История Strv 81, он же Centurion Mk.3, первого массового послевоенного танка шведской армии
Шведские военные отличались прагматичным подходом к вопросу вооружения королевской шведской армии. Если что-то своё не получалось, всегда имелась возможность пойти за покупками за рубеж. Благо что статус нейтральной державы позволял лавировать в данном вопросе. Касалось это и танков. Поначалу шведы ходили больше к немцам, поэтому у них танки имели немецкие компоненты, да и Отто Меркер, создавший концепцию типичного шведского танка, был совсем не шведом. Но после окончания Второй мировой войны с немецкой техникой как-то предложения иссякли. Поэтому пришлось искать иные варианты.
Вторая половина 40-х годов, как, впрочем, и первая половина 50-х годов, оказались для шведского танкостроения сложным периодом. Желание сделать танк получше, которое исходило от шведских военных, сыграло крайне деструктивную роль. Ничего, кроме макетов да кучи бумажных проектов, шведские танкостроители создать не смогли. В сложившейся ситуации шведские военные были вынуждены прибегнуть к проверенному методу — закупкой за рубежом. Так в шведской армии появился Strv 81, он же Centurion Mk.3.
Надо сказать, что английский след в шведском танкостроении мог начаться еще в 20-е годы. По крайней мере, к Medium Tank Mk.II шведы присматривались. В январе 1931 года лейтенант Эрик Гиллнер и капитан Вальтер Эллиот (начальник управления A9, ответственного за моторизацию артиллерии) прибыли в Великобританию. Там им продемонстрировали Medium Tank Mk.IA, Medium Tank Mk.II, Medium Tank Mk.III, а также танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Результатом поездки стала закупка годом спустя двух танкеток: Mk.V и Mk.VI. Присматривались шведы и к Vickers Mk.E, но с ним также как-то дела не задались.
Снова к английскому вопросу шведы вернулись почти 20 лет спустя. В марте 1950 года был подготовлен доклад о том, какие виды бронетанковой техники находятся на вооружении Советской Армии. Спустя 5 лед шведы таки увидели ИС-3. Точнее, увидеть его заставило обострение в Европе. И вот тут стало понятно, что дела с бронетанковой техникой у шведской армии обстоят не просто плохо, а очень плохо. Ничего крупнее Strv m/42 в серии не находилось, а даже если что-то разрабатывать, то придется ждать. Поэтому возникла логичная идея снова сходить за покупками.
Выбор, впрочем, оказался небогат. Немцы, понятное дело, отпадали, а ничего боевой массой около 30 тонн (примерно такую боевую массу хотели шведские военные для нового танка) на рынке не имелось. Из крупносерийных танков с массой побольше имелся Medium Tank M26 и его дальнейшее развитие M46. По состоянию на 1950 год их еще не поставляли за рубеж, это случилось несколько позже, на фоне начавшейся войны в Корее. Да и были эти танки, откровенно говоря, весьма специфичными. Не просто так их сняли с вооружения в 1957 году. В итоге реальный кандидат был один, английского происхождения
Англичане к концу Второй мировой войны отстали в гонке вооружений, но к лету 1945 года были созданы первые образцы крейсерского танка A41, более известного как Centurion. Надо сказать, что исходная версия этого танка была далеко не подарок. Тем не менее, уже вариант Centurion Mk.2 стал вполне приличной боевой машиной, которая, подобно Medium Tank M26, средним танком являлся крайне условно. Что по габаритам, что по массе пациенты палаты мер и весов их бы записали в тяжелые танки (и американцы, кстати, M26 изначально записали в тяжелые танки). Но дальше стало понятно, что у основной массы стран получаются именно такие мастодонты. Так что боевая масса в районе 50 тонн уже проблемой не являлась.
