0

Понравилась тема, затронутая в блоге  Ansar02 "Изумруды и рубины". Вариант предложенного  послевоенного варианта "Новика",хоть и спорен, но по своему изящен и красив. В процессе раздумий  возник вопрос- а поему , собственно, в РФ не повторили проект "Новика"?
Сама концепция крейсера 2 ранга в РЯ войну оправдалась и подтвердилась. Остальные крупные  страны не игорировали опыт маленького крейсера. Строили их, улучшали характеристики. ( да.Приписывание "новику" роль этакого Адама , в процессе рождения малых крейсеров несколько натянуто. Скажем, заслуги "Новика" я влялись некоей вешкой, по которой шло малое кораблестроение.)
только не у нас. У нас залуги "Новика" как класса ждало забвение. А ведь вдуматься.Два класса кораблей блеснули в в войне "Новик" и "Баян". Почему-то выбрали возрождать тупиковые "Баяны".
В общем-руки сами потянулись к зубилу и молотку. "Страна-ваяй чучела!". Предлагается свое видение модернизации крейсера в 3000 тонн. Да, версия натянута и случайна. Но и само строительство первого из 2 волны "баянов" — "Адмирала Макарова" случайно. Французы могли не предложить построить 2 крейсер. У них мог быть занят( или вообще сгореть как "Витязь") стапель. русские не моголи согласиться на поднятие цены.
Да этого не было. Но при некотором …ктож знает.
Сама запись подобна "Изумрудам и рубинам" по стилистике и оформлению. Чтоб сравнивалось. причем оба варианта вполне могут существовать в АИ вселенной. Текст ведется от лица некоего маститого АИ историка, как вырезка из его некоего труда.

