал членом КПСС и начал преподавать в Московском лесотехническом институте, а позднее, после его слияния с Ленинградским лесным институтом, — и в последнем; в 1929 г. он был избран на должность заведующего кафедрой Московского механического Ломоносовского института и в том же году утверждён Государственным учёным советом Наркомпроса в должности и звании профессора.
С 1927 до 1955 г. проф. Н. С. Ветчинкин работал в научно-исследовательском институте экономики Севера Главсевморпути по вопросам вездеходов, арктических амфибий и транспорта грузов по снегу; в ЦНИИМЭ по вопросам усовершенствования газогенераторов, применения для целей механизации сплава вездеходных лебёдок-амфибий, а также вёл педагогическую работу в Белорусском и Московском лесотехнических институтах и Московском институте повышения квалификации инженеров лесной промышленности.
Перу Н. С. Ветчинкина принадлежат 84 печатные работы, в том числе книг и брошюр — 24. Более 40 лет он занимался изобретениями и техническими усовершенствованиями и получил ряд авторских свидетельств. Профессор Николай Сергеевич скончался 7 августа 1960 г. на 74-м году жизни.
Г.К.А.-1500
В ходе разработки своего проекта, профессор Ветчинкин уделил особое внимание ходовым и плавательным характеристикам машины, «оставив за бортом» вооружение и лишь в общих чертах описав бронезащищённость. Скорее всего, как настоящий специалист, он решил проработать только те вопросы, в которых разбирался, а прочее оставить компетентным людям.
Название машины
Профессор Ветчинкин назвал свой проект ‘Г.К.А.-1500’, что расшифровывается как ‘Гусеничный Катер-Амфибия’, а 1500 — мощность двигателя в лошадиных силах.
Корпус
Хотя на первый взгляд корпус Г.К.А.-1500 и напоминает танки БТ-серии, он имел множество серьёзных отличий. Самая яркая — конструкция днища; профессор Ветчинкин вдохновился «морскими санями» канадского изобретателя Альберта Хикмана (12/XII/1878 — 10/IX/1957), позаимствовав у них идею корпуса в форме латинской буквы W. По его задумке, это придало бы Г.К.А.-1500 мягкость и плавность хода на воде.
Согласно Ветчинкину, параллельные борта машины и днище в форме латинской буквы W обеспечили бы Г.К.А.-1500 устойчивостью на воде и высокими мореходными качествами.
Лобовая деталь корпуса Г.К.А.-1500 была расположена под углом, в правой части предполагалось установить пулемётное гнездо. Предполагаемая длина корпуса машины — 9.6 м, что почти в два раза длиннее БТ-7 (5.66 м) и почти в 1.5 раза длиннее тяжёлого танка КВ-1 (6.675 м).
Ходовая часть
Ходовая часть состояла из четырёх полых опорных катков (⌀1.5 m), скорее всего на свечной подвеске (Кристи), хотя это не подтверждается никакими чертежами. Они играли роль поплавков и уменьшали осадку когда танк был на воде. Ведущее колесо было в задней части, а ленивец — спереди. Не предполагалось никаких поддерживающих катков, поскольку гусеничная лента опускалась сверху на опорные катки. Гребной винт и руль располагались под кормовой частью корпуса. Часть сегментов гусеничной ленты оборудовалась дополнительными гребными лопастями. Иными словами, ходовая часть Г.К.А.-1500 являлась гребными колёсами огромного радиуса.
Всё это, согласно профессору Ветчинкину, улучшало мореходность Г.К.А.-1500. Полые колёса-поплавки и гусеницы с гребными лопастями толкали воду на гребной винт, тем самым придавая танку высокую скорость на плаву.
Подвижность
Ничего не известно о двигателе машины кроме его мощности — 1500 л.с., которая обеспечила бы удельную мощность в 88 л.с./т. Максимальная скорость Г.К.А.-1500 на суше составила бы 150 км/ч, а на воде — 50 км/ч. Запаса топлива хватила бы на 8 часов хода на средней скорости и 4 — на максимальной.
