Заметки об итальянской авиации 1920-х годов. Самолеты-разведчики. Часть 2b Технический обзор самолетов-разведчиков 1926-1928 годов
Продолжение цикла винтажных статей более чем сорокалетней давности из журнала «AeroFan» (номер 02 за 1981 год), посвященных итальянским самолетам-разведчикам 1920-х годов.
Содержание:
Breda A 7 и самолеты на его базе
Разработанный инженером Уго Абате (Ugo Abate) самолет-разведчик Breda A 7 за свою короткую историю претерпел серьезные, хотя и неочевидные изменения.
Своей конструкцией A 7 напоминал созданные в те годы французские самолеты и представлял собой двухместный моноплан-парасоль с подкосным крылом, поддерживаемым двумя подкосами.
Фюзеляж был полностью изготовлен из стали с приклепанными соединительными накладками жесткости из профилированной листовой стали.
Первоначально изготовленный в двух прототипах (заводские номера 600-601) Breda A 7 имел крыло с деревянным силовым набором и полотняной обшивкой. В качестве силовой установки использовался двигатель Lorraine 12 DB, который изготавливался по лицензии компанией Isotta Fraschini.
Каждый из двух прототипов был вооружен тремя пулеметами. Первый пулемет типа Darne был фиксированным и стрелял сквозь зону ометания винта. Второй пулемет, также Darne, был подвижным, и наблюдатель вел огонь из него сквозь проем в нижней поверхности фюзеляжа. Третий пулемет типа Lewis был установлен на вращающейся турели и также был доступен наблюдателю.
Прототипы получили внутрифирменное обозначение Breda A 7 LD. Впоследствии самолет был модернизирован с изменением как конструкции, так и двигателя.
После экспериментов по установке двигателя FIAT A 22, о которых нет никаких фотографических свидетельств, к двум прототипам были добавлены еще два (заводские номера 602-603), у которых деревянные лонжероны были заменены стальными, а передняя кромка крыла получила металлическую обшивку.
В качестве силовой установки был использован двигатель Isotta Fraschini Asso, а радиатор, который ранее был разделен и установлен по бортам самолета, теперь располагался под фюзеляжем в набегающем потоке.
Хвостовое оперение было полностью перепроектировано, пулемет, располагавшийся в нижней части фюзеляжа, был удален.
Самолёт, переименованный компанией в Breda A 7 Asso, был поставлен итальянским ВВС в количестве 12 экземпляров (номера военного регистра MM 10024 – MM 10035), которые были переданы в состав разведывательных эскадрилий.
Затем у A 7 было дополнительно модифицирована ходовая часть; была увеличена колея основных стоек шасси и были добавлены внешние амортизаторы.
Эта версия, получившая в компании Breda обозначение A 7 Raid, была дополнительно модифицирована и затем представлена на миланской выставке-ярмарке 1929 года.
Этот модифицированный самолет, переименованный в Breda A 16, получил лобовой радиатор, заключенный в капот двигателя. В попытке добиться принятия на вооружение итальянскими ВВС была дополнительно модернизирована ходовая часть самолета, получившего обозначение Breda 16, сам он стал трехместным, а его двигатель Asso был заменен на Jupiter VII, который прошел испытания в Гуидонии. На фотографиях изображена последняя версия с двойной гражданской и военной регистрацией (I-TALI и MM 206).
Моторный аэростат A-P
Необходимость сокращения времени перевозки и количества обслуживающего персонала, а также с целью исключения автомобильного обоза для транспортировки газа, необходимого для надувания аэростата, – операция, которая должна была повторяться каждый раз, когда необходимо было переместить аэростат наблюдения, привела компанию A-P (майор Аворио [magg. Avorio] и инженер Прассоне [ing. Prassone]) разработать проект моторного аэростата наблюдения, способного перемещаться по воздуху.
Моторный аэростат, изготовленный миланской компанией Leonardo da Vinci, представлял собой обычный аэростат A-P (см. IARB № 1-2/1975).
Вертикальный руль изначально подвешивался под «баллонетом», затем в последующих экземплярах «баллонет» был заменен настоящим рулем направления. Известно, что некоторые экземпляры последнего варианта моторного аэростата были проданы в Россию.