Крейсера "3000 тонн ОСБК и ОК"
Появление "Малахита" было случайным.  Случайно появился. Случайно стал родоначальником многочисленных потомков. Случайно воевал. Случайно погиб.
Вообще, крейсера в 3000 тонн не были обделены божественным вниманием. Вспомнить тогоже "Боярина" -" таинственно появился и таинственно исчез".
Да , можно сказать: если закладку его более знаменитого младшего потомка посетила сама Удача, то тут отметились сам Случай на пару с  Судьбой.
Документально зафиксированным датой начала истории можно считать 15 июля 1904 , когда с прошением о приеме "по дела Флота российского касающихся"к Николаю 2 обратился действительный статский советник
 дворянин екатеринбургской губернии Викентий Альфонсович Поклевский-Козелл.наследник знаменитого водочного короля Сибири Альфонса Поклевского-Козелл. Промышленник, меценат. Почетный член Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ). Председатель екатеринбургского отделения Сибирского Торгового банка, член совета Волжско-Камского банка.
Прошение об аудиенции естественно было удовлетворено. Однако сама встреча состоялась 27 сентября в Ревеле на борту яхты "Штандарт" ( по другим данным встреча прризошла на "жемчуге")
Дословного протокола разговора не сохранилось.
Однако имеются воспоминания контр-адмирал К.Д. Нилова флаг-капитана его императорского величества. Описание разговора упомянуто им вскользь , но общее направлние развития беседы понятно.
( Исследователем корейко А.Е. высказывается мнение о предварительной договоренности флаг-капитана, капитана "Штандарта" В.И.Литвинова (кстати ,  бывшего командира крейсера "Боярин")  и милионнера Поклевского. Но его доказательства базируются на косвенных и умозрительных доводах. Наподобии их встреч в салоне графини К. и т.д.)
После предшествующих этикету малозначительных фраз Наследник многомиллионного состояния перешел к делу и просил Высочайшего разрешения (ни много ни мало) построить для Флота Его Императорского величества — боевой корабль. За свои деньги по существующему проекту.
По утверждению Нилова на законный вопрос Государя — зачем? Викентий Альфонсович разразился пламенной речью в стиле Плевако с экскурсами в историю, из которых Нилову запомнился пример графа Салтыкова, сформировавшего в 1812 году собственный полк.
Немного шокированный столь пламенной речью Государь посоветовал ему обратиться в сформированный в 1904 го"Высочайше учрежденный особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования", под начальствованием великий князь Александр Михайлович.
После этого обрусевший поляк сослался на историческую Родину и многочисленную родню , учавствовавшую в Польском восстании. Участие в состав комитета на правах обычного жертвователя не позволяет гордость миллионера, на правах участника — не позволит историческая память.
Зерно истины в объяснении имелось — Поклевские-Козелл довольно широко учавствовали в востании. Но на практике именн ветвь миллионеров являлись поляками скорее по фамилии, чем по духу. Ярким примеров являлся иван, брат Викентия — кутила, игрок, бабник. После смерти батюшки он довольно быстро промотал доставшееся ему часть состояния (остатки которого были выкуплены Викентием). В конечном итоге был признан банкротом ( несостоятельным должником) и эмигрировал в Румынию.
В конечном итоге Викентий покинул государя с бумагой , разрешающей построить на свои стредства "боевой корабль по существующему , утвержденному ЕИВ проекту". Тип корабля не обговаривался, но подразумевался из озвученных сумм.
причины, подвигнувшие Государя дать разрешение, не понятны.
Еще более непонятны причины Поклевского -Козелл, не отмеченного любовью к флоту, взяться за столь трудное действо.
Врядли слова 51-летнего обрусевшего поляка-католика о патриотизме следует принимать верьез.Имеется несколько версий событий. упомянем их всех в порядке роста вероятности.
Корейко И.А. высказывает версию о хитроумной афере, затеянной промышленником.В екатеринбурге был организован сбор средств в организованное "Общество строительтва боевых кораблей"под эгидой УОЛЕ. Причем если Особый комитет просто принимал именные взносы, то"общество" не просто принимало деньги, но выдавало взамен особые номерные боны. В конце года проводился тираж с выплатой выигрышей.
Главный приз остался тайной, официально его не было. Как утверждает Корейко — главным призом являлись не деньги а поездка по морю на построенном корабле ( кораблях). В качестве доказательтва приводит фотографию , на которой изображен некий "Купец Рукавишников с фамилией на палубе крейсера" а также вырезки из шведских газет об якобы устроенном в порту Стокголма пьяном дебоше несколькими русскими купцами. Причем совершенно голословно трактует упомянутую там фамилию Rukavisenky как именно фамилию купца, так и совпадение в датах захода в порт крейсером  "Малахит".
Справедливости ради ,следует сказать, что в начале стрительства Поклевский деиствительно не имел наличных денег,потребных для стрительства. Деньги дало именно организованное "ОСБК". Сколько своих денег вложил Поклевский в выпускаемые обществом билеты — неизвестно
Второй версией как не странно является всетаки местечково но патриотическая. По воспоминиям Жанны Поклевской на каком-то празновании в мае 1904 года в имении в таллице произошел конфликт ( скорее не конфликт, перепалка ) между мичманом Корзуном ( дальним родственником сестры миллионера со стороны мужа. )
На заявление одного из гостей , поздравившего хозяина дома со строительством нового костела, находящийся в подпитии мичман заявил "костел-не крейсер".На что хозяин заявил "захочу -и крейсер построю!"
Третья версия касается третьего брата -Станислава.Камергера, действительного статского советника. Выпускника Александровского лицея в Санкт-Петербурге. Чиновника Министерства иностранных дел.Его начавшаяся дипломатическая миссия в Токио закончилась так некстати начавшейся войной .
Можно сказать крах карьеры.(Стал в 1908 первым секретарем посольства в Лондоне Содействовал заключению выгодного для России англо-русского торгового соглашения 1908 г.
 С 1908 г.  товарищ министра иностранных дел.). В середине 1904 он должен был быть чертовски зол на японцев и на военных моряков, плохо начавших войну. Какое влияние оказал Станислав неизвестно, но с учетом обстоятельств — немалое.
Какова истинная причина появления "Малахита" доподлинно неизвестно. Вернее всего произошло смешение интересов всех учавствовавших сторон.
Конструкция и копирование  чертежей.
Прежде всего Поклевским был получен полный комплект чертежей. Причем чертежи "изумруда " получить не удалось. МТК категорически не желал отдавать "русские" чертежи частному лица. С большим трудом
, даже не смотря на монарший документ.На время  были получены "немецкие" чертежи "Новика". В МТК же приняли на себя обязательство  вооружить новоявленный "Новик-2"(если таковой будет построен). Наблюдающий обговорен не был, так как миллионера всетаки всерьез никто не воспринял.
После получения чертежей Поклеским был переоборудовано крыло особняка в Петербурге под конструкторское бюро. Закупленные культаны, ватман и прочие пинадлежности.В качестве главного специалиста привлекался подполковник А.Н. Крылов.Основную работу по копировке и внесению необходимых изменений
выполняли приглашенные (по рекомендации Крылова) два кораблестроителя, прежде работавших в "Обществе Франко-Русских заводов"( Крылов десять лет назад проходил там годичную практику).
В качестве рабоче-чертежных  лошадок использовались инженера с медеплавильных, чугуннолитейных заводов владельца особняка и студенты Морского инженерного училища.
В результате за три месяца были получены 4 полных комплекта чертежей (  2 в футовой и 2 в метрической системах, так как место строительства было неизвестно.) и три общих.

