Интересная статья из жж Андрея Фирсова выкладывается на сайт в завершение темы 1 апреля.
Иван Евграфович Федоров – «притча во языцех» среди любителей и историков авиации. Очередная из его «101-й рассказки» регулярно появляются на страницах печати, преимущественно отдающих легкой желтизной. Их фантастичность в общем-то ясна не только профессиональным историкам, но большинству серьезных любителей авиации. Поэтому сами по себе они были не интересны – мало ли что наплетет человек уж сильно пожилого возраста, а Евграфыч, пардон, дожил почти до 100!
И.Е. Федоров после присвоения звания Героя Советского Союза –
одному из первых после Великой Отечественной
Однако тут попалось древнее интервью Евграфыча аж середины 70-х годов! Полный «застой». Для понимающих – тогда за содержанием прессы, особенно центральных изданий, довольно серьезно следили, требовали рецензии «уважаемых людей», пропускали через комиссии и серьезные редакционные советы и не по принципу «наотвали». Не говоря уж про главлит. А к военным делам еще привлекался аппарат «воениздата». Поэтому порой даже небольшая публикация превращалась в настоящий издательский проект с литзаписчитами, рецензентами и редколлегией! Был правда плюс – откровенную чушь (чумак-медьмак, фоменко-исторенко и т.п.) пресса не публиковала. А «проблемные статьи» обычно сопровождались рецензиями специалистов, часто ставивших мозги читателям на место (теоретически). Ну, вспомните классику – публикации «Антология таинственных случаев» в «Технике-молодежи».
И вот, на тебе! Евграфыч дотянулся из глубины эпох. Казалось бы, он тогда был моложе и «чушь пороть» не должен был. Но, но, но! Какой там главлит! Евграфыч уже тогда не стеснялся перед журналистами:
«Итог боевых дел Ивана Федорова в небе Испании – двадцать три вражеских самолета, сбитых лично и вместе с товарищами»!
Эко как. Согласно Михаилу Быкову по документам (см. «Все асы Сталина») Федоров сбил в Испании два самолета, причем один неустановленного типа, что характерно.
Ну, далее про Отечественную:
«В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Иван Федоров совершил сотни воздушных боев (по Быкову аж 16!), сбил десятки вражеских самолетов, два уничтожил таранным ударом»!
Опять же по Быкову – 11 плюс один в группе, тараны не отмечены.
Интересна фраза на счет «десятков» сбитых, видать Евграфыч озвучил журналисту ТАКУЮ цифру, что тот не рискнул её даже напечатать – Покрышкин с Кожедубом глянули бы на это весьма косо!
Да, в интервью есть и традиционная рассказка от Евграфыча – о том, как во время испытаний Ла-15 у самолета на глиссаде не вышел один закрылок и тот вошел в крен. Но Евграфыч вовремя «схватил себя за косичку», то есть за ручку и не мешая машине, сделал полную бочку и тут же плюхнулся на посадочную полосу, вызвав всеобщее удивление – как воздушный хулиган, а потом восхищение, как МАСТЕР! Ну, кто смотрел фильм «Экипаж» (не наше современное поделие, конечно), тот помнит, как пьяный негр [1] посадил пассажирский самолет с переворота.
Вообще, такие байки Евграфыч традиционно придумывал с удивительной изобретательностью – в одной из последних он рассказывал журналистам, как делал «мертвые петли» вокруг радуги! – «Я хотел посмотреть, какая она красивая!»
Но вот как тут относится к Евграфычу? Учитывая древность интервью – на маразм это не похоже. Синдром фон Мюнхаузена? Возможно – Евграфыч был явно поэтической натурой, то есть реально писал стихи и выражался весьма образно: «Начинал летать со скоростью 135 верст в неделю, а закончил сверхзвуковой». Если отбросить словесную шелуху, то летчик Иван Федоров однозначно заслуженный – испытывал первый наш самолет со стреловидным крылом, первым в нашей стране пересек рубеж скорости 1000 км/ч, и вообще имел очень большой стаж работы испытателем…
Так что возникают большие подозрения, что Евграфыч просто злостно глумился над журналистами. Причем примеров подобных «шуток» особенно из той эпохи, откуда «вышел» Евграфыч, было много. Так, над известным авиационным и пишущим про космос журналистом Рябчиковым в начале его карьеры в первой половине 30-х в интервью злостно подшутили аэронавты, и на следующих день страна читала не где-нибудь, а в «Комсомольской правде», как
«дирижабль попал в грозу, гондолу дирижабля начала затапливать вода, но отважные аэронавты не растерялись, сняли сапоги и ими стали вычерпывать воду из гондолы!»
Ох, влетело тогда Рябчикову… Аэронавты оправдывались: «Мы ж не могли предположить, что завтра это уже будет в газете!» Так что традиции тут есть богатые.
Одна из историй Евграфыча была посвящена тому, что когда перед войной он был в Германии в составе нашей делегации для ознакомления с немецким авиапромом, то Геринг наградил его высшим орденом Рейха! Но Евграфыч «был не лыком шит» – в гостиничном номере он прибил орден к каблуку сапога и в таком виде явился в банкетный зал:
«А что, будет что ли советский летчик носить фашистский орден!»
Известный наш историк авиации Анатолий Демин как-то уломал Евграфыча показать тот «орден» – оказалось, что «оно» действительно есть, но это был … обычный партийный значок со свастикой!
В общем, что Иван Евграфович Федоров сочинил, а что было правдой… мдя, поди разберись, но поэтический дар его натуры не отнять!
- [1] а чего такого? Ульрих Унгер – известный немецкий историк, одно время летавший в гражданской авиации, рассказывал, как почитывал записи пилотов в формулярах самолетов. Там бывают всякие приколы, типа – "В кабине шум неизвестного происхождения", приписка механика – "Проверил, теперь шум известного происхождения". Так, как-то Ульриху попалась запись: "Первый раз летал трезвым. Понравилось. Но очень необычно"