FIAT R 22
История самолета-разведчика FIAT R 22 известна относительно лучше. Прототип, разработанный Челестино Розателли и получивший номер военного регистра MM 67, совершил свой первый полет в 1926 году. Второму прототипу самолета-разведчика FIAT R 22 был присвоен номер военного регистра MM 68.
FIAT R 22 имел некоторые конструктивные сходства с бомбардировщиками серии FIAT BR даже несмотря на то, что планера R 22 был цельнометаллическим.
Бипланная коробка с неравным размахом крыльев была усилена характерными для конструкций Челестино Розателли межплоскостными стойками в виде фермы Уоррена. Также типичными для машин Розателли были подкосное горизонтально оперение и ходовая часть с соосными колесами.
Вооружение состояло из двух фиксированных пулеметов Vickers и одного или двух пулемётов Lewis во вращающейся турели.
FIAT R 22, оснащенный двигателем FIAT A 22, имел блестящие летные характеристики, хотя и не добился коммерческого успеха.
В мае 1928 года FIAT R 22 был представлен в столицах стран Западной Европы во время перелета Рим – Лондон – Берлин – Рим, совершенного эскадрильей из шести R 22 и шести A 120, но не смог заинтересовать ни одного покупателя.
Судя по всему, во время подготовки к перелету на FIAT R 22 был установлен более мощный двигатель FIAT A 22 T, который развивал 590 л.с. при 2100 оборотах в минуту.
Единственным покупателем этого самолета стали итальянские ВВС, которые в период 1927-1930 годов укомплектовали самолетами-разведчиками FIAT R 22 две эскадрильи.
В общей сложности были изготовлены 24 самолета-разведчика FIAT R 22, получивших номера военного регистра MM 10056 – MM 10085. Фактически имеются фотографии с самолетами FIAT R 22, имевшими номера MM 10059, MM 10063 и MM 10072.
Ansaldo A 120
История Ansaldo A 120 представляет собой, пожалуй, одну из самых интересных загадок этого короткого повествования.
A 120 был создан компанией Ansaldo как дальнейшее развитие самолетов A 115 m и A 115 Bis. В A 120 была использована типичная для компании Dewoitine конструкция фюзеляжа. Свой первый полет Ansaldo A 120 совершил в 1925 году будучи оснащенным двигателем Lorraine 12 DB.
Почти одновременно в компании Ansaldo совершал полеты самолет, получивший обозначение A 120 Bis. Планер этой машины был почти идентичен планеру A 120, но она была оснащена двигателем FIAT A 20.
Вероятно, в конце 1926 года в воздух поднялся самолет, который имел то же обозначение A 120 и который не имел с двумя предыдущими машинами ничего общего. Новый самолет, полностью переработанный Челестино Розателли, отличался типичной талантливого инженера конструкцией фюзеляжа, оперения и шасси.
Этот самолёт, оснащённый двигателем Lorraine 12 DB, получил номер военного регистра MM 78.
Этот же самолет впоследствии был постепенно усовершенствован, последовательно получив двигатели A 22 и A 24 и обозначение FIAT A 120 Ady.
Самолеты FIAT A 120 Ady с двигателями FIAT A 22 T участвовали в упомянутом выше перелете Рим – Лондон – Берлин – Рим, а FIAT A 120 Ady с двигателем FIAT A 24 в 1931 году выиграл Кубок Бибеску.
В этой своей последней версии A 120 Ady внес свой вклад в создание тайных австрийских ВВС. Два самолета с гражданскими номерами A 301 и A 302 были проданы в Австрию, где получили служебные номера 21 и 22.
Еще более темной является история A 120 R, оснащенного двигателем FIAT A 24 R от A 120 Ady. Судя по всему, ни один из этих самолетов не состоял на вооружении итальянских ВВС, хотя имеющиеся фотографии указывают на обратное. По-видимому, шесть проданных Австрии экземпляров (гражданские номера A 303 – A 308 и служебные номера 23-28) были взяты из состава ВВС Италии и затем модифицированы концерном FIAT.
Эти соображения основываются на фотографических доказательствах, в которых фигурирует A 120 R с номером гражданского регистра MM 10293, принадлежавший последней поставленной итальянским ВВС партии самолетов A 120 Ady.
