Жестяные головастики. Малые подводные лодки типа UB I. Германия

18

Жестяные головастики. Малые подводные лодки типа UB I. Германия

Содержание:

Предпосылки к созданию минисубмарин

Войне, начавшейся в августе 1914 года, предшествовала техническая революция предыдущего десятилетия. Появились новые виды оружия, доведенные к началу войны до высокой степени надежности. Среди них была подводная лодка, полностью изменившая ход ведения боевых действий на море. Наш рассказ о серии германских подлодок типа UB I – самых маленьких из активно воевавших лодок времен Первой мировой войны, или – как их называли служившие на них моряки – «жестяных головастиках». После «чуда на Марне», благодаря которому немцы были остановлены у Парижа, события на Западном фронте привели к попыткам воюющих сторон обойти фланг противника. Начался «бег к морю», в результате которого фронт уткнулся в Ла-Манш, и на этом маневренная фаза войны закончилась. Зарывшись в землю и перейдя к позиционной войне, противники перевели дух и принялись изобретать способы одолеть друг друга.

В результате захвата бельгийского побережья в распоряжении Германского флота оказались морские порты Зеебрюгге и Остенде, которые не учитывались довоенными планами морских операций. Располагаясь в непосредственной близости от Ла-Манша и Британских островов, они открывали невиданные доселе возможности ведения боевых действий на вражеских коммуникациях и около неприятельских баз. Главный маршрут, по которому шло сообщение между Британией и Францией, проходил через Английский канал из Дувра в Кале. От ближайшей немецкой базы – Гельголанда – до Дувра 315 миль, а из Остенде и Зеебрюгге максимум 75 миль.

Первой подводной лодкой, пришедшей 9 ноября в новую базу Зеебрюгге, стала U-12, а уже 11 числа она открыла счет кораблям, потопленным лодками Фландрских баз, отравив на дно канонерскую лодку «Niger» на рейде Downs.

Задание на проектирования минисубмарин

18 августа 1914 года Военно-морское министерство (RMA) поставило перед Инспекцией подводных лодок (UI) задачу разработать подводную лодку небольшого размера с коротким сроком постройки, чтобы они успели войти в строй до окончания войны (немцы твердо верили в скорое окончание войны – максимум осенью 1915 года).

В Инспекции считали, что подводные лодки водоизмещением 150–200 т не могут быть построены быстрее, чем за 14 месяцев, при условии прекращения работ по ранее заказанным подводным лодкам. Такой ответ был отправлен в Морское министерство 25 августа 1914 года.

Инспекция подводных лодок более детально проработала требования моряков, и 13 сентября сообщила свои соображения на этот счет. Ею предлагалась к постройке подводная лодка водо­измещением 80 т, с единым электрическим двигателем, вооруженная одним торпедным аппаратом (проект 32). При этом сообщалось, что срок строительства, при самых благоприятных обстоя­тель­ствах, составит не менее четырех месяцев.

Тем временем немецкая армия в Бельгии вела активное наступление, и протяженность захваченного побережья выросла до безопасных размеров. Требования строительства прибрежных лодок звучали все громче, непременным условием при проектировании была возможность быстрой разборки на части, что обеспечивало перевозку лодок по железной дороге, но, в свою очередь, накладывало ограничения на габариты самой лодки. Рассмотрев несколько предоставленных Инспекцией проектов, министерство остановило свой выбор на проекте под номером 34. Он предусматривал надводное водоизмещение в 127 т и подводное – 141 т. Из-за срочности и ограничений в размерах (длина 27,8–28,1 м, ширина 3,15 м, осадка 3,03 м) пришлось остановиться на однокорпусной и одновальной схеме. Решение применить в качестве надводного двигателя уже имевшийся маломощный дизель (60 л.с.) обеспечивало компактные размеры силовой установки и сильно сокращало сроки строительства.

Конструкция

Объем балластных цистерн составлял 23 м³, и их без особых проблем удалось разместить внутри прочного корпуса диаметром 3,15 м, что диктовалось требованиями перевозки подлодок по железной дороге.

