Юрий Пашолок. Т-34М по четвертому кругу
История Т-43, первого танка с таким индексом
Содержание:
Как это часто бывает, первые попытки создать танк, предназначенный для замены Т-34, были предприняты вскоре после принятия его на вооружение. Поначалу речь шла о внедрении торсионной подвески и расширения диаметра башенного погона до 1600 мм. Далее на свет появился танк Т-34М, который весьма существенно отличался от прародителя. Танков с таким индексом было два: первый появился весной 1941 года, а второй, который и должен был пойти в серию, сформировался летом того же года. Начало Великой Отечественной войны не оставило для Т-34М шансов на серийное производство. Тем не менее, работу над потенциальным сменщиком Т-34 продолжили.
В начале июня 1942 года КБ-520 завода №183 под руководством А.А. Морозова подготовила проект третьего по счету танка с индексом Т-34М. Данная машина имела мало общего с танками 1941 года, обозначавшимися таким же образом. По ряду причин этот Т-34М остался в виде эскизов и масштабного макета. Тем не менее, работы по нему не прошли бесследно. Прямым его развитием стал Т-43, первый из потенциальных сменщиков Т-34, дошедший до стадии опытного образца.
Трехместная башня при штатном погоне Т-34
Одной из главных причин, почему Т-34 разработки 1942 года не стали строить в металле, оказалась ситуация вокруг Т-34. Начало июня 1942 года было совсем не тем временем, когда стоило подходить с подобной разработкой. Фронту остро требовались Т-34, во всё больших количествах. 5 июня 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1879сс «Об улучшении танков Т-34». В числе улучшений значились 5-скоростная коробка передач, а также командирская башенка. Также всплыл перспективный танк, обозначавшийся как Т-44. Впрочем, Сталин пункт 5, где упоминался данный танк, из постановления вычеркнул. Было не до того.
Ситуация вокруг Т-34 и его сменщиков чем-то напоминало то, происходило вокруг КВ-1с и КВ-13 (ИС-1). Разница заключалась в том, что Т-34 срочно заменять не планировали. Постановление ГКО №1879сс предусматривало изготовление двух модернизированных Т-34, сроком исполнения значилось 15 июля 1942 года. В дальнейшем ситуация поменялась. Опытных танков стало три. Первый получил 5-скоростную КПП, второй, помимо новой коробки передач, получит также новую башню. Третий танк оснащался 4-скоростной КПП, но при этом получил новую башню, которая оснащалась командирской башенкой. Первый танк вышел на испытания 22 июля, второй 31 июля, а третий 9 августа. А вот машина большой модернизации пока находилась на скамейке запасных.
Третий опытный танк с новой башней оказался наиболее интересным. Как и обычные Т-34, он имел диаметр башенного погона 1420 мм, так что для получения места под третьего члена экипажа пришлось постараться. Как и башня Т-34М разработки 1942 года, эта башня имела вытянутую, а не 6-гранную форму. При этом система с креплением неподвижной установки вооружения на болтах сохранялась. Место для командира выкроили за счет развитой кормовой ниши. Чтобы он туда влез, КБ-520 проявило чудеса изворотливости. Впрочем, и командиру, дабы туда влезть, требовалось проявить чудеса эквилибристики.
Проведенные испытания показали, что сама по себе идея установки командирской башенки имеет перспективы. Улучшалась обзорность, также командир мог заниматься своим делом, а не совмещать функции наводчика. Но были и недостатки. После ходовых испытаний, когда танк непрерывно находился в движении 1,5 часа, командир сильно утомлялся. Находился командир в одном положении, кроме того, вентиляция была недостаточной. Чтобы выйти, требовалось откинуть гильзоулавливатель. Наконец, конструкция башенки не давала разместить в ней человека ростом, не выше среднего. Требовалось башенку доработать, сделав ее больше в диаметре и выше.
В отличие от 5-скоростной коробки передач, которая далее прописалась на серийных Т-34, трехместная башня на серийном танке не прижилась. Зато она продолжила развиваться на наследнике Т-34М 1942 года. Снова им занялись в конце сентября 1942 года, причем, судя по письму А.А. Морозова от 4 октября того же года, поначалу завод №183 повторно отправил проект Т-34М. На сей раз Сталин не стал откладывать проект в долгий ящик. Состоялся телефонный разговор, в ходе которого Сталин дал указание изготовить опытный образец танка в максимально короткие сроки.