В общей сложности было заказано 57 самолетов данного типа (номера военного регистра MM 10012 – MM 23, MM 10086 – MM 10110 и 10285 – MM 10304), но это не означает, что все заказанные самолеты были изготовлены и поставлены.
Заказ последней серии приходится на период (декабрь 1929 когда – май 1930 года), когда командованием итальянских ВВС уже был сделан выбор в пользу Ro 1 и к A 120 Ady имелись серьезные претензии.
Сам Де Пинедо выступил в качестве представителя, заявив в своей докладной записке, что максимальная скорость составила 225 км/ч по сравнению с показанной на сертификационных испытаниях скоростью 242 км/ч, а практический потолок составлял 4500 метров вместо 6800 метров. Де Пинедо надеялся на замену его более современными самолетами.
Данные характеристики соответствуют А 120 Ady с двигателем А 22, и это в хорошем соответствии с имеющимися у нас документами и с прессой того времени позволяет сделать вывод, что первые две партии А 120 Ady, поставленные итальянским ВВС, были оснащены двигателями A 22, а применение версии с двигателем A 24 носило экспериментальный характер и проходило в 1930 году, когда FIAT A 120 планировали снять с вооружения. (См. программы развития по состоянию на 1 января 1931 года).
В подтверждение сказанного в датируемом 1930-1931 годам рекламном буклете компании-производителя были представлены три фотографии с указанием, что это А 120 Ady с двигателем A 24, однако снимки относились к А 120 с двигателем A 22.
A 120 Ady представлял собой цельнометаллический самолет с дюралюминиевым фюзеляжем и со стальными соединениями. Вооружение состояло из двух синхронизированных пулеметов Vickers и одного пулемета Lewis, установленного на вращающейся турели в кабине наблюдателя.
Piaggio P.25
Мы снова начнем с частного сообщения инженера Пенья, который оставил несколько заметок, описывавших данный проект:
«Это серия исследований, проведенных с целью достижения максимального по количеству и наиболее экономичного производства самолетов во время войны, путем распределения изготовления взаимозаменяемых и стандартизированных элементов конструкции по большому количеству небольших мастерских или цехов, разбросанных по всей территории страны.
Также такая система может дать промышленность положительный эффект за счет значительного снижения себестоимости и продажной цены самолетов.
Я показал, что с точки зрения аэродинамики с помощью этой системы можно получить летные данные, которые будут равны характеристикам лучших самолетов, и притом с возможностью для дальнейшего совершенствования.
С такой системой можно было бы использовать отечественную древесину ограниченной длины и не самого высокого качества, дополняя их другими сортами отечественной древесины и древесины превосходного качества.
Данная программа соответствовала бы фа****ской дальновидность в области лесовосстановления.
Проблема все еще остается открытой.
Данная концепция обращается к металлу, поскольку для создания композитной деревянной конструкции отсутствуют технико-статистические элементы отечественной древесины, и может быть использована при создании цельнометаллического самолета-разведчика.
Элементы крыла, которые должны быть взаимозаменяемыми:
• правая и левая консоли;
• верхнее и нижнее крылья;
• все элероны должны быть одинаковыми;
• элементы хвостового оперения должны быть взаимозаменяемыми также как и элементы крыльев.»
Caproni Ca 92
Одномоторный двухместный самолет-разведчик с прочным планером. Самолет должен был иметь смешанную деревянно-металлическую конструкцию с силовым набором фюзеляжа, стойками и шасси из стальных труб.
Ходовая часть должна была быть с отдельными основными стойками, оснащенными масляными амортизаторами.
Планируемое вооружение состояло из двух фиксированных пулеметов, стреляющих сквозь зону ометания винта, и одного подвижного пулемета в кабине наблюдателя для защиты от атак сзади и с бортов.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ-РАЗВЕДЧИКОВ 1926-1928 ГОДОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В данном приложении приведена последовательность фотографий самолетов компаний Ansaldo и Vickers-Terni, описанных в первой части цикла статей «Заметки об итальянской авиации 1920-х годов. Самолеты-разведчики».
источник: Andrea Curami «Appunti sull’aviazione italiana negli anni ’20. Gli aerei da ricognizione-1a parte» «AeroFan» 1981-02, pagg. 6-15
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-zametki-ob-italyanskoi-aviacii-1920-samolety-razvedchiki-02b