Юрий Пашолок. Командирский танк генерала Монтгомери

14

Рассказ о среднем танке Grant II, находящемся в коллекции Имперского Военного Музея, Даксфорд

Персонализация экспонатов — это всегда хорошо. Когда ты знаешь, что перед тобой не просто большая железка, а машина с историей, ее ценность, как экспоната, становится гораздо выше. В полной мере это касается и бронетанковой техники. У любого танка или САУ, в любом случае, своя история, но далеко не про каждый известно, где и когда он служил. Воевавшая машина, а уж тем более, если на ней служила известная историческая личность.

Генерал Монтгомери и один из двух "Грантов", которые у него использовались как командирские танки

Генерал Монтгомери и один из двух «Грантов», которые у него использовались как командирские танки

Существует такой тип боевой машины, как командирский танк. Строили их в ряде стран, нередко переделывая в командирские вполне серийные танки. Их использовали для координации действий танковых подразделений. Между тем, в Имперском Военном Музее, Даксфорд, находится доподлинно известный генеральский танк. Речь идет о Grant II, специальной версии американского среднего танка Medium Tank M3A5. Известно, что именно эта машина использовалась генералом Монтгомери в ходе боёв в Африке и Италии.

Оба танка изначально несли 2-цветный камуфляж и базовый цвет Desert Pink. Тактический знак 8-й армии замазан военной цензурой

Оба танка изначально несли 2-цветный камуфляж и базовый цвет Desert Pink. Тактический знак 8-й армии замазан военной цензурой

История английской версии Medium Tank M3 началась 25 октября 1940 года. В этот день был заключен контракт с Pressed Steel Car Co. на выпуск 501 танка в английском варианте исполнения. Надо сказать, что и самого Medium Tank M3 тогда еще не существовало в металле. Тем не менее, даже в предварительной версии Британская военная миссия настояла на доработке машин под английские запросы. Самое важное, что англичане не просто запросили измененный вариант. В составе миссии имелся человек, который принял самое активное участие в разработке английской версии танка.

Так танк с регистрационным номером T.24027 выглядел осенью 1944 года. Базовый цвет, камуфляж, траки, обвес уже другие. Имя собственное Monty также появилось уже после африканской кампании

Так танк с регистрационным номером T.24027 выглядел осенью 1944 года. Базовый цвет, камуфляж, траки, обвес уже другие. Имя собственное Monty также появилось уже после африканской кампании

Л. Карр, специалист по танковым разработкам из Департамента Механизации, оказался крайне полезным человеком в американской танковой программе. Действовал он не по доброте душевной: чем лучше получался американский танк, тем лучше было английским танкистам, которым на нем предстояло служить. Первым делом Карр взялся за башню. У американцев она получилась крайне спорной конструкции. Помимо всего прочего, радист на Medium Tank M3 сидел в недрах корпуса. Англичан такое не устраивало: в английских танках радиостанцией заведовал командир.

Monty после войны

Monty после войны

Новая башня лишилась пулеметной башенки, которая выглядела сомнительной идеей. Вместо нее поставили обычный двухстворчатый люк, вращающийся вокруг своей оси. Башня стала крупнее, появилась развитая кормовая ниша, где разместилась английская радиостанция №19. Соответственно, радист стал уже не нужен. Также по заказу англичан разработали трак с номером детали WE210. Отличался он развитыми грунтозацепами, что оказалось крайне актуально в условиях пустыни.

Таким танк был в 1968 году

Таким танк был в 1968 году

Всего танк для английской армии, который в конце сентября 1941 года получил обозначение General Grant I, заказали трем фирмам. Помимо 501 танка Pressed Steel Car Co., также подписали контракт на 500 танков с Pullman Standard Car Co, плюс 6895 танков от Baldwin Locomotive Works. Полноценный выпуск General Grant I начался в сентябре 1941 года, причем англичане оказались правы, заказав выпуск трем фирмам. Производство раскочегарилось к концу 1941 года, а до того суммарно выпускалось около 100 танков. Окончательно заказы по танку, который с 1942 года переименовали в Grant I, закончили выполнять в июле того же года.

Нынешнее состояние

Нынешнее состояние

Наиболее интересным выглядело производство на Baldwin Locomotive Works. Уже упомянутый инженер Карр помог американцам с альтернативной силовой установкой. Таковой стал дизельный двигатель GM 6046, представлявший собой спаренный и форсированный вариант автобусных дизельных моторов GM 6-71. Этот дизель, как в спаренном, так и в базовом вариантах, оказался крайне интересен самим англичанам. Достаточно сказать, что Valentine, самый массовый английский танк Второй мировой войны, в 1941 году перевели на GM 6004, танковую версию GM 6-71. Что же касается GM 6046, то его было решено ставить в Medium Tank M3.

