Зарубежные соперники «Спокойного» (эсминцев Проекта 56) — какие они?

13

В предыдущих публикациях были рассмотрены два представителя советских эсминцев послевоенных проектов: пр.41 и пр.56. В ходе рассмотрения достоинств и недостатков этих кораблей мы неоднократно вспоминали зарубежных одноклассников, пытаясь уяснить, насколько наши корабли соответствовали как поставленным задачам в составе советского флота, так и мировым тенденциям развития кораблей этого класса. Предлагаем вспомнить, какие же корабли были построены «за рубежом» в этот период.

Можно долго спорить, какой корабль более современный или мощный, но может быть более правильно рассматривать его с позиции своевременности постройки той или иной боевой единицы. Вспомним какие эсминцы строились за рубежом, это позволит прояснить ситуацию со своевременностью, а значит и целесообразностью постройки эсминцев типа «Спокойный» (пр.56) и его предшественника — «Неустрашимого» (пр.41).

Сразу отметим, как это часто бывает после окончание войны, в странах победительницах не испытывали недостатка в эскадренных миноносцах. Флот Британии был «перенасыщен» эсминцами, для которых после окончания войны не было особого применения, что привело к своеобразным «миноносным» каникулам в их постройке. Но именно британцы вскоре эти «каникулы и прервали — в 1952 году в королевский флота начали вступать в строй эсминцы типа «Дэринг». Интересно, что головной корабль был заложен еще в сентябре 1945 г., но спустили на воду его только 1949 году, а проектировались корабли этого типа в годы войны и являлись, по сути, эволюционным развитием предыдущего проекта. Единственными принципиальными новшествами на «Дэринге» стали переход на высокие параметры пара (давление 45,7 кг/кв.см и температура 454 градуса) и цельносварной корпус. Во всем остальном, в том числе номенклатуре вооружения, он повторял своих предшественников типа «Баттл».

Британский эсминец "Диамонд" (тип "Дэринг")

Британский эсминец «Диамонд» (тип «Дэринг»)

Применительно к отечественным кораблям по своему статусу эти последние классические британские эсминцы, скорее всего, соответствовали отечест­венному проекту 30-К, так как представляли собой предыдущий корректированный военный проект. Другое дело, что изначально прототипы имели существенные качественные отличия, но даже в этом случае считается, что пр.56 явно превосходил «Дэринг».

Как отмечает Апальков Ю.В.: «…Во многих отношениях пр. 56 превос­ходил «Деринг» как по эффективности зенитного огня, так и по совершенству торпед­ного оружия, уступая, правда, в количестве орудий ГК, а также в качестве противоло­дочного и радиоэлектронного вооружения…»

Вероятно неслучайно британцы ограничили серию этих кораблей всего восемью единицами, и после вступления в строи в 1954 году пос­леднего, эсминца этого типа, британ­цы опять взяли тайм-аут на восемь лет.

Одновременно с эсминцами пр. 56 французами строились эскадренные миноносцы типа «Сюркуф», причем причина появления этих кораблей похожа на советскую — невосполнимые потери ко­раблей этого класса в годы войны, необходимость восстановить численность флота и отсутствие каких-либо образцов оружия и военной техники «послевоенной эпохи». Но французы смогли «отличиться». На ЭМ типа «Сюркуф», впер­вые на французских эсминцах, появился универсальный калибр главной артилле­рии (127-мм «спарка»). Таким же новшеством можно назвать повышенные параметры пара ГЭУ (35 кг/кв.см и 385°С). Во всем остальном — ничего революционного, и как следствие — «Сюркуф» мало чем отличался от своих пред­военных предшественников. Серия соста­вила 18 единиц и была призвана лишь вос­полнить потери кораблей этого класса в годы Второй мировой войны.

Французский эсминец D621 "Сюркуф"

Французский эсминец D621 «Сюркуф»

Несколько иначе развивались события в США. Значительное количество эсминцев, зало­женных в годы Второй мировой войны, некото­рые и из которых вступили в строй уже после ее завершения, позволило американцам, также как и британцам, не спешить с постройкой новых кораблей. В большинстве своем они отличались великолепными боевыми возможностями и вполне соответствовали требованиям вре­мени.

Например, эсминцы типа «Гиринг», при полном водоизмещении 3460 т несли 3х2-127-мм универсальные АУ, 12-40-мм и 11- 20-мм зенитных автоматов. Торпедное вооружение включало 2х5- 533-мм ТА. Важно то, что ПУС ГК обеспе­чивали эффективное ведение огня, как по воздушным, так и по надводным целям. Все виды вооружения были обеспечены радио­электронными средствами обнаружения цели и управления огнем. ГЭУ мощностью 60 000 л.с. обеспечивала кораблю полный ход 35 уз, а запасы топлива — дальность плавания не менее 8000 миль 15-узловым ходом.

