Юрий Пашолок. Удачная конверсия некондиционных Hell-Cat

17
Юрий Пашолок. Удачная конверсия некондиционных Hell-Cat

Юрий Пашолок. Удачная конверсия некондиционных Hell-Cat

История многоцелевой машины снабжения Armored Utility Vehicle AUV, в которую переделывали ранее выпущенные истребители танков GMC T70

Переделка старых, либо не совсем удачных боевых машин во что-то еще было довольно распространенной вещью. Одними из пионеров в этом деле стали немцы. Свои Pz.Kpfw.IAusf.A они достаточно быстро стали переделывать в учебные танки. Задача упрощалась тем, что само по себе компоновочное решение со съемной подбашенной коробкой изначально предполагало использование танка и как тягач. Эта функция, кстати говоря, порой тоже использовалась. Хотя чаще немцы применяли подобные машины в качестве подвозчиков боеприпасов. Чем дальше длилась война, тем более массовыми становились подобные конверсии. Это и подвозчики боеприпасов, и эвакуаторы, и другие инженерные машины. Ассортимент был такой, что остальные страны как-то терялись. Тем не менее, похожее было и у противников немцев.

Эскиз AUV T41, наглядно демонстрирующий основную идею машины

Эскиз AUV T41, наглядно демонстрирующий основную идею машины

Вторыми, после немцев, на ниве конверсий отметились англичане. Началось это у них гораздо позже, на что имелись веские причины. Главная была предельно простой — не из чего делать. Если отбрасывать переделки Light Tank Mk.VI в ЗСУ, то фактически массовыми конверсии у них появились ближе к концу 1942 года. При этом чаще всего речь шла не про английские, а американские шасси. Прежде всего потому, что они больше для подобного подходили. Уже потом в работу пошли Crusader, Cavalier, Centaur и другие танки. А так чаще на конверсии шли Stuart, Priest, Sherman, плюс канадские Ram и Sexton также вполне переделывались. На этом фоне несколько удивительно, что сами американцы подобным не баловались. На самом-то деле вполне занимались, но чаще всего либо были штучные изделия, либо до массового выпуска дело не доходило. Наверху считали, что лучше использовать машины специальной разработки. Тем не менее, лучшую конверсию американской боевой машины в спецмашину создали сами же американцы.

Один из двух опытных образцов UAV T41

Один из двух опытных образцов UAV T41

В марте 1944 года Комитет по Вооружениям стандартизировал истребитель танков GMC T70 как GMC M18. Еще в 1943 году база этой неординарной машины стала рассматриваться Истребительным командованием для различных спецмашин. Позднее, после появления Light Tank T24, область применения сократилась. Тем не менее, Истребительное командование захотело схожей подвижности и для буксируемой артиллерии. В этом смысле наблюдалось противодействие со стороны AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска), считавшее, что хальфтраков хватит. Тем не менее, в Форт-Худ инициативно провели конверсию одного из GMC T70 в некое подобие машины снабжения. Удачный результат дал свои плоды. 7 марта ​1944 года Комитет по Вооружениям утвердил разработку двух боевых машин на базе GMC T70. Они получили обозначение Armored Utility Vehicle T41 и Armored Utility Vehicle T41E1. Первая предполагалась как скоростной тягач противотанковой артиллерии, а вторая — как легкая разведывательная машина. Это стало началом разработку AUV M39, в которую далее переделали большинство из ранее выпущенных GMC T70.

T41 и T41E1 не делались с нуля, а переделывались из GMC T70

T41 и T41E1 не делались с нуля, а переделывались из GMC T70

Изначально AUV T41 разрабатывалась как средство мехтяги 76-мм противотанковой пушки M6, ее расчета и боезапаса. В общей сложности места нашлось для 42 унитаров (кстати, у GMC M18 их было 45 штук), правда, и экипаж у AUV T41 был немаленький — 10 человек. В случае с разведывательным вариантом T41E1 экипаж оказывался меньше — 9 человек. Часть места «съедало» радиооборудование. Фактически T41E1 выступал в роли альтернативы Armored Utility Car M20. Надо сказать, что M20 были не очень довольны: командирская машина на базе броневика M8 оказывалась быстрее гусеничных на шасси, но медленнее на пересеченной местности.

