Юрий Пашолок. Вооруженный двухколесный голландец

12

Юрий Пашолок. Вооруженный двухколесный голландец

Рассказ о военном мотоцикле Eysink 3 1/2 HP из коллекции Национального Военного Музея в Сустерберге, Нидерланды

Линкорам всё-таки быть. Будущим флагманом ВМФ США станет линкор «Тетон» (USS Teton). Что известно о новом корабле

Так сложилось, что обычно техника «малых государств» не особо интересна основной массе людей. Между тем, там более чем хватает любопытных образцов, как гражданских, так и военных. Да, обычно они не сильно известны, но это не делает их менее интересными в разрезе общемировой истории. Касается это и военной техники, которая выпускалась в Нидерландах. Она, конечно, не может похвастаться какими-то громкими успехами на полях сражений, но вполне представляет интерес. Тем более что оригинальных технических решений у голландских разработок хватало.

Eysink 3 1/2 HP в экспозиции Nationaal Militair Museum

Eysink 3 1/2 HP в экспозиции Nationaal Militair Museum

Если вы хотите увидеть наибольшее число военных разработок, которые состояли на вооружении Королевской армии Нидерландов, то вам надо ехать в Сустерберг. На территории бывшей авиабазе уже 10 лет работает Национальный Военный Музей (Nationaal Militair Museum), который может похвастаться мощнейшей коллекцией. Здесь хватает и крайне любопытных образцов военной техники. Одним из них является мотоцикл-пулеметовоз давно позабытой марки Eysink, созданный незадолго до начала Первой мировой войны.

Исходный Eysink-пулеметовоз

Исходный Eysink-пулеметовоз

Сейчас единственным крупным автомобилестроительной компанией Нидерландов остается DAF, плюс есть пучок мелких фирм, основная масса которых выпускает микролитражные машины. Между тем, в разное время существовало более полусотни фирм, которые занимались автомобилями, либо мотоциклами. Подавляющее большинство почивших в бозе производителей мало чего скажут даже специалистам по истории автомобилей и мотоциклов. Оно и неудивительно, поскольку основная часть этих фирм была крошечной, да и их продукция не представляла интереса.

А это уже основная модель, видна полная загрузка коробами для пулеметных лент

А это уже основная модель, видна полная загрузка коробами для пулеметных лент

В этом смысле Eysink, которая была основана в 1886 году Дирком-Хендриком Айзинком, несколько выбивается из общего ряда. Фирма из Амерсфорта стала первой, выпустившей в Нидерландах автомобиль, случилось это в 1897 году. Впрочем, автомобилестроение не было сильной стороной Eysink. За всё время здесь произвели около 330 автомобилей. Причины надо искать не только в том, что Eysink была очень маленькой фирмой (на пике формы здесь работало менее сотни человек, из которых почти половина — подростки). Конкуренция с импортными автомобилями оказалась очень жесткой, поэтому особого смысла выпускать машины не имелось.

Голландские мотоциклы-пулеметовозы в годы Первой мировой войны

Голландские мотоциклы-пулеметовозы в годы Первой мировой войны

Совсем иная история оказалась с велосипедами и мотоциклами. Первый велосипед Eysink изготовила в 1896 году, а далее началось серийное производство. Оно также поначалу было крошечным, но постепенно выпуск начал расти, как и число рабочих. В 1898 году был изготовлен первый мотоцикл Eysink. Надо сказать, что мотоциклы из Амерсфорта с самого начала были вполне полноценными аппаратами, а не велосипедами, адаптированными под мотоциклетные моторы.

На учениях 1936 года, дожили они до 1940 года

На учениях 1936 года, дожили они до 1940 года

Сама по себе концепция мотоциклов Eysink выглядела вполне типовой для того времени. Непосредственно в Амерсфорте изготовляли основные компоненты и занимались сборкой. А вот моторы шли других форм — Kelecom, Sarolea and Minerva. Далее поставщики моторов менялись (например, Bercley), но собственное моторостроение на Eysink осваивать не стали. Это лишние вложения, тогда было проще найти подходящего производителя. В этом смысле вполне рядовое явление, так делали многие производители мотоциклов.

