Юрий Пашолок. Военные колесные машины с ближней и дальней перспективой
Колесные новинки международного военно-технического форума «Армия-2022»
Всевозможные выставки и военно-технические форумы регулярно проводятся по всему миру. На них показывают то, что либо уже находится в серийном производстве, либо предполагается на перспективу. Что-то из этого добирается до войск и применяется на поле боя, а часть так и остается выставочными образцами. Такова суровая правда жизни. В России такие выставки проходят регулярно. С 2015 года главным мероприятием подобного плана стал международный военно-технический форум «Армия». Его площадкой является парк «Патриот», с «Армии-2015» и началась активная работа парка. Сейчас «Патриот» очень сильно разросся, но «Армия» всё равно остается ключевым событием на его территории.
В связи с начавшимися боевыми действиями различные военно-технические и военно-патриотические мероприятия стали смотреться несколько иначе. Даже существовало мнение, что некоторые из них отменят. Тем не менее, опасения оказались напрасными. Касается это и проведения международного военно-технического форума «Армия-2022», который проходил с 15 по 21 августа. Традиционно местом его проведения стал «Патриот-Экспо». Боевые действия, разумеется, внесли свои коррективы в работу форума, тем не менее, хватает на нем всевозможных новинок. Как и в прошлом году главные новинки базируются на колесных шасси, о них и пойдет речь во втором по счету материале, посвященном «Армии-2022».
Самые интересные колесные новинки форума оказались не в единичном экземпляре. По одной машине стояло возле входной группы B, а также непосредственно на стенде производителя. Начать стоит с новинки из Набережных Челнов. Официально она именуется как «Защищенное Специальное Транспортное Средство (З-СТС) на шасси КамАЗ-5350. Впрочем, более популярно неофициальное обозначение машины — «Ахмат». Это современно новая бронемашина, созданная всего за 25 дней. В ней учитывался опыт разработки «Тайфун-К», которые активно применяются в СВО. Не менее важно то, что З-СТС является серийным изделием, машина уже производится «Ремдизелем». С учетом того, какое у нее неофициальное обозначение, понятно, кто головной заказчик.
З-СТС находится в промежутке между 3-осным Урал-63095 «Тайфун-У» и 2-осным Тайфун К-53949 «Тайфун 4х4». В отличие от базового шасси КамАЗ-5350, новая бронемашина «носатая», судя по всему, капотные броневики признали более удачными. Новый броневик чем-то похож на 3-осным Урал-63095 «Тайфун-У», но поменьше. Боевая масса чуть больше 16 тонн, перевозит до 10 человек, вооружение устанавливается на турели имеющий по периметру броневую защиту. Типичный MRAP, созданный с упором на отечественную агрегатную базу. Потребность в таких машинах высокая, на это и делался расчет при проектировании З-СТС.
Вторая новинка «Армии-2022» находилась почти напротив З-СТС. Речь идет о «ВПК-Урал», или бронеавтомобиле специального назначения 590951. Базируется он на шасси броневика Урал-53099, получив при этом несущий кузов. Машина стала развитием еще одного броневика — ВПК-59095С «ВПК-Урал», впервые показанного еще в 2019 году. И если прародитель создавался скорее как экспортная разработка, то бронеавтомобиль специального назначения 590951 (или АМН-590951) — это уже для российской армии.
Одним из отличий от прародителя стала турель с крупнокалиберным пулеметом «Корд». Турель защищена по периметру и имеет высокие углы снижения пулемета (с учетом высоты бронемашины, это актуально). Занимает она ту же нишу, что и Тайфун К-53949 «Тайфун 4х4». Создали новую версию «ВПК-Урал» по итогам боевых действий в СВО, где эти броневики востребованы. Судя по тому, что машина не в единичном экземпляре, а также выставлена рядом с наиболее важной линейкой техники форума, решение по ней уже приняли.
