Юрий Пашолок. Венгерский гусеничный малыш родом из Италии

19

Юрий Пашолок. Венгерский гусеничный малыш родом из Италии

Рассказ о венгерской танкетке (малом танке) 35M Ansaldo из Музейного сектора парка Патриот

Дорогие мои старики. Часть 3. «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский»

Одной из главных проблем «малых стран» в том, что они редко могут похвастаться большими успехами на ниве военной техники. На то есть свои объективные причины. Редко обладая необходимым уровнем промышленности, а главное финансовыми возможностями, такие страны вынуждены идти в кильватере ведущих держав. Танкостроение это показывало наилучшим образом. Конечно, имелись такие исключения, как Чехословакия, но основная масса стран оказалась вынуждена закупать танки у тех, кто их мог выпускать в необходимом объеме. Либо же выпускать их у себя по лицензии.

Нынешнее состояние танкетки в сравнении с танкетками 1944 года

Нынешнее состояние танкетки в сравнении с танкетками 1944 года

В этом смысле развитие бронетанковых сил Венгрии не сильно отличалось от остальных стран. Промышленность у венгров была, они даже смогли освоить производство легких и средних танков. Не своих конечно, а зарубежных, но это всё равно большое достижение. Но для начала Венгерская королевская армия стала закупать зарубежную военную технику. Ныне единственное место, где можно увидеть венгерскую бронетанковую технику, является музейный сектор парка «Патриот». Есть там и 35M Ansaldo, наиболее массовая боевая машина венгерских танковых частей на начало войны.

А так выглядели эти танкетки в 1945 году

А так выглядели эти танкетки в 1945 году

В случае с венгерской бронетанковой техникой несколько ироничен тот факт, откуда она появилась. Если не считать нескольких LK-II, которые были закуплены Венгрией втихую у немцев, то вплоть до конца 30-х годов матчасть оказалась итальянской. А иронии данной ситуации придает тот факт, что главным противником Италии в годы Первой мировой войны была как раз Австро-Венгрия, куда венгерское королевство (после Первой мировой войны оставшееся без короля) входило. Но времена меняются: 5 апреля 1927 года, спустя менее чем 10 лет после окончания Первой мировой войны, между Венгрией и Италией был подписан договор «О дружбе, сотрудничестве и арбитраже».

"Итальянец", состояние 2005 года. Установка под спарку венгерских пулеметов не смутило

«Итальянец», состояние 2005 года. Установка под спарку венгерских пулеметов не смутило

Этот договор открыл дорогу поставкам вооружения и военной техники. Венгрия, надо сказать, была связана путами ограничений, которые на нее, аналогично Германии, были наложены по итогам Первой мировой войны. А вот итальянцы таких ограничений не имели, зато оказались совсем не прочь заработать. Поначалу, правда, речь шла о поставках колесной техники. Но в начале 30-х годов итальянцы стали пытаться продавать и бронетанковую технику. В 1932 году Венгрия купила танкетки Carden-Loyd Mk.IV и ее лицензионный, итальянский вариант CV 29.

Номер H-153 нашелся в 2007 году

Номер H-153 нашелся в 2007 году

Далее, в 1934 году, состоялась закупка одного образца танкетки Carro Veloce CV 33. Сами итальянцы, кстати говоря, не считали ее именно танкеткой. Она у них именовалась «малым танком», и надо сказать, что определенная логика в этом имелась. Под танкеткой обычно подразумевается что-то очень маленькое, на автомобильных агрегатах, с броней где-то 6-10 мм и массой 2-2,5 тонны. Так вот, разработка Ansaldo имела полноценную противопульную броню, да и вооружение, состоявшее из пары пулеметов, было вполне серьёзным. Боевая масса 3,5 тонны оказалась очень близка к танкам-разведчикам, разве что расположение вооружения оказалось как у типичной танкетки.

В районе Будапешта весной 1945 года таких танкеток было немало

В районе Будапешта весной 1945 года таких танкеток было немало

На основании опыта использования CV 33 венгерская армия в 1935 году договорилась с Ansaldo о закупке 150 малых танков более совершенной модели, CV 35. Поставки разделили на две партии — 68 и 82 танкетки, сдали их в период с сентября 1935 по декабрь 1936 года. Для того времени это были очень большие объемы поставок, что, кстати, показывает возможности итальянской промышленности. Не то, чтобы совсем огромные объёмы, но вообще на то время очень прилично. Также был закуплен единичный образец CV-35 в огнеметном исполнении.