Во многом это и объясняет, почему танк, получивший обозначение Т-43, так похож на предшественника. Сформировался он в октябре 1942 года, с некоторыми доработками, имевшими место в ноябре. В переписке Морозов снова упоминал Т-44, но на сей раз всё было прозаичнее. Под данным обозначением скрывался облегченный Т-43, с броней толщиной 45 мм. Можно сказать, машина на подхвате. Впрочем, запасной вариант довольно быстро ушел в небытие.
В ноябре 1942 года КБ-520 внесло изменение в конструкцию башни, точнее, командирской башенки. Ее разработали с нуля, получив куда более удачную конструкцию. Диаметр башенки увеличили на 120 мм, переделали установку смотровых приборов, а главное, ввели люк, имевший диаметр в свету 465 мм. В створке люка также ввели сигнальный лючок. Таким образом, командир теперь мог попадать на своё место не путем хитрых манипуляций, улучшались условия его работы. Исходно башенку делали для Т-34, но реализовали данную конструкцию уже на Т-43.
Промежуточное решение
Активизация работ по Т-43 происходила на фоне того, что в Челябинске шла разработка «скоростного» тяжелого танка КВ-13. Вопреки домыслам, создавался он для замены КВ, а не Т-34, тем не менее, отчасти Т-34М 1942 года с ним вполне пересекался. Например, требования на трехместную башню в начале июня 1942 года появились одновременно для этого варианта Т-34М и КВ-13. Больше того, тагильскую разработку вполне рассматривали как альтернативный вариант. Это уже потом они существенно разошлись по массе, а летом-осенью 1942 года всё было не столь очевидно.
На этом фоне крайне любопытно выглядела переписка между руководством НКТП и Морозовым. Ж.Я. Котин, зам наркома танковой промышленности, явно смотрел на результаты испытаний КВ-13, а они были далеко не радужными. Например, в ходе испытаний пришлось менять гусеничные ленты от Т-34 на КВ-1с, соответственно, заменили и ведущие колеса. Также было очевидно, что диаметр башенного погона в свету должен быть около 1600 мм, если необходимо разместить 3 человек в башне.
Между тем, Морозов насчет изменений требований на машину выступил резко против. В ноябре 1942 года по этому поводу возникла острая дискуссия. В ней, кстати, есть интересный момент, связанный с башенным погоном. До сих пор в этих ваших интернетах пасутся тучные стада свидетелей американских станков. Так вот, упорство Морозова насчет погона диаметром 1420 мм связано совсем не с отсутствием необходимых станков. А желанием максимально унифицировать башни Т-43 и Т-34 (и не только их). Если же делать разные погоны, то унификации нет, да еще и надо переделывать станки. Именно переделывать, а не заказывать новые.
В тот момент аргументы главного конструктора КБ-520 оказались более весомыми. В том числе Морозов указывал, что рост диаметра погона увеличивал боевую массу на 2 тонны. Результатом стали уточненные тактико-технические требования, подписанные 8 ноября 1942 года. В них всё еще присутствовал Т-44, но танк с 45-мм броней строить не стали. Самое главное, что основная идея Морозова создать потенциального сменщика Т-34, максимально с ним унифицированного, осталась неизменной. Новый танк заимствовал 24 позиции узлов и агрегатов от Т-34.
Результатом всех утрясок стало то, что работа по постройке опытного образца Т-43 началась в декабре 1942 года. Как и указывал Морозов, танк минимально отличался от проекта, который разработали еще в мае 1942 года. Впрочем, речь скорее шла о его общей конфигурации. На практике это уже был не просто Т-34М 1942 года с трехместной башней и новой командирской башенкой. В общей сложности было внесено 30 пунктов изменений в документацию.
Сборку опытного образца Т-43 закончили 16 декабря 1942 года. То, что танк будет тяжелее Т-34, было очевидно еще осенью: в ТТТ от 8 ноября его боевая масса указывалась на отметке 32 тонны, получилось на 220 кг больше. Впрочем, и Т-34 уже к тому моменту имел боевую массу 30,5 тонн. В связи с ростом боевой массы удельная мощность Т-43 снижалась до 15,6 л.с. на тонну, а удельное давление на грунт возрастало до 0,87 кг/см2. Соответственно, и глубина преодоления снежного покрова уменьшалась с 1,2 метров до 1 метра. С другой стороны, броневая защита танка заметно улучшалась.
