Юрий Пашолок. Временное решение по самоходной гаубице
История полугусеничной самоходной артиллерийской установке 105-mm HMC T19, которая оказалась фронтовым долгожителем
Американские военные серьёзно анализировали события, происходившие в Европе. Особенно большое влияние на них произвели бои во Франции, по итогам которых французская армия оказалась разбита, а англичане спешно эвакуировались, побросав значительную часть своего вооружения и военной техники. Достаточно быстро были сделаны правильные выводы насчет перспектив развития танков. 5 июля 1940 года утвердили преемника Light Tank M2A4, который только пошел в серию. Новый танк получил индекс Light Tank M3, ему было суждено стать самым массовым американским танком 1941 года. Следующий шаг американские военные сделали 11 июля 1941 года, когда на вооружение приняли Medium Tank M3. Обе машины к моменту принятия на вооружение еще не существовали, они делались, что называется, на перспективу. Тем не менее, риск оказался оправданным. Действуя на опережение, американские военные смогли быстро догнать главных противников.
Еще одним важным моментом, на который возрожденные в июле 1940 года Бронетанковые Силы обращали особое внимание, стала механизация артиллерии. Командование Бронетанковыми Силами отлично осознавало, что танки воюют не в одиночку. По этой причине со второй половины 1940 года начались работы по самоходной артиллерии. Они осложнялись тем, что специальных шасси для такого типа военной техники у американцев попросту не было. Поначалу речь шла только об истребителях танков, но и с ними поначалу была беда. Фактически вплоть до середины 1941 года о самоходных артиллерийских установках на танковых шасси можно было не мечтать. Да и с другими типами шасси тоже было не всё гладко. Тем не менее, американские военные отлично понимали необходимость самоходной артиллерии, и искали альтернативные способы ее получения.
Одним из важных направлений развития американской самоходной артиллерии стало создания гаубичных САУ. Первые такие машины появились еще в начале 30-х годов, но к осени 1941 года появилось понимание необходимости иметь самоходную версию 105-мм гаубицы M2A1. Это орудие обладало необходимыми характеристиками для поддержки механизированных частей. Вместе с тем, использование грузовиков для ее перевозки Бронетанковые Силы считали недостаточным. В июне 1941 года появился проект самоходной 105-мм гаубицы HMC T9 на шасси Medium Tank M3. Впрочем, прожил он очень недолго, поскольку на тот момент база Medium Tank M3 была еще недоступна для выпуска САУ. Поэтому в сентябре 1941 года родилась идея другой боевой машины — на базе полугусеничного бронетранспортера Half-track M3. Решение о выпуске пилотного образца этой боевой машины, получившей обозначение 105 mm Howitzer Motor Carriage T19, было принято Комитетом по Вооружениям 31 октября 1941 года.
Причины, которые побудили запустить в работу САУ на базе полугусеничного БТР, прозаичны. В Департаменте Вооружений трезво оценивали возможности шасси, но иных вариантов попросту не имелось. САУ нужна была здесь и сейчас, а ничего иного, кроме как база Half-track M3, промышленность предоставить не могла. Кроме того, уже имел место удачный опыт создания 75 mm Gun Motor Carriage T12, который запустили в серию практически сразу после создания опытного образца машины. Одним словом, сложилась безальтернативная ситуация.
Аналогично 75 mm Gun Motor Carriage T12, работы по созданию HMC T19 возложили на Абердинский полигон. Как и в прошлый раз, со своей задачей они справились очень быстро, уже во второй половине ноября 1941 года опытный образец GMC T19 вышел на испытания. Рецепт создания машины оказался очень простым. Из кузова M3 выкинули всё лишнее, баки перенесли в кормовую часть корпуса, а сразу за отделением управления поставили тумбу. На нее была установлена качающаяся часть орудия, не подвергавшаяся никаким изменениям. В первоначальной конфигурации места на штатный орудийный щит не хватило, поэтому орудие поставили без него.
