Юрий Пашолок. Запряженный американский разведчик

12

Юрий Пашолок. Запряженный американский разведчик

Willys MB в Советском Союзе как артиллерийский тягач

Американская автомобильная промышленность в годы Второй мировой войны показала себя во всю мощь. Не особо проявляя себя в межвоенный период, она за считанный год умудрилась выдать на-гора целое семейство армейских автомобилей разного класса. Немаловажным моментом стало то, что качество (а американские армейские машины являлись лидерами в своих классах) сочеталось с количеством. Практически во всех категориях американцы стали лидерами по производству. Связано это оказалось с тем, что машины поставлялись не только в свою армию, но и союзникам по Антигитлеровской коалиции. Шли они и в Советский Союз, где производство бронетанковой техники поставили в более высокий приоритет, чем автомобилестроение. Особенно влияние американской помощи стало ощущаться в 1944-45 годах, на которые пришелся пик поставок автомобилей из США.

Как арттягач детище Willys рассматривалось командованием ГАБТУ КА еще в августе 1941 года

Как арттягач детище Willys рассматривалось командованием ГАБТУ КА еще в августе 1941 года

Еще летом 1941 года в поле зрения Главного Автобронетанкового Управления Красной Армии попал новый американский автомобиль. Им оказался Willys MA, которого вскоре сменила более совершенная модель — Willys MB. Несмотря на то, что обсуждение перспектив поставок машин началась еще в августе 1941 года, в Красную Армию они пошли позже — весной 1942 года. «Виллис» стал самым массовым легковым автомобилем, который во время войны поставлялся в Красную Армию. По май 1945 года включительно их поставили 39,8 тысяч штук, из них 20,5 тысяч штук в 1944-45 годы. Более известен он как командирская машина, но на самом деле этой функцией его работа совсем не ограничивалась. Особенно это касалось 1942-43 годами, когда с артиллерийскими тягачами в Красной Армии было особенно тяжело.

Willys MA в базовом и полубронированном исполнении

Willys MA в базовом и полубронированном исполнении

В начале августа 1941 года «Амторг» (Amtorg Trading Corporation), через который СССР вел торговые отношения, получил предложение от нескольких американских компаний. Касалось это American Bantam и Willys-Overland. Первая предлагала автомобиль-разведчик Bantam BRC 40, который изначально вроде как выиграл конкурс по поставке легких многоцелевых полноприводных автомобилей для американской армии. Но потом его отодвинул Willys-Overland со своей моделью Willys MA (Military, Model A), которая быстро трансформировалась в более удачную Willys MB (Military, Model B). Не без подковерных игр, естественно, но будем справедливыми — машина Willys оказалась лучше. «Бантик» отлично подходил на роль «разведчика», но сами же американские военные далее захотели более универсальную машину. Более тяжелый, но при этом оснащавшийся более мощным мотором Willys MA/MB выглядел интереснее конкурента.

Willys MB на НИБТ Полигоне, конец мая 1942 года

Willys MB на НИБТ Полигоне, конец мая 1942 года

Советское военное командование, с этой точки зрения, мало отличалось от американцев. Весной 1941 года ГАБТУ КА едва не «утопило» ГАЗ-64, советский аналог «Пигмеев» (так именовали подобные машины у нас, по аналогии с Ford Pigmy). Причина неожиданная — «плохой тягач». В этом смысле крайне интересна переписка по поводу Willys MA. Дело в том, что летом 1941 года Willys, по заказу американских военных, также сделал полубронированную версию машины. Она вовсю упоминалась в переписке ГАБТУ КА. В августе 1941 года имелся план по заказу Willys-Overland 6000 машин, из них 4000 бронированных. Обоснование было такое: выпуск тягачей «Комсомолец» прекратился, при этом остро требовался тягач для легкой противотанковой артиллерии. Про жалобы вроде «мало места, плохой тягач» в ГАБТУ как будто забыли.