Прочный корпус имел крайне простые обводы, центральная часть представляла собой цилиндр, к которому с обеих сторон приклепывались усеченные конусы. Собранный из цилиндра и конусов, корпус получился угловатым, но простым в постройке. Сверху прочного корпуса шла легкая надстройка, примыкавшая к оконечностям. В середине корпуса лодки находилась высокая рубка с довольно большим для субмарин такого класса ограждением. В носу прочный корпус заканчивался легкой носовой частью обтекаемой формы, то же решение было использовано и в корме. От носа в корму по верху прочного корпуса шла надстройка – легкий корпус. В середине лодки на легком корпусе находилась небольшая рубка.

Немецкие подводные лодки. Вверху UB-1 - UB-8. Внизу UB-9 - UB-17

Лодки серии UB I были самыми маленькими из построенных для Германского флота, их длина составляла 28 м. Экипаж насчитывал одного офицера и тринадцать унтер-офицеров и матросов. Условия обитания были примитивными, так как, когда принималось решение об их строительстве, предполагалось, что лодки будут совершать короткие (до трех суток) выходы в море, не дальше 150 миль от базы.

Надводный ход обеспечивался 60-сильным дизелем, подводный – электромотором в 120 л.с. Дальность плавания на поверхности составляла 1600 миль при скорости 5 уз (полный надводный ход составлял 6,47–7,47 уз), под водой лодка могла идти в течение 10 часов 4-узловым ходом (полная подводная скорость хода – 5,5–6,24 уз). Балластные цистерны находились в центре лодки, аккумуляторные батареи – впереди и позади рубки.

Вооружение состояло из двух носовых 450-мм торпедных аппаратов для четырех торпед С-03, из которых две хранились непосредственно в торпедных аппаратах, и 8-мм пулемета на рубке или на выносной легкосъемной треноге, устанавливаемой на легком корпусе перед рубкой.

Восемь лодок (UB 1 – UB 8) 15 октября 1914 года заказали верфи «Германия» (Germaniawerft) и семь (UB 9 – UB 15) – фирме AG Weser. Последней 25 ноября выдали дополнительный заказ еще на две лодки (UB 16 и UB 17), поскольку было решено UB 1 и UB 15 по завершении строительства передать Австро-Венгерскому флоту.

Строительство

Подлодки хоть и строились по одному проекту, но в то же время заказчик не требовал абсолютной их идентичности. В силу этого лодки, построенные на разных верфях, имели массу различий – форма корпуса и рубки, количество и размеры шпигатов и так далее. Главное отличие, которое первым бросалось в глаза, это форма шпигатов и их размеры. На лодках UB 1 – UB 8 они были большими, почти круглой формы, а на UB 9 – UB 17 и на тех лодках, что дополнительно построили по заказу Австро-Венгрии, шпигаты были щелеобразными и не такими заметными.

Спуск на воду подводной лодки UB-1

Спуск на воду подводной лодки UB-1

Оговоренное в контракте время строительства ограничивалось четырьмя месяцами, но «Germania­werft» свою первую лодку предъявила к испытаниям уже через 75 дней. Такой неслыханно короткий срок постройки произвел настоящий фурор. Последнюю из 17 лодок флот получил в мае 1915 года.

На заводских испытаниях UB 1 и UB 2 успешно выдержали пребывание на 50-метровой глубине в течение двух часов, чем доказали качественность постройки и правильность конструкторских расчетов. Подтвердилась тихоходность лодок, но зато время погружения составило всего 22 секунды!

UB-1

Большинство лодок перевозилось к месту службы в разобранном виде. После испытаний их разбирали на части, грузили на платформы и отправляли к месту сборки, зачастую на весьма значи­тельные расстояния. Разобранный на части корпус лодки размещали на трех железно­дорожных транспортерах для перевозки негабаритных и тяжелых грузов. Рубку, дизель, батареи, легкий корпус грузили на обыкновенные платформы. Сборка в Хобокене и Антверпене, а позднее в Поле и Фиуме занимала не более двух недель. По окончании сборки лодки испытывали на водонепроницаемость, после чего они были полностью готовы к эксплуатации. Из Антверпена лодки на понтонах буксировались по реке Шельда и каналу Гент–Брюгге к месту базирования в Брюгге, что занимало пять-шесть дней. Обсуждалась возможность перевозки и сборки UB 16 и UB 17 на верфи в Стении в Константинополе, для использования в Дарданеллах, но в тот момент Германия не имела сухопутного сообщения с Турцией, и от этой идеи пришлось отказаться до лучших времен.

