Забытый проект Вилли Мессершмитта. Проект административного самолета HASA HA-56. Испания
Содержание:
Предисловие редакции: После того, как Вилли Мессершмитт создал для испанской авиастроительной компании HASA реактивный учебно-тренировочный самолет HA-200, на базе этой машины было разработано несколько проектов малых реактивных административных самолетов. Однако после изготовления макета работы по малому бизнес-джету пришлось прекратить. Об истории административного самолета HASA HA-56 рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.
В конце 1950-х годов стало технически возможным создавать легкие пассажирские самолеты, оснащенные реактивными двигателями. Серийное производство самолетов данного типа создал новую нишу на мировом рынке авиации. Компания Messerschmitt AG из Аугсбурга совместно с расположенной в Севилье авиастроительной компанией Hispano Aviacion (HASA) также хотела принять в борьбе за долю на этом зарождающемся сегменте рынка авиации. В 1955 году обе компании создали первый в Испании реактивный учебный самолет HA-200 Saeta (в Германии этот самолет обычно называли Me 200), который быстро стал чрезвычайно успешным. Некоторые экземпляры этого учебного самолета до сих пор летают в Европе и США. При создании HA-200 Saeta инженерами были учтены все соображения, которые в дальнейшем без особых усилий позволяли перепроктировать его из учебного самолета в реактивный бизнес-джет. С точки зрения немецкой группы разработчиков в этом не было ничего необычного, поскольку это была всего лишь реализация концепции, которую в то время предпочитал Вилли Мессершмитт – «многоцелевой планер» с его «модульным принципом».
Соответствующие исследования начались в 1955 году под руководством Ганса Хорнунга (Hans Hornung), который работал в компании Вилли Мессершмитта с 1938 года и который был известен своим творческими способностями. Ганс Хорнунг был членом команды Вилли Мессершмитта, работавшей в HASA с 1951 по 1956 год, а затем в Аугсбурге возглавил исследовательское бюро.
От многоцелевого самолета к бизнес-джету
Связи с Испанией оставались тесными, и в сотрудничестве со своими коллегами из Севильи Ганс Хорнунг первоначально разработал на базе HA-200 несколько проектов многоместных самолетов связи и учебных самолетов, среди которых был P 201. Целью этих работ было создание новых конструкций, однако, по возможности, крыло, хвостовое оперение, отдельные компоненты фюзеляжа, а также силовая установка и шасси должны были, по возможности, быть заимствованы у учебного самолета Saeta. Однако с самого начала было очевидно, что в Германии практически не было никаких перспектив для реализации данных проектов. Совсем иначе обстояло дело в Испании, поскольку командование испанских ВВС с самого начала проявило большой интерес к таким машинам. Примерно с осени 1956 года начались первые проектные работы, результатом которых стал HA-230 – проект четырехместного самолета связи, учебно-тренировочного самолета и самолета-разведчика. Внешне машина должна была мало чем отличаться от HA-200 Saeta. Руководство компании HASA окончательно представило свои планы в 1958 году, но к этому времени для постройки самолета стала необходима зарубежная финансовая помощь. Поскольку зарубежная финансовая помощь не пришла, то вскоре официальный интерес к проекту полностью угас.
Однако компания из Севильи не хотела сдаваться, и с этого момента проектные работы были сосредоточены на гражданском рынке. Под обозначением HA-231 разрабатывался проект шестиместного легкого пассажирского самолета с полностью переделанным фюзеляжем, но с крылом, хвостовым оперением и шасси, без изменений заимствованными от HA-200. Хотя данный проект, получивший в прессе обозначение XL-11 Guión, дальнейшего развития не получил, основная концепция первого технически осуществимого бизнес-джета в Испании была определена.
От P1216 до НА-56
Отбросив HA-231, инженеры сосредоточились на перепроектировании HA-230, который в Германии под обозначением Me 230. В частности, этому способствовали работы над серией проектов Messerschmitt P 1216, разработке которых Хорнунг и его коллеги посвятили себя еще с 1957 года. Целью разработки был
«скоростной деловой самолет, адаптированный к европейскому региону (и) способный сократить разрыв между двухмоторными винтовыми деловыми самолетами и двухмоторными пассажирскими самолетами, а также по своим летным характеристикам приблизиться к пассажирским самолетам с реактивными двигателями.»
В этих проектах также были использованы многочисленные узлы учебного самолета Saeta. В частности, на основе P 1216 M-6S, проектировавшегося
«под повышенные требования»,
был разработан новый, перспективный проект шестиместного административного самолета. В конечном итоге проект получил официальное обозначение HA-56; он должен был разрабатываться в три этапа, последним из которых должен был стать восьмиместный самолет.