"Жемчуга" и "Кораллы"

Внесение изменений.
проект быль кардинально переработан в сторону упрощения и удешевления конструкции. Вся мелкокалиберная артиллерия ( за исключением двух 47мм пушек( замененных на 37-мм автоматические пушки) и двух пулеметов на крыльях мостика.Но расчетов они не имели использовались, скорее, для салютационной стрельбы и как источник снарядов для стволиковых стрельб)как бесполезная, была ликвидирована. Тож самое
постигло минные ( торпедные) аппараты,  как маломощные. В качестве альтернативы в будущем предполагалось снимать пару орудий при помощи мачтовой стрелы и размещать на их месте  "минный сдвоенный аппарат американского типа".
Сэкономленный вес был пущен на установку 7 и 8е  120 мм орудий.
Машинное отделение.
кардинальной переработке подверглось машинное отделение. Третья машина исчезла, а помещение 3ПМ убано ( крейсер укоротился на 10 метров и облегчился до 2600 тонн).Но при моделировании  выяснилось , что скорость упадет до 23 узлов.Поэтому предварительно паровые машины были признаны слабыми и рассмотрен вопрос об их замене. Выход был найден в применении более крупной ПМ ( ориентировочно подошла ПМ от крейсера "Аскольд".Рассматривался вопрос о применении более мощной машины на 9000 л.с от крейсера "Баян", но  ).В силу этого третье котельное отделение пришлось сместить назад и размеры крейсера вернулись к своим первоначальным данным..
Две паровых динамо машины из четырех  заменили дизельгенераторами "Людвиг Нобель". Паровой брашпиль сменился на два электрических -корабль получил два якоря Холла с поворотными лапами.Чтоб снизить задымляемость мостика из относительно невысоких труб, первую трубу, при помощи колена над верхней палубой, отодвинули назад, вплотную ко второй.
Вооружение и бронирование.
Рассмотрев ставящиеся задачи —  вооружение и бронирование признали соответсвующим.
Действительно — 120 мм орудия соответсвовали задачам истребления миноносцев и  имели некий резерв в увеличении могущества снаряда .А  в системе бронирования без кардинального увеличения водоизмещения сделать ничего было нельзя.
Корабль получил два дальномера и систему управления огнем Гейслера .
Грот мачта лишилась боевого марса,  основательно укоротилась и использовалась как опора для антенны и мачтовой стрелы для опускания на воду баркасов.
Корабль избавился от тарана и получил  по настоянию Крылова прямой форшевень.
в результате появился довольно простой, но изящный корабль водоизмещением в 2900 тонн и скоростью 25 узлов.( отдельно стоит отметить богатое оформление кают и   кают-компании. Стол кают-компании , естественно, был каменным с инкрустацией малахитом.)
Строительство.
Выбор машины определил место строительства. Завод "Германия" . Переговоры прошли довольно быстро- у фирмы имелись свободные мощности и заказ их заинтересовал.
В процессе переговоров с правлением сошлись на цене в  2 670 000 рублей , выплачиваемых десятью равномерными платежами по мере стрительства.( Дополнитльным протоколом, однако, был обговорен момент. что если в течении полугода от начала строительства будет заложен второй корабль подобного типа, стоимость его строитльства составит 2 500 000 руб).
Подписание контракта произоло 20 декабря 1904 года. На стрительство корабля отводилось 30 месяцев. Вооружение, боезапас к нему, движущие части для подачи боезапаса, телефоны системы с телефонной сетью, приборы управления стрельбой, расходные запасы, штурманские карты и инструменты, постельное белье и посуда доставлялись из России и размещались  силами завода или контрагентов.
Закладка произошла 6 января 1905 года. В сентябре 1907 корабль поднял официально был зачисленн в строй РИФ.
Закладка второго корабля, собранного на деньги "ОСБК" произошла на полгода позже после "Малахита".

