История Panzerkampfwagen B1 Bis 740 (f), более известного как Pz.Kpfw.B2 (f), или Pz.Kpfw.B2
История танков, как полноценных боевых машин, началась с английских «ромбов». Поначалу танки не имели классификации, но вскоре началось разделение. «Ромбы» стали не только первыми воевавшими танками, но и первыми представителями тяжелого класса. Вторыми обзавелись тяжелыми танками французы, к тяжелой категории относился и немецкий A7V. Вместе с тем, к концу войны тяжелые танки, они же танки прорыва, стали стремительно терять позиции. Причин на то была масса. Это и проблемы, связанные с чрезмерной массой, и дороговизна, и слишком низкая подвижность. В результате за 20-е годы был построен всего один полноценный тяжелый танк — A1E1 Independent. Вместе с тем, нельзя сказать, что тяжелые танки совсем выпали из производственных программ ведущих армий мира. Другое дело, что далеко не всегда эти танки именовались тяжелыми. Как раз такая история случилась с самым массовым предвоенным тяжелым танком — Char B1 bis.
Вообще-то французы официально именовали этот танк «боевым», но достаточно просто посмотреть, что получилось, и все вопросы отпадут. Изначально танк был средним по весовой категории, но сначала броня дошло до 25 мм, дальше до 30, потом до 40, а в случае с Char B1 bis она достигла 60 мм. Росла и боевая масса, которая дошла до 32 тонн. И это еще не предел, учитывая работы по Char B1 ter с броней толщиной 70 мм. Далее она должна была дойти и до 80 мм, какая при этом предполагалась масса, понять не так сложно. Вообще подход французов оказался крайне странным. У них имелся вполне неплохой средний танк Char D2, но они предпочти выбрать самым массовым танк по сути тяжелого класса. Он был в 2 раза дороже, заметно сложнее в производстве, а боевая масса в 32 тонны не лучшим образом сказалась на надежности. Уговоры людей вроде де Голля на тему «два средних танка лучше, чем один тяжелый» не помогли, это привело к закономерному результату. К 15 июня 1940 года французские предприятия смогли сдать 403 танка Char B1, из их 369 являлись Char B1 bis. Другой вопрос, что остановить немцев они не могли.
Char B1 и Char B1 bis стали самыми известными танками кампании мая-июня 1940 года. С ними связаны наиболее яркие эпизоды боевого применения французских танков. Другой вопрос, что они смогли лишь задержать немецкие войска. Ставка на фактически тяжелый танк оказалась ошибочной. Кроме того, вокруг Char B сложилась щекотливая ситуация. Дело в том, что больше он провоевал не во французской, а в немецкой армии. Поначалу их именовали как Renault 32 to, также проходил он как Renault B 2. Впрочем, в 1941 году появилось более известное обозначение — Panzerkampfwagen B1 Bis 740 (f). Применяли его нечасто, чаще в документах он проходит как Pz.Kpfw.B2 (f), или Pz.Kpfw.B2.
Сбор трофейных французских танков начался еще до окончания операции «Гельб», а уже в июле 1940 года немцы запустили процесс приведения их в порядок. Центральным местом для ремонта трофейных Char B1 bis был выбран головной завод Renault в Булонь-Бийанкур. «Смотрящим» над этим процессом стал Daimler-Benz, с которым заключили контракт на ремонт танков. В Париже, к концу 1940 года, организовали филиал концерна. Такой уровень централизации дал свои плоды. Несмотря на то, что на долю Char B1 bis пришлись наиболее ожесточенные бои, процент возвращенных в строй танков оказался довольно высокий. Общая цифра гуляет в пределах от 150 до 180 машин, то есть как минимум треть от выпущенных. Немцы активно рылись по всей Франции в поисках запчастей, они даже находили башни ARL C 2, которые предназначались для модернизированных Char B1 bis.
