Юрий Пашолок. Запасной сверхтяжелый КВ
История КВ-5, официально самого тяжелого танка семейства КВ
Содержание:
В истории отечественного танкостроения тема сверхтяжелых танков поднималась неоднократно. Первый такой случай датирован началом 30-х годов. Желание получить «большой» танк привело к тому, что появилась идея аналога FCM 2C, с боевой массой 65 тонн. Правда, эта планка продержалась недолго. 65-тонный танк превратился в 90-тонный, наиболее известен из них проект Т-39, который даже чуть не начали строить. Слишком высокая стоимость стала главной причиной, почему Т-39 так и остался в виде макета и конструкторской документации. Тем не менее, некоторые идеи оказываются навязчивыми, особенно когда подобным начинает заниматься вероятный противник.
11 марта 1941 года советская внешняя разведка подготовила доклад о «направлении развития вооруженных сил Германии и изменениям в их состоянии». Согласно докладу, в Германии появился тяжелый танк Тип VII, имеющий боевую массу 90 тонн и вооружение в виде 105-мм пушки. К информации отнеслись очень серьёзно, уже 21 апреля появились первые тактико-технические требования на тяжелый танк КВ-4. Такой индекс уже использовался в отношении Т-220, но теперь боевая масса выросла до 70-72 тонн, а вооружение усилили до 107-мм пушки Ф-42 (ЗИС-6). Но и это еще не всё. В апреле 1941 года появилось задание на еще более тяжелый танк, который обозначался как КВ-5.
Более тяжелая альтернатива
История КВ-5 началась 7 апреля 1941 года, когда было подписано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 827-345сс «Об экранировании танков КВ-1 и КВ-2, артиллерийском вооружении и усилении брони танка КВ-3 и о проектировании танков КВ-4 и КВ-5 в 1941 г.». Это постановление стало ключевым в истории сверхтяжелых альтернатив КВ-1. Для начала, скорректировали требования к КВ-3. Танк стал более тяжелым и получил более мощное вооружение. Также корректировке подверглись и характеристики КВ-4. Планку боевой массы подняли, а также начались разговоры о том, что толщину брони поднимут. Что же касается КВ-5, то его появление можно считать полноценным ответом на немецкий тяжелый танк Тип VII.
Согласно первоначальным данным, боевая масса КВ-5 ожидалась в районе 90 тонн, то есть как у немецкого визави. При этом по вооружению и броневой защите советский сверхтяжелый танк должен был превосходить тяжелый танк Тип VII. Толщина лобовой части корпуса и башни достигала 170 мм, а бортов — до 150 мм. Башня, судя по переписке, изначально предполагалась штампованной. Силовая установка предполагалась такой же, как и у КВ-4 — танковая версия авиационного дизеля М-40. Аналогичным предполагалось и вооружение, состоявшее из 107-мм пушки ЗИС-6. При этом габариты танка изначально были существенно больше КВ-4. Например, полная ширина КВ-5 оценивалась в 4200 мм, то есть в ЖД-габариты он не пролезал.
Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 827-345сс, Кировскому заводу предстояло обеспечить перевозку КВ-5 по железной дороге (как, история умалчивает). Машина шла в кильватере программы КВ-4. Чертежи на корпус и башню КВ-5 предполагалось получить к 15 июля 1941, то есть через полтора месяца после КД на КВ-4. Макет танка ожидался к 1 августа, а к 1 октября Кировский завод получал с Ижорского завода комплект корпусных и башенных деталей.
Поскольку КВ-4 находился в большем приоритете, поначалу работа по КВ-5 практически не велась. Но уже в начале мая 1941 года стали появляться некоторые новые данные о машине. И тут явно была аналогия с КВ-4. В конкурсе на КВ-4 победил проект Л.Н. Духова, боевая масса при этом поднялась до 85 тонн. Изначально предполагалось, что по КВ-5 также пройдет конкурс, но обошлись без него. Поскольку занявший второе место танк К.И. Кузьмина, П.С. Тарапанина и В.И. Таротько выглядел слишком необычно, базой для КВ-5 оказался обладатель третьего места. Им стал КВ-4 разработки Н.В. Цейца. У танка боевая масса составляла 90 тонн, так что более крупный КВ-5 получался еще тяжелее.
