Рассказ о самокате (велосипеде) Дукс-Боевой из коллекции Политехнического музея в Москве
Война, как правило, является одним из двигателей прогресса. В полной мере это касается автомобилестроения, как и других средств передвижения. Первая мировая война, в этом смысле, являлась каноничным катализатором прогресса. Ее нередко называют войной моторов, но точно так же ее можно называть войной педалей. Дело в том, что в годы Первой мировой войны велосипеды, которые сформировались еще XIX веке, стали по-настоящему популярными на военной службе. Их распробовали во многих армия, а заодно стала развиваться их конструкция. В том числе это касалось и велосипедов Русской Императорской Армии (военные велосипеды именовали самокатами).
В коллекции московского Политехнического музея есть немало уникальных экспонатов, которые являются памятниками отечественной технической мысли. Так сложилось, что часть подобных экспонатов имеет прямое отношение в военным изделиям. Касается это и героя данного материала. Почему-то у нас принято вспоминать «Руссо-Балты», такой автомобиль есть в коллекции Политеха. Но на самом деле вершиной достижения отечественной промышленности на ниве колесной техники стал велосипед. Речь идет о самокате (велосипеде) Дукс-Боевой, настоящей гордости отечественной промышленности.
В 2024 году военному велосипеду исполнилось 130 лет. Создали его Анри Жерар и Шарль Морель, которые независимо друг от друга создавали складной велосипед для военной службы. В какой-то момент они решили работать сообща. Жерар, главный идейный вдохновитель и популяризатор, продвигал велосипед. Морель, владелец фабрики Bonnet & Morel, их производил. Впрочем, качество этих велосипедов французскую армию до конца не устраивало, как и объемы выпуска. Поэтому далее выпуск велосипедов передали, без права передачи лицензии, на Peugeot.
Так на свет появился велосипед Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard. С самого начала выпуска велосипеды разработки капитана Жерара были связаны с русской армии. Здесь их обкатывали, закупали пробные партии, а французы, меж тем, итоги наших испытаний использовали для доработки велосипедов. Это было полезно как для французской, так и для русской армий. Жерар, кстати, так и не дождался того времени, когда Россия всё же закупила большую партию его велосипедов. Андри Жерар умер в 1908 году, а партию из 12000 велосипедов Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard transformee 1912 (modele l’armee) заказали в 1914 году.
Надо сказать, что самокаты (военный велосипед именовался у нас так) Жерара не считались идеальным решением. Имелись претензии и к массе, и к конструктивным особенностям велосипеда. А также к качеству. Не менее важным моментом было то, что лицензию на Bicyclette Pliante Peugeot System Gerard transformee 1912 (modele l’armee) русское правительство купить не могло. Проблемы с двойным лицензированием. Поэтому было принято решение о создании собственного велосипеда. Причем речь шла совсем не о копировании зарубежного велосипеда.
В отличие от автомобилей, с велосипедами дела в России обстояли куда лучше. Особенно это касалось продукции «Дукс» (Москва), производившей большой ассортимент изделий. Велосипеды у Ю.А. Меллера появились еще в самом конце XIX века. После начала Первой мировой войны продукция «Дукс» и еще одной фирмы, «Лейтнер» (Рига), стала поступать в русскую армию. А в 1915 году появились требования на складной военный велосипед. Разработал его инженер Михаил Михайлович Щипанов. Поскольку действовал он в интересах «Дукс», то и модель получила обозначение «Дукс-Боевой». Или «самокат, модель Боевой».
Выпуск данных велосипедов начался в 1916 году, причем велосипедное производство «Лейтнер» переехало в Харьков, а «Дукс» постепенно от выпуска отказался. Самолеты были нужнее велосипедов. Тем не менее, только до конца 1917 года оба завода выпустили более 4 тысяч велосипедов. Выпускались они и после революции, уже для Красной Армии. Причем производились они и в Москве, и в Харькове. Позже велосипедная составляющая «Дукса» ушла в небытие, а в конце 20-х годов началось строительство Московского Велосипедного Завода. Именно там выпускался МД-1, основной велосипед Красной Армии. Правда, военный велосипед от гражданского ничем не отличался.

Система складывания позволяла привести «Дукс-боевой» в считанные секунды в походное положение. Или в боевое
Увы, так получилось, что «Дукс-Боевой» почти не встречается на снимках. В отличие от «самокатов Пежо системы Жерара». Поэтому велосипед этот оказался малоизвестным. Известно их сейчас минимум 4 штуки. Помимо главного героя материала, такой велосипед есть в коллекции Андрея Мятиева (самый комплектный и аутентичный), в Верхней Пышме, плюс недавно всплыла рама. Причем новый владелец даже изначально не был в курсе, какое сокровище попало ему в руки. При том, что человек велосипедами занимается не первый день.
В то время складные велосипеды развивались по нескольким направлениям. Первым, самым простым, являлось создание складной версии дорожного велосипеда, он был самым «крепким», но и самым тяжёлым. Второе направление задал Анри Жерар, такие велосипеды получались легче, но сложнее. Щипанов же пошел по своему пути, получив оптимальную конструкцию велосипеда. Без сомнения, это был один из лучших, если не лучший, военный велосипед Первой мировой войны. Он не устарел даже к концу 30-х годов.
«Дукс-Боевой» получил оригинальную раму, которая была лишена недостатков аналогов. Она получилась крепкой, а оригинальный механизм складывания позволял сложить, либо разложить велосипед за считанные секунды. Не требовалось ничего крутить, такого не было ни у кого. При этом велосипед можно было носить за спиной, как ранец. При массе, по разным данным, от 16 до 18 килограмм, он получался не менее удобным, чем «самокат Жерара», при этом эксплуатация оказывалась более простой.
Поскольку велосипеды выпускались в разные временные периоды и разными заводами, сохранившиеся экземпляры «Дукса-Боевого» могут отличаться. Кроме того, сохранившиеся велосипеды лишились крыльев, которые, как и у «самоката Жерара», быстро приходили в негодность. Между тем, для военной эксплуатации крылья были весьма важной деталью. На военных дорогах седок мог себя заляпать летящей грязью на раз-два. Так что на нынешних велосипедах ездить лучше посуху.
Сейчас Политехнический музей закрыт на реконструкцию. Но «Дукс-Боевой» доступен для экспонирования. 26 октября 2024 года в центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург, открылась «Политехнический музей: создавая настоящее». Там этот велосипед представлен. Также часто можно видеть велосипед из коллекции Андрея Мятиева, он сейчас единственный «ходовой».
источник: https://dzen.ru/a/Z1hcdNiQ3kxhK2Eg