Тогда же, в мае 1942 года, начались массовые отправки этих машин в Красную Армию

Тогда же, в мае 1942 года, начались массовые отправки этих машин в Красную Армию

По ряду причин (прежде всего потому, что Willys MB стал основной машиной в своём классе для американской армии, а требовалось сначала обеспечить себя) сделка не состоялась. Да и бронированный джип не вышел за рамки экспериментов. В результате «Амторг» закупил партию из 500-600 Bantam BRC 40, первые из них прибыли в СССР к концу 1941 года. Уже с начала 1942 года машины стали поступать в Красную Армию, где заняли место ГАЗ-64, выпуск которых приостановился в конце 1941 года. Можно ли считать «Бантики» ленд-лизом, хороший вопрос, поскольку их заказали до старта соответствующей программы. Кстати, по этому поводу иногда бухтят американские сообщества Bantam BRC (доходит дело до отрицания наличия таких машин в Красной Армии), но не будем о болезных. Нас всё же интересует Willys MB. Впервые они появляются в сводках отгрузки с мая 1942 года, как раз к тому моменту ручеек поставок Bantam BRC 40 стал пересыхать. Причем поставки «Виллисов» сразу же стали ощутимые. Только за май 1942 года в Красную Армию ушло почти 300 машин. За весь 1942 год «Виллисов» поступило почти 5,5 тысяч штук.

Вполне штатная нагрузка в виде 45-мм противотанковой пушки

Вполне штатная нагрузка в виде 45-мм противотанковой пушки

Появление «Виллиса» не прошло незамеченным для командования ГАБТУ КА. На НИБТ Полигоне, в период с 24 по 30 мая 1942 года, прошли испытания Willys MB по несколько необычной программе. Изначально предполагалось, что таскать машина будет две системы — 45-мм противотанковую пушку обр.1937 года, а также 37-мм зенитную автоматическую пушку 61-К обр.1939 года. Если первая система выглядела логичной, то от второй можно только удивленно хмыкнуть. Боевая масса орудия была 2040 кг, мягко говоря, не для того коня ноша. Далее, по указанию генерал-лейтенанта артиллерии В.Г. Тихонова, ассортимент орудий расширили. Теперь предстояло таскать также 76-мм дивизионную пушку Ф-22 УСВ и 76-мм дивизионную пушку ЗИС-3.

А это уже нештатная нагрузка. Боевая масса 76-мм пушки Ф-22 УСП составляла 1600 кг

А это уже нештатная нагрузка. Боевая масса 76-мм пушки Ф-22 УСП составляла 1600 кг

Если 37-мм зенитка смотрелась скорее издевательством над машиной, то в случае с ЗИС-3 и Ф-22 УСВ ситуация выглядела совсем иначе. Эти орудия становились основными системами дивизионной артиллерии, и с ними имелась проблема. Боевая масса ЗИС-3 и УСВ существенно превышала 1 тонну, так что ассортимент тягачей сужался. Вместе с тем, еще в конце августа 1941 года ГАЗ-64 проверили на возможность использования как тягача 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. По массе она была сопоставима с ЗИС-3, а испытания показали, что ГАЗ-64, не без проблем, но таскать такую систему может. При этом Willys MB имел более мощный мотор. Одним словом, артиллеристы знали, чего хотели.

Еще одна нештатная нагрузка - 37-мм зенитный автомат 61-К, массой более 2 тонн

Еще одна нештатная нагрузка — 37-мм зенитный автомат 61-К, массой более 2 тонн

За время испытаний машина прошла 1544 километра, при этом главной целью тестов стало изучение, как она себя ведет в качестве артиллерийского тягача. На это прямо намекает методика испытаний. В некоторых случаях километраж совпадал для всех систем, в остальных случаях он был «парным». То есть пара «45-ка и 61-К» проходили одинаковый километраж, а затем подключилась пара «ЗИС-3 и Ф-22 УСВ». Надо сразу сказать, что создатели машины ее явно делали с запасом прочности. В ходе испытаний серьёзных поломок специалисты НИБТ Полигона не отмечали.

