История разведывательного кавалерийского танка AMR 35 ZT 1 (Renault ZT), который официально именовался броневиком
Французское танкостроение было во многом вещью в себе. С одной стороны, французы стояли за созданием Renault FT, первого танка классической компоновки. Целый ряд стран либо имели на вооружение эти танки, либо создавали его аналоги. А вот с другой… Французские генералы-пенсионеры, в большинстве своём, не заметили изменений, которые происходили в танкостроении. Не стоит удивляться, что еще в начале 20-х годов инициативу стали перехватывать англичане. У них, конечно, своих тараканов в голове хватало с избытком, но если что, автором маневренной танковой войны был Джон Фуллер. Причем придумал он всё это задолго до «гоночных» танков Кристи. У французов была своя дорога, которая привела, в итоге, к тупиковой ситуации. Ставка исключительно на танки поддержки пехоты с низкой подвижностью, одноместной башней и толстой бронёй, которая, как выяснилось, не является гарантией защиты, оказалась ошибочной. Вместе с тем, не все французские танки были такие медленные.
В начале 30-х годов сложилась ситуация, когда во французской армии оказалось два заказчика танков. Помимо пехоты, имевшей монополию на танки, необходимость в таких боевых машинах появилась у кавалерии. Похожие процессы, примерно в то же время, начались и у кавалеристов других стран. Вопрос в том, что официально эти машины танками не являлись. Во-первых, не положено, а во-вторых, кавалерия изначально хотела броневик. Собственно говоря, AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина) изначально создавалась как броневик. Сначала колесный, потом полугусеничный. Но далее работы по теме AMR привели к типичному для англичан пулеметному «патрульному» танку. Больше того, Renault VM, позже принятый как AMR 33 VM, происходил от Renault UE, который по сути срисовали с танкетки Carden-Loyd. Так у французской кавалерии появился «броневик», который на самом деле быстроходный танк-разведчик.
В ходе проектирования «броневика» Renault VM машина неоднократно переделывалась. Это касалось и башни, и ходовой части. Происходил этот процесс около полугода. В результате работы пошли по двум направлениям. Первым из них стала «малая модернизация», которая привела к созданию серийного AMR 33 VM. Между тем, весной 1933 года стала складываться ситуация, когда потребовалась и большая модернизация. Дело в том, что компоновочная схема Renault VM, которая происходила от Renault UE, оказалась не очень удачной. На транспортере 4-цилиндровый мотор был довольно легким, поэтом его размещение в носовой части машины проблему не вызвал. На Renault VM это был уже куда более крупный мотор, который существенно влиял на центр тяжести машины. Особенно это ощущалось во время езды по бездорожью. Критический отчет по Renault VM, подготовленный 21 апреля 1933 года, стал отправной точкой к созданию Renault ZT, позже AMR 35 ZT.
Изначальный план большой модернизации выглядел вполне логичным. Главной проблемой Renault VM являлось размещение мотора в носовой части машины, справа от механика-водителя. Требовалось его сместить назад, что потребовало вносить изменения в конструкцию корпуса. Он стал длиннее на 20 см и тяжелее, посему в Renault приняли решение поставить и более мощный мотор. Им стал 28 CV, V-образный 8-цилиндровый двигатель грузового происхождения. Смещение мотора назад заставило перекомпоновать систему охлаждения. Ходовую часть трогать не стали, на тот момент финальное решение по Renault VM выглядело вполне адекватно. С нуля танк строить не стали, переделав опытное шасси 79759. Обозначили новую модель как Renault ZT. В феврале 1934 года машина вышла на испытания, показав результаты, явно превосходившие Renault VM. Танк развил скорость 72 км/ч, о которой английские танки могли только мечтать. Казалось бы, вот оно, решение. Но история Renault ZT только начиналась.