Субмарины UB-2 и UB-16 в 1915 году

В 1915 году UB 7, UB 8 и UB 14, собранные в Поле, перешли в Дарданеллы, доказав таким образом способность малых лодок совершать дальние переходы. Сильно досаждали подводникам две проблемы – одновальная силовая установка и небольшие размеры самой лодки.

Во время плавания поломка дизеля или электромотора практически наверняка означали потерю лодки. В седьмом боевом походе с проблемой отказа двигателя столкнулся экипаж UB 2. Лодка только заняла позицию у Гавра, как дизель вышел из строя, пришлось идти домой на электро­моторе. Все могло закончиться весьма печально, но, к счастью, навстречу шла UB 16. Командо­вание флотилии направило ее на помощь терпящим бедствие подводникам. UB 2 взяли на буксир и со всеми предосторожностями отбуксировали в Зеебрюгге, через кишащий вражескими кораблями Ла-Манш. На тот раз все закончилось благополучно.

Лодки были так плотно скомпонованы, что пришлось отказаться от полноценного камбуза и найти место только для пяти коек, что не позволяло экипажу полноценно отдохнуть, и поэтому больше недели их старались в море не держать. Выстрел даже одной торпедой приводил к тому, что лодка резко задирала нос, демаскируя себя, экипаж бросался в торпедный отсек, пытаясь компенсировать массу выпущенной торпеды.

Служба субмарин типа UB I

Первой в состав вновь сформированной флотилии «Фландрия» вступила UB 4 под командованием обер-лейтенанта цур зее К. Гросса. Вообще эта лодка везде была первой. Она первой в своей серии открыла боевой счет. Произошло это в первом же боевом походе. К. Гросс вышел в первую в своей жизни атаку и отправил на дно британский пароход «Harpalyce». Во втором выходе в море К. Гросс потопил греческий пароход «Ellispontos». Следующий успех пришелся на двенадцатый поход, когда одной торпедой с расстояния 400 м был отправлен на дно английский пароход «Princesse Marie Jose». Погибла она тоже первой, в первом же столкновении подводной лодки этого типа с судном-ловушкой. В свой четырнадцатый и последний поход к английскому порту Ярмут подлодка вышла 13 августа.

UB-4

15 августа, в воскресенье, в 20 милях от порта с нее заметили двухмачтовый парусник, настолько маленький, что на UB 4 даже не установили пулемет на треногу – какие проблемы могут возникнуть с рыболовным судном? Экипаж рыболовного смэка «Inverlyon» внимательно поглядывал по сторонам, изображая из себя рыбаков. Судно (командир – отставной командор Королевского флота Э. Джехан) было одним из первых «Q-ships», на борту которого находилась военная команда, обслужи­вавшая 47-мм орудие.

Англичане уже давно заметили лодку и терпеливо ожидали ее приближения. Когда расстояние сократилось до тридцати метров, К. Гросс, стоявший на рубке и демонстрировавший свой пара­беллум, приказал рыбакам покинуть судно. Э. Джехан выхватил револьвер и скомандовал огонь. Брезентовый обвес упал, и 47-мм орудие выстрелило в упор, снаряд попал в основание рубки, К. Гросса взрывом выбросило за борт. Англичане открыли по лодке беглый огонь из пушки и стрелкового оружия. Для такой крохи даже снаряды столь малого калибра смертельны – лодка погрузилась носом так быстро, что англичане успели выпустить всего девять снарядов, не допустив ни одного промаха.

Из экипажа не спасся никто. К. Гросса подняли на борт, но раненый первым взрывом командир UB 4 уже умер.

Впоследствии за потопление лодки экипаж «Inverlyon» наградили премией, но вот получали они ее до 1923 года.

UB 1 сразу после постройки доставили по железной дороге в Полу. 4 июня 1915 года она вошла в состав флота двуединой монархии как U 10. Вначале экипаж был немецким, командовал обер-лейтенант цур зее Ф. Вагер. 26 июня 1915 года лодка потопила итальянский миноносец 5 P.N. (водоизмещение 125 т). В следующем месяце ее передали австрийскому экипажу. 9 июля 1918 года U 10 подорвалась на мине в районе итальянского порта Каорле, но экипаж сумел посадить лодку на мель. После экстренного ремонта ей удалось самостоятельно сняться с мели и дойти до Триеста. В конце января 1920 года, по решению Парижской конференции, лодку передали Италии, где ее вскоре разобрали.

