Юрий Пашолок. Универсальная гусеничная платформа от Гумич РТК

7

Юрий Пашолок. Универсальная гусеничная платформа от Гумич РТК

Рассказ о дистанционно управляемой гусеничной платформе «Импульс-М» от Гумич РТК

Ситуация вокруг дистанционно управляемых наземных аппаратов в последние годы сильно изменилась. Всего несколько лет назад они рассматривались как скорее дорогая, довольно сомнительная «игрушка», которая годится разве что для использования как инженерная техника. Колесные и гусеничные дроны были довольно крупными, а главное дорогими. Особенно с точки зрения того, что это часто машины с билетом в один конец. Но постепенно ситуация меняется. Наземные дроны становятся полноценным элементом поля боя.

Базовый вариант "Импульс-М" на форуме "Армия-2024"

Базовый вариант «Импульс-М» на форуме «Армия-2024»

Международный военно-технический форум «Армия-2024» был весьма богат на дистанционно управляемые гусеничные и колесные платформы. Что не менее важно, показывали вполне рабочие изделия. Некоторые из них представляют собой многоцелевые платформы, которые демонстрировались в разных вариантах исполнения. Одной из них стала «Импульс-С», созданная в Москве. Довольно интересная платформа, появившаяся вроде бы из ниоткуда. На самом деле, если порыться в истории, то выяснится, что разработчик не совсем, чтобы новый, и появление данной платформы не такая и неожиданность.

Постановщик дымовых завес

Постановщик дымовых завес

Согласно информации на сайте производителя, Гумич РТК, создана фирма в 2018 году. Одной из особенностей фирмы, которую основали три человека, заключается в том, что в ней задействован только частный капитал. В некотором смысле, это похоже на историю создателей некоторых беспилотных боевых платформ, которые известны как «народные КБ». Но есть одна существенная разница. Гумич РТК, у которой производственная база находится в технопарке «Нагатино», занималась (и занимается) широким спектром изделий. И не все они военные.

На платформе видны крепления для монтажа боевого модуля

На платформе видны крепления для монтажа боевого модуля

Если поискать информацию по продукции фирмы, то всплывут вполне мирные аппараты, как дистанционно управляемые, так и автономные. Например, многоцелевой сельскохозяйственный робот «Агробот». Впрочем, изделия для силовых структур появились примерно в то же время. Причем как колесные, так и гусеничные. Важный момент, что предлагавшиеся изделия были небольшими, то есть вписывалось в тот сегмент, который ныне наиболее востребован. Изначально речь шла, прежде всего, о патрульных роботах.

Машина далеко не самая маленькая

Машина далеко не самая маленькая

Первые образцы роботизированных платформ демонстрировались в 2021 году. Среди них имелись и аппараты для военных, например, разведчик и мини-транспортер. В 2022 году появился опытный образец роботизированной мишени, подобные аппараты проектируются вполне серьёзными фирмами, и они имеют определенный спрос. Некоторые из этих разработок уже демонстрировались на форумах «Армия», но тогда они размещались внутри КВЦ среди похожих стендов. Да и отношение к роботизированным платформам было слегка иным. Их считали лишь дорогими игрушками, не говоря о том, что имя «Сколково», учитывая одного убежавшего реформатора, вызывало (и до сих пор вызывает) неоднозначную реакцию.

"Импульс-М" оснащен торсионной подвеской

«Импульс-М» оснащен торсионной подвеской

Тем было интереснее появление продукции Гумич РТК на форуме «Армия-2024». Разработчик, который, конечно, на выставках присутствовал, но как-то незаметно. А тут вдруг довольно крупный стенд на открытой площадке форума, причем видеть продукцию фирмы можно было не только там. Главная новинка, многоцелевая платформа «Импульс-М», оказалась среди дистанционных платформ, которые демонстрировались на стенде «Ростеха». Связано это с тем, что данный аппарат, за несколько месяцев до форума, проходил полигонные испытания.

