Юрий Пашолок. Тяжелый проектный «магазинный» американец
Рассказ о проекте американского тяжелого танка H-3, появившегося в рамках конференции Operation Question Mark
Часто можно слышать о том, что генералы готовятся к прошлой войне. На самом деле это утверждение верно далеко не всегда. А уж тем более про военную промышленность, особенно после большой войны. В полной мере это касалось американской танковой промышленности раннего послевоенного периода. Первые пять послевоенных лет, конечно, там пытались довести до ума программы, начатые еще в 1944 году. Но к началу 50-х годов стало очевидно, что вечно сидеть на старых идеях не получится. Особенно если учитывать тот факт, что американские тяжелые танки раннего послевоенного периода фактически были «раскормленными» Medium Tank M26, не отличавшимися высокой надежностью.
В декабре 1948 года началась работа по программе Heavy Tank T43. Изначально этот тяжелый танк выглядел как сильно раздутый Light Tank T37, что не должно удивлять. Дело в том, что T37 являлся своеобразным носителем технологий, которые дальше стали распространять на другие танки. Впрочем, довольно быстро Heavy Tank T43 стал меняться, от его исходного облика мало чего осталось. Самое интересное заключалось в том, что уже вскоре американские военные стали задумываться о потенциальной замене Heavy Tank T43. Связано это было с возможным перерастанием войны в Корее в что-то более серьёзное. Одним из результатов этих поисков стал проект H-3, разработанный в 1952 году Детройтским Арсеналом.
Выглядело происходившее слегка странно, ведь только в июне 1951 года Детройтский Арсенал изготовил первый пилотный образец Heavy Tank T43. И вот уже начались работы по его потенциальной замене. На самом деле это не должно удивлять. Как уже говорилось выше, война в Корее стала быстро раскручивать маховик военной машины, как в США, так и на территории Европы. В 1951 году те же шведы внезапно «обнаружили» ИС-3, а в других странах о нём помнили еще с парада 7 сентября 1945 года. Так вот, существовали опасения, что Evil Яussians готовят что-то еще более грандиозное. В этом плане всё же надо было выкатывать установочную партию ИС-7, один парад, и весь Запад пилит средства для борьбы с ним.
Впрочем, и без выкатывания ИС-7 за рубежом в начале 50-х годов было весело. В том числе и у американцев, которые, как и шведы, познакомились с французскими разработками. Прежде всего это касалось AMX M4, крайне необычного танка, который вроде средний, но масса сильно больше 50 тонн. А главное, с вооружением в качающейся башне. 12 октября 1951 года Комитет по Вооружениям инициировал разработку тяжелого танка с качающейся башней и 120-мм орудием. Данная разработка известна как Heavy Tank T57. На самом деле Rheem Manufacturing Company начала работы по похожим системам еще в конце 40-х годов, причем по разным направлениям.
15 апреля 1952 года Детройтский Арсенал представил свои соображения насчет перспектив разработки легких, средних и тяжелых танков. Рассматривались они в рамках конференции Operation Question Mark, которая рассматривала возможные пути развития бронетанковой техники. Помимо танков, поднимался вопрос по вооружению, двигателям, дополнительным методам защиты и прочим вопросам. Больше всего уделялось внимания легким и средним танкам, в случае же с тяжелыми предлагалось три варианта потенциальных сменщиков Heavy Tank T43. Точнее, один проект в варианте «два в одном» (H-1/H-2), отличавшийся вооружением и другими параметрами. Более интересным оказался проект H-3, который, в принципе, можно тоже считать «два в одном». Ибо однозначно рассматривалось два орудия — 155-мм T7, появившееся еще в Heavy Tank T30, и «бумажная» 175-мм система T145.
Общим решением для перспективных тяжелых танков стал максимально заниженный корпус, благодаря чему экономилась масса и повышалась защита его лобовой части. В отличие от H-1/H2, где весь экипаж перенесли в башню, на H-3 механик-водитель сохранил место в корпусе. При этом конструкторам Детройтского Арсенала пришлось использовать очень плотную компоновку. На всех перспективных тяжелых танках предполагалось использовать X-образный многотопливный двигатель AX-1770 мощностью 1150 л.с. Но при этом на H-3 трансмиссию пришлось переносить вперед, а мотор оставлять сзади. Тем самым удалось выкроить место для башни с огромным (2743 мм) диаметром погона. Это потребовалось для того, чтобы внутри нее поместился остальной экипаж.
Концепция башни оказалась очень близка к тому, что реализовали шведские инженеры на проекте EMIL. Как и шведы, американцы решили свести к минимуму выступающую спереди качающуюся часть башни. В итоге качающаяся часть башни находилась между двух «боковин», где размещался экипаж. Похожим получался и механизм заряжания, магазинного типа. Правда, американские военные сами себе усложнили жизнь, решив, что у орудий H-3 будет картузное заряжание. То есть без гильзы. Как они собирались подавать заряды, является тайной, которую теперь уже не разгадать.
H-3 стал одним из самых необычных проектов среди американских тяжелых танков. А вариант со 175-мм орудием — вооруженным самым мощным орудием. Впрочем, даже если бы его стали реализовывать, явно пришлось перейти к 155-мм орудию T7, ибо по T145 даже конь не валялся. Сам танк, имевший боевую массу 62 американские тонны (56,25 метрических тонн), также не стали реализовывать в дальнейших предложениях. Но выглядел он весьма оригинально, особенно идея с очень большим диаметром погона башни. Как показали дальнейшие исследования, такая идея была вполне реализуемой и обладала более надежной защитой основания башни.
Список источников:
- US NARA
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 год.
источник: https://dzen.ru/a/Z1vANbhR-jCrMCxs