Тем более уже во второй половине 40-х годов стало очевидным, что развитие военно-морских вооружений вступает в полосу революционных изменений их ка­чества. Под огромный задел новейших конструкторских разработок военного времени необходимо было подвести более глубокую тео­ретическую базу, закрепить их экспериментально и переложить на новейшие технологии. Не удивительно, что США не спешили строить новые ко­рабли этого класса, а приступили к экспе­риментам в области создания новых систем вооружений и перспективных кораблестроительных технологий. Одним из таких экспериментов стала постройка ЭМ «Тиммерман», который был заложен как серийный корабль типа «Гиринг», а достраивался с принципиально новой, экспериментальной энергетической установкой (вернее с двумя таки­ми установками), тем самым должен был получиться экспериментальный корабль.

Основной целью являлось, не увеличивая водоизмещение корабля, разместить на нем энергетическую установку мощностью 100000 л.с., позволяющую получить скорость 40 узлов при одновременном увеличении дальности плавания 15 узловым ходом на 40%. Это требовало создания установки с удельной массой 8,4 кг/л.с., при том, что его «родная» стандартная ГЭУ имела это значение порядка 15 кг/л.с.. Полумерами тут было не обойтись. Значительный эффект предполагалось получить за счет применения пара высоких параметров с учетом известных исследований и опытов, проведенных в предвоенные годы.

Установки обоих бортов эсминца существенно отличались друг от друга. В установке правого борта использовался пар давлением 62 кг/кв.см. при температуре перегрева 564 градусов С, который поступал от двух котлов с естественной циркуляцией воды. В установке левого борта два котла с принудительной циркуляцией вырабатывали пар с такой же температурой перегрева, но давлением 140 кг/кв.см. Эсминец «Тиммерман» должен был войти в строй уже в 1949 году, но только в мае 1951 года его спустили на воду, и в сентябре того же года он официально вошел в строй. Далее начались исследования. Опыт, полученный в ходе проектирования и испытаний эсминца, стал основой для создания американских котлотурбинных установок кораблей послевоенных проектов, где предпочтение однозначно отдали высоконапорным котлам с давлением и температурой пара 84 кг/кв.см и 510 градусов С соответственно.

Экспериментальный EDD-828 "Тиммерман" и серийный DL-2 "Митчер" в 1952 году

Экспериментальный EDD-828 «Тиммерман» и серийный DL-2 «Митчер» в 1952 году

Для сравнения, обычный корабельный во­дотрубный котел сопоставимой паропроизводительности с теми же параметрами пара был на 32% тяжелее высоконапорного кот­ла и имел большие размеры.

Другим направлением развития амери­канских ВМС стала разработка новейших систем противолодочного вооружения, и усиление возможностей ПЛО эсминцев шло сразу по нескольким направлениям. Прежде всего совершенствовались многоствольные бомбометы осуществлявшие поражение подводной лодки по данным гидролокационной станции. Примеры успешного использования «Хеджехога» заставили продолжить работу в этом направлении. Так еще в 1944 году британцы приняли на вооружение трехствольный 400-мм бомбомет «Squid», где 177-кг глубинная бомба выстреливалась с помощью вышибного заряда. Дальность стрельбы составляла до 315 м. В 1955 году принимается на вооружение также трехстволь­ный, но 304,8-мм бомбомет «Limbo». Он имел системы стабилизации по крену и перезарядки (боекомплект 51 бомба). Дальность стрельбы со­ставляла около километра, но и вес — 35 т. В 1956 году выходит на рынок вооружений шведский четырехствольный 375-мм реактивный бомбомет фирмы «Бофорс» m/50. Но проблемы оставались — как показал опыт войны, точность определения коор­динат подводной лодки гидроакустической станцией чаще всего оказывался больше эллипса поражения залпа даже многоствольного бомбомета. А тут еще третья координата — глубина погружения.

Заряжание противолодочного бомбомета Squid, 1952 год - видимо тоже не легкая задача!

Заряжание противолодочного бомбомета Squid, 1952 год — видимо тоже не легкая задача!

Име­ли место и весьма экстравагантные проек­ты. С созданием атомной бомбы появился соблазн с помощью ядерного заряда сразу разрешить противолодочную проблему. Радиус поражения ядерного взрыва должен был перекрыть ошибки определения место­положения подводной лодки. Для этого требовался одноствольный бомбомет, но с такой дальностью стрельбы, чтобы взрыв ядерной глубинной бом­бы не привет к гибели эсминца. И такой бомбомет был создан.