2 марта 1934 года генералу Жану Флавиньи, командующему французской кавалерией, пришло письмо от Франсуа Леидо. Зять брата Луи Рено, не скрывавший своих амбиций насчет директорского кресла в компании, активно занимался модельным рядом Renault. Занимался он и оптимизацией модельного ряда военной техники. Так вот, Леидо предложил Флавиньи пересмотреть вопрос модернизации Renault VM. Вместо громоздкого мотора Renault 28 CV возникла идея поставить чего попроще. А именно 4-цилиндровый двигатель Renault 22 CV тип 432 автобусного происхождения. ТТХ мотора выглядели скромнее: при объеме 5,88 литров он развивал мощность 82 лошадиные силы при 2200 об/мин. Но мотор, во-первых, был меньше, а во-вторых, он же стоял на Renault ZM, легком танке, который создавался по заказу французской пехоты. Подобная унификация выглядела правильной идеей с точки зрения эксплуатации танка, плюс он получался дешевле. Финансы были весьма важным показателем. Одним словом, Флавиньи согласился.
За основу второй машины был взят опытный образец 79560. Он прошел похожую программу модернизации, но внешне всё же отличался от 79759. Во-первых, появился большой выступ с правой стороны корпуса, понадобившийся для размещение компонентов силовой установки. Во-вторых, имелся ряд отличий по кормовой части. Помимо двухстворчатого люка доступа к мотору, машину было легко отличить по двум глушителям, которые разместили в верхней части кормовой плиты. Впрочем, главным изменением стал мотор, который поставили очень оперативно. С 3 по 11 апреля 1934 года танк проходил испытания под надзором офицеров 3-й GAM (3-e Groupe d’Automitrailleuses). Они показали, что Леидо оказался прав. Разница в скорости оказалась небольшой: танк развил скорость 64 км/ч, что было всё равно больше, чем у Renault VM, а также аналогично тогдашним французским колесным бронемашинам.
Испытания опытного образца 79560 закончились подписанием с Renault контракта №397 D/P на выпуска 100 Renault ZT. Случилось это 17 мая 1934 года, таким образом, танк-разведчик приняли на вооружение. Вместе с тем, работа по танку не закончились. Следующим шагом стала модернизация ходовой части, да и в ходе испытаний 79560 явно имелись проблемы с охлаждением. Для отработки серийного танка Renault изготовила третий опытный образец, который, в отличие от предыдущих, не имел регистрационного номера. Он получил подвеску, аналогичную Renault ZM, воздухозаборник в лобовой части подбашенной коробки, а также более совершенный мотор Renault 22 CV тип 447. Кормовая часть оказалась снова доработанной, в частности, переделали воздуховод в кормовой плите. На испытания этот образец вышел в октябре 1934 года, став эталоном для выпуска первой серии AMR 35 ZT. Впрочем, закупать его французские военные не стали, он так и остался в собственности Renault. Позже его использовали как базу для опытного образца истребителя танков AMR 35 ZT 3.
Серийные AMR 35 ZT 1 оказались медленнее опытных машин. Боевая масса выросла до 6,5 тонн, снижение удельной мощности привело к тому, что максимальная скорость снизилась до 55 км/ч. По факту и такая скорость развивалась недолго. Типовым режимом было движение на скорости около 40 км/ч, впрочем, французскую кавалерию это не смутило. Даже для колесных броневиков 40-45 км/ч являлось типовой крейсерской скоростью. Получился вполне адекватный танк-разведчик, причем с самого начала возникла идея оснащать их радиостанциями. Это существенно увеличивало эффективность машины с точки зрения ее основных задач.
Между тем, контракт №397 D/P постепенно видоизменялся. Нет, объем выпуска танков не уменьшался, но уже вскоре начался пересмотр его состава. Обычными танками осталось 90 машин, получивших позже регистрационные номера 87346-87437. Но и среди них единообразия не имелось. Базовым и единственным вариантом на тот момент был танк в конфигурации третьего опытного образца, с башней AVIS No.1. Ровно такая же башня ставилась на AMR 33 VM, в ней находился пулемет MAC Mle.1931. Для танка-разведчика этого вполне хватало, но еще до того, как AMR 35 ZT 1 начали производить, конфигурацию танка переиграли. В результате по факту с башней AVIS No.1 сдали всего 12 танков. Предполагалось, что все эти танки получат радиостанцию ER 29, а также штырьевую антенну. Антенный порт разместили на правом переднем крыле, рядом с корпусом. Самое интересное, что речь идет не о самых первых машинах. Танки с башнями AVIS No.1 оказались размазаны по общей серии.