Сам ВПК-59095С «ВПК-Урал» также присутствовал на экспозиции Военно-Промышленной Компании (ВПК), вместе с дальнейшим его развитием. Речь идет о многоцелевом броневике ВПК-59097 «Спартак». Фактически это ВПК-59095С, который доработали по итогам испытаний. Машина немного легче З-СТС, но имеет схожие характеристики защиты и вместимости. Насколько она окажется востребована, покажет время. Сейчас часто бывает так, что разные структуры заказывают очень похожие по характеристикам бронемашины у разных производителей.
ВПК продолжает уделять немало внимания своей самой массовой модели — «Тигру». На форуме был представлен автомобиль многоцелевого назначения АМН 233114 «Тигр-М» в варианте средства борьбы с беспилотными летательными аппаратами. На крыше бронемашины установлен боевой модуль разработки ООО «Оружейные Мастерские», в котором находится 4 пулемета ПКМТ (6П7К). Предполагается установка такого модуля и на бронемашину АМН 233121 «Атлет». С учетом того, как быстро развивается тема беспилотников, тема средств борьбы с ними становится всё более актуальной.
Еще один АМН 233114 «Тигр-М» использовался как база для другого боевого модуля — «Арбалет-ДМ-М». В нем используется довольно популярная связка крупнокалиберного пулемета «Корд» (6П49) и автоматического гранатомета АГ-30М. Боевой модуль с дистанционным управлением, может использоваться как для огня по наземным целям, так и по воздушным целям. Как и предыдущая разработка, он также может ставиться на бронемашину АМН 233121 «Атлет».
Продолжает развиваться тема легкой многоцелевой бронемашины «Стрела». Она выступает в более легком весе, чем «Тигр/Арбалет», при этом ВПК пытается прощупать и рынок гражданских машин. По крайней мере, такая версия машины показывается на «Армии» уже второй год. Представленный экземпляр немного отличается от прошлогодней машины. Какое у нее будет будущее, хороший вопрос. В условиях, когда отечественные машины подобного типа нужны, а будущее УАЗ туманное, у ВПК вполне есть шансы сделать свой автомобиль серийным. Главное — проанализировать ошибки, допущенные УАЗ.
Более востребованы сейчас, впрочем, бронированные версии «Стрелы». На «Армии-2022» показали очередную версию машины — бронированный 4-дверный пикап. Машина заметно легче «Тигра-М/Арбалета» — боевая масса составляет 4,5 тонны. В качестве вооружения «Стрела» несет пулемет ПКМ, установленный в бронированной турели. Вполне себе вариант для разведки. А вот плавающая версия «Стрелы» уже не показывается. Увы, похоже, что в рынок не вписалась.
Настораживает то, что прошлогодний дебютант, бронированная разведывательная машина (БРМ), стоит слегка как поодаль. С одной стороны, есть некоторые изменения во внешнем виде. На бронемашину-разведчик поставили башню от БТР-80, что еще сильнее увеличило сходство с БРДМ-2. С другой стороны, есть определенные опасения насчет судьбы броневика-разведчика. Функции преодоления водных преград нужны нечасто, а еще есть всё тот же БТР-80, либо его модернизации. Одним словом, всё сложно.
Новая бронемашина приехала и из Миасса. «Урал» показал на «Армии-2022» бронемашину Урал-432069-73. Это идейный наследник Урал-53099, находящийся в той же весовой категории, что и АМН-590951 «ВПК-Урал». Если аналог имеет несущий кузов, то у Урал-432069-73 вполне традиционная рамная конструкция. По сравнению с Урал-53099 экипаж чуть вырос — до 9 человек (2+7). Судя по тому, что в одном сегменте появилось сразу три бронемашины, там началась нешуточная борьба. А заодно это и показатель спроса. В конце-концов, может так получиться, что все три MRAP будут востребованы.