Ныне это единственный вооруженный мотоцикл голландской армии, доживший до наших дней

Ныне это единственный вооруженный мотоцикл голландской армии, доживший до наших дней

За счет того, что имелся выбор между производителями двигателей, модельный ряд Eysink был относительно разнообразным. Ставились как 1-цилиндровые двигатели, так и более крупные V-образные двухцилиндровые. Впрочем, наиболее ходовым товаром являлись 1-цилиндровые модели мощностью 1,5-2,5 лошадиные силы. Постепенно мощность 1-цилиндровых моторов росла, к 1913 году она достигла 3-3,5 лошадиных сил. Именно эти мотоциклы и выбрала для себя королевская армия Нидерландов.

В такой конфигурации он служил более 20 лет

В такой конфигурации он служил более 20 лет

Еще в 1898 году было решено выделить из полка карабинеров (кавалерия) четвертую роту, которую пересаживали на складные велосипеды. В этом смысле голландские военные явно смотрели на французов, где активно стали использовать складные велосипеды конструкции Анри Жерара. Задачи у этой роты были вполне привычными для самокатчиков — разведка, а также связь. В 1913 году появилась идея об усилении подразделений самокатчиков, которые свели в батальон.

Надо отдать музею должное. Экспонаты тут можно рассматривать со всех сторон

Надо отдать музею должное. Экспонаты тут можно рассматривать со всех сторон

Так на свет появился мотоцикл-пулеметовоз, который заметно отличался от того, что прорабатывалось в других странах. Обычно для таких целей использовался мотоцикл с коляской, тем самым получалась достаточно стабильная платформа, позволявшая вести, в том числе, и зенитный огонь. Но в ряде стран пытались экспериментировать и с мотоциклами-одиночками. Впрочем, на фоне того, что сделали в Нидерландах, данные эксперименты несколько отдыхают.

Крепление пулемета на вертлюге

Крепление пулемета на вертлюге

Изначально для использования в качестве пулеметовоза было решено использовать модель Eysink 3 HP с мотором, имевшем объем 365 кубических сантиметров. Мотоцикл получился достаточно удачный и подвижный, разгонялся он до 70 км/ч. Так вот, на вилке разместили вертлюг со станковым пулеметом Schwarzlose M.08. Штука, мягко говоря, не самая маленькая, но особого выбора тогда не имелось. Ручные пулеметы в то время были редкостью и получались не сильно лучше станкового пулемета.

Стрельба с хода тут затруднительна. Скорее надо рассматривать мотоцикл как быстроходный лафет

Стрельба с хода тут затруднительна. Скорее надо рассматривать мотоцикл как быстроходный лафет

В дальнейшем для постройки мотоциклов-пулеметовозов стали использовать более мощные мотоциклы, модели Eysink 3 1/2 HP. Почти то же самое, но с мотором объемом 408 кубических сантиметров, появился он в 1916 году. Как раз такой мотоцикл представлен в музее. Помимо пулемета, от гражданской модели он отличается наличием креплений для коробов с пулеметной лентой. Размещались короба с боков от пулемета. Дополнительно сзади имелись крепления для патронных коробов и прочего военного скарба.

Крепления для пулеметных коробов

Крепления для пулеметных коробов

В дальнейшем появились и «полноценные» мотоциклы-пулеметовозы, с коляской. Но вооруженные мотоциклы-одиночки никуда не делись. Их использование признали плюс-минус удачным, по этой причине выпуск одиночек-пулеметовозов продолжалось. Да и старые мотоциклы, еще времен Первой мировой войны, продолжали использоваться подразделениями королевской армии Нидерландов. Они дожили до весны 1940 года, когда их, наконец, применили по назначению. Впрочем, против той военной машины, которая прокатилась по территории Нидерландов, они оказались бесполезными.

Потенциально сверху можно было еще положить какой-то скарб

Потенциально сверху можно было еще положить какой-то скарб

В заключение стоит отметить, что в межвоенный период идей мотоциклов-одиночек с установкой пулемета на вилке получила второе дыхание. Правда, обычно для этого использовались ручные пулеметы. В любом случае, более адекватной идеей стало использование мотоциклов с коляской. Ведение прицельного огня с мотоцикла-одиноки было возможно только с места, а это отчасти обесценивало всю идею. В любом случае, подход армии Нидерландов оказался вполне оригинальным и, судя по долгой службе вооруженных Eysink, их такая концепция плюс-минус устраивала.

Список источников:

      • cybermotorcycle.com

источник: https://dzen.ru/a/Z-4fvdBb5mGIegeC

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account