История FCM 36, самого прогрессивного французского легкого танка межвоенного периода
Содержание:
Французское танкостроение межвоенного периода было, скажем так, своеобразное. Имея мощную промышленность, французские военные умудрились сделать так, что к маю 1940 года преимущество в танках перед немцами оказалось номинальным. Самое главное, что это были за танки. Не то, что совсем плохие, по некоторым характеристикам они являлись одними из лучших в мире. Но вот суммарно получалось что-то очень странное, причем вопросы были больше не к инженерам, которые это создали, а к заказчику.
Одним из показателей, что у французских военных творится неладное, являлась ситуация с легкими танками. Одно то, что их было аж три типа, говорило о многом. Создавались они по одному техническому заданию, но получились разными. Особенно это касалось FCM 36, танк во многом революционный, но при этом получившийся довольно спорным. А главное малосерийным, на что повлияла, в том числе, и чрезмерная стоимость. При этом его боевая эффективность оказалась как на уровне более дешевых одноклассников.
Прогрессивная разработка от судостроителей
Сама по себе история того, как начинался конкурс на создание нового легкого французского танка, выглядела показательно. Началось всё с предложения Hotchkiss создать что-то типа танкетки, но с толстой броней (30 мм) и корпусом из крупных деталей, собираемых на болтах. Идея понравилась, но при этом быстро превратилась в конкурс, который объявили 2 августа 1933 года. Причем это уже была не танкетка, а легкий танк, что-то типа Renault FT, но с броней толщиной 30 мм. Скорость движения оценивалась в 8-10 км/ч, вооружение состояло либо из 2 пулеметов, либо 37-мм пушки SA 18.
Всего на конкурс записалось 13 предприятий, но имелась одна хитрость. Из них выбирали те, что предлагали интересные, с точки зрения французских военных, проекты, им выдавалось финансирование на постройку опытных образцов. В результате к началу 1934 года осталось 7 фирм, в том числе FCM (Forges et Chantiers de la Méditerranée). Судостроительное предприятие из Ла-Сейн-сюр-Мер, пригорода Тулона, к тому моменту уже себя зарекомендовало как создатель танков прорыва FCM 2C. Также FCM, у которой имелось несколько филиалов, активно участвовала в программе Char B. Их танк получился неудачным, зато Char B1, уже совместная разработка, выпускался филиалом в Гавре. Не говоря о том, что на Char B1 стояла ходовая часть, разработанная на FCM под руководством инженера Бурдо.
В то время, как часть производителей воспользовалась идеей Hotchkiss, взяв на вооружение крупные литые детали, на FCM пошли совсем иным путем. К началу 30-х годов при сборке танков впервые стали применять сварку. Новаторами в этом деле стали немцы и Кристи, но сварка, в виду ее сложности, внедрялась неохотно. Неслучайно французы так полюбили литьё и болты, чего бы не делать, лишь бы не варить. А вот у FCM опыт сварки имелся. Они его решили использовать на своём легком танке, который получил обозначение Tracteur RN.3.
В начале 1934 года FCM представила полноразмерный макет своего танка. Бурдо и команда использовали как уже имевшиеся наработки (например, конструкцию ходовой части), так и принципиально новые идеи. Одной из них стали рациональные углы наклона броневых листов. Так или иначе, рациональные углы наклона брони уже применялись, достаточно вспомнить те же танки Кристи. Но не в столь больших объемах. На сей раз большие углы наклона броневых листов были не только в лобовой части, но и у бортов, и у кормы. Башня при этом поначалу была литой, со спаркой пулеметов MAC Mle.1931. Такое же решение использовалось у целого ряда проектов, но ни одна из этих башен не стала серийной. Связано это оказалось, в том числе, и с метаморфозами, которые претерпевали требования на новый танк.
22 мая 1934 года Консультативный Совет по Вооружениям принял решение изменить спецификацию на новый легкий танк. Для начала, от варианта с пулеметным вооружением отказались. Теперь танк оснащался 37-мм пушкой SA 18 и спаренным пулеметом MAC Mle.1931. Далее, ужесточились требования по подвижности. Скорость движения выросла до 18-20 км/ч. Данные требования вопросов не вызывали, в отличие от броневой защитой. Ее увеличили до 40 мм, дабы иметь надежную защиту от 25-мм пушек. Вроде бы решение правильное, но с одним нюансом. К тому моменту основная масса фирм, которые разрабатывали новые легкие танки, уже подошли к стадии постройки опытного образца.