"Жемчуга" и "Кораллы"

Корабль получил имя "Агат". Возврат в тараному форштевню произошел по настоянию МТК.Более корабли от имени "ОСБК" не закладывались, так как общество влилось в "Особый комитет".Третий корабль — "Оникс" закладывался уже на отечественном заводе , с поставкой ПМ и комплектующих из Германии ( удалось заключить довольно выгодный контракт с субподрядчиком "Германии") .

"Янтарь" и "Коралл"

"Жемчуга" и "Кораллы"

Закладка "Янтаря" и "Коралла"происходала по инициативе "ОК" для нужд Дальнего Востока.
Корабль получил полубак , котлы со смешанным отоплением, минные рельсы на верхнюю палубу .Особенностью проекта стала дизельная установка на третьем валу для экономического хода(Два дизеля 600 л.с работали на общий редуктор). Впоследствии один двигатель и (редуктор из-за шумности) были убраны, но была добавлена реверсная муфта Корейво. Скорость экономического хода, конечно, упала с 10 до 8 узлов, но это скомпенсировалось увеличившейся дальностью плавания. ( Особо следует вспомнить эпизод в п.Пенанг.Если один из наших 3000 т крейсеров, не успел дать ход и торпедой ему основательно повредило нос, то второй упел дать задний ход и предназначенная ему торпеда прошла мимо).

Проект крейсера "4000 т ОФРЗ"1907

Разрабатывались на основе "Янтаря" по схеме с тремя машинами 7000 л. Стоимость 3й машины повышала стоимость корабля в сборе на 15-20 %. Потому ОК не закладывались.

"Лазурит"и"Родонит".

"Жемчуга" и "Кораллы"

являлись двухвальным вариантом "Янтаря".Машинное отделение поменялось с третьим котельным и схема стала линейной.Строились на "ОФРЗ" и "Крейтон и К°".ПМ получили мощность 9000 лс. и на 80 процентов ( за исключением рамы, упорных подшипников коленвала) были идентичны ПМ крейсеров "баян-2". Броневой пояс 1 дюйм на протяжении котельного и машинного отделения дополнительно к карпасной палубе.