Разумеется, HA-56 должен был быть пригоден к эксплуатации в любых погодных условиях, иметь двойное управление, а также герметичную кабину для полетов на высотах до 11000 метров над уровнем моря. Размах крыла должен был составлять 10,86 метров, длина – 9,85 метров. Максимальная взлетная масса задавалась в 3799 кг, а средняя крейсерская скорость должна была составить 680 км/ч на высоте 9000 метров. Первоначально предполагалось, что в качестве силовой установки будут использоваться два турбореактивных двигателя Turbomeca Marbore VI. Самолет, который в международной прессе иногда называли Saeta Voyager, в своей общей конструкции очень точно соответствовал требованиям развивающегося рынка. Что касается различных деталей, то в Испании прежде всего ориентировались на пожелания возможных иностранных клиентов. Как, например, г-на Де Бона (De Bona), который в те годы занимал должность директора всемирно известной американской компании Lear Inc. Во время экскурсии по заводу в Севилье он увидел большие возможности для продажи самолетов данного типа, тем более что с HA-56 было связано сулившее прибыль имя Вилли Мессершмитта. Не мудрствуя лукаво, он предложил построить макет и, возможно, даже выразил конкретные намерения о покупке.
Роскошный макет
На этом фоне тогдашний начальник макетной мастерской Марселино Вьехо Каналехас (Marcelino Viejo Canalejas) получил заказ на изготовление представительного деревянного макета. В качестве образца было использовано несколько страниц нарисованных от руки эскизов. Остальное было предоставлено его воображению, и Марселино Вьехо мог дать волю своей фантазии. В целом работа продвигалась с хорошим темпом. Консоли крыла были взяты у макета учебно-тренировочного самолета HA-100 Triana». Особое внимание было уделено отделке кабины экипажа и интерьера пассажирского салона. Не только приборная панель была оснащена полным комплектом оборудования, но даже с помощью местного автомобильного обойщика все сиденья и поверхности пассажирского салона были тщательно обтянуты. Примерно в начале 1960 года, после семи месяцев изготовления, красиво раскрашенный макет был готов к презентации. Вилли Мессершмитт лично осмотрел макет на месте и затем с гордостью представил г-ну Де Бона «его» самолет. Г-н Де Бона ненадолго посидел в самолете, осмотрелся и затем по какой-то причине потерял к макету всякий интерес. Возможно г-ну Де Бона было не по себе, но, что более вероятно, основатель компании Lear Inc. Уильям Лир уже имел собственные планы создания административного самолета, приведшие к знаменитому семейству бизнес-джетов Learjet. Короче говоря: г-н Де Бона исчез и больше никогда не появлялся, оставив испанцев с задолженностью на создание макета!
Отправляйтесь в сад!
Несмотря на то, что к этому времени концепция HA-56 была достаточно хорошо проработана, руководство компании HASA и Messerschmitt AG не решились приступить к созданию самолета. Финансовый риск считался слишком большим, а возможное финансирование сторонними организациями – слишком низким. Тем не менее, в течение некоторого времени над проектом продолжали работать и дорабатывать его. На заключительной стадии проекта двигатели были перенесены на верхнюю поверхность крыла по типу более позднего пассажирского самолета VFW 614. На этом, пожалуй, на программе HA-56 можно было поставить точку. Впечатляющий успех продаж легкого многоцелевого самолета Morane-Saulnier MS.760 Paris, который мало чем отличался от испанской машины, доказал, что HA-56 концептуально не был ошибочным.
В заключение следует сказать, что позднее прекрасный макет приобрел один из сотрудников компании HASA. Он установил макет в собственном саду в качестве поистине экстравагантной игрушки для своих детей. В качестве курьеза следует добавить, что пилот авиакомпании Iberia сообщил по радио, что учебный самолет Saeta совершил вынужденную посадку в пригороде Севильи.
Автор выражает признательность EADS Heritage OTN за щедрое предоставление всех оригинальных документов, а также г-ну Анхелю Санчесу-Серрано (Angel Sanchez-Serrano).
Источники
- HASA: Design Data HA-56. Sevilla, 18.2.1960
- Lage, Manuel: Hispano Suiza 1904 — 1972. Hombres, Empresas, Motores Y Aviones, S. 574ff. LID Editorial Empresarial, S.L., Madrid. ISBN 84-88717-59-8.
- Prof. Messerschmitt Technisches Büro: Kurz-Beschreibung P 1216 M — TL-Reiseflugzeug entwickelt aus dem Grundmuster HA 200. München, 21.10.1957
источник: Andreas Zeitler «Vergessenes Messerschmitt-Projekt bei der Firma HASA. Spaniens Business-Jet» «Flugzeug Classic» 2005-02, Seiten 55-57
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-zabytyi-proekt-villi-messershmitta-proekt-hasa-ha-56