Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 2b

4

Все статьи цикла

Заметки об итальянской авиации 1920-х годов. Самолеты-разведчики. Часть 2b Технический обзор самолетов-разведчиков 1926-1928 годов

Продолжение цикла винтажных статей более чем сорокалетней давности из журнала «AeroFan» (номер 02 за 1981 год), посвященных итальянским самолетам-разведчикам 1920-х годов.

Содержание:

Breda A 7 и самолеты на его базе

Разработанный инженером Уго Абате (Ugo Abate) самолет-разведчик Breda A 7 за свою короткую историю претерпел серьезные, хотя и неочевидные изменения.

Своей конструкцией A 7 напоминал созданные в те годы французские самолеты и представлял собой двухместный моноплан-парасоль с подкосным крылом, поддерживаемым двумя подкосами.

Фюзеляж был полностью изготовлен из стали с приклепанными соединительными накладками жесткости из профилированной листовой стали.

Первоначально изготовленный в двух прототипах (заводские номера 600-601) Breda A 7 имел крыло с деревянным силовым набором и полотняной обшивкой. В качестве силовой установки использовался двигатель Lorraine 12 DB, который изготавливался по лицензии компанией Isotta Fraschini.

прототип Breda A 7 LD с двигателем Lorraine Dietrich 12DB, изготовленным по лицензии компанией Isotta Fraschini

прототип Breda A 7 LD с двигателем Lorraine Dietrich 12DB, изготовленным по лицензии компанией Isotta Fraschini

в 1927 году Breda A 7 LD (серийный номер 601) был представлен итальянским ВВС и был заказан в 14 экземплярах. Позднее заказ был сокращен до 12 экземпляров с двигателями Asso

в 1927 году Breda A 7 LD (серийный номер 601) был представлен итальянским ВВС и был заказан в 14 экземплярах. Позднее заказ был сокращен до 12 экземпляров с двигателями Asso

Каждый из двух прототипов был вооружен тремя пулеметами. Первый пулемет типа Darne был фиксированным и стрелял сквозь зону ометания винта. Второй пулемет, также Darne, был подвижным, и наблюдатель вел огонь из него сквозь проем в нижней поверхности фюзеляжа. Третий пулемет типа Lewis был установлен на вращающейся турели и также был доступен наблюдателю.

схема самолетов Breda A 7. Слева Breda A 7 LD, справа Breda A 7 Asso

схема самолетов Breda A 7. Слева Breda A 7 LD, справа Breda A 7 Asso

Прототипы получили внутрифирменное обозначение Breda A 7 LD. Впоследствии самолет был модернизирован с изменением как конструкции, так и двигателя.

После экспериментов по установке двигателя FIAT A 22, о которых нет никаких фотографических свидетельств, к двум прототипам были добавлены еще два (заводские номера 602-603), у которых деревянные лонжероны были заменены стальными, а передняя кромка крыла получила металлическую обшивку.

В качестве силовой установки был использован двигатель Isotta Fraschini Asso, а радиатор, который ранее был разделен и установлен по бортам самолета, теперь располагался под фюзеляжем в набегающем потоке.

Хвостовое оперение было полностью перепроектировано, пулемет, располагавшийся в нижней части фюзеляжа, был удален.

Самолёт, переименованный компанией в Breda A 7 Asso, был поставлен итальянским ВВС в количестве 12 экземпляров (номера военного регистра MM 10024 – MM 10035), которые были переданы в состав разведывательных эскадрилий.

моноплан Breda A 7 Asso (серийный номер 603, номер военного регистра MM 10024). Была изготовлена небольшая серия (номера военного регистра MM 10024 – MM 10035) самолетов, оснащенных двигателями Isotta Fraschini Asso 500 и использовавшихся итальянскими ВВС в качестве экспериментальных

моноплан Breda A 7 Asso (серийный номер 603, номер военного регистра MM 10024). Была изготовлена небольшая серия (номера военного регистра MM 10024 – MM 10035) самолетов, оснащенных двигателями Isotta Fraschini Asso 500 и использовавшихся итальянскими ВВС в качестве экспериментальных

Затем у A 7 было дополнительно модифицирована ходовая часть; была увеличена колея основных стоек шасси и были добавлены внешние амортизаторы.

Эта версия, получившая в компании Breda обозначение A 7 Raid, была дополнительно модифицирована и затем представлена на миланской выставке-ярмарке 1929 года.