Получилась помесь "африканских" и "итальянских" элементов. Таким танк сделали еще в Лондоне

Получилась помесь «африканских» и «итальянских» элементов. Таким танк сделали еще в Лондоне

По ходу организации выпуска дизельных Medium Tank M3 появилось два варианта исполнения — с клепаным и сварным корпусами. В первом случае танк получил обозначение Medium Tank M3A5, во втором — Medium Tank M3A3. Между тем, англичане не стали делить те танки, что шли им. Что клепаному, что сварному варианту присвоили один индекс — Grant II. Даже регистрационные номера шли вместе. И да, надо разделять M3A3, M3A5 и Grant II. Одни делались для американской армии, вторые для англичан.

Это один из тех бронетанковых экспонатов музея в Даксфорде, которые можно обойти со всех сторон

Это один из тех бронетанковых экспонатов музея в Даксфорде, которые можно обойти со всех сторон

Первым в серию пошел Grant II с клёпаным корпусом, случилось это в феврале 1942 года. В апреле того же года Baldwin Locomotive Works, единственный производитель Grant II, стал сдавать танки со сварными корпусами. С этого момента в серию шли только дизельные «Гранты». В общей сложности сдали 83 танка со сварными корпусами и 381 с клепаными корпусами. Часть ушла англичанам, часть австралийцам. И если танки, ушедшие на родину кенгуру, так и не повоевали, английские дизельные «Гранты» оказались вполне востребованными.

Во избежание машину огородили, ибо танколазы есть и в Англии

Во избежание машину огородили, ибо танколазы есть и в Англии

Поскольку между началом выпуска и прибытием танков на фронт традиционно был промежуток в несколько месяцев, первые Grant II (они же Grant A в документах) прибыли в Александрию в июне 1942 года. В общей сложности в Африку отправили 164 дизельных танка. Преимущественно туда ушли машины в варианте с клепаными корпусами. Среди них оказался и танк с регистрационным номером T.24027 (серийный номер 524), изготовленный в июне 1942 года. Он стал самым известным из дизельных Medium Tank M3.

На обвес не стоит сильно обращать внимание, военные всего мира делают "красиво"

На обвес не стоит сильно обращать внимание, военные всего мира делают «красиво»

Дебютировали дизельные Grant осенью 1942 года, в ходе сражения при Эль Аламейне. Танк с регистрационным номером T.24027 стал командирской машиной генерала Бернарда Монтгомери, нового командующего 8-й армии (правда, получил он его уже весной 1943 года). Он стал самым известным генералом английской армии в годы Второй мировой войны. С именем Монти, как его прозвали в английской армии, связаны крупные победы. Американские Lee, Grant и Sherman стали главным аргументом англичан в битве при Эль Аламейне, где удалось переломить хребет итало-немецким войскам. Больше у Роммеля не было крупных побед, Африканский корпус стал откатываться на запад.

Те же ящики ЗИП явно дорабатывали

Те же ящики ЗИП явно дорабатывали

Внешне танк, который позже получил имя собственное Monty, внешне ничем не отличался от обычных Grant II выпуска лета 1942 года. Он получил 75-мм пушку M2 со стабилизатором орудия, в связи с чем появился противовес, крепившийся на стволе. На самом деле это не ствол, а муляж. Большие внутренние объемы боевого отделения быстро навели на мысль изготовления командирского танка. Без пушки и укладок 75-мм снарядов внутри образовывалось очень просторное помещение. Туда установили дополнительную радиостанцию №19. Вместо 37-мм пушки часто размещали столик, судя по всему, у T.24027, как раз такая ситуация. В некоторых танках оставляли рабочую 75-мм пушку, в других 37-мм пушку.

На части командирских "Грантов" 75-мм пушка оставалась рабочей

На части командирских «Грантов» 75-мм пушка оставалась рабочей

Если линейные Grant I и Grant II, после африканской кампании, заменили на Sherman, командирские танки служили гораздо дольше. Именно как командирский танк Grant получался куда более удобным. Поэтому они никуда не делись и после высадки в Сицилии, и в Италии. Генерал Монтгомери продолжал использовать свой танк вплоть до января 1944 года, когда его отправили в метрополию готовиться к высадке в Нормандии. Что же касается Monty, то эта машина числилась как штабная машина в составе 8-й армии. Кстати, у Монтгомери было два командирских «Гранта», вторая машина имела регистрационный номер T.24732. Вероятнее всего, сначала (с осени 1942 года) он использовал «обычный» T.24732, а уже потом полноценный командирский T.24027.

