Юрий Пашолок. Главная движущая сила советской танковой артиллерии Великой Отечественной войны

3

Юрий Пашолок. Главная движущая сила советской танковой артиллерии Великой Отечественной войны

К 125-летию со дня рождения Василия Гавриловича Грабина, одного из главных советских конструкторов-артиллеристов

В любой отрасли есть личности, которые выступают роли ключевых фигур. Они не всегда оказываются на переднем плане, но именно эти люди оказывают огромное влияние на общее развитие. В полной мере это касается и артиллерии. Без Личности, которая берет на себя огромную ответственность, мало что получится. Именно такие личности привели советскую артиллерию, которая к началу 30-х годов еще базировалась на наработках царского периода, к впечатляющим результатам. Уже к началу Великой Отечественной войны основная масса советской артиллерии базировалась на решениях, которые были разработаны собственными конструкторами. Особенно это касалось танковой артиллерии.

Василий Гаврилович Грабин стал одним из ярчайших отечественных конструкторов-артиллеристов

Василий Гаврилович Грабин стал одним из ярчайших отечественных конструкторов-артиллеристов

9 января исполнилось 125 лет со дня рождения Василия Гавриловича Грабина. Наряду с Федором Федоровичем Петровым, этот человек оказал огромное влияние на развитие отечественной артиллерии, особенно танковой. Можно сказать, что Великую Отечественную войну выиграли грабинские танковые пушки. И если разработанные под руководством Петрова танковые и самоходные системы отличились во второй половине войны, то разработки Грабина оказались крайне важными в самый сложный период. Кроме того, именно благодаря кипучей деятельности Василия Гавриловича удалось преодолеть кризис, который образовался в 30-е годы с орудиями для средних и тяжелых танков.

Ф-32 стала первой и одновременно удачной танковой пушкой Грабина

Ф-32 стала первой и одновременно удачной танковой пушкой Грабина

Чтобы понять, насколько важную роль сыграл Грабин в истории отечественных танковых орудий, достаточно вспомнить, что творилось с ними в 30-е годы. Наименее проблемной оказалась ситуация с вооружением легких танков. После неудачи с 37-мм танковой пушкой Б-3 на свет появилась 45-мм танковая пушка обр.1932 года, которая оставалась актуальной еще лет эдак 10. А вот с пушками для средних и тяжелых танков, а также самоходной артиллерии, дела обстояли неважно. Попытки внедрить 76-мм танковую пушку ПС-3 конструкции П.Н. Сячинтова на Кировском заводе закончились ничем. Сыграло в этом несколько факторов, как недоведенность конструкции самого орудия, так и противодействие со стороны артиллерийского КБ Кировского завода, которое возглавлял И.А. Маханов.

КВ и Т-34 принимались на вооружение с этой пушкой. Л-11 становилась не более чем временной мерой

КВ и Т-34 принимались на вооружение с этой пушкой. Л-11 становилась не более чем временной мерой

В общем-то, борьба Сячинтова и Маханова была равна. У одного была куча принятых на вооружение разработок, за которые его премировали и наградили, но при этом в серию они чего-то не шли. У другого имелись личные амбиции, разработки получались более удачными, но не более того. 76-мм пушка Л-10, которую всё же приняли на вооружение (и ставили в Т-28), оказалась более удачной, чем ПС-3. Но ее век оказался недолог, а вот появившаяся позже Л-11 была уже более дефектной. Причем исправлять дефекты Маханов как-то не особо торопился. Трагический финал Сячинтова и места не столь отдаленные, куда в итоге отправился Маханов (и откуда позже отправлял всякие невразумительные прожекты), случились отнюдь не на пустом месте.

То, что Ф-32 стояла только в КВ-1 - это во многом стечение обстоятельств

То, что Ф-32 стояла только в КВ-1 — это во многом стечение обстоятельств

Появление в 1937 году нового игрока (КБ завода №92, которое возглавлял Грабин) было совсем не случайным. Молодой начальник КБ уже зарекомендовал себя как грамотный и талантливый руководитель. Он уже смог обойти ленинградское лобби, создав 76-мм дивизионную пушку Ф-22. Созданная по весьма бредовому техническому заданию, эта пушка стала серийной, причем далеко не самой плохой. Успех Грабина заметили в Артиллерийском Управлении Красной Армии. С учетом того, что по Л-10 работы затягивались, возникла идея поручить задание разработать танковую пушку с баллистикой 76-мм зенитного орудия Лендера еще одному КБ. Так началась история 76-мм танковой пушки Ф-32.

