Юрий Пашолок. Тактическая «Нива» по китайскому образцу

1

Юрий Пашолок. Тактическая "Нива" по китайскому образцу

Рассказ о тактическом автомобиле «Улан», одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2024»

Первые военные автомобили появились почти 130 лет назад. За то время, что они существуют, военные машины неоднократно меняли свой облик. Многое зависело не только от того, что могла промышленность, но и от тех задач, которые хотел от машины заказчик. Порой эти самые требования могли быть прямо противоположны предыдущим заданиям. Ничего удивительного тут нет, поскольку задачи военный автомобиль может выполнять совершенно разные. И чем больше таких задач, чем более разнообразными получаются машины.

Демонстрация "Улана" прошла буднично. Впрочем, наличие этой машины на основной площадке техники намекало - дело пахнет серией

Демонстрация «Улана» прошла буднично. Впрочем, наличие этой машины на основной площадке техники намекало — дело пахнет серией

На международном военно-техническом форуме «Армия-2024» колесная техника находилась в приоритете. Нынешние боевые действия требуют самые разные образцы колесных машин, причем сейчас идет тенденция к тому, что от концепта до серийного образца путь заметно сократился. Кроме того, одна и та же базовая платформа может служить для создания принципиально разных машин. В этом смысле весьма показателен мотовездеход «Улан», который создан на базе широко известной «Нивы».

Спереди это вполне обычная машина

Спереди это вполне обычная машина

В случае с военными автомобилями постоянно идет битва между подвижностью и зашитой. Отчасти это связано с тем, что от одной и той же машины требовали принципиально разные задачи. Такое бывало ни раз и не два, достаточно вспомнить, как и Bantam BRC, легкой машины-разведчика, пытались соорудить самоходную пушку. Сделать-то можно, вот только чего из этого получится, хороший вопрос. Кстати, в дальнейшем джипы, исходно альтернатива мотоциклам с коляской, заметно подросли. Что привело, не поверите, к появлению еще одного вида легких машин.

А вот сзади уже больше похоже на багги

А вот сзади уже больше похоже на багги

В случае с мотовездеходом «Улан», впрочем, может возникнуть недоуменный возглас «Что?! Опять?!». Дело в том, что неподалеку на форуме показывали багги «Сармат-2» для ВДВ, которые создавали довольно долгое время. И вот недавно приняли решение, что в крупную серию пойдет броневик «Сармат-3». Который уже совсем не багги, причем, как уже показал боевой опыт, машина получилась вполне удачная. Другой вопрос, что вроде бы только отказались от багги, и вот еще одна машина, похожая по концепции.

По факту это что-то среднее, именуемое мотовездеходом

По факту это что-то среднее, именуемое мотовездеходом

Как не странно, но в данном случае возглас будет совсем не к месту. Дело в том, что «Улан» — это отнюдь на аналог «Сармата». Его прямым аналогом, точнее, идейным прародителем, стал китайский мотовездеход Desertcross. Эта небольшая, проворная и легкая машина, изначально позиционировавшаяся как аппарат для «охотников фермеров и работников лесного хозяйства», оказалась очень полезной для совсем других задач. А именно как легкая тактическая машина, хорошо зарекомендовавшая себя на фронте. Правда, есть нюанс. Desertcross 1000-3 стоит 2,5 миллиона рублей, что многовато.

Сзади перевозится двое раненых на носилках

Сзади перевозится двое раненых на носилках

Так что «Улан», можно сказать, более бюджетный, а главное локализованный аналог китайского мотовездехода. Машину готовили в срочном порядке, причем Desertcross 1000-3 стоял на форуме в непосредственной близости от своего «отпрыска». Впрочем, «Улан» от китайской машины взял только общую концепцию легкой тактической машины. В остальном же тут совсем другая машина, причем смотрится она едва ли не интереснее, чем китайский аппарат. По крайней мере, выглядит это как машина, а не внедорожный гольф-кар.

В отличие от китайского прообразе, "Улан" выглядит больше похожим на обычную машину

В отличие от китайского прообразе, «Улан» выглядит больше похожим на обычную машину

Если сравнивать с идейным прародителем, то «Улан» получился более крупным. Его длина составляет 3,75 метра что более чем на 40 сантиметров больше, чем Desertcross 1000-3. Также российская машина чуть шире. При этом снаряженная масса составляет 620 кг, а это заметно ниже китайского мотовездехода. Нет, никакой магии: дело в том, что дополнительная длина получилась за счет «хвоста». Он нужен, в том числе, для размещения в задней части кузова носилок. При необходимости «Улан» может принять на борт двух лежачих раненых.

Дополнительную длину обеспечивает "хвост" в задней части машины

Дополнительную длину обеспечивает «хвост» в задней части машины

Надо сказать, что аскетичная тактическая машина не лишена красоты. По крайней мере, как уже говорилось, она выглядит вполне нормальным автомобилем. Да и агрегаты тут автомобильные. Собственно говоря, известны они хорошо. 80-сильный мотор, элементы ходовой части взяли от «Нивы», с нее же позаимствовали и ряд других деталей. Помимо того, что это позволяет максимально локализовать машину, такой аппарат гораздо проще ремонтировать. С «Нивой» знакомы хорошо, а вот с «китайцами» как-то не особо.

Установка пулемета на крыше

Установка пулемета на крыше

По итогам получился вполне приличный аппарат, обладающий совсем не маленькой удельной мощностью. Причем он тащит на себе почти столько же, сколько весит сам — 600 кг. Кроме того, машина изначально создавалась для военных целей, что очень хорошо видно по ее комплектации. Весьма недурно проработан и вопрос защиты от непогоды. В общем и целом, «Улан» оставил о себе весьма положительное впечатление. Это не «колхоз», который сварили из чего-то за две недели до форума.

Еще один пулемет стоит спереди-справа

Еще один пулемет стоит спереди-справа

Не менее важным моментом является тот факт, то «Улан» — это не просто выставочный экземпляр с непонятными перспективами. Как уже говорилось выше, сейчас от идеи до серии проходит гораздо меньше времени. Поэтому данный аппарат, созданный для испытаний, стал базой для дальнейших работ. Здесь стоит базовая подвеска от «Нивы», ее предполагается дорабатывать в сторону увеличения дорожного просвета. Самое же главное, что речь идет о пробной партии машин.

Внутри всё скромно, как это обычно бывает у тактических машин

Внутри всё скромно, как это обычно бывает у тактических машин

Пример «Улана» далеко не единственный, за последние 2,5 года подобных «быстрых» проектов уже появилось не так и мало. Самое главное, что появился заказчик, который четко формулирует, что ему надо. Так что появляются нишевые машины, которые в иных условиях могли и не родиться. В одном случае нужен легкий, но броневик, а в другом легкая тактическая машина. Главное, что это перестает быть просто выставочными образцами.

источник: https://dzen.ru/a/Z0jmIKLi92zRNvqI

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account