Легкий крейсер "Королева Луиза" ( Греция )

"Жемчуга" и "Кораллы"

Строился на заводе "Наваль" на Черном море и по существу повторял изначальный проект крейсера 2600 тонн 1905 года с двумя ПМ по 5700 л.с. Часть заказа оплатило Российское правительство. Использование предполагалось в двух ипостасях- как собственно крейсера и как представительской яхты принца Константина.Принимал участие в Балканских войнах.

Проекты башенных крейсеров "ОФРЗ".

"Жемчуга" и "Кораллы"
После появления башенных мониторов типа "шквал" "ОФРЗ" составило инициативный проект башенного крейсера на основе башен Балтийского завода в корпусе крейсера 2 ранга.
Проект не заинтересовал Морское ведомство в силу низкой скорости и принадлежности башенных и палубных орудий к  разным типам ( 120/50 и 120/45).
В 1910 году "ОФРЗ" с аналогичным результатом повторило проект, только на этот раз предоставив проект с линейно-возвышенным расположением башен.

"Новик-2"

"Жемчуга" и "Кораллы"

«Особый комитет»  летом 1907 года образовал техническую комиссию для выработки заданий на проектирование и условий договора на постройку «быстроходного миноносца» и "быстроходного крейсера".
Конкурсные проекты начали поступать на рассмотрение «Комиссии по заказу легкого крейсерав 30 узлов» на средства «Особого комитета» в декабре 1908 года, а итоги конкурса подвели в январе следующего года. Все проекты иностранных заводов были отвергнуты как не отвечающие требованиям ТУ, а из русских рассматривались только те, в которых проектанты применили турбины системы Парсонса, одобренные общим собранием комитета как наиболее надежные. Таких проектов оказалось четыре: заводов Адмиралтейского, Крейтона в Або и Петербурге и Путиловского. Их достоинства и недостатки проанализировал в обстоятельной записке председатель конкурсной комиссии отставной генерал-майор ККИ Г.Ф.Шлезингер. Из сопоставления данных лучшим был признан проект Крейтона в Петербурге как разработанный «..с наибольшей осторожностью как в отношении веса корпуса, так и в отношении величины нагревательной поверхности котлов».
Крейсер получил 4 турбины, котлы с чисто нефтяным отоплением , 2х2 450 мм ТА и 12 орудий 120/45 мм. На тот момент получившийся корабль сочли слишком дорогим- а следовательно ( в отличии от так-же построенного "быстроходного миноносца"- неудачным).

Учебные крейсера для Сибирской флотилии.

"Жемчуга" и "Кораллы"
в 1911 году Морской генеральный штаб объявил конкурс на постройку двух кораблей , предназначенных преимущественно для учебных целей.
В конечном итоге победил совместный проект "Крейтона в Або/ОФРЗ"/(БЗ)" .
Наработанность конструкции позволили настолько сбить цену, что у конкурентов не осталось никаких шансов.
"Муравьев-Амрский" в коечном счете представлял, все тотже "крейсер 3000", только изрядно выросший.
Крейсер получил броневой пояс толщиной в 2 дюйма на большей длинне корабля, две турбины и новые 130-мм орудия.
"Адмирал Невельской" при идентичной двигательной установке получил 120-мм орудия и башенное исполнение, столь долго разрабатываемое "ОФРЗ".
Изюминкой крейсера являлась полная идентичность с башнями мониторов типа "шквал" и возможная замена башен 2х2 120 мм  на 1х152 мм. Пояс отсутствовал- барбеты башен сьели весь запас водоизмещения.

Компоновка общая

"Жемчуга" и "Кораллы"

Базирование.

Крейсера 1 серии строились для Балтики. Подразумевалось, что "Жемчуг" перейдет с Дальнего Востока и балтФлот получит 4 относительно однотипых корабля. Крейсера 2 серии строились, как уже упоминалось — для Дальнего Востока, а 3 серии для "сил обороны Кольского залива".

Рост водоизмещения от серии к серии.