Концепция боевого отделения здорово напоминала то, что сделали на AUV M20

Концепция боевого отделения здорово напоминала то, что сделали на AUV M20

Надо сказать, что принцип построения боевого отделения T41/T41E1 здорово напоминал AUC M20. В этом смысле американские инженеры намного превзошли англичан, у которых подобные переделки получались куда более кустарными. С учетом того, кто являлся производителем и основным разработчиком базовых шасси, неудивительно. Скорее тут удивляет то, с какой периодичностью американское командование торпедировало подобные разработки, а англичане, наоборот, их одобряли. Так вот, ничего нового создатели AUV T41/T41E1 придумывать не стали и сделали конверсию, чья концепция появилась еще в 1943 году. Башню с крышей подбашенной коробки убирали, вместо нее сделали что-то вроде рубки, открытой сверху. Высота рубки оказалась небольшой, лишь бы обеспечивалось размещение экипажа. Внутри оборудовали места для 8 человек расчета, они сидели друг напротив друга. С боков сделали снарядные укладки, которые также можно было использовать для личных вещей.

При необходимости ставился брезентовый тент

При необходимости ставился брезентовый тент

Для обороны сверху поставили кольцевую турель с крупнокалиберным пулеметом Browning M2HB. У T41 боезапас был чуть меньше — 900 патронов против 1000 у T41E1. Зато у тягача оказывался гораздо большим боезапас к карабинам M1, штатному вооружению расчета. Также отличалось радиооборудование: если T41 оснащался радиостанцией SCR 610, то T41E1 дополнительно получал радиостанцию SCR 506, либо SCR 508. С радиооборудованием во многом и была связана разница в числе мест внутри боевого отделения. В остальном же машины получились идентичными. При этом было высказано мнение, что более приоритетным является вариант T41E1, который, в случае чего, быстро переделывался в T41.

Основным назначением AUV T41 было использование как скоростной тягач противотанковой артиллерии

Основным назначением AUV T41 было использование как скоростной тягач противотанковой артиллерии

Как и в случае с GMC T70, работы по изготовлению пилотных образцов GMC T41 и T41E1 возложили на Buick. Каждой машины изготовили по 2 штуки, которые стали усиленно испытывать сразу несколько ведомств. Помимо Абердинского полигона, тесты шли силами Форт-Нокс, а также Форт-Худ. Несмотря на то, что окончательный вердикт вынесли не сразу, уже к июню 1944 года стало понятно, что машина получилась. Несмотря на некоторую тесноту боевого отделения, оно получилось гораздо лучше, чем у англичан. Машина оказалась приземистой, очень быстрой, удачным стала система с размещением боезапаса (для доступа сбоку сделали крышки). Удачной оказалась и идея с размещением корзин для личных вещей по бокам «рубки».

T41E1, машина-разведчик, отличалась установкой дополнительного радиооборудования

T41E1, машина-разведчик, отличалась установкой дополнительного радиооборудования

Решение о том, что серийной AUV T41 быть, Комитет по Вооружениям принял 26 июня 1944 года. При этом речь шла про вариант арттягача, а разведчик попридержали. Наверху считали, что с функциями разведчика лучше справится танк. Еще одним изменением стала смена подрядчика. Изначально считалось, что контракт на переделку 650 Gun Motor Carriage T70 в UAV T41 достанется Buick, но далее идею переиграли. Контракт достался другому подразделению General Motors — Fisher Body (Fisher Tank Arsenal, так кузовное подразделение GM именовалось во время войны). В Гранд Блан, штат Мичиган, и до того имели прямое отношение к GMC T70 — там выпускали башни для этих САУ. Ну а теперь на них взвалили задачу переделки уже выпущенных машин.

В ходе испытаний в Форт-Нокс. Тесновато, но у других Recce было не лучше

В ходе испытаний в Форт-Нокс. Тесновато, но у других Recce было не лучше

Кстати говоря, на Fisher Body имеют иное мнение насчет того, каким образом производилось изготовление AUV T41. Из контракта, который сократили до 640 машин, переделывались 600, а 40 строилось с нуля. Про T41E1 забыли, а T41 во многом спасло от схожей участи то, что он позиционировался как скоростной артиллерийский тягач. На артиллеристов слово «тягач» действовало магически. Подвозчики боеприпасов они старались «утопить», а вот тягачей — «сколько угодно, и можно без хлеба». Тем более что на горизонте замаячили более мощные и тяжелые противотанковые орудия. Как показали испытания, AUV T41 хорошо работала в связке даже с 90-мм противотанковой пушкой T15. Одним словом, никаких противопоказаний к запуску в серию у машины не имелось.