Объяснялась такая ситуация тем, что в какой-то момент французская кавалерия подняла вопрос о повышении огневой мощи. Случилось это во второй половине 1934 года, после того, как на испытания вышел бронеавтомобиль Laffly 80 AM. Бронемашина оказалась не самой удачной, поэтому серия оказалась небольшой, причем ее сразу же отправили в «ссылку», то есть в Африку. Но имелся и «выхлоп» для танков. Дело в том, что на Alffly 80 AM стала башня AVIS No.2, в которой разместили крупнокалиберный пулемет Hotchkiss Mle. 1930 (официально — Mitrailleuse de 13,2 mm CA Mle.1930). Эта модель являлась танковой версией морского пулемета Hotchkiss Mle. 1929. Башня была крупнее AVIS No.1, но вполне вписалась на шасси AMR 35 ZT 1. Поэтому было принято решение ставить на основную серию по контракту №397 D/P такую башню.
Все эти изменения, а также то, что Renault нахватала заказов, сыграли отрицательную роль в планах по выпуску танков. Первые танки по контракту №397 D/P предполагалось сдать еще в декабре 1934 года, а последние в марте 1935 года. Уже то, что опытный образец танка в финальной конфигурации вышел на испытания в сентябре 1934 года, намекало на срыв планов. Ну а далее пошло-поехало. Тут и задержка с выпуском AMR 33 VM, и пересмотр вооружения, и прочее. По итогам сдача машин переехала на август 1935 года. По состоянию на июнь 1935 года на заводе Renault имелось уже 50 танков в разной стадии сборки. По факту же сдача в войска началась еще позже — в апреле 1936 года. Это позже очень сильно повлияло на программу AMR в целом. Основная часть AMR 35 ZT 1 первой серии (49 штук) сдали с башнями AVIS No.2 и без радиостанций. Еще 31 танк сдали с башнями AVIS No.2 и с радиостанциями ER 29.
Казалось бы, французы идут по правильному пути. Башня AVIS No.2 выглядела правильным выбором, поскольку у AMR 35 ZT появились «зубы». Потивопульная броня для него не являлась проблемой, а проблемы с пробитием, которые иногда встречаются в польских источниках, связаны с ранним вариантом пули. В 1935 году появилась модернизированная версия бронебойной пули, которая со 100 метров пробивала лист толщиной 25 мм, установленный под углом 25 градусов от вертикали. Это было близко к возможностям немецкой 20-мм автоматической пушки KwK 30. Дальнейший выпуск с башней AVIS No.2 выглядел более логичным, но более такие башни не производились. Объяснение стоит искать в истории, которая происходила в 1935 году. Дело в том, что кавалерия решила заказать истребители танков, о которых стоит рассказать отдельно. Эти машины оснащались 25-мм пушками SA 34, чья огневая мощь была заметно выше пулеметов Hotchkiss Mle. 1930. Задачей истребителей танков с башенным размещением вооружения как средство усиления пулеметных танков. Это и стало причиной, почему далее башня AVIS No.2 более не ставилась.
В октябре 1935 года между Франсуа Леидо и французским военным министром Жаном Фабри завязалась переписка по дальнейшим планам поставок военной техники. А 20 апреля 1936 года последовал договор №60179 D/P на поставку 30 кавалерийских машин. Правда, именно танками там было всего 15 из них — все с башнями AVIS No.1 и радиостанциями ER 29. Эти танки получили регистрационные номера 95845-95859. Наконец, 9 октября 1936 года был подписан договор №60179 CA на поставку 70 танков. Из них именно танками было 60 штук, 30 радийных, 30 линейных. Производство этих машин затянулась аж до 1938 года, они получили регистрационные номера M2971-M3030. Итого именно обычными танками оказалось 167 AMR 35 ZT. Они стали самыми массовыми французскими танками-разведчиками (официально, впрочем, их обозначали как бронемашины).