UB-10 во флоте Австро-Венгрии

UB 2 воевала в составе Фландрской флотилии. Ею непродолжительное время командовал будущий кавалер Pour le Merit В. Фюрбрингер. В марте 1916 года лодку перевели во флотилию «Курляндия», в составе которой она до декабря действовала против Балтийского флота России. С января 1917 года и до конца войны UB 2 входила в состав Учебной флотилии подводных лодок.

UB-2

UB 3 отправили служить на Адриатику во флотилию «Пола». 23 мая 1915 года она в первый раз вышла в море для перехода из Каттаро в Измир и пропала без вести. Погиб весь экипаж во главе с командиром обер-лейтенантом цур зее З. Шмидтом.

UB 5 с октября 1915 года до сентября 1916 года входила в состав флотилии «Балтика», совершила 24 боевых похода, потопила два судна противника. Затем была переведена в состав Учебной флотилии, где и встретила окончание войны.

UB-5

UB 6 совершила 59 походов в составе флотилии «Фландрия», потопила 15 вражеских судов, 1075-тонный английский миноносец «Recruit» (в первом же походе). Во время шестидесятого выхода в море лодка села на мель в территориальных водах Голландии, попытки сняться самостоятельно успехом не увенчались, помощи ждать было неоткуда, и командир был вынужден сдать лодку голландцам. Экипаж возвратился в Германию, а саму лодку голландцы интернировали до конца войны.

Интернированная UB-6 у борта голландского судна

UB 7 была отправлена во флотилию «Пола» на Адриатику. Оттуда она во второй половине июня 1915 года перешла в Дарданеллы и в дальнейшем действовала в Эгейском и Черном морях, в составе флотилии «Константинополь». Лодка участвовала в пятнадцати боевых походах, 15 сентября в 6 милях северо-восточнее Одессы потопила английский пароход «Patagonia» (6011 брт), входивший в состав Транспортной флотилии Черноморского флота под №46.

27 сентября 1916 года UB 7 под командованием обер-лейтенанта цур зее X. Лютйоганна вышла из Варны и пропала без вести. (Подробнее о действиях германских подводных лодок в Чёрном море см.: Гангут — Вып. 34, 35, 36).

UB 8 также начинала службу в составе флотилии «Пола». Во время перехода из Полы в Констан­ти­но­поль (прибыла 4 июня 1915 г.) она 25 мая у о. Мудрос потопила английский пароход «Merion» (водо­измещение 19 000 т), закамуфлированный под линейный крейсер «Tiger». Это был ее единст­вен­ный успех за все четырнадцать походов. 25 мая 1916 года UB 8 передали Болгарии, переименовали в «Подводник №18» и она стала первой подводной лодкой болгарского флота. Правда, ничего герои­ческого лодка не совершила, и в конце 1918 года ее сдали французам.

UB 9 всю войну прослужила в Учебной флотилии и в феврале 1919 года пошла на слом в порту Любек.

UB 10 доставили в Зеебрюгге 27 марта 1915 года, и эта лодка стала рекордсменом во всем. По боевым походам – 115; по потопленным судам противника — 36. И самое невероятное – по коли­честву командовавших ею командиров: их за три года активной службы сменилось четыр­надцать!

Первые два, обер-лейтенанты цур зее Штейнбринк и Зальцведель — бравые вояки, оба прославились боевыми подвигами и по результатам своих достижений были награждены очень престижным в среде офицеров высшим орденом Германской империи – Pour le Merit (за голубой цвет эмали его фамильярно называли «Голубой Макс»). В ноябре 1918 года, при оставлении Фландрии, лодку затопили.

UB 11 входила в состав Учебной флотилии, где и находилась до окончания войны.

UB12 воевала в составе флотилии «Фландрия» и в 98 боевых походах потопила 21 судно противника. Пропала без вести между 19 и 24 августа 1918 года.

UB13 входила в состав флотилии «Фландрия». В 36 походах потопила десять судов противника. В конце апреля 1916 года подорвалась на мине у берегов Бельгии и погибла со всем экипажем.

Разобранная UB-13

UB14, под командованием обер-лейтенанта цур зее X. фон Хаймбурга, прославилась потоплением двух английских подводных лодок в Мраморном море, а особенно тем, как они были потоплены.