Breda A 7 Raid в процессе изготовления. Данный самолет был предшественником Breda A 16

Breda A 7 Raid в процессе изготовления. Данный самолет был предшественником Breda A 16

Этот модифицированный самолет, переименованный в Breda A 16, получил лобовой радиатор, заключенный в капот двигателя. В попытке добиться принятия на вооружение итальянскими ВВС была дополнительно модернизирована ходовая часть самолета, получившего обозначение Breda 16, сам он стал трехместным, а его двигатель Asso был заменен на Jupiter VII, который прошел испытания в Гуидонии. На фотографиях изображена последняя версия с двойной гражданской и военной регистрацией (I-TALI и MM 206).

ходовая часть A 7 Asso позже была модифицирована. Эта версия, получившая обозначение Breda A 16, впервые была представлена на миланской выставке-ярмарке в 1929 году. В качестве силовой установки был использован двигатель Isotta Fraschini Asso 500 AQ (Alta Quota = Большая Высота)

ходовая часть A 7 Asso позже была модифицирована. Эта версия, получившая обозначение Breda A 16, впервые была представлена на миланской выставке-ярмарке в 1929 году. В качестве силовой установки был использован двигатель Isotta Fraschini Asso 500 AQ (Alta Quota = Большая Высота)

вскоре A 16 был модифицирован, став Breda 16, но итальянские ВВС отказались от этой машины

вскоре A 16 был модифицирован, став Breda 16, но итальянские ВВС отказались от этой машины

Breda 16 во время испытаний в экспериментальном центре Гуидония. Данный самолет имел как гражданский код регистрации I-TALI, так и номер военного регистра MM 206

Breda 16 во время испытаний в экспериментальном центре Гуидония. Данный самолет имел как гражданский код регистрации I-TALI, так и номер военного регистра MM 206

Breda 16 в окончательной конфигурации. Этот трехместный самолет был оснащен двигателем Jupiter VII производства компании Piaggio и в начале 1930-х годов безуспешно предлагался итальянским ВВС

Breda 16 в окончательной конфигурации. Этот трехместный самолет был оснащен двигателем Jupiter VII производства компании Piaggio и в начале 1930-х годов безуспешно предлагался итальянским ВВС

Моторный аэростат A-P

Необходимость сокращения времени перевозки и количества обслуживающего персонала, а также с целью исключения автомобильного обоза для транспортировки газа, необходимого для надувания аэростата, – операция, которая должна была повторяться каждый раз, когда необходимо было переместить аэростат наблюдения, привела компанию A-P (майор Аворио [magg. Avorio] и инженер Прассоне [ing. Prassone]) разработать проект моторного аэростата наблюдения, способного перемещаться по воздуху.

Моторный аэростат, изготовленный миланской компанией Leonardo da Vinci, представлял собой обычный аэростат A-P (см. IARB № 1-2/1975).

схемы разных версий моторного аэростата A-P. Внизу показана последняя версия

схемы разных версий моторного аэростата A-P. Внизу показана последняя версия

Вертикальный руль изначально подвешивался под «баллонетом», затем в последующих экземплярах «баллонет» был заменен настоящим рулем направления. Известно, что некоторые экземпляры последнего варианта моторного аэростата были проданы в Россию.

прототип моторного аэростата A-P. Это был обычный аэростат с 40-сильным двигателем Anzani. В конце двадцатых годов несколько моторных аэростатов было продано в Россию

прототип моторного аэростата A-P. Это был обычный аэростат с 40-сильным двигателем Anzani. В конце двадцатых годов несколько моторных аэростатов было продано в Россию

FIAT R 22

История самолета-разведчика FIAT R 22 известна относительно лучше. Прототип, разработанный Челестино Розателли и получивший номер военного регистра MM 67, совершил свой первый полет в 1926 году. Второму прототипу самолета-разведчика FIAT R 22 был присвоен номер военного регистра MM 68.

FIAT R 22 имел некоторые конструктивные сходства с бомбардировщиками серии FIAT BR даже несмотря на то, что планера R 22 был цельнометаллическим.

Бипланная коробка с неравным размахом крыльев была усилена характерными для конструкций Челестино Розателли межплоскостными стойками в виде фермы Уоррена. Также типичными для машин Розателли были подкосное горизонтально оперение и ходовая часть с соосными колесами.

схема самолета-разведчика FIAT R 22

схема самолета-разведчика FIAT R 22

Вооружение состояло из двух фиксированных пулеметов Vickers и одного или двух пулемётов Lewis во вращающейся турели.

FIAT R 22, оснащенный двигателем FIAT A 22, имел блестящие летные характеристики, хотя и не добился коммерческого успеха.