С точки зрения установки орудия создатели Howitzer Motor Carriage T19 вполне вписались в требования. Боевая масса машины осталось той же, что и у базового шасси. Были определенные опасения, что шасси полугусеничной машины окажется слабоватым для столь мощного орудия, но в целом испытания стрельбой показали удовлетворительные результаты. Тумбу требовалось немного доработать, но как огневая платформа HMC T19 получилась. Угол максимального возвышения снизился до 35 градусов (у буксируемой гаубицы он составлял 66 градусов), но тут есть один момент. В ТТТ на уже упомянутую HMC T9 угол возвышения и вовсе составлял 20 градусов, так что T19 вполне вписалась.
Основных минусов у машины оказалось два. Первым был очень скромный боекомплект, поскольку его ставить было особо некуда. Второй недостаток пересекался с первым — довольно тесное, для расчета из 6 человек, боевое отделение. И вот тут возникла идея в виде альтернативной полугусеничной платформы. Речь шла о half-track T3, разработанной силами Mack. Это была принципиально другая машина, с мотором, расположенным сзади, иной ходовой частью и другими изменениями. Разработанная Mack машина поступила на Абердинский полигон в октябре 1941 года, а 30 ноября Танково-автомобильный центр в Детройте приступил к разработке HMC T34. Впрочем, единственной САУ, которая была создана на базе шасси half-track T3, стала ЗСУ T1. Разработка самоходной гаубицы очень быстро затихла. Та же самая судьба постигла и другие аналогичные проекты.
Совсем иная ситуация ждала HMC T19. Да, боекомплект всего 8 выстрелов, но зато решение уже готовое и вполне подходящее для серийного производства. Кроме того, 7 декабря 1941 года США вступили в войну, времени для раскачки уже не осталось. По этой причине было решено запускать HMC T19 в серию, внеся в конструкцию минимальные изменения. Опытный образец машины направили с Абердинского полигона на завод Diamond T в Чикаго. Решение вполне ожидаемое, поскольку как раз там выпускались Half-track M3. Уже в январе 1942 года был сдан первый серийный образец САУ.
Изменения, по сравнению с опытной машиной, послужившей образцом для переделки, оказались минимальными. В ходе испытаний наблюдались те же проблемы с фарами, что и на GMC T12. Вырывающимися из ствола пороховыми газами их нередко выводило из строя, поэтому предлагалось конструкцию фар изменить. Тем не менее, серийная машина так и осталась со старыми фарами, причем их конструкция не изменилась до самого конца производства. Главные изменения серийной HMC T19 находились в кормовой части. Во-первых, появился вертлюг для зенитного крупнокалиберного пулемета Browning M2HB. Во-вторых, на полу организовали укладки для боезапаса.
Запуск HMC T19 в серию совсем не означал, что на этом работы по машине закончились. Опыт применения первых САУ на базе Half-track M3 показал, что даже для гаубичных самоходок, которые чаще работали с закрытых позиций, необходима защита расчета, хотя бы какая-то. По этой причине к марту 1942 года опытный образец HMC T19, вернувшийся на Абердинский полигон, снова переделали. На сей раз гаубица получила орудийный щит, по конструкции очень похожий на штатный щит M2A1. По итогам его чуть доработали, но общая конструкция осталась той же. Нижние секции щита, по сравнению с гаубичным, немного переделали, в частности появился вырез под механика-водителя. В таком виде, с марта 1942 года, орудийный щит пошел в серию.
Судя по тому, что происходило далее, орудийный щит далее стали монтировать на ранее выпущенные машины, тем не менее, часть HMC T19 так и остались без них. Да и так основной объем выпуска машины пришелся на март-апрель 1942 года, посему большинство HMC T19 была с щитами. Между тем, установка щита решила проблему лишь отчасти, расчет оставался уязвим от огня с флангов, а также от летящих сверху пуль и осколков снарядов. Поэтому в мае 1942 года опытный образец снова переделали. Был установлен массивный орудийный щит, который одновременно прикрыл и переднюю часть кабины. Появилась также защита орудия и с боков. Впрочем, эту систему внедрять не стали, поскольку она получилась слишком громоздкой. Позже на опытную машину вернули исходный орудийный щит, с ним она и дожила до начала 50-х, когда ее сдали в металлолом.
