Рассказ о дистанционно управляемой гусеничной платформе «Импульс-М» от Гумич РТК
Ситуация вокруг дистанционно управляемых наземных аппаратов в последние годы сильно изменилась. Всего несколько лет назад они рассматривались как скорее дорогая, довольно сомнительная «игрушка», которая годится разве что для использования как инженерная техника. Колесные и гусеничные дроны были довольно крупными, а главное дорогими. Особенно с точки зрения того, что это часто машины с билетом в один конец. Но постепенно ситуация меняется. Наземные дроны становятся полноценным элементом поля боя.
Международный военно-технический форум «Армия-2024» был весьма богат на дистанционно управляемые гусеничные и колесные платформы. Что не менее важно, показывали вполне рабочие изделия. Некоторые из них представляют собой многоцелевые платформы, которые демонстрировались в разных вариантах исполнения. Одной из них стала «Импульс-С», созданная в Москве. Довольно интересная платформа, появившаяся вроде бы из ниоткуда. На самом деле, если порыться в истории, то выяснится, что разработчик не совсем, чтобы новый, и появление данной платформы не такая и неожиданность.
Согласно информации на сайте производителя, Гумич РТК, создана фирма в 2018 году. Одной из особенностей фирмы, которую основали три человека, заключается в том, что в ней задействован только частный капитал. В некотором смысле, это похоже на историю создателей некоторых беспилотных боевых платформ, которые известны как «народные КБ». Но есть одна существенная разница. Гумич РТК, у которой производственная база находится в технопарке «Нагатино», занималась (и занимается) широким спектром изделий. И не все они военные.
Если поискать информацию по продукции фирмы, то всплывут вполне мирные аппараты, как дистанционно управляемые, так и автономные. Например, многоцелевой сельскохозяйственный робот «Агробот». Впрочем, изделия для силовых структур появились примерно в то же время. Причем как колесные, так и гусеничные. Важный момент, что предлагавшиеся изделия были небольшими, то есть вписывалось в тот сегмент, который ныне наиболее востребован. Изначально речь шла, прежде всего, о патрульных роботах.
Первые образцы роботизированных платформ демонстрировались в 2021 году. Среди них имелись и аппараты для военных, например, разведчик и мини-транспортер. В 2022 году появился опытный образец роботизированной мишени, подобные аппараты проектируются вполне серьёзными фирмами, и они имеют определенный спрос. Некоторые из этих разработок уже демонстрировались на форумах «Армия», но тогда они размещались внутри КВЦ среди похожих стендов. Да и отношение к роботизированным платформам было слегка иным. Их считали лишь дорогими игрушками, не говоря о том, что имя «Сколково», учитывая одного убежавшего реформатора, вызывало (и до сих пор вызывает) неоднозначную реакцию.
Тем было интереснее появление продукции Гумич РТК на форуме «Армия-2024». Разработчик, который, конечно, на выставках присутствовал, но как-то незаметно. А тут вдруг довольно крупный стенд на открытой площадке форума, причем видеть продукцию фирмы можно было не только там. Главная новинка, многоцелевая платформа «Импульс-М», оказалась среди дистанционных платформ, которые демонстрировались на стенде «Ростеха». Связано это с тем, что данный аппарат, за несколько месяцев до форума, проходил полигонные испытания.
Платформа не то, чтобы революционная. Как раз тут ничего особого нет, похожие появлялись и ранее. Тут скорее вопрос в том, что такие изделия стали появляться у небольших фирм. Не говоря уже о том, что дежурные фразы про многоцелевую платформу, в данном случае, не просто пустой звук. На форуме «Импульс-М» действительно показывали в нескольких вариантах исполнения. Это не считая тех вариантов, которые представлены в презентации. Всего их наберется с десяток, так сказать, на все случаи жизни.
С первого взгляда на «Импульс-М» видно, что это однозначно боевая платформа. Причем «платформа», в данном случае, в прямом смысле этого слова. Концепция шасси «Импульс-М» состоит в создании довольно низкого (высота 630 мм) аппарата, верхняя часть которого как раз и образует ту самую платформу. Концепция не новая, сейчас она используется у ряда аппаратов. Тут, впрочем, самое главное не какие-то ноу-хау, а общее качество самой платформы. Так вот, выглядит она как вполне добротное изделие, чем-то напоминающее маленький танк. С бортов шасси прикрыто экранами, что придает еще больше сходства с танками.
Маленькой платформу не назовешь. Ее длина превышает 2 метра, а ширина — 1,5 метра. Без навесного оборудования масса «Импульс-М» составляет 850 кг, при этом грузоподъёмность может достигать 1,5 тонн. Те же 1,5 тонны шасси может тащить за собой, это делает его вполне подходящим для использования в качестве дистанционно управляемой транспортной платформой. В отличие от значительной массы похожих гусеничных беспилотников, детище Гумич-РТК имеет оригинальную ходовую часть, с торсионной подвеской. Весьма интересно и необычно выглядят полимерные опорные катки.
Наверное, главное преимущество «Импульса-М» заключается в том, что он не выглядит, в отличие от значительной части аналогов, как изделия из гаражей. Вполне добротная штука, которая, впрочем, и по ТТХ весьма неплоха. Появление разработки Гумич-РТК связано, в том числе, и с особенностями аппарата. Дело в том, что он обладает повышенной помехозащищенностью. Как указывается, при потери связи он может самостоятельно возвращаться на базу. Для этого бортовые системы фиксируют точки на местности, в случае чего он возвращается по приборам. Впрочем, «Импульс-М» может оснащаться и катушкой с оптоволоконным кабелем.
С точки зрения характеристик подвижности и дальности действия «Импульс-М» является типовым изделием. Разгоняется он до 15 км/ч, этого для гусеничных дронов вполне достаточно. На дальние дистанции аппарат доставляется на универсальной платформе, куда затаскивается лебедкой, либо заезжает сам. Что же касается вариантов исполнения, то в Гумич-РТК явно ориентировались на заказчика. Существует определенное число боевых модулей, а также того оснащения, которое можно было видеть на других «Ростеховских» беспилотниках.
Будет крайне интересно наблюдать за развитием данной платформы. В целом она произвела довольно приятное впечатление. Последнее слово, впрочем, обычно за заказчиком. Кстати, у Гумич-РТК это не единственное такое изделие. На форуме показывали и дроны поменьше — досмотровый «Стек», а также малоагабаритный комплекс «Жало». Последний может использоваться как раскладчик мин и дрон-камикадзе.
источник: https://dzen.ru/a/Z34gEuz9y3M3b09P