Как и в случае с предшественником, полноценного люка механика-водителя на Т-43 не имелось. Предусматривался смотровой лючок, открывавшийся в походном положении. Общая конфигурация корпуса осталась той же, что на Т-34М, но появились и новые элементы. В их числе оказались поручни, которые также установили на башне. Также на корме корпуса появились дополнительные топливные баки коробчатой формы, каждый из которых вмещал по 140 литров топлива.
Дополнительные изменения претерпела и башня. В ее случае есть один забавный момент: дело в том, что сам танк сформировался в октябре 1942 года, а башню дорабатывали еще в ноябре. Поэтому техническая документация немного запаздывала. Другими словами, на схемах октябрьская машина, на снимках декабрьская. Кроме того, башня Т-34 и Т-43, даже без командирской башенки, не одно и то же. Помимо разницы в толщине брони, изменились и пистолетные порты.
После сборки начались заводские испытания танка. К 1 января 1943 года он преодолел 247 километров. В общей же сложности с 16 декабря 1942 по 25 февраля 1943 года танк преодолел 1359 километров. В их ходе танк прошел 14 пробегов по обычной программе и 4 в рамках специспытаний. В дальнейшем Т-43 преодолел еще 1667 километров, таким образом, общий пробег составил впечатляющие 3026 километров. На этом фоне пробег первого образца КВ-13 выглядел очень скромно.
Поскольку боевая масса выросла до 32,2 тонн, подвижность танка, по сравнению с Т-34, снизилась. Средняя скорость чистого движения по шоссе составила 30,4 км/ч, у Т-34 она достигала 34,5 км/ч. А вот максимальная скорость оказалась очень близкой — 49,05 у Т-43 и 50 км/ч у Т-34 с 5-скоростной КПП. Рост массы сказался и на возможностях по преодолению различных препятствий, впрочем, разница составляла всего 5%. Естественно, снизился (не 60 км) запас хода, зато улучшился тепловой режим мотора. Связано это оказалось с переделкой воздухозаборников.
Отсутствие полноценного люка у механика-водителя вызвало критику со стороны испытателей. Чтобы попасть на своё место, ему требовалось залезать в танк через башню. Также были нарекания на регулировку сидения, а также неудобство работы с некоторыми рычагами управления. А вот переработанное место командира, в отличие от ситуации лета-осени 1942 года, похвалили. Человек среднего роста в полушубке вполне там помещался, утомляемости при езде не испытывал.
По итогам испытаний набралось 10 пунктов доработок, которые, впрочем, не несли принципиального характера. В частности, возвращался курсовой пулемет, который был на Т-34М (но почему-то убранный с Т-43). Также от смотрового лючка отказывались, требовался полноценный люк механика-водителя. После устранения недостатков, Т-43 рекомендовали запускать в серию. Впрочем, более интересны выводы комиссии, куда входил и Морозов. Они лишний раз подтверждали подозрение, что КВ-13 и Т-34М 1942 года, а также Т-43, считали одноклассниками. Т-43 отнесли к классу тяжелых быстроходных танков.
Главная проблема Т-43, с этой точки зрения, заключалась в простой истине. КВ-13 в 32-тонной версии умер еще осенью 1942 года. Новый танк, вышедший на испытания в марте 1943 года, был на 5 тонн тяжелее и оказался куда ближе к «нормальным» тяжелым танкам. К тому же в апреле 1943 года появилась тенденция у усилению вооружения. Появление Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E активизировало работу по 85-мм орудиям, который были крупноваты и для КВ-13 (ИС-1), и для Т-43.
Наконец, 5 апреля 1943 года появился расширенный перечень конструктивных изменений Т-43. В них значилось расширение башенного погона до 1600 мм, переделка установки орудия, новый механизм поворота башни итд. В результате у текущей конфигурации танка не было шансов для запуска в серию. Появись Т-43 на несколько месяцев раньше, возможно, он бы даже оказался серийным. Но весной 1943 года танк разработки весны 1942 года уже выглядел не соответствующим текущим требованиям. КБ-520 пришлось существенно дорабатывать танк, пытаясь успеть за требованиями военных. Но это уже история второго по счету Т-43, достойного отдельного повествования.
Автор благодарит Игоря Желтова и Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала
Список источников
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
источник: https://dzen.ru/a/Zh-Dy4JLCE7XEitw