"Жемчуга" и "Кораллы"
 

Сравнение с аналогами 

"Жемчуга" и "Кораллы"

 

Сравнение с похожими легкими крейсерами Германии и Англии каждый может сделать сам из прилагаемых схем.
Со своей-же стороны хочу заметить один момент конструкции, который обеспечивал паритет ( а возможно и превышение) с аналогичной характеристикой "конкурентов".
Выбор орудия главного калибра. Из восьми-десяти120 мм с массой снаряда 20,5 кг , пять-шесть одновременно стреляющих орудий обеспечивали массу бортового залпа в  100-123 кг. Что было, конечно меньше бортового залпа 150-152-мм "таунов" с их 220-230 кг. Но опять-же гораздо больше залпа малого Английского или немецкого крейсера с 4" орудиями с их 80-100 кг бортового залпа ( не говоря уже об английских скаутах с их 12фунтовыми орудиями).
Следует заметить, что ставка на 4х дюймовые орудия не оправдалась. и в процессе действий легкие крейсера пришлось перевооружать на 6" орудия, что при  столь  малом водоизмещении отрицательно сказалось на точности.

Оценка проекта.
Крейсера " 3000 тонн" не были особо сильны или быстры. Их главным достоинством была дешевизна, наработанность и быстрое время стрительства или ремонта.
Этакий становой хребет, кости РИФ , на которые наростало мясо миноносцев и мускулы крейсеров и линкоров после русско-японского разгрома. РИФ в силу малочисленности всегда просил "самые- самые " корабли. 
В кои-то веки РИФ получил не то что просил, а то что действительно ему было нужно.

***

Албул О. А. Наиболее полная история российскоого флота.
Т.3. С.90-92. СПб., 1930

***

Башенные крейсера "3650 тонн Балтийского завода"

….
Крейсера часто 3650 тонн сравнивают с крейсерами Особого Комитета в 3000 тонн, рассмотреных в предыдущей главе. Помилуйте господ а! Этоже совершенно разные по конструкции, замыслу и исполнению корабли. Сравнение их подобно сравнению вин Шампани и хлебного вина №8.
последовательно рассмотрим разницу в конструции, задачи и исполнение этих двух разных типов.
Если трехтысячники имеют одного прямого потомка ( "новика") ,то с башенными не так все просто-
в  конструкции их отметились как минимум 3 разных корабля.
Во первых это "изумруд", от которых "рубины" получили наработанный корпус и компоновку машин.
Во вторых это "Богатырь". от которых были получеы компоновку вооружения.
В третьих это шведский броненосный крейсер "Фюлькия", на который при проектировании оглядыались разработчики, закладывая броневую защиту.

"Жемчуга" и "Кораллы"
Рассмотрим задачи .
При создании  "полудрагоценностей" — задача была одна. Получить простой, дешевый, универсальный  но боеспособный корабль (который в тоже время не жалко и потерять).
Задачи ставящиеся  перед "драгоценностями" были более специфичны. Замысел их создания появился под несоменным влиянием удачных походов Владивостокского отряда крейсеров.
Крейсера и номерные миноносцы тогда  удачно действовали как в Японском море так и  в Тихом океане ( уже без миноносцев- им не хватало дальности плавания).
Ставилась задача совместить большую дальность плавания с возможностями массированного ( возможно даже ночного на боевые корабли) торпедного залпа  в малом водоизмещении. Что в принципе удалось.
Вступление же в строй шведского корабля окончательно скорриектировало проект. "Рубины" получили две башни. Но полностью скопировать изначально задумывающуюся прогрессивную ромбическую схему( к сожалению)  не дало малое водоизмещение.
Отдельно стоит упомянуть стоимость. Тут корабли полностью соответствовали своим названиям. Если "полудрагоценности" обходились комитету в среднем по 890 руб за тонну, то наличие третьем машины и башен повышало цену "драгоценностей" для казны минимум до  1200 руб ( те на 35 процентов) за тонну ( справедливости ради , следует заметить, что цена несомненно бы упала при закладке следующих серий).