Через два дня после сдачи, 25 марта 1915 года лодку принял под свое командование X. фон Хаймбург. В двадцатых числах апреля субмарину доставили в Полу. После сборки, испытаний и ознакомления с районом боевых действий она вышла в первый боевой поход. 7 июля, подойдя к побережью Истрии, командир обнаружил итальянские корабли, возвращавшиеся в Венецию после обстрела австро-венгерских позиций. Выбрав самый крупный корабль и тщательно прицелившись, X. фон Хаймбург выстрелил двумя торпедами. Обе попали. Через тридцать минут все было кончено, броненосный крейсер «Amalfi» затонул вместе с 72 моряками.

Следующий поход был гораздо труднее – лодку отправили в Константинополь. До пролива Отранто субмарина шла на буксире миноносца, и все было прекрасно, но основная часть пути была проделана самостоятельно с большими проблемами. Дизель и гирокомпас выходили из строя с завидным постоянством, и в Орак, что в Малой Азии, лодка не вошла, а вползла на последнем издыхании. К счастью, там находился подводный минный заградитель UC 15, экипаж которого помог зарядить полностью разряженные батареи, пополнить запасы сжатого воздуха и наладить работу дизеля и гирокомпаса. Отдохнув, экипаж воспрял духом, и X. фон Хаймбург повел лодку на перехват судов Антанты на маршруте Александрия – остров Лемнос (главная база союзников в Галлиполлийской операции). 13 августа у острова Канделиуза был замечен густой дым, через час показался английский пароход «Royal Edwards», водоизмещением 11 000 т, перевозивший 1500 британских солдат из Египта на фронт в Галлиполли. Позиция лодки была так удачна, что пароход сам подставил свой борт. С расстояния в 1600 м X. фон Хаймбург произвел выстрел торпедой, она попала в корму «Royal Edwards». Судно затонуло за шесть минут, погибло более тысячи солдат и членов экипажа, подоспевшие на звук взрыва французские миноносцы и госпитальное судно спасли немногим более пятисот человек.

22 августа X. фон Хаймбург попытался войти в Дарданеллы, лодка на глубине 18 м запуталась в противолодочных сетях. Отчаянные попытки освободиться привели к успеху, однако из-за поврежденного гребного винта лодке пришлось вернутся в Орак.

30 августа Дарданеллы, наконец, были пройдены, лодку тепло встретили в Константинополе. Уже 2 сентября UB 14 вышла в Эгейское море, и первая победа в составе флотилии «Константинополь» не заставила себя ждать. Возле острова Мудрос был потоплен британский транспорт «Southland».

К возвратившемуся в Чанак после удачного боевого похода Х. фон Хаймбургу обратились турки. Оказалось, что в сетях, выставленных поперек залива в самой узкой его части, запуталась вражеская лодка, а турки не имеют возможности ее уничтожить, так как глубинные бомбы появились гораздо позднее. Экипаж X. фон Хаймбурга был очень занят ремонтом своей лодки – сильно досаждал постоянно выходящий из строя дизель, единственным свободным членом экипажа оказался кок. Взяв с собой всю находившуюся на борту взрывчатку, X. фон Хаймбург с коком в шлюпке вышли к месту нахождения подводной лодки противника. Выяснив с помощью лота, на какой глубине она находится, немцы подготовили подрывной заряд, спустили его и взорвали. Всплывшей после взрыва лодкой оказалась английская Е 7. Она имела пробоину в прочном корпусе, продержалась на воде недолго, но экипажу удалось покинуть ее без потерь.

Следующий поход UВ 14 совершила в Черное море. Подойдя 4 октября к Севастополю, она потопила русские пароходы «Катя» и «Апшерон» и 11 числа вошла в Варну.

После захвата севшей на мель на выходе из Дарданелл французской подводной лодки «Turquoise», турки получили в свое распоряжение секретные документы, касающиеся всех обстоятельств действий лодок Антанты в Мраморном море. Среди них находились точные координаты места встречи «Turquoise» с британской лодкой Е 20. Турки передали документы немцам, и те не подкачали. В Константинополе в тот момент находилась только UB 14. 4 ноября X. фон Хаймбург получил приказ вице-адмирала В. Сушона атаковать лодку противника в месте, указанном в приказе. На следующий день X. фон Хаймбург вышел в район предполагаемого нахождения против­ника, последние 10-12 миль немцы осторожно прошли в подводном положении – англичане уже находились там. Е 20 лежала в дрейфе. Поверхность моря была зеркальной, поднимая перископ, X. фон Хаймбург каждый раз уменьшал ход, но противник ничего не подозревал. Заняв позицию как на учениях, с расстояния 500 м X. фон Хаймбург выпустил торпеду. Е 20 разнесло взрывом, немцы выловили командира и восемь человек команды. На основе этих же данных UB 14 еще дважды выходила в указанные районы, но противника не обнаружила.