Фрегат "Блэквуд" с бомбометом "Лимбо", 1957 год

Фрегат «Блэквуд» с бомбометом «Лимбо», 1957 год

В 1949 году в США был принят на вооружение одноствольный бомбомет Мк 108, который был способен выбрасы­вать на дистанцию около 2 км ядерный заряд, что позволяло уничтожить подвод­ную лодку без точного определения ее ко­ординат. Однако это оружие развития не получило, так дистанция в 2000 м явно не гаран­тировала безопасность носителя от ядерного взрыва. По этой причине, хоть в боекомплект и входили атомные бомбы, но американцы даже не проводили их морские испытания.

Другим, более «интеллектуальным» направ­лением становится создание самонаводящихся противолодочных торпед. Первую из них Мк.37 mod. 1 калибром 484 мм приняли на воору­жение в 1956 г., а уже в 1960 году на флот стала поступать торпеда Мк44 калибром 324 мм. С этого момента все 533-мм ТА эс­минцев оказались бесполезными. В дальнейшем этот калибр становится стандартным для противолодочных торпед над­водных кораблей ВМС США. По этой причине американцы просто стали демонтировать 533-мм ТА, поставив таким образом крест на торпедных атаках надводных кораблей и вообще на понятии «миноносец» в отечествен­ном восприятии этого слова. На новых кораб­лях для использования малогабаритных торпед начала применяли бортовые сбрасыватели, а затем специальные 324-мм торпедные аппа­раты Mk 32.

В 1949 г. американцы заложили первый свой после­военный эсминец –«Митчер». Главным его оружием были два бомбомета Мк108 и две новейшие одноствольные универсальные 127-мм АУ Мк.42 со скорострельностью 40 выстрелов в минуту. Зенитное вооружение дополняли два спаренных 76-мм автомата. Сохранялись 533-мм ТА с противокорабель­ными торпедами.

Эсминец DL-2 "Митчер" - первый послевоенный

Эсминец DL-2 «Митчер» — первый послевоенный

В 1955 году (то есть одновре­менно с советскими кораблями пр. 56) аме­риканские ВМС начали пополняться эсмин­цами типа «Форрест Шерман». Формально они оставались торпедно-артиллерийскими кораблями и являлись аналогами эсминцев пр. 56. Вместе с тем, по сути, это уже были принципиально новые корабли. Новое ка­чество им придали самонаводящиеся про­тиволодочные торпеды, принципиально другие артиллерия и радиоэлектронное вооружение. Хоть на ЭМ «Форрест Шерман» и было всего три 127-мм орудия против четырех 130-мм пр.56, первый превосходил второго по эффективности зенитного огня более чем в три раза. Это придется признать, как бы не хотелось поклонникам и фанатам нашего эсминца. Противолодочное вооружение кораблей вообще сравнивать нет смысла. И здесь , наш эсминец выглядел морально устаревшим по сравнению с его американским аналогом, в этом вопросе его кри­тики правы. Вместе с тем нельзя забывать, для чего он создавался и для чего строился «ФоррестШерман», являвшийся сто­процентным эскортным кораблем.

Давайте подведем итоги. Эсминец пр. 56 создавался как ударный торпедно-артиллерийский корабль, призванный в эскадрен­ном бою взаимодействовать со своими крейсерскими силами. Для решения данной за­дачи он имел достаточно мощное и совершенное вооружение, высокую скорость хо­да, хорошие мореходные качества и прием­лемую автономность. Очевидно, корабль полностью отвечал требованиям задания, которое больше отражало взгляды руководства страны на вопросы развития флота, чем потребности самого флота.

Бесспорно одно: с точки зрения конструкции кор­пуса и механизмов, пр. 56 являлся удач­ным эсминцем, успешно эксплуатировавшимся флотом около 30 лет и послужив­шим базой для проектирования ряда круп­ных отечественных надводных кораблей.

Эскадренный миноносец "Пламенный" (проект 56 ПЛО)- судя по номеру, конец 80- годов

Эскадренный миноносец «Пламенный» (проект 56 ПЛО) — судя по номеру, конец 80- годов

В тоже время можно признать, что с появлением принци­пиально новых систем вооружения и выхо­дом отечественного флота в океан при­шлось значительную часть ЭМ пр. 56 модернизировать или переоборудовать. Вот здесь и сказались их малые запасы на мо­дернизацию и ограниченная авто­номность. В тоже время это не помешало уже в 1960 году провести модернизацию 14 эсминцев типа «Спокойный» по проекту 56ПЛО («Блестящий», «Бывалый», «Вызывающий», «Московский ком­сомолец», «Бесследный», «Вдохновенный», «Бур­ливый», «Возмущенный», «Благородный», «Пла­менный», «Напористый», «Скромный», «Скрыт­ный»и «Сведущий»). И эта модернизация позволила нашим кораблям почти не уступать американскому «супостату» -«Форрест Шерману», но об этом будет другая тема.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/navygaming/zarubejnye-soperniki-pr56-spokoinogo-kakie-oni-5fc5d9ad6129f611a5e3241d

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account