Работа пулеметчика и радиста

Работа пулеметчика и радиста

В ноябре 1944 года AUV T41 было решено стандартизировать как Armored Utility Vehicle M39. Производство (точнее, конверсия) началась в октябре 1944 года и шло весьма бодро. За первый месяц сдали 10 машин, в ноябре 60, в декабре 163, в январе и феврале 1945 года сдали по 150 машин, а последние 107 сдали в марте. Еще 10 машин предполагалось строить в варианте T41E1, но до этого так дело и не дошло. Наверху решили, что Light Tank M24 с задачей разведки справится лучше, да и M20 уже имелись в приличном количестве. Что думали в войсках по поводу мыслей штабных толстолобиков, история умалчивает.

Серийный образец AUV M39, весна 1945 года

Серийный образец AUV M39, весна 1945 года

Надо сказать, что умалчивает история и насчет боевого применения AUV M39. Наиболее сложный период боевых действий эти машины пропустили, оказавшись на фронте уже после отражения немецкого контрнаступления в Арденнах. Теоретически они должны были использоваться как артиллерийские тягачи (они действительно шли на вооружение противотанковых дивизионов), но на местах довольно быстро поняли, что к чему. А посылать командование наверху в сторону ближайшего леса у американских военных стало, к началу 1945 года, вполне себе привычкой. Плевать там хотели насчет тягача. И раз им машину-разведчик не дали, то в нее записали как бы тягач. Это к вопросу, чем на самом деле зачастую была AUV M39 на фронте.

Штатно машина всё еще считалась тягачом противотанковой артиллерии

Штатно машина всё еще считалась тягачом противотанковой артиллерии

Насколько массово использовалась AUV M39 в роли тягача 76-мм противотанкового орудия M6, вопрос открытый. Сама по себе эта пушка была бестолковой — слишком тяжелой и большой. Да и какой в ней глубинный смысл, если в войсках имелись GMC M18 и M10? Не говоря уже о том, что для поражения немецких танков с броней, мощнее Pz.Kpfw.IV, требовалась более серьёзная система — калибра 90 мм. Как раз к весне 1945 года случился взрывной рост применения GMC M36 с 90-мм орудием M3. Итого, что на Западном фронте, что в Италии AUV M39 нередко применялись как машины-разведчики. Пока большие фуражки наверху продолжали лепетать «используйте для разведки Light Tank M24!», войска применяли то, что им надо. Вплоть до конца войны субординация в данном вопросе была крайне условной.

А вот что было по факту, уже другой вопрос. Как разведчик M39 вполне применялась

А вот что было по факту, уже другой вопрос. Как разведчик M39 вполне применялась

Так вот, в роли машины-разведчика AUV M39 была явно лучше штатных средств. Обладая подвижностью GMC T70, она оказалась намного ниже. Про это обычно не пишут, но вообще M39 стала могильщиком хальфтраков, да и AUC M20 имела бледный вид. О том, что гусеничное шасси явно лучше колесного, писали еще во время испытаний разведывательной конверсии T8/T8E1. Но если ее наверху забодали, под довольно глупым предлогом, то с AUV M39 уже как-то подобное не получалось. На фронте машину распробовали. Также на базе AUV M39 сделали звуковещательную установку.

Звуковещательная станция на базе M39, оружие психологического воздействия

Звуковещательная станция на базе M39, оружие психологического воздействия

В марте 1945 года на испытания в Форт-Худ вышла доработанная версия AUV M39. Ее появление стало результатом обобщения опыта боевых действий зимой 1944-45 годов. Практика боев в городских условиях показала, что нередко расчет открытых боевых машин поражался осколками и гранатами. Поэтому в частях срочно стали делать конверсии в виде закрытых сверху рубок. Делалось это абы как, посему наверху решили не запретить движение, а его возглавить.

