История колесного истребителя танков 37-mm Gun Motors Carriage M6, он же Dodge WC-55
Так исторически сложилось, что первые самоходные артиллерийские установки были колесными. Казалось бы, наиболее логичным вариантом стало бы использование гусеничных шасси, но не всё так просто. Дело в том, что тогдашние гусеничные машины были совсем медленными, так что слабо подходили для подобных задач. Совсем иначе было с колесными аппаратами. Скоростной самоходный лафет кто только не строил, причем речь шла не только о ЗСУ (именно они стали едва ли не первыми серийными САУ), но и о машинах поддержки. Порой получались настоящие колесные танки, такие, как «Гарфорд–Путилов». Одна из тех отечественных боевых машин Первой мировой войны, которой можно гордиться. У американцев дело дошло до самоходных зенитных пушек, а после окончания Первой мировой войны дело полностью застопорилось. Консерваторы в армии считали, что им САУ не нужны.
В межвоенный период американцы самоходной колесной артиллерией не занимались. Впрочем, и в других странах особого размаха не наблюдалось, тут разве что можно вспомнить советские боевые машины. Самоходная артиллерия снова стала интересовать американцев только во второй половине 30-х годов. Впрочем, что-то реально серьёзное стало проклёвываться еще позже — во второй половине 1940 года. Начался поиск подходящей базы, причем для нового типа САУ — истребителя танков. В идеале требовалась гусеничная база, но таковой некоторое время не наблюдалось. Наконец, в 1941 году начались опыты на шасси Bantam BRC 40. Так на свет появилась GMC T2, первая колесная САУ подобного типа. Главная проблема заключалась в том, что шасси Bantam BRC 40 было маловато. Американские военные хотели кругового сектора обстрела, чего GMC T2 обеспечить не могла. Далее появилась GMC T8, на шасси из агрегатов грузовика Ford, но и она получалось так себе. Проблема разрешилась только после появления подходящей базы.
Когда в 1940 году шел раздел сфер влияния между американскими автопроизводителями, Chrysler Corporation достались машины грузоподъемностью 0,5 тонн. Не все тогда поняли, насколько это жирный кусок. Сначала Dodge VC, а затем Dodge WC постепенно набирали обороты, с точки зрения объемов выпуска. На самом деле выпускала эти машины Fargo Division, дочернее подразделение Chrysler Corporation. В 1941 году появилась модель Dodge T214, грузоподъемностью 750 кг. Эта машина, конечно, не может похвастаться объемами выпуска Willys MB или GMC CCKW, но 253 тысячи штук — это больше, чем всех военных одноклассников, вместе взятых. При этом Роберт Биггерс, глава Fargo Division, отлично понимал потенциал своей машины. Он явно был в курсе проблем с платформой для 37-мм противотанковой пушки M3A1. Своё решение проблемы он предложил 13 июня 1941 года, взяв за основу T214. Так началась история Gun Motor Carriage T21, которую стандартизировали 80 лет назад.
Исходная концепция, которую предложили в Fargo Division, чем-то напоминала идеи полковника Герберта Лоуза, квартирмейстера военной базы Лагерь Холаберд. Машина делалась 4-местной, сзади организовывалась платформа с 37-мм пушкой, которая обеспечивала круговой сектор обстрела. Модель была схематичной, но общая идея выглядела вполне понятной. Главным в этом всём было то, что базировалась модель на запускаемой в производство машине. На тот момент даже предыдущих моделей «полутонников» изготовили почти 80 тысяч штук, Willys MB пока мог о таких цифрах только мечтать. И это еще была разминка перед полноценной серией. Даже если отбросить цифры серийного производства, T214 выглядел лучше всего того, что предлагали конкуренты.
В августе 1941 года к работам подключили специалистов Абердинского полигона. На тот момент здесь находился мозговой центр американского танкостроения. Кроме того, Абердинский полигон уже получил славу места, где могли оперативно создать боевую машину на базе готового шасси. Отправленный туда Dodge WC-51 установочной партии (еще с иной формой передних крыльев и кузовом со скруглениями) тщательно изучили и быстро пришли к выводу о том, что сильно переделывать машину не надо. Метаморфозы вроде того, что показывал Роберт Биггерс, оказались излишними. Внутренний объем стандартного кузова вполне позволял разместить противотанковое орудие с круговым вращением, внося минимальные изменения в конструкцию машины.
В ходе опытов опробовали два варианта размещения орудия. Сначала орудие поставили в передней части кузова, это обеспечивало удобство расчета, но существенно снижало сектор обстрела. Следующим этапом стало размещение орудия ближе к центру кузова, с некоторым смещением назад. При стрельбе вперед расчет испытывал небольшие трудности, но зато в остальном такая схема оказалась оптимальной. При таком размещении орудия также обеспечивались углы вертикальной наводки от -10 до +15 градусов.
По результатам примерки орудия Комитет по Вооружениям утвердил дальнейшую разработку колесного истребителя танков, присвоив ей индекс 37 mm Gun Motor Carriage T21. Случилось это в начале сентября 1941 года, а уже вскоре на испытания вышел второй образец машины. На сей раз базой использовалась серийная модель машины, имевшая индекс WC-52. Главным ее отличием была установка лебедки, интегрированной в передний бампер. В связи с появлением лебедки раму чуть удлинили. Также на серийной машине упростили кузов и переделали передние крылья.
Переделки WC-52 в GMC T21 носили практически тот же характер, что и в случае с первым образцом. К раме приварили тумбу, на которой устанавливалась качающаяся часть 37-мм противотанковой пушки M3A1 вместе со штатным орудийным щитом. Штатные лавки по бокам кузова оставили, но в торцах сделали проемы для установки в них снарядных укладок. Такое решение не только упрощало размещение боекомплекта, но и делало более удобным процесс заряжания. По итогам испытаний лишний раз подтвердилось, что круговой обстрел возможен. Вместе с тем, приоритетом стала стрельба в задней полусфере. Во-первых, так было удобнее расчету, во-вторых, при стрельбе в передней плоскости пороховые газы могли разбить ветровое стекло. В-третьих, тачанке банально проще дать деру после серии выстрелов.