По иронии судьбы, трофейные французские танки оказались первыми массовыми тяжелыми танками вермахта. О том, какая классификация была у них в немецкой армии, красноречиво говорит созданный штат. K.St.N. 1176 от 30 мая 1941 года подразумевал организацию тяжелой танковой роты. Впрочем, почти с самого начала немецкие военные проявили, можно сказать, некоторую настороженность по отношению к французской машине. В систему вооружения немецкой армии Pz.Kpfw.B2 (f) вписывался очень плохо. При экипаже в 4 человека командир был одновременно башенным наводчиком и заряжающим, да и 75-мм пушка SA 35 в лобовом листе корпуса особого энтузиазма не вызвала. На этом фоне не стоит удивляться, что весной 1941 года была запущена работа по огнеметным танкам. В общей сложности в них переделали около 80 Pz.Kpfw.B2 (f), то есть около половины.
Невысокое мнение немецких военных насчет французского «боевого» танка очень хорошо заметно по интенсивности его применения. В передовых немецких частях они редко составляли основу, а результаты применения выглядели крайне спорно. Ярчайшим примером стало использование Pz.Kpfw.B2 (f) летом 1941 года. Единственным подразделением, которое их получило, стал 102-й огнеметный батальон. Из 30 танков, полученных к началу войны, «чистыми» Pz.Kpfw.B2 (f) было всего 6, остальные относились к огнеметной версии Pz.Kpfw. B2 (Flamm). Уже к середине июля 1941 года матчасть батальона поломалась, что привело к отзыву его с фронта. Второй раз на советско-германский фронт танки попали ближе к концу 1942 года.
История повторилась: в 223-й танковой роте имелось 12 огнеметных танков и 4 линейных, последние применяли как командирские машины. На сей раз они даже не доехали до линии фронта: танки помесили крымский грунт, а весной 1943 года их заменили на Pz.Kpfw.IV. Да и применение этих танков в Югославии оказалось крайне спорным. В мае 1943 года 17 танков (и линейных, и огнеметных) уехало в состав дивизии СС «Принц Ойген», которая в августе 1943 года отдала их 12-й танковой роте особого назначений. Особый шик истории придаёт тот факт, что это была даже не передача, а обмен — на 9 Pz.Kpfw.38 H (f).
Отдельно стоит упомянуть внешний вид Pz.Kpfw.B2 (f). Благодаря публикациям по данной теме сложилось мнение, что французским танкам едва ли не поголовно срезали верхушку смотровой башенки и организовывали там двухстворчатый люк. Действительно, такое можно видеть, но на самом деле явление не столь и частое. Ни 102-й огнеметный батальон, ни 223-я танковая рота подобных переделок не имели. Как минимум часть танков дивизии СС «Принц Ойген» также продолжали находиться в исходном виде. Основная масса танков с переделанной смотровой башенкой — это подразделения, которые находились во Франции. Фактически единственным существенным отличием от обычного Char B1 bis зачастую было наличие немецкой радиостанции. Если у Pz.Kpfw. B2 (Flamm) антенный порт располагался в передней части корпуса, то у линейного танка он находился за башней, (либо с левой, либо с правой стороны). Как правило, на такие машины ставили радиостанцию Fu 5, имевшую и приёмник, и передатчик. Связано это было с тем, что танк использовался как командирский.
Крайне туманные перспективы применения Pz.Kpfw.B2 (f) по прямому назначению привели к тому, что даже к лету 1943 года их имелось большое количество — около 60 штук. Из них почти половина (26 штук) вообще была вне зоны возможных боевых действий. Речь идет о 213-м танковом батальоне, который размещался на острове Джерси. Туда их переместили в 1942 году, проторчали они на Нормандских островах аж до мая 1945 года. Собственно говоря, танк, который ныне стоит в Бовингтоне — это как раз Pz.Kpfw.B2 (f) из 213-го танкового батальона. Никаких срезанной верхушки у смотровой башенки у него не наблюдается, причем он таким прибыл с Джерси. Вообще как раз этот батальон был одним из тех, кто башенки подрезал, но, как видите, имелись исключения.