Исходный вариант крыши для AUV M39

Исходный вариант крыши для AUV M39

В Форт-Худ проработали собственную концепцию защиты AUV M39 от вражеского огня. Чем-то эта система напоминала крышу для GMC M10 и GMC M36. Крышу сделали слегка приподнятой, тем самым обеспечивалась вентиляция. Толщину панелей крыши сделали 9,5 мм, этого вполне хватало для обеспечения защиты от огня сверху. Изначально открываемыми предполагалось сделать все секции крыши, но далее оставили только центральные секции, также створки, под которыми скрывалась кольцевая турель. Теоретически и задние секции откидывались, но если уж совсем надо.

А такой крышу построили в металле

А такой крышу построили в металле

Проведенные в марте 1945 года испытания показали, что идея оказалась здравой. Нагрузка на шасси оказывалась небольшой, а защита обеспечивалась вполне адекватная. Правда, имелась одна проблема, которая портила всю картину. Речь идет о сроках. На испытания крыша для AUV M39 вышла в конце марта 1945 года, до окончания войны оставалось полтора месяца. В результате к моменту, когда приняли окончательное решение, необходимость в крыше отпала. Тем более что сразу после окончания боевых действий вольница закончилась, в армии всё стало белым и квадратным. Так что никаких крыш войска не получили.

Она же в открытом виде

Она же в открытом виде

Одним из существенных отличий AUV M39 от английских аналогов стало то, насколько долго эти машины задержались в войсках. Как тягачи противотанковой артиллерии они применялись недолго, но ниша им нашлась быстро. Как машина-разведчик она была явно лучше AUC M20, кроме того, она вполне подходила и на роль бронетранспортера. Конечно, компоновочная схема делала такой БТР не особо удобным для расчета, но пока допиливали нормальные гусеничные БТР-ы, тоже неплохо. Кстати, работы над этими машинами начались еще во время войны, но дорогу им пробили как раз AUV M39. Они наглядно доказали, что гусеничные шасси лучше, особенно по пересеченной местности.

Трудовые будни UAV M39 в Корее. Жалующимся, что наш десант ездит не в БТР, а снаружи, внимательно смотреть на это фото

Трудовые будни UAV M39 в Корее. Жалующимся, что наш десант ездит не в БТР, а снаружи, внимательно смотреть на это фото

В том же статусе БТР и разведчика AUV M39 встретили войну в Корее. Также их стали применять в качестве подвозчиков боеприпасов для 155 mm HMC M41. Обе машины обладали высокой подвижностью, так что подобная связка неплохо работала. Действовали они в составе 92-го и 999-го дивизионов самоходной полевой артиллерии. С 999-м дивизионом связана первая потеря таких машин в Корее. Не исключено, что трофейная AUV M39 (регистрационный номер U.S.A. 9132897), ныне находящаяся в Техническом центре парка «Патриот», как раз была подвозчиком боеприпасов. В дальнейшем AUV M39 постепенно стали вытесняться бронетранспортерами M75 и M59, хотя окончательно их сняли с вооружения американской армии 14 февраля 1957 года. Очень неплохо для конверсии. Чуть дольше AUV M39 прослужили в Бундесвере (32 штуки получены в 1956 году) и Силах самообороны Японии (10 штук). Из 640 выпущенных машин до наших дней дожила минимум дюжина M39.

AUV M39 в парке "Патриот", трофей из Кореи

AUV M39 в парке «Патриот», трофей из Кореи

В заключение стоит отметить, что для американского танкостроение AUV M39 стала этапной машиной. Вроде бы эрзац, а по факту первая массовая гусеничная машина подобного типа в американской армии. Она смогла пробить дорогу полноценным гусеничным бронетранспортерам, одновременно став могильщиком хальфтраков. Заодно она стала единственной американской боевой машиной подобного класса во время войны, которой всё же удалось обойти толстолобиков из AGF и прошмыгнуть на конвейер. Шутки шутками, а тоже достижение.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
      3. M18 Hellcat Tank Destroyer 1943–97, Steven J Zaloga, Osprey Publishing Ltd, 2004
      4. Фотоархив автора
      5. usautoindustryworldwartwo.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/udachnaia-konversiia-nekondicionnyh-hellcat-6188f13793259f78eefb5e83

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account