Такие катки появились по итогам испытаний

Такие катки появились по итогам испытаний

Платформа не то, чтобы революционная. Как раз тут ничего особого нет, похожие появлялись и ранее. Тут скорее вопрос в том, что такие изделия стали появляться у небольших фирм. Не говоря уже о том, что дежурные фразы про многоцелевую платформу, в данном случае, не просто пустой звук. На форуме «Импульс-М» действительно показывали в нескольких вариантах исполнения. Это не считая тех вариантов, которые представлены в презентации. Всего их наберется с десяток, так сказать, на все случаи жизни.

Таким образом производится транспортировка аппарата на дальние дистанции

Таким образом производится транспортировка аппарата на дальние дистанции

С первого взгляда на «Импульс-М» видно, что это однозначно боевая платформа. Причем «платформа», в данном случае, в прямом смысле этого слова. Концепция шасси «Импульс-М» состоит в создании довольно низкого (высота 630 мм) аппарата, верхняя часть которого как раз и образует ту самую платформу. Концепция не новая, сейчас она используется у ряда аппаратов. Тут, впрочем, самое главное не какие-то ноу-хау, а общее качество самой платформы. Так вот, выглядит она как вполне добротное изделие, чем-то напоминающее маленький танк. С бортов шасси прикрыто экранами, что придает еще больше сходства с танками.

Сзади находится катушка для оптоволоконного кабеля

Сзади находится катушка для оптоволоконного кабеля

Маленькой платформу не назовешь. Ее длина превышает 2 метра, а ширина — 1,5 метра. Без навесного оборудования масса «Импульс-М» составляет 850 кг, при этом грузоподъёмность может достигать 1,5 тонн. Те же 1,5 тонны шасси может тащить за собой, это делает его вполне подходящим для использования в качестве дистанционно управляемой транспортной платформой. В отличие от значительной массы похожих гусеничных беспилотников, детище Гумич-РТК имеет оригинальную ходовую часть, с торсионной подвеской. Весьма интересно и необычно выглядят полимерные опорные катки.

Всего "Импульс-М" существует в десятке вариантов

Всего «Импульс-М» существует в десятке вариантов

Наверное, главное преимущество «Импульса-М» заключается в том, что он не выглядит, в отличие от значительной части аналогов, как изделия из гаражей. Вполне добротная штука, которая, впрочем, и по ТТХ весьма неплоха. Появление разработки Гумич-РТК связано, в том числе, и с особенностями аппарата. Дело в том, что он обладает повышенной помехозащищенностью. Как указывается, при потери связи он может самостоятельно возвращаться на базу. Для этого бортовые системы фиксируют точки на местности, в случае чего он возвращается по приборам. Впрочем, «Импульс-М» может оснащаться и катушкой с оптоволоконным кабелем.

Испытания весны-лета 2024 года, катки более ранней конструкции

Испытания весны-лета 2024 года, катки более ранней конструкции

С точки зрения характеристик подвижности и дальности действия «Импульс-М» является типовым изделием. Разгоняется он до 15 км/ч, этого для гусеничных дронов вполне достаточно. На дальние дистанции аппарат доставляется на универсальной платформе, куда затаскивается лебедкой, либо заезжает сам. Что же касается вариантов исполнения, то в Гумич-РТК явно ориентировались на заказчика. Существует определенное число боевых модулей, а также того оснащения, которое можно было видеть на других «Ростеховских» беспилотниках.

Ассортимент продукции Гумич-РТК

Ассортимент продукции Гумич-РТК

Будет крайне интересно наблюдать за развитием данной платформы. В целом она произвела довольно приятное впечатление. Последнее слово, впрочем, обычно за заказчиком. Кстати, у Гумич-РТК это не единственное такое изделие. На форуме показывали и дроны поменьше — досмотровый «Стек», а также малоагабаритный комплекс «Жало». Последний может использоваться как раскладчик мин и дрон-камикадзе.

источник: https://dzen.ru/a/Z34gEuz9y3M3b09P

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account