Результатом стало то, что все без исключения проекты получились перегруженными. Помимо дополнительной брони, пришлось переделывать и башни. В дальнейшем число фирм, которые строили танки, сократилось до 6, из их одна, Delaunay Belleville, так его и не изготовила. Что же касается Tracteur RN.3, то опытный танк был предъявлен на испытания 12 апреля 1935 года. Машина получила дизельный двигатель Berliet ACRO мощностью 95 лошадиных сил. Следует отметить, что FCM был не единственным, кто выбрал дизельный мотор. Он же использовался на легком танке Batignolles-Châtillon. Этот танк, к слову, был похожим на Tracteur RN.3, но вместо сварки паровозостроители из Нанта использовали заклепки и литьё. Berliet ACRO на испытаниях сильно капризничал и едва не погубил танк. Не особо понравилась и башня Tracteur RN.3, которую, как и корпус, сделали сварной конструкции.
Результатом стало то, что FCM стала в усиленном темпе строить второй, доработанный прототип танка. Ходовая часть с 9 парами опорных катков на борт существенно менять не стали. А вот двигатель поставили другой — тоже Berliet, объемом 8,5 литров и мощностью 105 лошадиных сил. Производитель тот же, а вот исходный двигатель иной лицензионный дизель Ricardo Comet конструкции Гарри Рикардо (тот самый, что создал мотор для Tank Mark V). Несколько изменился «обвес» корпуса, люк механика-водителя стал трехстворчатым, но наибольший интерес представляет башня. Ее явно рисовали с литой башни легкого танка Batignolles-Châtillon, с той разницей, что конструкция FCM была сварной.
На испытания второй образец Tracteur RN.3 вышел 10 сентября 1935 года. Боевая масса танка снизилась, хотя всё равно находилась на отметке в 10 тонн. При этом толщина брони оставалась 30 мм, как по исходному заданию. В ходе первого этапа испытаний, который продолжался до 23 октября 1935 года, мотор показал себя более надежным. С другой стороны, хватало других болячек. Второй вариант передних крыльев также получился неудачным, они забивались грязью. Критике подверглась конструкция ленивца и орудийной установки. Танк отправился в переделку, которая, впрочем, была уже не столь существенной. На испытания доработанный танк вернулся 19 декабря.
Машина продолжала видоизменяться в ходе испытаний, которые закончились 14 мая 1936 года. Гусеничные ленты заменили на принципиально иные траки, не имеющие ничего общего с концепцией Char B. Также были наварены дополнительные листы брони, что довело ее общую толщину до требуемых 40 мм (случилось это уже после окончания испытаний). Итогом стало то, что боевая масса Tracteur RN.3 достигла 12,35 тонн. Тем не менее, машина явно заинтересовала французских военных. Она больше подходила на роль легкого пехотного танка, чем принятый на вооружение Renault R 35. Танк имел более высокую плавность хода, а скорость по шоссе была выше (24 км/ч у Tracteur RN.3 и 20 км/ч у Renault R 35). Результатом стало то, что 26 мая 1936 года с FCM подписали контракт №61.733 DP.2 на выпуск 100 танков, получивших обозначение Char léger Modèle 1936 FCM.
Оставшийся малосерийным
Принятие Tracteur RN.3 на вооружение французской пехоты происходило на фоне крайне нервной ситуации. Связано это оказалось с тем, что принятый на вооружение Renault R 35 (окончательно принятый тогда же, 26 мая 1936 года) выпускался заводом, набравшим слишком много заказов. По итогам танковое производство Renault пришлось национализировать. Более того, изначально отвергнутый французской пехотой легкий танк от Hotchkiss (справедливости ради, поначалу он был далеко не подарком), известный как Hotchkiss H 35, позже также пришлось закупать. Исходно его навязали кавалерии, но дальше стало понятно, что он как минимум не хуже (а по факту лучше) Renault R 35.
Дополнительная проблема заключалась в том, что FCM 36, как назывался новый танк, имел свой набор проблем. Для начала, принятие его на вооружение совсем не означало, что он тут же пойдет в серию. FCM начала организацию производства танка на заводе в Марселе, но процесс этот оказался небыстрым. Выпуск танков начался в 1937 году, а первые машины попали во французскую армию 2 мая 1938 года. Еще одним проблемным моментом стала стоимость машины. Она составляла 450000 франков, это равнозначно Char D2, либо паре Renault R 35.