Снова трофейным французским «боевым» танкам пришлось воевать летом 1944 года. Впрочем, по сути единственным подразделением, которое действительно воевало, оказалась 224-я танковая рота. 1 апреля 1944 года ее перевооружили на Pz.Kpfw.B2 (f) и огнеметные танки. Особенностью танков роты стало то, что у них смотровые башенки вообще отсутствовали. Отличились они осенью 1944 года во время боев за Арнем, Нидерланды. Боеспособность рота сохраняла как минимум до конца 1944 года. К тому моменту остальные подразделения, за исключением торчащего на Нормандских островах 213-го танкового батальона, свои Pz.Kpfw.B2 (f) растеряли.
На этом фоне довольно интересные вещи происходили с теми танками, которые бросали немецкие подразделения. В отличие от боёв 1940 года, случаи уничтожения Pz.Kpfw.B2 (f) фиксировались редко. Сильно изношенные машины чаще просто бросали, а их подбирали французы, которые летом 1944 года стали активно собирать свою старую матчасть обратно. В общей сложности французы подобрали около 40 танков, из них основная часть огнеметная, правда, Pz.Kpfw. B2 (Flamm) им были совсем не нужны. В августе 1944 года освободили Париж, включая и поврежденный в 1942 году завод Renault. Таким образом, появилась и производственная база для обратной конверсии. Справедливости ради, огнеметными были не все двойные трофеи, да и нетронутые башенки — это совсем не заслуга французов. Как уже говорилось выше, часть Pz.Kpfw. B2 (f) никто не переделывал, так что удивляться не стоит.
В общей сложности за август 1944 года удалось ввести обратно в строй 19 танков. Далее их включили в состав 13-го драгунского полка, который заново сформировали 16 октября 1944 года. Полк скорее следует считать образцово-показательным: в первом эскадроне находилось 17 Pz.Kpfw.35 S (SOMUA S 35), а бывшие Pz.Kpfw. B2 (f) вошли в состав второго эскадрона. В некоторых источниках пишется о том, что французским танкам вернули радиостанции ER 51, но на снимках старые антенные порты как-то не просматриваются. Вплоть до апреля 1945 года полк проторчал в районе Орлеана, и лишь под самый занавес войны он все же повоевал. В начале мая стартовала операция «Мушкетер» по освобождению Ля-Рошель и его окрестностей. Ей предшествовало освобождение Руайан, где французские танки прорывали немецкую линию обороны. Здесь танки вполне себе повоевали, последние бои состоялись 8 мая 1945 года. Далее последовал парад в Орлеане. За неимением ничего другого бывшие Pz.Kpfw. B2 (f) прослужили во французской армии до 1950 года. Находились они в составе 3-й танковой дивизии, размещавшейся в Пфальце (французская зона оккупации).
Как можно заметить, боевая карьера немецкого тяжелого танка французского происхождения не задалась. При этом говорить о том, что во всём виновато плохое техническое состояние, не стоит. У немцев имелась производственная база, даже летом 1944 года основная часть Pz.Kpfw. B2 (f) была на ходу. Тут скорее дело в качестве самого танка. Трофейные SOMUA S 35 и Hotchkiss H 39 повоевали куда больше, фактически эти два танка и были единственным чем-то стоящим из французской матчасти. Ну а Char B1 bis… В общем, не зря де Голль так яростно топил за Char D2. Чутьё не обмануло.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No.19–1 Beute-Panzerkampfwagen Czech, Polish and French Tanks Captured from 1939 to 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007
- Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
- Le Char B B1-B1 bis-B1 ter, Pascal Danjou, TRACKSTORY № 3, 2005.
- eBay
- museedelaresistanceenligne.org
- Фотоархив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tiajelyi-trofeinyi-francuz-625e7402521ff9571181d930?&