Совсем иную судьбу ждала Ф-34

Совсем иную судьбу ждала Ф-34

Дебютное танковое орудие КБ завода №92 сразу же ждал большой успех. Первые же испытания показали, что орудие имеет ряд преимуществ перед Л-11. Неудивительно, что принятые на вооружение 19 декабря 1939 года танки Т-34 и КВ в серии должны были иметь вооружение в виде пушки Ф-32. Но выпускаться она должна была на Кировском заводе, где выпускалась Л-10, а далее в серию вставала Л-11. Это орудие считалось временным решением, но запуск уже принятой на вооружение Ф-32 затягивался. Л-11, к которой было всё больше претензий, продолжали выпускать. Махановщина, которая продолжалась уже после ареста главного конструктора СКБ-4, привела к тому, что Ф-32 запустили в серию только с декабря 1940 года.

Она стала самой массовой советской танковой пушкой Великой Отечественной войны

Она стала самой массовой советской танковой пушкой Великой Отечественной войны

Можно сказать, что история с Л-11 и Ф-32 стоила Кировскому заводу очень дорого. Еще 4 октября 1938 года КБ завода №92 представило проект 76-мм танковой пушки Ф-34, с баллистикой новой дивизионной пушки Ф-22 УСВ. В 1940 году становилось всё более очевидно, что данная пушка выглядит более перспективной. В результате Ф-34, еще до официального принятия на вооружение, запустили в серийное производство. Вот только освоили пушку не в Ленинграде, а в Горьком, на заводе №92. Таким образом, Кировский завод потерял монополию на выпуск танковых орудий для средних и тяжелых танков. Больше того, попытки СКБ-4 представить новые танковые орудия калибра 57, 100 и 107 мм вызывали у ГАУ и НКВ одинаковую реакцию — отрицательную. Дальше бумаги они не продвигались.

85-мм пушка Ф-30 - пример того, как принципиально новое орудие удалось создать быстро

85-мм пушка Ф-30 — пример того, как принципиально новое орудие удалось создать быстро

Совсем иначе развивалась ситуация вокруг КБ завода №92. Успехи на ниве разработки танковой и буксируемой артиллерии привели к тому, что Грабин и его коллектив стали любимцами ГАУ. И на то имелись веские причины. Достаточно вспомнить историю 85-мм танковой пушки Ф-30. Принципиально новое орудие было разработано в кратчайший срок, испытано в Т-28 и далее передано на Кировский завод. Правда, в ГАУ КА к моменту передачи орудия уже разочаровалось в калибре 85 мм. Но тут важно другое — сроки. Вместо разработки, которая длилась годами, КБ завода №92 создавала новые орудийные системы с рекордными сроками. Конечно, порой сроки немного сдвигались, но тут вопрос к заказчику, который давал очень мало времени на разработку.

107-мм пушка ЗИС-6 вполне получилась, но осталась без танка

107-мм пушка ЗИС-6 вполне получилась, но осталась без танка

Порой так получалось, что завод №92 и его КБ справлялось с заданием быстрее, чем танковые КБ. Ярчайший тому пример — 107-мм пушка ЗИС-6 (Ф-42). На момент создания это было по-настоящему передовое орудие, причем боеприпасы для него были переделаны под унитарное заряжание. По требованию заказчика орудие получило досылатель, для того времени это очень передовое решение. Главной проблемой стало то, что танк под эту пушку был попросту не годов. Не дождавшись КВ-3, было решено испытывать ЗИС-6 в башне КВ-2. Завод №92 приступил к выпуску пушек. Вот только ставить их оказалось некуда.

76-мм пушка ЗИС-5 существовала в трех конфигурациях. Такой ее приняли на вооружение

76-мм пушка ЗИС-5 существовала в трех конфигурациях. Такой ее приняли на вооружение

Настоящим подвигом Грабина и его коллектива стала история с танковой пушкой ЗИС-5. Изначально это орудие создавалось под танк Т-150, с баллистикой 76-мм зениткой. Весной 1941 года от Ф-27 (как ЗИС-5 именовалась изначально) отказались, в виду как раз зенитной баллистики. Но пушка отнюдь не умерла: далее она развивалась как вариант Ф-34 для установки в Т-222. Летом 1941 года стала складываться критическая ситуация. Кировский завод попросту не справлялся в возросшим объемом выпуска пушек Ф-32. В результате ЗИС-5 снова вышла на испытания, уже с баллистикой 76-мм пушки Ф-22. Успешно пройдя испытания, ЗИС-5 была принята на вооружение. Но стволов Ф-22 уже не имелось. В кратчайшие сроки в серию запустили третий вариант пушки, уже со стволом Ф-34. Очень вовремя: кризиса с пушками для КВ-1 удалось избежать, хотя до него были считанные недели, если не дни.