Вместе с тем, французские военные очень внимательно смотрели на FCM 36. Для начала, этот танк имел запас по топливу 225 км, в то время как его одноклассники могли пройти на одной заправке 130 километров. Кроме того, машина имела наилучшие результаты по движению на бездорожье, а для танка поддержки пехоты это показатель совсем не лишний. Помимо этого, военным очень понравилась башня FCM 36. Она не только получилась более просторной, но и обладала лучшей обзорностью. Выступ сверху был более правильной идеей, чем смотровая башенка, в которую мало что можно было увидеть.
Своё отношение к танку французские военные указали еще в ходе финальных тестов второго опытного образца танка, которые закончились 9 июля 1936 года. Согласно сделанным выводам, FCM 36 был как минимум не хуже, а скорее лучше, чем остальные танки конкурса. Правда, всё еще оставались некоторые вопросы по ходовой части. В проходимости вопросов не возникало, но развитые фальшборта и передние крылья забивались грязью. Также она налипала на гусеничные ленты. В 1938-39 годах шли опытные работы по внедрению нового трака и иной конструкции крыльев. Пробовали ставить хвост для преодоления более глубоких рвов. Но всё это так и осталось опытными работами.
Вокруг башни FCM 36 разворачивались крайне интересные события. Она имела тот же диаметр погона, что и башня APX-R, а ее конструкция выглядела настолько удачной, что возникла идея ставить ее и на остальные танки. Впрочем, эта идея так и не продвинулась дальше опытов. То же самое касалось и возможного перевооружения танка на длинноствольную 37-мм пушку SA 38. Был установлен макет орудия, который вполне вписался. А дальше были крайне спорные испытания, где якобы наблюдались трещины в сварных швах. Насколько это правда, вопрос отдельный. Но FCM разработала улучшенную башню, частично штампованную. Она осталась макетом, да и имевшиеся танки так и не перевооружили на новую пушку. Хотя возможность имелась.
Впрочем, точку в серийном производстве FCM 36 поставили совсем другие причины. Не секрет, что FCM была одним из основных производителей Char B1, а затем и Char B1 bis. Когда возник вопрос о дальнейшем заказе, уже на 200 FCM 36, выяснилось, что надо расширять производство, уже занятое Char B1 bis. В результате ценник вырос до 900000 франков. Естественно, за такие деньги танк был не нужен (да FCM, будем честными, не горел желанием их выпускать). Тем не менее, концепция FCM 36 французским военным очень понравилась. Об этом намекает разработка AMX 38, который кое-что сильно напоминал.
Герой боёв под Седаном
Контракт №61.733 DP.2 на 100 FCM 36 подразумевал, что будет изготавливаться партия для оснащения двух танковых батальонов. На тот момент танковый батальон, или BCLM (Batallion de Chars Légers Modernes, батальон современных лёгких танков), имел в своём составе 45 танков. Еще 5 танков обычно было в резерве. Окончательно FCM 36 первой (и последней) партии были сданы 13 марта 1939 года. Темы невысокие, но всё относительно. 10 танков в месяц для того времени были весьма бодрым графиком.
Первым танки получил 7-й BCL, которым командовал майор Джордани. Эти же машины впервые показали открыто: 11 ноября 1938 года в Париже прошел парад, где принимали участие новые танки. На тот период батальон входил в состав 503-го танкового полка, который базировался в Версале. Из 4 батальонов полка современные машины имели только 2, остальные всё еще оснащались Renault FT. Далее партию из 45 танков отправили в 7-й BCL, которым командовал майор Сен-Сернен. Он входил в состав 502-го танкового полка (г. Ангуль), где современные танки имели все батальоны. В резерве и учебными были 7 танков, остальные использовались для экспериментальных работ.
Надо сказать, что новые танки французы не прятали. Они активно участвовали в маневрах, принимали FCM 36 участие и в традиционном параде 14 июля 1939 года. Да и смысла прятать их не было, и так известно, что новых заказов не ожидается. В таком виде 4-й и 7-й батальоны дожили до 25 августа 1939 года. В этот день прошла реформа батальоны переименовали в BCC (Bataillons de Chars de Combat, танковые батальоны), а полки стали GBC (Groupe de Bataillons de Chars, группа танковых батальонов). FCM 36 сконцентрировали в 503-м GBC, помимо них, туда попал 3-й BCC.