Вооружение и бронезащита
Профессор Ветчинкин никогда не прорабатывал вооружение или бронирование машины, скорее всего подразумевая, что этим должны заниматься соответствующие специалисты. Единственное, что он подчеркнул — для улучшенной плавучести танка, сильной защитой следовало бы пожертвовать.
Экипаж
На борту Г.К.А.-1500 помещалось бы до 20 человек. Схема задней части танка в разрезе показывает 8 мест для десанта с одной стороны. Скорее всего, машина смогла бы везти до 16 человек десанта, а оставшиеся четыре места занял бы экипаж (Командир, механик-водитель, заряжающий и наводчик).
Судьба и будущее проекта
Корпус, сделанный в форме латинской буквы W, не имел будущего из-за множества недостатков. Конструкция была сложна. Днище неправильной формы занимало много пространства внутри и увеличивало осадку. Плоские длинные борта ухудшали манёвренность. Необычная конструкция корпуса выплёскивала бы воду на всю крышу корпуса, подвергая опасности вентиляцию, выхлоп, и ухудшая мореходность.
Основные проблемы Г.К.А.-1500 — слабая бронезащищённость, низкая надёжность и сложность обслуживания.
Г.К.А. 1500, будь построен, смог бы выполнять различные задачи, в первую очередь — береговую охрану и десантные операции. Ветчинкин писал: «Возможность непосредственного выхода военного судна из воды на берег, свободное передвижение по суше и обратный уход в воду в сочетании с большой скоростью движения и возможностью ведения огня на ходу, подобно сухопутному танку, может дать серьёзные преимущества военно-морскому флоту… в столкновении с противником, не имеющим подобных боевых средств».
Заключение
Гусеничный катер-амфибия проф. Ветчинкина, Г.К.А.-1500, был прорывным проектом для своего времени. Он не имел аналогов среди плавающих бронемашин периода Второй мировой войны (а, возможно, и более поздних) по скорости и мореходности. Проект, безусловно, требовал доработок (особенно в плане вооружения и бронезащиты) и испытаний. К сожалению, у Красной Армии не было возможности заниматься такой узкоспециализированной машиной во время войны. Советское военное командование не проявило интереса к этому предложению, и оно так и осталось на бумаге.
ТТХ Г.К.А.-1500 проф. Ветчинкина
- Габариты (Длина/Ширина/Высота): 9.6/3.2/3 м (ширина без гусениц — ~2 м);
- Боевая масса: ~17 тонн;
- Экипаж: 20 чел. (Командир, Заряжающий, Наводчик и Механик-водитель, а также 16 человек десанта);
- Двигатель: неизвестный, мощностью 1500 л.с.;
- Подвеска: Кристи;
- Максимальная скорость (на суше): 150 км/ч;
- Максимальная скорость (на воде): 50 км/ч;
- Дальность хода: 4 часа на максимальной скорости, 8 часов на средней;
- Построено в металле: 0 шт.;
Автор выражает огромную благодарность Павлу ‘Carpaticus’ Алексе за подготовку цветной иллюстрации специально для англоязычной статьи на Танковой Энциклопедии.
Источники
- https://tanks-encyclopedia.com/ww2/soviet/vetchinkins-tracked-amphibious-boat-g-k-a-1500/;
- ‘Лесной журнал’, №1/1961, стр. 173-174;
- ЦАМО РФ, Фонд 38, опись 11350, дело №317;
- Максим Коломиец, Чудо-оружие Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40;
- Юрий Бахурин, Бронефантазии 40-х годов. Гусеничные земноводные;
- Колонка Фила Болджера в журнале WoodenBoat;
- https://www.bronetehnika.narod.ru/t40/t40_2.html;
- https://bronetehnika.narod.ru/pt1/pt1.html;
- https://shushpanzer-ru.livejournal.com/392240.html;
- https://modelist-konstruktor.com/avtosalon/plavayushhie-traktory;