Четвертой системой, которую таскал "Виллис", стала 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3

Четвертой системой, которую таскал «Виллис», стала 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3

Вполне достойными оказались и результаты испытаний. С 45-кой и 61-К машина разгонялась на асфальтовом шоссе до средней скорости 45-50 км/ч, а с дивизионными пушками — до 50-65 км/ч. Быстрее всего машина ездила, таская ЗИС-3. На более сложном, булыжном шоссе, скорость падала до 30 км/ч, в случае с 61-К — до 22 км/ч. На грунтовке средняя скорость составила 12-18 км/ч (61-К машина тащила со средней скоростью 10-16 км/ч), средне-грязный проселок преодолевался со скоростью 20-21 км/ч (в случае с 61-К средняя скорость составила 19 км/ч).

Задние буферы ограничивали повороты орудий при буксировке

Задние буферы ограничивали повороты орудий при буксировке

Судя по всему, на НИБТ Полигоне и в ГАУ КА использовали 61-К как орудие предельных параметров. Основной же упор делался на противотанковую и дивизионную артиллерию. И тут артиллеристы угадали. Да, Willys MB создавался явно под орудие типа 45-ки, но даже Ф-22 УСВ (боевая масса 1600 кг) вполне уверенно тянул. При этом было видно, что целесообразнее использовать машину как тягач для ЗИС-3. С такой системой машина ехала со скоростью примерно на уровне 45-ки, причем это касалось не только скорости передвижения, но и выбора передач.

Зенитка скорее была перегрузочным вариантом. Машина могла ее тащить, но на это тратились немалые усилия

Зенитка скорее была перегрузочным вариантом. Машина могла ее тащить, но на это тратились немалые усилия

Главной претензией к машине стал ее задний буксирный крюк. Выглядят эти претензии немного смешно. Ну да, плохой крюк, зацепили за него две тонны, а он, будь неладен, гнется. Кроме того, чтобы зацепить за него дивизионные пушки, требовалось крюк подпилить. Правда, при этом в том же отчете указывается одна из дополнительных причин деформации крюка. При движении с артиллерийскими передками отмечались дополнительные удары при езде. Одним словом, не всё так просто. Также НИБТ Полигон рекомендовал ставить на машину дополнительные грязевые щитки.

Дивизионные пушки Willys MB тащил вполне уверенно

Дивизионные пушки Willys MB тащил вполне уверенно

По результатам испытаний Willys MB признали годным для использования как тягача дивизионной и противотанковой артиллерии массой до 1600 кг включительно. Уже летом 1942 года машины данного типа вполне себе использовали подобным образом. Кстати говоря, и выпуск ГАЗ-64 возобновили под соусом не командирской машины, а артиллерийского тягача. Более того, будущий ГАЗ-67 изначально предполагался с форсированным до 60 л.с. мотором. Внезапно это примерно мощность мотора Willys MB. Случайностей тут не бывает.

Больше всего претензий вызвал буксирный крюк

Больше всего претензий вызвал буксирный крюк

В заключение стоит отметить, что «Виллисы» массово использовали как тягачи 76-мм пушек ЗИС-3 вплоть до появления, в массовых количествах, Dodge WC-51/WC-52. Эта машина и в американской армии применялась для таскания похожих систем. Что же касается «Виллисов», то они постепенно переходили на более привычную роль машин-разведчиков, а также командирских автомобилей. Хотя база машины не раз и не два попадала в поле зрения артиллеристов как шасси для различных систем. Впрочем, то же самое происходило и в американской армии.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. US NARA

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/zapriajennyi-amerikanskii-razvedchik-62c553f0a2687004e01a34dc?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account