Начавшаяся осенью 1939 года «Странная война» привела к тому, что поначалу особого шевеления танковых частей не наблюдалось. В конце марта 1940 года 503-й GBC перебазировали в тренировочный лагерь возле Мурмелон-ле-Гран, где принимал участие в учениях вместе с пехотой. К 10 мая 1940 года, когда началось немецкое наступление, в лагере находился 7-й BCC. Что же касается 4-го BCC, то он 10 мая находился в лагере возле Ла-Курон. Впрочем, порознь батальоны на FCM 36 находились очень недолго.
11 мая 1940 года танки 7-го BCC погрузили на два эшелона и отправили в лагерь неподалёку от Вузье (Арденны, Франция). 4-й BCC оказался не слишком далеко — в Фронен (Бельгия). К 13 мая батальоны оказались на франко-бельгийской границе, попав в подчинение 10-го армейского корпуса. На следующие утро батальоны на FCM 36 двинулись в сторону Седана. Именно здесь и состоялся их боевой дебют. По иронии судьбы, в Первую мировую войну 10-й армейский корпус тоже воевал под Седаном, причем тоже с сомнительными результатами. Разница в том, что теперь на город, ставший таким же символом поражения французской армии в 1870 году, как в 1812 году Березина, двигались 1-я и 10-я немецкие танковые дивизии. Немцы уроки Первой мировой войны выучили, преподав своим старым визави мастер-класс.
Первыми с немцами столкнулся 7-й BCC, случилось это в районе Шешмери. Поначалу французам сопутствовала удача. Танки 3-й роты расправились с немецкой противотанковой пушкой, затем их жертвами стали несколько лёгких танков и бронемашин на подступах к Бюлсону, здесь отличились 1-я и 2-я роты. А дальше их визави стали основные силы 1-й ТД. Против Pz.Kpfw.III французские 37-мм пушки SA 18 оказались бесполезными, один из немецких танков получил 12 попаданий без малейшего ущерба. Поняв, что французские танки можно бить с 200-300 метров, немецкие танкисты начали их методично расстреливать. Вдобавок район Шемери накрыла немецкая авиация, отбомбившись и по своим. В итоге от 13 танков 1-й роты в строю осталось 4. Всего же 7-й BCC потерял 29 танков, то есть почти 2/3 состава. Основная масса переживших бой танков имела различные повреждения.
4-му BCC повезло больше: действуя восточнее, его танки не попали под каток немецкого наступления. Действуя совместно с 205-м пехотным полком, батальон отступил в сторону Стонна. 15 мая 2-я рота пошла в атаку, но без столь существенных потерь. По состоянию на 20 мая потери батальона составили 5 танков, из которых 2 стали жертвами немецкой авиации. При этом отмечался перегрев моторов. Позже 4-й BCC был отведён в резерв, а 9–10 июня он участвовал в битве за населённый пункт Вонк, понеся тяжёлые потери. К 13 июня батальон был обескровлен. Часть танков отправилось в ремонт, часть осталась на поле боя.
Надо сказать, что FCM 36 в скоротечной кампании показали высокую живучесть. Подбитые и захваченные машины немцы умудрялись восстанавливать до рабочего состояния и пускать в бой еще в ходе французской кампании. Всего же им досталось 37 танков данного типа. Другой вопрос, что малочисленность и дизельный мотор сделали FCM 36 неинтересным для немецкой армии. Так или иначе, но сработал этот танк как минимум не хуже остальных «французов». Танк был неплохой, но дорогой, малочисленный и с морально устаревшей пушкой, которая стала одной из причин катастрофических потерь под Седаном.
Ныне известен всего один образец FCM 36, сохранившийся до наших дней. Данная машина находится в экспозиции танкового музея в Сомюре. В конце 2000-х годов танк полностью восстановили, он находится в ходовом состоянии и имеет практически весь обвес. Можно сказать, что это наглядная демонстрация возможностей французской промышленности. Высокие технологии, которыми толком не удалось воспользоваться.
Список источников
- FCM 36, Pascal Danjou, TRACKSTORY №7, 2007
- Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
- Guerre, blindés & matériel (GBM) №81, №85, №106
- eBay
- Фотоархив автора
источник: https://dzen.ru/a/ZvGlStmRf0iFtWbj