Серийное производство HMC T19 продолжалось недолго. Пик выпуска пришелся на апрель 1942 года, и тогда же производство прекратилось. Причины снятия с производства прозаичны: в апреле 1942 года American Locomotive Company (ALCo) сдала первые образцы HMC M7, которые базировались на среднем танке M3. Эта платформа была на порядок лучше, особенно по части боекомплекта и работы расчета. Другой вопрос, что между запуском HMC M7 в серию и насыщения ими войск прошло определенное время, да и сама по себе HMC T12 была не так плоха, как может показаться. По подвижности она оказалась равнозначной стандартному «хальфтраку», так что отлично вписывалась в требования по подобным артиллерийским установкам. В результате САУ так и не стандартизировали, но при этом она вполне повоевала.
В войска HMC T19 пошли с конца марта 1942 года. Структурно HMC T19 шли на формирование бронетанковых артиллерийских дивизионов. В дальнейшем также появилась структура батареи, куда входило 6 аналогичных по концепции HMC T30 и 6 HMC T19. Такие батареи шли на формирование пехотных дивизий. В виду мизерного боекомплекта быстро ввели подвозчики боеприпасов, их роль выполняли Half-track M3, в которые загружали боеприпасы. Впрочем, и они тащили не особо большой боезапас. По этой причине бронетанковые дивизии старались перевооружить, как можно быстрее, на HMC M7. Тем не менее, 1-я бронетанковая дивизия всё равно умудрилась повоевать со старыми, полугусеничными САУ.
В Северной Африке HMC T19 показали себя вполне неплохо. Орудие было способно поддерживать вполне приличный темп стрельбы, так что на роль мобильного средства поддержки вполне годилось. Естественно, HMC M7 с этим справлялась получше, но такой существенной разницы, как в случае с парой GMC M3/GMC M10, не наблюдалось. Это стало причиной того, что «изводили» полугусеничную эрзац-САУ в войсках долго. То есть служба «быстрого решения» оказалась значительно дольше, чем предполагали американские военные весной 1942 года. Неплохо показала себя HMC T19 и в Тунисе.
Вполне приличные характеристики позволили применять HMC T19 и дальше. Из бронетанковых дивизий ее постарались быстро убрать, а вот с пехотными дивизиями, которые получали подобные боевые машины по остаточному принципу, ситуация сложилась иначе. В ходе высадки на Сицилию HMC T19 вполне себе была массовым явлением. Особенно там отличилась 16-я пехотная дивизия, причем практически сразу — в ходе боев за Джелу 10 июля 1943 года. Там их самоходкам пришлось работать в несвойственной роли истребителей танков. Даже наличие HMC M7 нисколько не мешало использовать полугусеничные САУ и дальше. Постепенно их число неуклонно снижалось, но T19 продолжали воевать и в Италии, и на юге Франции. Воевали они до самого конца войны, при этом на другие ТВД уже не попали.
26 июля 1945 года Комитет по Вооружениям признал HMC T19 устаревшими, в тот же месяц 90 таких САУ переделали в БТР-ы M3A1. Таким образом, ни одной машины данного типа до наших дней не сохранилось. Известна только реплика, причем ее делали не из Half-track M3, а из ЗСУ M16. К тому же авторы реплики явно делали не серийную машину, а прототип, даже регистрационный номер тот же. Жаль, конечно, что эта машина сгинула безвозвратно, как и ее «малокалиберный» собрат HMC T30. Это была вполне достойная боевая машина, которая вполне заслужила место в зале славы. Созданная как быстрое решение, эта самоходная гаубица продолжала оставаться актуальной до конца войны. Больше того, более никто не смог повторить ничего подобного, а немецкие полугусеничные аналоги получились явно хуже.
Список источников:
- US NARA
- Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presition Press, 2001
- Архив автора