поперечные сечения самолетов-разведчиков FIAT R 22 и FIAT A 120 ADY

поперечные сечения самолетов-разведчиков FIAT R 22 и FIAT A 120 ADY

В мае 1928 года FIAT R 22 был представлен в столицах стран Западной Европы во время перелета Рим – Лондон – Берлин – Рим, совершенного эскадрильей из шести R 22 и шести A 120, но не смог заинтересовать ни одного покупателя.

Судя по всему, во время подготовки к перелету на FIAT R 22 был установлен более мощный двигатель FIAT A 22 T, который развивал 590 л.с. при 2100 оборотах в минуту.

Единственным покупателем этого самолета стали итальянские ВВС, которые в период 1927-1930 годов укомплектовали самолетами-разведчиками FIAT R 22 две эскадрильи.

прототип самолета-разведчика FIAT R 22 (номер военного регистра MM 67). Внешне этот самолет на первый взгляд казался уменьшенной копией легкого бомбардировщика FIAT BR, но отличался цельнометаллической конструкцией. Перед перелетом Рим – Лондон – Берлин – Рим, состоявшимся в мае 1928 года, самолет был оснащен двигателем FIAT A 22

прототип самолета-разведчика FIAT R 22 (номер военного регистра MM 67). Внешне этот самолет на первый взгляд казался уменьшенной копией легкого бомбардировщика FIAT BR, но отличался цельнометаллической конструкцией. Перед перелетом Рим – Лондон – Берлин – Рим, состоявшимся в мае 1928 года, самолет был оснащен двигателем FIAT A 22

В общей сложности были изготовлены 24 самолета-разведчика FIAT R 22, получивших номера военного регистра MM 10056 – MM 10085. Фактически имеются фотографии с самолетами FIAT R 22, имевшими номера MM 10059, MM 10063 и MM 10072.

Ansaldo A 120

История Ansaldo A 120 представляет собой, пожалуй, одну из самых интересных загадок этого короткого повествования.

A 120 был создан компанией Ansaldo как дальнейшее развитие самолетов A 115 m и A 115 Bis. В A 120 была использована типичная для компании Dewoitine конструкция фюзеляжа. Свой первый полет Ansaldo A 120 совершил в 1925 году будучи оснащенным двигателем Lorraine 12 DB.

схема самолета-разведчика Ansaldo A 120

схема самолета-разведчика Ansaldo A 120

прототип Ansaldo A 120, оснащенный двигателем Dietrich 12 DB

прототип Ansaldo A 120, оснащенный двигателем Dietrich 12 DB

Почти одновременно в компании Ansaldo совершал полеты самолет, получивший обозначение A 120 Bis. Планер этой машины был почти идентичен планеру A 120, но она была оснащена двигателем FIAT A 20.

Ansaldo A 120 bis с двигателем FIAT A 20

Ansaldo A 120 bis с двигателем FIAT A 20

Вероятно, в конце 1926 года в воздух поднялся самолет, который имел то же обозначение A 120 и который не имел с двумя предыдущими машинами ничего общего. Новый самолет, полностью переработанный Челестино Розателли, отличался типичной талантливого инженера конструкцией фюзеляжа, оперения и шасси.

авиационное отделение компании Ansaldo было включено в состав концерна FIAT, и прототип A 120 был модифицирован конструктором FIAT Челестино Розателли. На снимке прототип FIAT A 120 (номер военного регистра MM 78) с двигателем Lorraine-Dietrich 12 DB

авиационное отделение компании Ansaldo было включено в состав концерна FIAT, и прототип A 120 был модифицирован конструктором FIAT Челестино Розателли. На снимке прототип FIAT A 120 (номер военного регистра MM 78) с двигателем Lorraine-Dietrich 12 DB

Этот самолёт, оснащённый двигателем Lorraine 12 DB, получил номер военного регистра MM 78.

Этот же самолет впоследствии был постепенно усовершенствован, последовательно получив двигатели A 22 и A 24 и обозначение FIAT A 120 Ady.

схема самолета разведчика Ansaldo A 120 ADY. Сверху слева – товарный знак авиационного отделения компании Ansaldo, сверху справа – киль вертикального оперения до модернизации

схема самолета разведчика Ansaldo A 120 ADY. Сверху слева – товарный знак авиационного отделения компании Ansaldo, сверху справа – киль вертикального оперения до модернизации

Самолеты FIAT A 120 Ady с двигателями FIAT A 22 T участвовали в упомянутом выше перелете Рим – Лондон – Берлин – Рим, а FIAT A 120 Ady с двигателем FIAT A 24 в 1931 году выиграл Кубок Бибеску.