Впрочем, они уже не использовались. Состояние их было далеким от идеального

Впрочем, они уже не использовались. Состояние их было далеким от идеального

В Венгрию данные танкетки шли без вооружения, вполне типичный комплект поставки. Дело в том, что заказчик часто предпочитал своё вооружение, таковое было и у венгерской армии. В полученные танкетки поставили характерную пулеметную установку, рассчитанную на два пулемета 34M Gebauer калибра 8 мм, имевших авиационное происхождение. Чуть позже их заменили на более совершенные 34M/37M Gebauer. Установка заметно отличалась от той, которая ставилась в итальянские CV 35.

В конце 1945 года на НИБТ Полигоне числилось две танкетки Ансальдо. Правда, одна могла быть трофеем Гражданской войны в Испании

В конце 1945 года на НИБТ Полигоне числилось две танкетки Ансальдо. Правда, одна могла быть трофеем Гражданской войны в Испании

Полученные танкетки быстро обрели местные регистрационные номера H-101-H-167 и H-169-H-251 (плюс упомянутый огнеметный вариант, получивший номер H-252). Возможно, данная боевая машина была не самой выдающейся. Для Венгрии главным было то, что она получила массовый образец бронетанковой техники, обладавший приличной подвижностью. Да и альтернатив особых не имелось. В июле 1936 года шли переговоры насчет лицензионного производства танкеток. Местом их производства должен был стать машиностроительный завод Ganz в Будапеште. Но дальше от этой идеи отказались, поскольку на горизонте замаячил Landsverk L-60.

Определителям танков на заметку. Спутать установку пулеметов Gebauer сложно, но вам это удалось

Определителям танков на заметку. Спутать установку пулеметов Gebauer сложно, но вам это удалось

Помимо пулеметной установки, венгерские танкетки, получившие местное обозначение 35M Ansaldo, частично дорабатывались с точки зрения обзорности. Дело в том, что о круговом обзоре тут говорить не приходилось, экипаж видел чего-то впереди и немного по сторонам. По этой причине началась установка смотровой «башенки» с левой стороны крыши рубки. Благодаря ей командир/наводчик/заряжающий получил немного больше обзора. Всего такую башенку получило 45 танкеток, то есть почти треть. Данную конструкцию часто указывают как признак командирской версии, но скорее это просто доработка для улучшения обзора.

Смотровая башенка также чисто венгерская

Смотровая башенка также чисто венгерская

Несмотря на то, что 35M Ansaldo выглядела вроде как несерьёзно, она вполне повоевала. Впервые их применили в марте 1939 года в ходе локальных боев со словацкими войсками. Хотя по-настоящему их использовали 2 года спустя. Поскольку «нормальных» танков венгерская промышленность дала немного, 2-я кавалерийская бригада, воевавшая в Советском Союзе, использовала 57 танкеток данного типа. К ноябрю 1941 года, когда 1-й Подвижный корпус отозвали с фронта, почти все 35M Ansaldo оказались потеряны. Потери были как от огня противника, так и по техническим причинам.

Компоновочно 35M Ansaldo мало чем отличалась от появившихся позже итальянских танков

Компоновочно 35M Ansaldo мало чем отличалась от появившихся позже итальянских танков

Впрочем, тот образец, который находится в Музейном секторе парка «Патриот», оказался советским трофеем куда позже. Сейчас именно венгерских «Ансальдо» осталось всего две штуки. Первая из них находится в Белграде. Это бывшая хорватская танкетка, их передали туда 10 штук. А вот та машина, которая оказалась в Кубинке, приехала из Будапешта. Кстати, приехала она не одна. Согласно документам НИБТ Полигона от конца 1945 года, там числилось две танкетки «Ансальдо». Возможно, конечно, что одна из них — трофей еще из Испании, но это не точно. Но дожила из них всего одна штука, венгерская.

Ходовая часть у нее была чисто итальянская

Ходовая часть у нее была чисто итальянская

Увы, именно по этой танкетке не осталось фотоснимков, тем не менее, ее внешний облик не является большим секретом. К 1945 году 35M Ansaldo использовались как учебные, посему их даже не особо обновляли с точки зрения маркировок. Несмотря на то, что в 1943 году ввели кресты нового типа, танкетки так и остались со старыми, «восьмигранными» крестами, которые использовались с 1941 года. Матчасть на тот момент оказалась изношенной, да боевой ценности они уже не представляли. Обычно 35M Ansaldo просто бросали, как правило в виду технических неисправностей. Кстати, обе «полигонных» танкетки требовали капремонта, что намекает на их техническое состояние.