А такой она пошла в серию. Производственные причины привели к тому, что ствол унифицировали с Ф-34

А такой она пошла в серию. Производственные причины привели к тому, что ствол унифицировали с Ф-34

На грабинских пушках советская танковая промышленность продержалась в самый сложный период Великой Отечественной войны. Еще одна грабинская разработка, 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3, стала оптимальной системой для легких отечественных САУ. Главным фактором оставалась массовость. Это, в дальнейшем, сыграло негативную роль. Требование максимальной унификации новых орудий с системами валового выпуска, которое выдвигалось со стороны ГАУ КА и НКВ, позже аукнулось. Случилось это уже в 1943 году. К тому моменту Грабин возглавлял Центральное Артиллерийское КБ, созданное в конце 1942 года.

85-мм пушка С-31 проиграла в поединке с Д-5Т-85

85-мм пушка С-31 проиграла в поединке с Д-5Т-85

В 1943 году состоялась, можно сказать, битва титанов. С одной стороны был Грабин и ЦАКБ, а с другой Петров и КБ завода №9, которое по силе оказалось равным. Причем за спиной у Петрова был НКТП, который, к слову, являлся главным инициатором создания его первой танковой пушки — У-11. В крупную серию У-11 не пошла, но далее развитие идеи данной системы привело к появлению Д-5. Это орудие стало залогом успеха КБ завода №9. Летом 1943 года танковая и самоходная версии орудия победили системы С-18 и С-31. Далее появилась безальтернативная 122-мм система Д-25Т, которую поставили в ИС-2. А затем 100-мм система Д-10С выиграла сражение у 100-мм системы С-34.

Но ее наследница, С- 53, стала самой массовой танковой пушкой конца Великой Отечественной войны

Но ее наследница, С- 53, стала самой массовой танковой пушкой конца Великой Отечественной войны

Тем не менее, ЦАКБ всё же смогло выиграть самое важное сражение — за орудийную систему для среднего танка. Прямым развитием системы С-31 стала С-53, которую приняли на вооружение Красной Армии 1 января 1944 года. Изначально она создавалась для установки в башню Т-34, но далее было решено ее ставить в трехместную башню с расширенным погоном. Выпуск С-53 (позже ЗИС-С-53) освоили вместо 76-мм пушки Ф-34. Ставилась она в Т-34-85, а затем в Т-44. Кое-где ЗИС-С-53 всё еще используется. Проиграв несколько боёв, ЦАКБ выиграло сражение.

Грабинские пушки стали оружием Победы

Грабинские пушки стали оружием Победы

Несмотря на то, что ряд танковых орудий разработки ЦАКБ остались опытными разработками, нельзя не отметить смелость принимавшихся решений. В случае с орудием С-34 Грабин не побоялся выступить с предложением радикально пересмотреть концепцию боевого отделения. А именно перенести место наводчика вправо, а заряжающего — влево. Решение было правильным, потому как это облегчало работу заряжающего и повышало скорострельность. Но идею не оценили, хотя в американском танкостроении сделали именно так. Далее наводчик справа стал типовым решением в ряде других танкостроительных школ.

100-мм пушка С-34, попытка Грабина перейти к системе с размещением заряжающего слева

100-мм пушка С-34, попытка Грабина перейти к системе с размещением заряжающего слева

Наконец, нельзя не вспомнить историю танковых пушек повышенной мощности, которая началась еще в конце 1943 года. Работы по данной теме вели КБ завода №172, а также ОКБ-172 (шарашка). В итоге 122-мм пушка БЛ-13 так и не вышла за рамки опытной. В итоге вооружением тяжелого танка нового поколения стала 130-мм пушка С-70. На данный калибр ЦАКБ поставило еще в 1943 году, по итогам именно он оказался оптимальным. С-70, установленная в тяжелый танк ИС-7, стала самой мощной советской танковой системой 40-х годов, изготовленной в металле. Она получила частично механизированную систему подачи выстрелов. Увы, как и в случае с КВ-3, главным препятствием на пути запуска в крупную серию стал танк, на которой ставилась система.

130-мм пушка С-70 получилась удачной, но повторила судьбу ЗИС-6

130-мм пушка С-70 получилась удачной, но повторила судьбу ЗИС-6

Да, в жизни у Грабина были и взлеты, и падения, и сам он отнюдь не являлся ангелом. Но отрицать огромную роль Василия Гавриловича в становлении советских танковых систем для средних и тяжелых танков просто неразумно. Его кипучая энергия и отсутствие боязни делать что-то принципиально новое сыграло ключевую роль. А главное, делать это быстро. Если бы не эти качества, в 1941 году мы бы могли остаться без танковых пушек. Грабин оказался настоящей Личностью, справедливо являясь самым известным советским конструктором-артиллеристом.

Список источников:

      1. РГВА
      2. ЦАМО РФ
      3. РГАЭ
      4. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/Z3fDYxMIgz7endcW

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account