FIAT A 120 ADY с двигателем FIAT A 22. В 1928 году шесть A 120 и шесть R 22 совершили перелет по маршруту Рим – Лондон – Берлин – Рим

FIAT A 120 ADY с двигателем FIAT A 22. В 1928 году шесть A 120 и шесть R 22 совершили перелет по маршруту Рим – Лондон – Берлин – Рим

позднее прототип Ansaldo A 120, оснащенный двигателем Dietrich 12 DB был модифицирован с установкой модернизированного киля вертикального оперения

позднее прототип Ansaldo A 120, оснащенный двигателем Dietrich 12 DB был модифицирован с установкой модернизированного киля вертикального оперения

В этой своей последней версии A 120 Ady внес свой вклад в создание тайных австрийских ВВС. Два самолета с гражданскими номерами A 301 и A 302 были проданы в Австрию, где получили служебные номера 21 и 22.

FIAT A 120, оснащенный двигателем FIAT A 24. Обратите внимание на удлиненный фюзеляж. Два самолета этого типа были проданы в Австрию, где им были присвоены служебные номера 21 и 22

FIAT A 120, оснащенный двигателем FIAT A 24. Обратите внимание на удлиненный фюзеляж. Два самолета этого типа были проданы в Австрию, где им были присвоены служебные номера 21 и 22

Еще более темной является история A 120 R, оснащенного двигателем FIAT A 24 R от A 120 Ady. Судя по всему, ни один из этих самолетов не состоял на вооружении итальянских ВВС, хотя имеющиеся фотографии указывают на обратное. По-видимому, шесть проданных Австрии экземпляров (гражданские номера A 303 – A 308 и служебные номера 23-28) были взяты из состава ВВС Италии и затем модифицированы концерном FIAT.

FIAT A 120R с двигателем FIAT A 24R. двигатель. Шесть таких самолетов (служебные номера 23-28) были проданы в Австрию

FIAT A 120R с двигателем FIAT A 24R. двигатель. Шесть таких самолетов (служебные номера 23-28) были проданы в Австрию

Эти соображения основываются на фотографических доказательствах, в которых фигурирует A 120 R с номером гражданского регистра MM 10293, принадлежавший последней поставленной итальянским ВВС партии самолетов A 120 Ady.

В общей сложности было заказано 57 самолетов данного типа (номера военного регистра MM 10012 – MM 23, MM 10086 – MM 10110 и 10285 – MM 10304), но это не означает, что все заказанные самолеты были изготовлены и поставлены.

Заказ последней серии приходится на период (декабрь 1929 когда – май 1930 года), когда командованием итальянских ВВС уже был сделан выбор в пользу Ro 1 и к A 120 Ady имелись серьезные претензии.

Сам Де Пинедо выступил в качестве представителя, заявив в своей докладной записке, что максимальная скорость составила 225 км/ч по сравнению с показанной на сертификационных испытаниях скоростью 242 км/ч, а практический потолок составлял 4500 метров вместо 6800 метров. Де Пинедо надеялся на замену его более современными самолетами.

Данные характеристики соответствуют А 120 Ady с двигателем А 22, и это в хорошем соответствии с имеющимися у нас документами и с прессой того времени позволяет сделать вывод, что первые две партии А 120 Ady, поставленные итальянским ВВС, были оснащены двигателями A 22, а применение версии с двигателем A 24 носило экспериментальный характер и проходило в 1930 году, когда FIAT A 120 планировали снять с вооружения. (См. программы развития по состоянию на 1 января 1931 года).

В подтверждение сказанного в датируемом 1930-1931 годам рекламном буклете компании-производителя были представлены три фотографии с указанием, что это А 120 Ady с двигателем A 24, однако снимки относились к А 120 с двигателем A 22.

A 120 Ady представлял собой цельнометаллический самолет с дюралюминиевым фюзеляжем и со стальными соединениями. Вооружение состояло из двух синхронизированных пулеметов Vickers и одного пулемета Lewis, установленного на вращающейся турели в кабине наблюдателя.

Piaggio P.25

Мы снова начнем с частного сообщения инженера Пенья, который оставил несколько заметок, описывавших данный проект:

«Это серия исследований, проведенных с целью достижения максимального по количеству и наиболее экономичного производства самолетов во время войны, путем распределения изготовления взаимозаменяемых и стандартизированных элементов конструкции по большому количеству небольших мастерских или цехов, разбросанных по всей территории страны.

