Юрий Пашолок. Ягдпантера с пушкой побольше
Проект установки 128-мм орудия Pak 80 L/55 на шасси Pz.Kpfw.Panther
Так сложилось, что фактически развитие немецкой бронетанковой техники прекратилось в 1944 году. После появления Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B более ни одного принципиально нового танка в серию не пошло. Чуть лучше ситуация была с истребителями танков, но и они начали отставать в гонке вооружения. Главной причиной стало то, что текущие шасси уже не имели ресурсов по развитию. Это касалось как броневой защиты, так и вооружения. Тем не менее, подобные попытки всё же предпринимались, особенно что касается вооружения.
То, что немецкая бронетанковая техника начинает терять темп развития вооружения, не являлось секретом. Главная проблема заключалась в том, что пушки-то были, а вот как их поставить на текущие шасси — вопрос. У находившихся на вооружении танках и самоходных артиллерийских установках запас по нагрузке шасси уже достиг предела. Оставалось подойти к вопросу творчески, попытавшись всё же поставить более мощное орудие. Одной из таких попыток стал проект Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80), датированный ноябрем 1944 года. Иногда его называют Jagdpanther II, но реально он именовался иначе.
Может показаться странным, зачем ставить на Jagdpanther более мощную систему. На этом истребителе танков и так была установлена 88-мм система Pak 43 L/71. Ее хватало для поражения большинства танков. На самом деле не всё так просто. Имелось понимание, что противник не будет стоять на месте. И тут немцы оказались правы. Летом 1944 года началось производство тяжелых танков ИС-2 со спрямленной лобовой деталью корпуса. На дистанции около 500 метров лоб корпуса уже не пробивался немецкой пушкой. А в конце 1944 года на испытания вышел опытный образец танка «Кировец-1» с еще более мощной броневой защитой.
Более мощное орудие у немцев имелось. Речь идет о 128-мм пушке Pak 80 L/55, которая ставилась на тяжелый истребитель танков Jagdtiger. Проблема в том, что орудие было еще тяжелее и крупнее 8.8 cm Pak 43 L/71. Даже если его запихнуть, случится перегруз носовой части корпуса, а у Jagdpanhter и так не всё было хорошо. Поэтому появилась идея о том, чтобы перекомпоновать шасси. Немцы тут не являлись первопроходцами: еще летом 1944 года вопросом перекомпоновки шасси Т-34 озаботились в СССР. Решение проблемы выглядело очевидным — перенести боевое отделение в корму. Одновременно решался вопрос чрезмерного вылета орудия за пределы габаритов машины.
Инициатором разработки выступил концерн Krupp. В ноябре 1944 года он представил эскизный проект, который получил обозначение Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80). Проектировали его артиллеристы, которые одновременно предлагали целую линейку проектов усиления вооружения танков и самоходных артиллерийских установок. Что-то похожее было и у нас. Поскольку проектированием занимались не «танкисты», их интересовало исключительно то, влезет система, или нет.
До недавнего времени был известен только один эскиз (Hln-E143) от 17 ноября 1944 года. Он и являлся отправной точкой при реконструкции данной машины. О том, как там было организовано моторное отделение, данных не имелось ровно никаких. Поэтому существовали различные спекуляции на данную тему. В иных случаях весь экипаж пихали в рубку, что очень сильно вряд ли. Тогда там расчет не поместится. Более разумным стала реконструкция с привычным размещением механика-водителя и стрелка-радиста впереди.
Недавно Бундесархив выложил большое количество документов. И среди них обнаружился еще один эскиз, Hln-E147 от 24 ноября 1944 года. Оказалось, что инженеры Krupp всех переиграли. Пока все думали, куда именно они спрятали мотор, его запихнули аккурат под орудийную установку. Ничего нового — похожим образом скомпоновали Pz.Sfl.V. Правда, в данном случае шаманство при обслуживании выходило бы на новый уровень. Сначала снять орудие вместе с установкой, потом по хитрой траектории вынуть мотор… С учетом того, что у Jagdpanther схожим образом вынималась коробка передач, ЭТИ бы так и сделали.
В любом случае, машину вряд ли бы построили. Рассмотрев присланные проекты, 6-й отдел Департамента Вооружений выдал отрицательный вердикт. Боевая масса Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80) оценивалась в 51 тонну, под такой нагрузкой ходовая часть просто «умерла» бы. В теории такую нагрузку выдерживало шасси Panther II (в одной игре именно так и сделали), но данную программу закрыли еще в середине 1943 года. Плюс низкая скорострельность, плюс тесное боевое отделение… В общем, строить САУ отказались. Так что если даже орудие влезает, не всегда такое решение одобрят.
Список источников:
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
источник: https://dzen.ru/a/ZfybpDXn-x-Ars2y