Настоящей удачей для английского танкостроения стал Centurion Mk.3, появившийся в 1947 году. Он являлся прямым развитием Centurion Mk.2, главным отличием стало орудие. Вместо 17-фунтовой (76-мм) пушки было создано 20-фунтовое (84-мм) орудие. Базой для него послужила немецкая 88-мм танковая пушка KwK 43 L/71. Там, правда, от немецкого орудия скорее общий концепт, всё остальное англичане сделали сами. После ее установки Centurion сложился, как танк, окончательно. Это был наименее подвижный танк в своём классе, поскольку иной силовой установки, кроме как Rolls-Royce Meteor, у англичан не имелось. Но в остальном это был адекватный, а главное надежный танк. И массовый — всего изготовили 2833 Centurion Mk.3, он стал самым массовым английским послевоенным танком в пределах одной версии.
Первую попытку приобрести Centurion Mk.3 шведы предприняли в 1950 году. Тогда это сделать не удалось, поскольку англичанам самим требовалось обновить модельный ряд. Не говоря уже о том, что началась война в Корее, которая стала временем боевого дебюта данных танков. Англичане не отказывались, но самым ранним сроком поставок называли 1958 год. Это заставило шведов искать иные варианты таковым оказался AMX 13. Как не странно, он также считался кандидатом, поскольку имел механизм заряжания, а главное, французы оказались заинтересованной стороной.
Поначалу шведы склонялись к приобретению 300 AMX 13, в апреле 1952 года прибыл образец, купленный для испытаний. Предполагалось, что за каждый французский танк будет заплачено 700 тысяч шведских крон. Сумма, надо сказать, совсем немаленькая. Уверенность в выборе, впрочем, начала постепенно таять, особенно когда начались зимние испытания. Стоит напомнить, что зимние испытания стали главным препятствием на пути другого французского танка — Renault NC-27. Но ключевую роль в этой истории сыграло письмо, полученное из Лондона 6 декабря 1952 года.
За несколько дней до того, 3 декабря 1952 года, шведское посольство в Лондоне повторило запрос насчет возможности приобретения танков. 5 декабря пришел ответ, на сей раз положительный. Английское правительство одобрило продажу 80 Centurion Mk.3. При условии заказа в январе 1953 года танки поставлялись в период с конца 1953 по 1954 года, стоимость начиналась с 50000 фунтов стерлингов за штуку. Причины, по которым изменилось решение, оказались комплексными. Во-первых, к концу 1952 года вопрос насыщения танками английской армии уже частично решился. Во-вторых, наиболее горячая фаза войны в Корее прошла, бои перешли в позиционную стадию. В-третьих, ситуация сложилась так, что англичане оказались совсем не прочь заработать.
Шведы, кстати, сделали запрос не просто так. В период с 25 ноября по 2 декабря 1952 года шведская комиссия KAFT во главе со всё тем же Эриком Гиллнером ездила в Швейцарию, где могли лично познакомиться с Centurion Mk.3. В вояже участвовал и Свен Берге, будущий создатель Strv 103. У швейцарцев, кстати, были схожие проблемы. Они проектировали 30-тонный танк (будущий Panzer 58), но каменный цветок всё не выходил. На этом фоне даже была попытка выпускать у себя Landsverk Lansen, но тоже как-то не получилось. В итоге швейцарцы также выбрали Centurion Mk.3 (Panzer 55), плюс они закупили AMX 13 (Leichter Panzer 51).
В отличие от швейцарцев, брать и то, и другое шведские военные не горели желанием. 9 января 1953 года был подготовлен доклад, посвященный закупке зарубежных танков. Там еще раз подняли тему — закупки 300 AMX 13, но при этом возник вопрос, связанный с Centurion Mk.3. Общая стоимость танка оценивалась в 845400 шведских крон, при этом закупка получалась более выгодной. Танка покупалось явно больше. В ходе обсуждения оценивался объем в 80-120 английских танков. Причем, подобно швейцарским военным, поначалу речь шла о том, чтобы купить оба танка. Но дальше стало ясно, что AMX 13 для шведского ТВД не годится.
