Рассказ о тактическом автомобиле «Улан», одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2024»
Первые армейские автомобили появились почти 130 лет назад. За эти годы их внешний вид претерпел множество изменений. Это зависело не только от возможностей промышленности, но и от требований заказчиков. Иногда новые требования существенно отличались от предыдущих. В этом нет ничего удивительного, ведь военные автомобили могут выполнять самые разные задачи. И чем больше таких задач, тем более разнообразными становятся машины.
На форуме «Армия-2024», посвящённом международным военно-техническим достижениям, особое внимание уделялось колесной технике. Требования сегодняшних военных операций делают актуальными разнообразные модели колесных машин, и заметно ускорился процесс от разработки концепта до начала серийного производства. Более того, одну и ту же основную платформу можно использовать для создания совершенно различных машин. Отличным примером этого является мотовездеход «Улан», разработанный на основе хорошо известной «Нивы».
В сфере военной техники всегда происходит противостояние между маневренностью и защитой. Это отчасти объясняется тем, что от одного автомобиля ожидали выполнения совершенно различных функций. Такое случалось неоднократно, вспоминается, как на основе легкого разведывательного автомобиля Bantam BRC пытались создать самоходную пушку. Сделать это возможно, но каким будет результат, остается вопросом. Интересно, что впоследствии джипы, изначально задуманные как альтернатива мотоциклам с коляской, значительно увеличились в размерах. Это, как ни странно, привело к появлению еще одного типа легких автомобилей.
Когда речь заходит о мотовездеходе «Улан», можно услышать удивленный возглас: «Что?! Опять?!». Это связано с тем, что на соседнем форуме недавно демонстрировали багги «Сармат-2» для десантников, на разработку которого потребовалось немало времени. И вот, совсем недавно было решено запустить в массовое производство бронемашину «Сармат-3». Эта машина уже больше не является багги, однако благодаря боевому опыту она хорошо зарекомендовала себя. Интересно, что казалось бы, только что отказались от концепции багги, а теперь появляется еще один похожий по замыслу автомобиль.
Удивительно, но в данной ситуации радостный крик будет неуместен. Проблема в том, что «Улан» вовсе не является аналогом «Сармата». Его прямым аналогом, а точнее, идейным предшественником, выступает китайский мотовездеход Desertcross. Эта компактная, маневренная и легкая машина, изначально разработанная для «охотников, фермеров и работников лесного хозяйства», показала свою высокую эффективность в совершенно иных условиях. А именно в роли легкой тактической машины, продемонстрировавшей отличные результаты на поле боя. Однако здесь есть один важный момент: Desertcross 1000-3 стоит 2,5 миллиона рублей, что является значительной суммой.
Так что, можно сказать, «Улан» является более доступной по цене и, что важнее, адаптированной версией китайского мотовездехода для местного рынка. Автомобиль разрабатывали в сжатые сроки, при этом Desertcross 1000-3 находился на форуме в непосредственной близости от своей «копии». Однако «Улан» заимствовал у китайской модели лишь общую идею легкого тактического автомобиля. Во всём остальном это совершенно другая машина, которая выглядит, возможно, даже более привлекательно, чем её китайский прототип. В конце концов, это действительно похоже на автомобиль, а не на гольф-кар для бездорожья.
В сравнении с идеологическим предшественником, «Улан» вышел более габаритным. Его длина достигает 3,75 метра, что более чем на 40 сантиметров длиннее, чем у Desertcross 1000-3. Также российская модель слегка шире. Между тем, ее масса в снаряженном состоянии составляет 620 кг, что значительно меньше веса китайского вездехода. Никаких волшебных приемов нет: удлинение произошло из-за «хвоста». Этот элемент, в частности, предназначен для размещения носилок в задней части автомобиля. При необходимости «Улан» способен взять на борт двух раненых, находящихся в лежачем положении.
Надо сказать, что аскетичная тактическая машина не лишена красоты. По крайней мере, как уже говорилось, она выглядит вполне нормальным автомобилем. Да и агрегаты тут автомобильные. Собственно говоря, известны они хорошо. 80-сильный мотор, элементы ходовой части взяли от «Нивы», с нее же позаимствовали и ряд других деталей. Помимо того, что это позволяет максимально локализовать машину, такой аппарат гораздо проще ремонтировать. С «Нивой» знакомы хорошо, а вот с «китайцами» как-то не особо.
По итогам получился вполне приличный аппарат, обладающий совсем не маленькой удельной мощностью. Причем он тащит на себе почти столько же, сколько весит сам — 600 кг. Кроме того, машина изначально создавалась для военных целей, что очень хорошо видно по ее комплектации. Весьма недурно проработан и вопрос защиты от непогоды. В общем и целом, «Улан» оставил о себе весьма положительное впечатление. Это не «колхоз», который сварили из чего-то за две недели до форума.
Не менее важным моментом является тот факт, то «Улан» — это не просто выставочный экземпляр с непонятными перспективами. Как уже говорилось выше, сейчас от идеи до серии проходит гораздо меньше времени. Поэтому данный аппарат, созданный для испытаний, стал базой для дальнейших работ. Здесь стоит базовая подвеска от «Нивы», ее предполагается дорабатывать в сторону увеличения дорожного просвета. Самое же главное, что речь идет о пробной партии машин.
Пример «Улана» далеко не единственный, за последние 2,5 года подобных «быстрых» проектов уже появилось не так и мало. Самое главное, что появился заказчик, который четко формулирует, что ему надо. Так что появляются нишевые машины, которые в иных условиях могли и не родиться. В одном случае нужен легкий, но броневик, а в другом легкая тактическая машина. Главное, что это перестает быть просто выставочными образцами.
источник: https://dzen.ru/a/Z0jmIKLi92zRNvqI