Пулеметы "зашили", чтобы они не занимали место

Пулеметы «зашили», чтобы они не занимали место

Естественно, столь долгий срок эксплуатации прямым образом повлиял на внешний вид машины. Первоначально танк имел типовой «африканский» обвес, а также траки WE210. Базовым цветом был «пустынный розовый», поверх которого наносили камуфляж (цвет S.C.C. No.34). Такая схема была типовой для «Грантов» и «Шерманов» под конец Африканской кампании. К моменту, когда танк получил имя собственное Monty, он нес маркировки 8-й армии, противопылевые экраны убрали, а также поставили «шевронные» траки T48. Кроме того, изменился цвет. Базой оказался светло-грязный цвет (цвет S.C.C. No.5), поверх которого наносили черно-синие камуфляжные пятна (цвет S.C.C. No.14). В таком виде танк провоевал до конца войны.

Противопылевые экраны делали съемными

Противопылевые экраны делали съемными

После войны Monty некоторое время побыл памятником, находясь в Австрии (английская зона оккупации). В 1948 году танк уехал на родину, став танком-памятником, находясь возле входа на базу в Бадбруке. 20 лет спустя, в 1968 году, его перевезли, он стал танком-памятником на входе базы в Бассингборне. Примерно в это время он получил противопылевые экраны. Наконец, в 1985 году машину отправили на реставрацию. 6 июня 1988 года танк занял почетное место в Имперском Военном Музее, Лондон.

Боковые секции экранов откидные

Боковые секции экранов откидные

Позже танк отправился в Даксфорд, где находится и поныне. Располагается он на отшибе музея, в ангаре, посвященном наземной технике. Такое отношение не должно удивлять: Даксфорд, прежде всего, музей авиационный, к самолетам там отношение трепетное. А вот к танкам немного не так. Нет, нельзя сказать, что всё плохо, «броней» там занимаются серьёзно, видно, что не заброшена. Но представьте, например, что танки из Центрального Музея Вооруженных Сил РФ в Москве переместят в Монино. Понятно, чем будут заниматься больше.

Башня заметно отличалась от Medium Tank M3. В кормовую нишу перенесли радиостанцию

Башня заметно отличалась от Medium Tank M3. В кормовую нишу перенесли радиостанцию

Танку Монтгомери выделили отдельное место, что позволяет осмотреть его почти со всех сторон. Правда, с описанием получилось забавно — музей считает, что это M3A3. Ну и сам танк в его текущем виде — это скорее что-то вроде собирательного образа. Так что если кто хочет поругать лишний раз «советскую» реставрацию, пусть имеет в виду — «там» примерно то же самое. Военные всего мира тут мало чем отличаются. Что камуфляж, что детали у Monty условные. Как этот танк выглядел в разные периоды службы, расписано не просто так.

С правой стороны находится 2-дюймовый (51-мм) казнозарядный миномет

С правой стороны находится 2-дюймовый (51-мм) казнозарядный миномет

Надо сказать, что часть «неуставщины» добавили уже в Имперском Военном Музее. Не говоря уже о том, что военные, в ходе реставрации, красили его матовой краской. Уже в Лондоне он получил глянцевую «пустынную» окраску. Иронично, что когда Monty стоял танком-памятником, выглядел он более аутентично, в том числе и по маркировкам. Всё это не в упрек Даксфорду — к ним танк приехал уже вот таким.

Зенитная установка на башне - верный признак "африканского" танка

Зенитная установка на башне — верный признак «африканского» танка

Командирские танки, надо сказать, лишались не только пушек, но и пулеметов. Еще на снимках военного периода видно, что у Monty порты курсовых пулеметов заварены. Но один пулемет всё же оставили. Часть танков позднего выпуска (как Grant II, так и Grant I) получили вертлюг для пулемета Browning M1919A4. Он вращался вместе с башенным люком. Конструкция получилась более удобная, чем у Parrish-Lakeman Mounting. Получали ее только английские, воевавшие в Африке, танки. Кстати, такой вертлюг ныне сохранился всего на одном танке.

Надпись Monty в оригинале была и на борту башни

Надпись Monty в оригинале была и на борту башни

В заключение стоит отметить, что данный танк ценный не только потому, что на нем воевал Монтгомери. Это еще и один из двух сохранившихся «Грантов», воевавших в Северной Африке. Он является украшением павильона Land Warfare. Правда, ему уже осталось немного. Как недавно стало известно, в Даксфорде начинается реконструкция, павильон закрывается. Что будет дальше с Monty и другими машинами, хороший вопрос.

Список источников:

      1. IWM Collection
      2. Sherman Minutia

источник: https://dzen.ru/a/Zc8qItHxawyWy6Pj

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account