В результате было решено приобрести 80 Centurion Mk.3, общая стоимость танков составила 3660519 фунтов стерлингов, то есть за каждый танк заплатили меньше исходной цены. Кроме того, в контракт входило 80 прицепов для перевозки дополнительного топлива. По контракту, первые 6 танков прибывало в Швецию в апреле 1953 года,последние танки сдавали в конце 1954 года. По факту первые танки прибыли в порт города Ландскруна 2 мая 1953 года, оттуда их отправили железной дорогой в Хаслехолм, где размещался танковый полк P 2.
В переписке поначалу эти танки именовали как Centurionstridsvagn, или просто Centurion. Но в 1954 году его стали именовать как Strv 81. Это стало результатом ввода новой системы индексов. 8 означало калибр в сантиметрах, а 1 — первый танк. Кстати, если бы Krv, который в это время создавался, приняли на вооружение, он бы имел похожий индекс. Поскольку приоритетом там была 150-мм пушка, то именовался бы он как Strv 151. Но танк так и не состоялся, в отличие от Centurion Mk.3. Уже осенью 1954 года, раньше срока, англичане отгрузили последние танки по контракту.
Успех эксплуатации Strv 81 стал причиной того, что в 1955 году Швеция заказала еще 160 Centurion Mk.3. Машины второй производственной серии несколько отличались от более ранних танков. Их можно легко отличить по пушкам. В ходе развития 20-фунтовая пушка получила эжектор на стволе, а с его кончика исчезло кольцо усиления (оно же противовес). Помимо этого, шведы заказали 13 БРЭМ Centurion ARV, которые получили обозначение Bgbv 81 A (Bärgningsbandvagn 81 A).
Шведские танки довольно быстро стали отличаться от обычных Centurion Mk.3. Для начала, их перевооружили на шведские танковые пулеметы KSP m/39C. Сначала они были только спаренные, но далее появилась зенитная турель с таким же пулеметом. На крыльях появились светоотражатели, кроме того, добавили крепления для горных тормозов. В остальном же танки оставались более-менее теми же. Какие-то более существенные изменения стали внедряться сильно позже, после появления Strv 101 (Centurion Mk.10). Следует отметить, что доработки были напрямую связаны со стандартизацией. Очень похожий «обвес» был на шведских танках и САУ.
Несмотря на то, что Centurion Mk.3 был в 1,5 раза тяжелее идеального, по мнению шведской армии, танка, о нем явно не пожалели. Да, высокой подвижностью Strv 81 похвастаться не мог, но в целом это было лучшее, что шведы могли найти на зарубежном рынке. Кроме того, танк выигрывал по ряду других параметров. Он получился не по-английски просторным и удобным, с хорошей обзорностью и приличным запасом по модернизации. Последнее потом здорово пригодилось.
Самое главное, что благодаря закупке Centurion Mk.3 шведской армии удалось преодолеть кризис, связанный с отсутствием современных танков. Krv шведы так и не дождались, а вот 240 современных танков были вполне себе аргументом. При этом, за счет реализации запаса по модернизации, танк продержался в строю несколько десятилетий. Одним словом, покупка оказалась очень выгодной.
Strv 81 ушли на комплектацию полков P 2, P 4, I 15 и I 7, каждый из них получил 48 танков. Еще 22 танка ушло в полк P 5. Здесь они использовались до середины 60-х годов. Ныне ни одного Strv 81 не осталось, на то есть веская причина. Все эти танки прошли модернизацию, благодаря чему их эффективность заметно выросла. Известны они как Strv 102, которые достойны отдельного материала.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру и Виктору Нурланду, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные материалы
Список источников:
- Архив Карла Бломстера
- tanks.mod16.org
- www.ointres.se/pansar.htm
источник: https://dzen.ru/a/ZzYiELpGCyqZTNfz