Вторая новинка из Миасса уже была в прошлом году, но на сей раз в ином статусе. Шасси Урал 432067-73 такое же, как у броневика по соседству, но из прошлогоднего Урал 432067-71 сделали прототип беспилотного автомобиля. Сейчас беспилотники отрабатываются многими фирмами. Хотя тут скорее есть смысл обратить внимание на выбранное шасси. На нем установлен балласт, при этом позиционируется Урал 432067-73 как база для «специальных кузовов». Вот тут уже можно включить конспирологию про эти самые кузова.
Помимо совсем новых образцов, часть фирм-производителей привезли модернизированные версии своих машин. В том числе это касается и продукции «Ремдизеля». Бронемашины этой компании вовсю участвуют в боевых действиях. Разумеется, опыт применения прямым образом влияет на развитие бронемашин. В их числе и санитарная бронемашина ЗСА-Т «Линза». Во время боевых действий одна из бронемашин выдержала близкий разрыв 155-мм снаряда. «Ремдизель» продолжает работы по модернизации броневика, который также показывался на «Армии-2022».
Довольно интересные новинки представило московское ООО ОКБ «Техника». В их числе были и багги семейства «Сармат». Созданы они на базе «Нивы», впервые показали «Сармат» еще несколько лет назад. За это время багги прошла довольно длинный путь эволюции. В результате «Сармат-2», который показали на «Армии-2022» весьма так отличается от той же машины, которую испытывали год назад. Машина стала больше похожей на серийное изделие, а то, что ее показали на экспозиции ВДВ, прямо намекает на текущий статус. Багги, конечно, нишевое изделие, но не просто так десантники возятся с такими машинами.
На основной экспозиции ООО ОКБ «Техника» была представлена бронированная версия машины, получившая обозначение «Самрат-3». Естественно, броневик тяжелее базового варианта, но не сильно. Такой машине излишняя масса противопоказана, посему броня легкая. Впрочем, для значительной части боевых ситуаций и ее хватает. Во время форума вокруг «Самрат-3» появлялись люди с большими звездами на погонах, так что ждем дальнейшего развития ситуации.
Более интересна, впрочем, другая разработка ООО ОКБ «Техника». Речь идет о бронированной кабине для КамАЗ-Горец. По факту такая бронированная кабина с противоминными сиденьями, защитой пола и пулеметной турелью востребована куда шире. Смотрите внимательно кадры из СВО, самопальных кабин для КамАЗ-ов и Урал-ов хватает с избытком. Это хороший знак с точки зрения спроса армии. Главный вопрос — это скорость реакции командования. Она, увы, периодически ну очень медленная.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание — это вооруженные грузовики. Появляются они в локальных конфликтах очень быстро, причем, по большей части, речь идет о самопалах. На стенде КЭМЗ (Кизлярский электромеханический завод) предлагалась заводская версия подобных идей. Сам грузовик КЭМЗ не трогал, поскольку занимается зенитными установками. Зато там усилили саму установку ЗУ-23-2. Чаще всего именно «Рогатку» используют как вооружение таких грузовиков.
Уже в ходе форума на стенде КЭМЗ появилась еще одна новинка, более интересная. Те, кто давно следит за «Армией», помнит бронеавтомобиль «САМУМ». Судя по всему, исходный концепт машины ушел в небытие, поскольку шасси оказалось слабовато для «Рогатки». Зато появился пока безымянный проект с более солидным шасси «Тайфун-ВДВ». Установка дистанционно управляемая, может вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. А главное, что тут база более солидная.
Реально на «Армии-2022» колесных новинок было куда больше. Тут и совершенно новые разработки, и модернизация старых машин. В любом случае, именно колесные машины являются самыми массовыми новинками. Эта тенденция наблюдается уже давно, и вряд ли что-то изменится в ближайшей перспективе. Нынешние боевые действия явно стали катализатором развития отечественных бронемашин, так что через год нас явно ждет новая порция новинок.