К сожалению, исходный вариант КВ-5 до наших дней не сохранился, зато известны его габаритные и весовые данные. Ширина танка осталась той же, что и в апреле 1941 года, а вот масса выросла до 100 тонн. Полная длина составила 9500 мм, а полная высота — 3200 мм. Известны эти данные благодаря бурной переписке между ГАБТУ КА и НКПС. Быстро выяснилось, что перевозить сверхтяжелые танки нечем, поэтому быстро началось проектирование новых грузовых платформ.
Хотелки ГАБТУ КА оказались немаленькими. За 1941 год ожидалось 200 платформ грузоподъемностью 120 тонн, а за 1942 — еще 1500. По этому числу можно прикинуть объем выпуска КВ-4, либо КВ-5. Взяв за основу 60-тонную платформу, удалось создать 120-тонную платформу обр. 1941 года. Платформа стала серийной, в отличие от тех специальных грузов, которые она должна была первозить.
Попытка оптимизировать супер-танк под реалии войны
5 мая 1941 года было подписано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №1217-503сс. Согласно ему, на 1941 год окончательно утверждался КВ-3, а вот год спустя ситуация выглядела неопределенно. Начались оговорки, что окончательно выберут либо КВ-4, либо КВ-5. Связано это было с тем, что разница между КВ-3 и КВ-4 не выглядела существенной, в отличие от КВ-5. Так что требовалось подождать результатов испытаний.
Проблема КВ-4 заключалась в том, что до 22 июня 1941 года макет представить не успели, а дальше началась война. 26 июня 1941 года вышел приказ №253сс по Наркомату тяжёлого машиностроения, согласно которому работы по КВ-4 прекращались. То же самое касалось и КВ-5, но не всё так просто. Как уже говорилось выше, макетные работы ожидалось закончить к 1 августа. Так вот, Цейц, вопреки приказу, работы по КВ-5 продолжил. Вряд ли это была его инициатива. И.М. Зальцман, директор Кировского завода, однозначно был в курсе, как и Ж.Я. Котин (последний подписывал документацию как руководитель работ на Кировском заводе).
В истории КВ-5 есть своя ирония. В апреле-мае 1941 года были известны его данные, но полностью отсутствует графическая информация. Ситуация начала августа 1941 года противоположная: практически полностью отсутствует текстовая информация, зато сохранились куски технической документации по проекту. Судя по подписям Цейца, датированным 1 августа 1941 года, на Кировском заводе старались держать темпы постановления постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 827-345сс.
Тот КВ-5, который мы знаем, можно смело называть «мобилизационным». В данном проекте Цейц (также в работах участвовали К.И. Кузьмин, Л.Е. Сычёв и Н.Т. Федорчук) максимально упростил конструкцию корпуса и башни. Например, с корпуса, который проектировал Кузьмин, максимально убрали гнутые детали. Для сохранения боевой массы в разумных пределах корпус сделали максимально низким, что привело к появлению башенки механика-водителя и башенки стрелка-радиста. Поскольку на мотор М-40 явно можно было не рассчитывать, танк создавался в расчете на спарку В-2К.
Совершенно иначе пришлось проектировать башню. Поскольку от штампованной конструкции пришлось отказываться, Сычев разработал ее сварной, из катаных листов. Чем-то получившаяся конструкция напоминала упрощенные башни КВ-1, выпускавшиеся заводом №371. Кстати говоря, башня появилась позже всего: ее чертеж Котин подписал 15 августа 1941 года, далее работы над КВ-5 окончательно прекратились.
Напоследок стоит сказать, что столь долго тянули работы по КВ-5 не просто так. Опасность появления немецкого сверхтяжелого танка сохранялась (и разведка его не придумала, она засекла начало работ по VK 70.01). ЧТЗ должен был осваивать КВ-3, в случае чего имелся запасной проект еще более мощного танка. Другой вопрос, что к осени 1941 года и КВ-3 стал не актуален. Тем не менее, КВ-5 стал самым тяжелым отечественным танком, который дошел до стадии рабочей документации.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- ЦГА СПб
-
источник: https://dzen.ru/a/ZNDqO3CgmyQBtflt