Дальнейшая служба лодки прошла без особых успехов, а 25 ноября 1918 года ее захватили в Севастополе англичане.

Субмарины UB-15 UB-16 и UB-17 в Фиуме

UB 15 была передана австрийцам сразу после постройки. Ее перевезли в Полу, собрали и включили в состав австрийского флота под обозначением U 11. Свой первый боевой поход она совершила с немецким экипажем и под командой X. фон Хаймбурга.

10 июля ему сопутствовал успех – он потопил итальянскую подводную лодку «Medusa».

В дальнейшем U 11 принял австрийский экипаж, но до конца войны она более ничем не отличилась.

UB 16 была одной из самых заслуженных лодок своей серии. Совершив 87 боевых походов, она потопила 25 судов противника. За три года ею командовали десять командиров. Но 10 мая 1918 года UB 16 не повезло – в южной части Северного моря ее торпедировала британская субмарина Е 34. Спасся один человек.

Австро-Венгерская субмарина UB-16

UB 17 долго и славно воевала в составе флотилии «Фландрия». Она 90 раз выходила на позиции, потопила 13 вражеских судов. 11 марта 1918 года лодка вышла в свой 91-й поход и не вернулась.

UB-17

Испытав полученные от немцев U 10 и U 11 (бывшие UB 1 и UB 15), австрийцы заказали AG Weser еще три лодки этого типа. Летом 1915 года они вошли в состав Австро-Венгерского флота и получили обозначения U 15, U 16, U 17. Ничего выдающегося эти лодки не совершили и были захвачены победителями после капитуляции «Двуединой монархии».

Резюме 

Таким образом, всего было построено 20 подводных лодок серии UB 1.

Опыт, полученный экипажами этих лодок во время эксплуатации, со временем был осмыслен, и в их оснащение внесли массу изменений. Насколько глубоки были изменения в конструкции той или иной лодки, сказать трудно, но фотографии позволяют судить о массе дополнительного обору­до­вания, установленного на них. Эти дополнения были так индивидуальны, что можно с полной уверен­ностью утверждать: двух одинаковых лодок не существовало.

Лодки UB I имели массу недостатков, и за это их нещадно критиковали. Но критики забывают о том, что проектирование и постройка лодок проходили в большой спешке.

Проектанты имели смутное представление о том, где и как они будут действовать, да и опыта боевого применения подводных лодок тогда еще не существовало. Тем не менее, все построенные корабли успешно использовались, зачастую в условиях, далеких от идеальных. Они воевали на Северном, Балтийском, Средиземном и Черном морях, везде добиваясь значительных успехов в борьбе с противником. Многие подводники, начинавшие свой боевой путь в качестве командиров этих «жестяных головастиков», впоследствии достигли впечатляющих результатов, командуя более крупными и совершенными субмаринами.

Оценив время, затраченное на проектирование и постройку лодок этой серии, а также их боевую результативность, можно говорить об успешности проекта. Тем более что с их постройкой была решена главная цель – быстрое увеличение количества подводных лодок в составе действующего флота.

Литература

Вильсон X. Морские операции в мировой войне 1914–1918 гг. – М.: Воениздат, 1935. Гангут, – 2003, – № 34: 2003, – № 35; 2005 – № 36.
Гибсон Р., Прендергарст М. Германская подводная война 1914-1918 гг.
Лорей Г. Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг. – М.: Госвоениздат, 1934.
Janet S. Fighting Ships of World War I. – Studio Editions. – London, 1990.
Scrode J. Die U-Boote des Kaisers.
Rossler E. Die Unterseeboote der Kaiserlichen marine.
Bendert H. Die UB-Boote der Kaiserlichen marine 1914-1918.
Bendert H. U-Boote im duell.
Furbringer W. Alarm! Tauchen!
сайт www.uboat.net


источник: Э. А. Журавлев «Жестяные головастики» // сборник «Гангут» выпуск 39, стр.101–112

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account