В общем и целом определение "малый танк" для 35M Ansaldo вполне справедливое. По основным ТТХ, кроме маневренности огня, машина была близка к Pz.Kpfw.I

В общем и целом определение «малый танк» для 35M Ansaldo вполне справедливое. По основным ТТХ, кроме маневренности огня, машина была близка к Pz.Kpfw.I

Поскольку итальянская техника для полигонных самоделкиных не представляла интереса (как и для киношников), 35M Ansaldo дожила до наших дней без больших потерь. Конечно, некоторых элементов (глушители, например), не хватает, но в общем не смертельно. Зато эта танкетка является отличным индикатором знания отечественными историками матчасти. То, что это венгр, можно очень легко определить по характерным деталям. Но венгра вечно определяли в итальянцев, даже указывали итальянскую дивизию, где она использовалась. Одним словом, стыд и срам.

В створке люка башенки имеется смотровой порт, также он годился для стрельбы из личного оружия

В створке люка башенки имеется смотровой порт, также он годился для стрельбы из личного оружия

При таком знании матчасти неудивительно, что красили танкетку как итальянскую. Что она венгерская, было и так понятно, но не тем, кто ее красил. Летом 2007 года в Кубинке шла перекраска техники. С разрешения музейного руководства автор данного материала поработал в нужных местах смывкой и шпателем. После чего из-под слоёв краски вылезли останки регистрационного номера H-153. Танкетку всё равно перекрасили в «итальянца», но уже появилась зацепка. Удалось связаться с венгерским историком Аттилой Борнхардтом, а уже то него появилась информация.

Установка спарки пулеметов 34M/37M Gebauer изнутри

Установка спарки пулеметов 34M/37M Gebauer изнутри

Как выяснилось, танкетка с регистрационным номером H-153 находилась в составе 102-го химического батальона. Бросили ее, скорее всего, в казармах батальона под Будапештом. Следует отметить, что 102-й химический батальон занимался совсем не тем, чем вы подумали. На самом деле танкетки этого батальона, подобно японским танкеткам, таскали за собой прицепы с приборами дымопуска. В то время это была весьма популярной идеей. Увы, химприцепки до наших дней не сохранилось, а вот машина обрела историю.

Место механика-водителя. Тут довольно плотно, но жить можно

Место механика-водителя. Тут довольно плотно, но жить можно

Впрочем, информация о том, откуда данная машина, поначалу не дала результата. Лишь после того, как появился парк «Патриот», а танкетку переместили в музейный сектор, она обрела, наконец, надлежащие маркировки и камуфляж. Размещается она в экспозиции по 1942 году, но тут скорее вопрос в том, что на соседней экспозиции не хватило места. Зато танкетку можно обойти со всех сторон.

Укладки под пулеметные магазины

Укладки под пулеметные магазины

Напоследок стоит сказать, что впечатление о машине обманчивое. Она очень низкая, поэтому кажется, что внутри совсем нет места. На самом деле это не так. Сравнивая с машинами-одноклассниками, можно говорить о том, что итальянцы очень грамотно воспользовались внутренним пространством машины. Человек ростом выше среднего вполне тут помещается, естественно, внутри можно только сидеть. Но танкетка и не предназначена для того, чтобы тут танцевать джигу.

источник: https://dzen.ru/a/Z-eeRk6LPH461phH

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Dilandu Albato
Dilandu Albato
31.05.2013 03:07

Следующим шагом стало

Следующим шагом стало создание баллистической ракеты шахтного базирования KT-4 «ЙУХ». Несущей 3 термоядерных заряда,  мощностью в 70 мегатонн ТНТ.

Название оценил. 🙂

Осталось только понять, какой дурак будет принимать на вооружение ЖИДКОСТНУЮ МБР требующую предстартовой заправки, при наличии собственных гораздо более эффективных решений. Ну и на фига нужны термоядерные заряды большого эквивалента, если абсолютно все цивилизованные страны отходят от мегатонных зарядов в пользу килотонных.

Ansar02
31.05.2013 03:40
Ответить на  Dilandu Albato

дурак будет принимать на

дурак будет принимать на вооружение ЖИДКОСТНУЮ МБР требующую предстартовой заправки

Пример С. Кореи очевиден. Одних слухов о ЯО и МБР (хоть каких) оказалось достаточно, чтоб страну разные пиндосы не трогали.

на фига нужны термоядерные заряды большого эквивалента, если абсолютно все цивилизованные страны отходят от мегатонных зарядов в пользу килотонных

Насмешили. Переходить на килотонные БГ можно только когда этих самых килотонных БГ будет очень-очень много, а КВО удастья утоптать в 200 метров. Да и для тех говнюков в заокеанских бункерах, должен иметься солидный аргумент… чтоб чесотку в их ручках шаловливых лечить.

Ansar02
31.05.2013 03:43

Ув. коллега Мой крест! Насчёт

Ув. коллега Мой крест! Насчёт китайской Н-1 — это стёб или правда?

Альтернативная История
Logo
Register New Account