***

Албул О. А. Наиболее полная история российскоого флота.
Т.3. С.93 с 3 абз. СПб., 1930

***

патч 1.1 .

1.Поменял носы у Малахита и Агата.2.Сменил ПМ "Баян" новскую 9000 л.с на "Аскольд"овскую 7000 л.с и строителя с французов на немцев.Походу арка с отказом от стоительства "Адмирала макарова" накрылась 3.завершил арку с клиперским форштевнем , введя линию греческого малого крейсера.( как вариант — начало арки с действиями крейсера на ЧМ в 1912 году) . 4   Поменял имя с Опала на Янтарь.Увы мне — чет думал, что это полудрагоценный камень. 5. сменил биографию младшего брата на более реальную. переместил его в Англию.где он собственно и был в РИ. Да. Кто не понял — все три брата ( и папочка их) — вполне реальные люди с реальной биографией. Разве что в РИ крейсер таки не строили 🙁

патч 1.2

1.Переставил серии в соответсвии с фактурой камней. I серия — "малахит-агат-оникс",II серия -"коралл-жемчуг",III серия- "Лазурит-Родонит". 2. поменял дизель на 2 серии на более реалистичные от теплохода "Бородино"( хотя конечно тож пару лет накинул. Не критично. Даж если воткнуть  один дизель со шквала на 260 л.с- скорость будет 6 узлов.) 3. в Пенанге поменял РИ на АИ и продолжил начатую арку "крейсер Удача". Дизель экстренно можно запустить минут за 5, такч-то возможно. "Эмден" стрелял по двум кораблям разом — потому  "Жемчуг" не утопает прям на рейде а просто ему отрывает нос. 4. ввел проект "4000т/21000 л.с/ 27 уз" Показалось логичным сделать по схеме новика с 3я машинами. Но 3я машина рушит саму идею дешевого крейсера. 5. посмотрел как выглядит компоновка внутри Агатов-Лазуритов. так..скоренько в компасе прикинул. Дизельгенераторная категорически в корму не влазит.Потому в нос передвинул. . 6. Сменил брашпиль на электрический. 7.  ввел базирование 8.вставил схему компоновки .Там когда считал — по рисункам КО на "Лазуритах" — 10 метров, но это при рисуночной длинне в 112 метров. те при115-120 нормально должно быть. 9. Воткнул в Лазуриты ПМ в 9000 лошадей. Компоновку не прикидывал- коллекторы вроде скос не задевают, но стандартный холодильник мож не влезет. Не критично. Два мелких круглых или вообще прямоугольный поставлю.Важно, что она (ПМ) там возможна. 10. ввел схему роста водоизмещения. Планы — ссылка на  "Рубинов" ( ну "оч умная" статья от "знатока-академика Албула", сранение с "одноклассниками"- немцами и англичанами, прикинуть таки компоновку Лазуритов и схему бронирования .Мож там и два дюйма влезет.

патч 1.3

1.Ссылка на "Рубины". Прочитаете — скажете бред. У Ansar02 такой лабуды не написано. Шведа какого-то приплел ( довольно занятного кстати шведа) , залпы ночные  топедные. Правильно, не написано. Но писатель-историк он же маститый :), знает то, что и проектант корабля не знал. 2.название поправил.

патч 1.4

1.Добавил схему сравнения с "однокласниками".2. в процессе рисования на стадии англичан вспомнил анекдот про детскую коляску с завода. "как не собираю- все пулемет получается"(с). Это к тому- что по потрохам и заморочкам характеристик придуманная серия получилась очень похожей на  восьмерку крейсеров типа "форвард".Серия очень интересная. Возможно отдельной статьей чет накропаю. Так что форштевень на  одном из трех переделаю обратно под клиперский ( на двух из восьми англичан он таки был).

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account