По результатам испытаний Абердинский полигон рекомендовал заменить орудие M3A1 на полуавтоматическое M6. Это увеличивало скорострельность, но артиллеристы отказались, поскольку унификацию по вооружению посчитали более приоритетной. С другой стороны, возникла необходимость защиты расчета орудия. Работать ему приходилось в полный рост, штатный орудийный щит явно не помогал. Поэтому появилось задание орудийный щит переделать. Так на свет появилась конструкция, состоящая из трех частей. Она позволяла работать в полный рост, при этом не мешала вращению орудия в горизонтальной плоскости.
После проведенных Абердинским полигоном доработок, имевших место в ноябре 1941 года, облик машины сформировался окончательно. Получился оптимальный, с точки зрения боевых характеристик, легкий истребитель танков. В пользу GMC T21 были круговой сектор обстрела, который так хотели американские военные, удобное размещение боекомплекта, высокая подвижность, достаточное место для расчета, а саму платформу трясло при стрельбе в пределах нормы. Конечно, хотелось бы высоту линии огня пониже, неспроста в ноябре 1941 инициировали работы по GMC T33 на шасси Ford GLJ. Тем не менее, становилось очевидно, что особых альтернатив у GMC T21 нет. Тем более что 7 декабря 1941 года США вступили во Вторую мировую войну.
26 декабря 1941 года Комитет по Вооружениям стандартизировал GMC T21, присвоив ей индекс 37-mm Gun Motor Carriage M4. На Fargo Divsion начались подготовительные работы, а второй опытный образец начали катать уже силами заказчика. Первыми его проверили представители Бронетанковых Сил в Форт-Нокс, дав положительный вердикт. Далее машину испытало Истребительное командование, также посчитавшее машину удачной разработкой. Правда, индекс GMC M4 продержался недолго. Дело в том, что у 37-мм противотанковой пушки M3 лафет имел индекс M4. Чтобы не путать, машину переименовали в 37-mm Gun Motor Carriage M6. В таком виде она и известна.
Первый серийный образец GMC M6 изготовили в марте 1942 года, его отправили на Абердинский полигон, где машину доработали. Далее машина посетила Абердинский полигон еще раз. После финальной коррекции на заводе Fargo Division начался полномасштабный выпуск. Обычно началом производства указывается апрель 1942 года, но по факту принимать машины начали с мая. Выпускали их как горячие пирожки, чему способствовала унификация с Dodge WC-52. Машина получила заводской индекс Dodge WC-55. Финальная версия машины получила внушительный боезапас в 80 унитарных патронов. Боевая масса выросла до 3,3 тонн, Это было вполне норма для груженой машины. Плюсом машины оказалась еще и цена. Она составляла менее 4500 долларов США за штуку.
На этом жизненный путь GMC T21 не закончился. В мае 1942 Абердинский полигон отрабатывал возможность установки оборонительного вооружения. Для этого ставилась тумба, куда крепился крупнокалиберный пулемет Browning M2HB. Впрочем, именно такого усиления вооружения в серию не запустили. Тумба мешала стрельбе в передней полусфере, поэтому от нее отказались. Производство GMC M6, между тем, росло как на дрожжах. Впрочем, уже к концу лета 1942 года оно резко снизилось. Во-первых, к осени 1942 года насчет боевых качеств GMC M6 уже были вопросы, во-вторых, ими насытили войска.
Аналогично полугусеничным GMC M3, колесные истребители танков шли на вооружение противотанковых дивизионов. В дивизион входило по 3 батареи, в каждой по 12 САУ, из них 4 было GMC M6 и 8 — GMC M3. В дальнейшем число GMC M6 увеличили до 16 штук, но далее начались бои в Тунисе, где вскрылась масса недостатков этой машины. Главная проблема «шайтан-арбы» — это ее крайне локальная броневая защита. Плюс и огневая мощь была явно недостаточной. Поэтому число GMC M6 стало стремительно сокращаться. Наконец, американские военные не почивали на лаврах и усиленно работали над полноценным легким истребителем танков. Таковым была бронемашина T22, разработанная Ford. Доработанный вариант броневика известен как Armored Car M8. Обычно эту машину воспринимают как броневик, но вообще создавалась она в качестве колесного истребителя танков.
Несмотря на все вылезшие проблемы, производство GMC M6 прекратили только в мае 1943 года. Всего за время производства сдали 4117 машин данного типа. Обычно воспоминают о применении этих машин только в Северной Африке, но на самом деле их ареал обитания оказался больше. На Тихом Океане их применяли до самого конца войны, также указывается о применении этих машин силами FFL. Одним словом, даже частичный отзыв стандартизации в сентябре 1943 года не помешал GMC M6 довольно долгой карьере. Машина честно отработала свою роль, далее ее сменили более совершенные истребители танков.
Подавляющее большинство GMC M6 было переделано в тягачи Dodge WC-52. Уже в наши дни периодически можно встретить обратную конверсию — из WC-52 в WC-55. Чаще всего речь идет о новоделах под музеи или военно-исторические реконструкции. Так или иначе, американского легкого первенца не забыли. Да, машина быстро устарела, но выполнила главную задачу. Американские военные смогли оперативно насытить дивизионы истребителей танков матчастью. Одним словом, ставка на колесные шасси всё же сработала.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002
- Signal Corps
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/voorujennyi-dodj-61c3070fe453b9461fcaca2c?&