Также такая система может дать промышленность положительный эффект за счет значительного снижения себестоимости и продажной цены самолетов.

Я показал, что с точки зрения аэродинамики с помощью этой системы можно получить летные данные, которые будут равны характеристикам лучших самолетов, и притом с возможностью для дальнейшего совершенствования.

С такой системой можно было бы использовать отечественную древесину ограниченной длины и не самого высокого качества, дополняя их другими сортами отечественной древесины и древесины превосходного качества.

Данная программа соответствовала бы фа****ской дальновидность в области лесовосстановления.

Проблема все еще остается открытой.

Данная концепция обращается к металлу, поскольку для создания композитной деревянной конструкции отсутствуют технико-статистические элементы отечественной древесины, и может быть использована при создании цельнометаллического самолета-разведчика.

Элементы крыла, которые должны быть взаимозаменяемыми:

• правая и левая консоли;

• верхнее и нижнее крылья;

• все элероны должны быть одинаковыми;

• элементы хвостового оперения должны быть взаимозаменяемыми также как и элементы крыльев.»

схема проекта самолета-разведчика Piaggio P 25, разработанного инженером Пенья; вид сбоку. Данный самолет отличался прямыми крыльями, обеспечивавшими полную взаимозаменяемость правых и левых консолей, верхним и нижним крыльями. Самолёт был оснащен двигателем Isotta Fraschini Asso 500

схема проекта самолета-разведчика Piaggio P 25, разработанного инженером Пенья; вид сбоку. Данный самолет отличался прямыми крыльями, обеспечивавшими полную взаимозаменяемость правых и левых консолей, верхним и нижним крыльями. Самолёт был оснащен двигателем Isotta Fraschini Asso 500

схема проекта самолета-разведчика Piaggio P 25, разработанного инженером Пенья; вид сверху. Данный самолет отличался прямыми крыльями, обеспечивавшими полную взаимозаменяемость правых и левых консолей, верхним и нижним крыльями. Самолёт был оснащен двигателем Isotta Fraschini Asso 500

схема проекта самолета-разведчика Piaggio P 25, разработанного инженером Пенья; вид сверху. Данный самолет отличался прямыми крыльями, обеспечивавшими полную взаимозаменяемость правых и левых консолей, верхним и нижним крыльями. Самолёт был оснащен двигателем Isotta Fraschini Asso 500

Caproni Ca 92

Одномоторный двухместный самолет-разведчик с прочным планером. Самолет должен был иметь смешанную деревянно-металлическую конструкцию с силовым набором фюзеляжа, стойками и шасси из стальных труб.

Ходовая часть должна была быть с отдельными основными стойками, оснащенными масляными амортизаторами.

проект самолета-разведчика Caproni Ca 92, оснащенного двигателем Isotta Fraschini Asso 500

проект самолета-разведчика Caproni Ca 92, оснащенного двигателем Isotta Fraschini Asso 500

Планируемое вооружение состояло из двух фиксированных пулеметов, стреляющих сквозь зону ометания винта, и одного подвижного пулемета в кабине наблюдателя для защиты от атак сзади и с бортов.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ-РАЗВЕДЧИКОВ 1926-1928 ГОДОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

В данном приложении приведена последовательность фотографий самолетов компаний Ansaldo и Vickers-Terni, описанных в первой части цикла статей «Заметки об итальянской авиации 1920-х годов. Самолеты-разведчики».

самолет-разведчик Ansaldo A 300/3

самолет-разведчик Ansaldo A 300/3

самолет-разведчик Vickers Terni MVT

самолет-разведчик Vickers Terni MVT

самолет-разведчик Ansaldo A 5 в одноместной конфигурации

самолет-разведчик Ansaldo A 5 в одноместной конфигурации

самолет-разведчик Ansaldo A 5 в двухместной конфигурации

самолет-разведчик Ansaldo A 5 в двухместной конфигурации

прототип самолета-разведчика Ansaldo A 300. Можно отметить близкое сходство с Pomilio PF

прототип самолета-разведчика Ansaldo A 300. Можно отметить близкое сходство с Pomilio PF

прекрасный снимок самолета-разведчика Ansaldo A 115 m

прекрасный снимок самолета-разведчика Ansaldo A 115 m

источник: Andrea Curami «Appunti sull’aviazione italiana negli anni ’20. Gli aerei da ricognizione-1a parte» «AeroFan» 1981-02, pagg. 6-15

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-zametki-ob-italyanskoi-aviacii-1920-samolety-razvedchiki-02b

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account