Как уже говорилось выше, еще в ходе изменения контракта №397 D/P из 100 машин именно танками оказалось 90. Еще 10 машин строились в специальной версии, и даже индекс их оказался другим. История это версии началась еще в 1933 году, когда центр разработки кавалерии выдвинул требования на специальную радийную боевую машину. Это стало развитием темы «машины капитана» (по факту машина командира эскадрона), то есть командирскую машину, оснащенную радиостанцией. Изначально в такой роли выступали броневики, но в июне 1934 года возникла идея сделать что-то подобное на базе Renault ZT. 15 октября 1934 года в контракт №397 D/P внесли изменение: 10 танков изготавливалось в варианте, который позже обозначили как Renault ADF 1.
Рецепт изготовления командирского танка оказался очень простой. Вместо штатной башни ставилась увеличенная в габаритах конструкция, причем ее скорее будет правильно называть рубкой. На ней крепилась рамочная антенна Еще одна, штырьевая антенна, находилась на переднем правом крыле. Внутри разместилось 2 радиостанции — ER 26 ter и ER 29. В отличие от обычного AMR 35 ZT, экипаж вырос до 3 человек — механик-водитель, командир и радист. Впереди имелась установка для ручного пулемета FM 24/29. Ее унифицировали с кормовым портом башни AVIS No.2 бронемашины Laffly 80 AM. Всего изготовили 13 командирских машин — 10 по контракту №397 D/P и 3 по контракту №60179 D/P.
Дальнейший выпуск AMR 35 ZT 1 оказался лишен смысла, поскольку Renault попросту не смогла выдержать необходимого тема. Кавалерии было нужно много «броневиков». В результате Флавиньи выбрал Hotchkiss H 35, изначально пехотный танк, но вполне подвижный для кавалерии. Позже появился Hotchkiss H 39, с более мощным мотором. Он в итоге и стал самым массовым «броневиком» кавалерии. Правда, применяли его больше в его изначальной функции, то есть для поддержи пехоты. Впрочем, поначалу ситуация была несколько иной.
По факту танки-«броневики» шли на оснащение DRP (Régiment de Dragons Portés, моторизованные драгунские полки). Штатно эти полки входили в состав DLM (Division Légère Mécanique, лёгкая механизированная дивизия). В DRP штатно входило по 40 AMR 35 ZT, плюс 2 ADF 1. Итого 1 командирский танк на 20 обычных. Еще 40 танков, плюс 2 командирских, имелось во составе 1-й GAM (Groupe d’automitrailleuses, отряд бронемашин). Остальные машины имелись в резерве. В принципе, не так всё плохо, но состав оказался откровенно куцым. Не говоря о том, что никаких истребителей танков DRP и GAM не получили.
К началу боевых действий структура подразделений несколько изменилась, но особо это ни на что не повлияло. Что 20, что 22 машины, разницы особо не было. С учетом того, что кавалерия оказалась на переднем крае с самого начала немецкого прорыва в Арденнах, итог был немного предсказуем. Проявили себя эти «броневики» ровно никак. То, что не выбили в боях мая 1940 года, стало немецкими трофеями. Увы, судьба танков-разведчиков обычно у всех стран одинаковая. Битые AMR 35 ZT 1 частот попадаются на немецких фотографиях.
Несколько иной оказалась судьба командирских танков Renault ADF 1. В общей сложности немцам досталось не менее 6 таких танков в более-менее рабочем состоянии. На фронт они уже не попали, но как аэродромные машины вполне применялись силами люфтваффе. Обычные же танки данного типа у немцев почти не встречаются. Увы, ни один из них до наших дней не дожил. В целом же история AMR 35 ZT 1 оказалась грустнее, чем у его предшественника. Если кратко, то сформулировать ее можно как «много амбиций, мало амуниции». Самым массовым кавалерийским танком он не стал, машины усиления не появились, а запомнился он скорее задержками по выпуску. Ну и почти нулевой эффективностью на поле боя.
Список источников:
- Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
- US NARA
- Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 2, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2006
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- eBay