17

Юрий Пашолок. Т-34М по четвертому кругу

История Т-43, первого танка с таким индексом

Содержание:

Как это часто бывает, первые попытки создать танк, предназначенный для замены Т-34, были предприняты вскоре после принятия его на вооружение. Поначалу речь шла о внедрении торсионной подвески и расширения диаметра башенного погона до 1600 мм. Далее на свет появился танк Т-34М, который весьма существенно отличался от прародителя. Танков с таким индексом было два: первый появился весной 1941 года, а второй, который и должен был пойти в серию, сформировался летом того же года. Начало Великой Отечественной войны не оставило для Т-34М шансов на серийное производство. Тем не менее, работу над потенциальным сменщиком Т-34 продолжили.

Первый опытный образец Т-43 в ходе заводских испытаний

Первый опытный образец Т-43 в ходе заводских испытаний

В начале июня 1942 года КБ-520 завода №183 под руководством А.А. Морозова подготовила проект третьего по счету танка с индексом Т-34М. Данная машина имела мало общего с танками 1941 года, обозначавшимися таким же образом. По ряду причин этот Т-34М остался в виде эскизов и масштабного макета. Тем не менее, работы по нему не прошли бесследно. Прямым его развитием стал Т-43, первый из потенциальных сменщиков Т-34, дошедший до стадии опытного образца.

Трехместная башня при штатном погоне Т-34

Одной из главных причин, почему Т-34 разработки 1942 года не стали строить в металле, оказалась ситуация вокруг Т-34. Начало июня 1942 года было совсем не тем временем, когда стоило подходить с подобной разработкой. Фронту остро требовались Т-34, во всё больших количествах. 5 июня 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1879сс «Об улучшении танков Т-34». В числе улучшений значились 5-скоростная коробка передач, а также командирская башенка. Также всплыл перспективный танк, обозначавшийся как Т-44. Впрочем, Сталин пункт 5, где упоминался данный танк, из постановления вычеркнул. Было не до того.

В июне 1942 года Сталин вычеркнул из постановления ГКО №1879сс "Об улучшении танков Т-34" пункты о Т-34М. Было не до того

В июне 1942 года Сталин вычеркнул из постановления ГКО №1879сс «Об улучшении танков Т-34» пункты о Т-34М. Было не до того

Ситуация вокруг Т-34 и его сменщиков чем-то напоминало то, происходило вокруг КВ-1с и КВ-13 (ИС-1). Разница заключалась в том, что Т-34 срочно заменять не планировали. Постановление ГКО №1879сс предусматривало изготовление двух модернизированных Т-34, сроком исполнения значилось 15 июля 1942 года. В дальнейшем ситуация поменялась. Опытных танков стало три. Первый получил 5-скоростную КПП, второй, помимо новой коробки передач, получит также новую башню. Третий танк оснащался 4-скоростной КПП, но при этом получил новую башню, которая оснащалась командирской башенкой. Первый танк вышел на испытания 22 июля, второй 31 июля, а третий 9 августа. А вот машина большой модернизации пока находилась на скамейке запасных.

Т-34 с трехместной башней

Т-34 с трехместной башней

Третий опытный танк с новой башней оказался наиболее интересным. Как и обычные Т-34, он имел диаметр башенного погона 1420 мм, так что для получения места под третьего члена экипажа пришлось постараться. Как и башня Т-34М разработки 1942 года, эта башня имела вытянутую, а не 6-гранную форму. При этом система с креплением неподвижной установки вооружения на болтах сохранялась. Место для командира выкроили за счет развитой кормовой ниши. Чтобы он туда влез, КБ-520 проявило чудеса изворотливости. Впрочем, и командиру, дабы туда влезть, требовалось проявить чудеса эквилибристики.

Еще один танк был с 5-скоростной КПП и двухместным вариантом башни

Еще один танк был с 5-скоростной КПП и двухместным вариантом башни

Проведенные испытания показали, что сама по себе идея установки командирской башенки имеет перспективы. Улучшалась обзорность, также командир мог заниматься своим делом, а не совмещать функции наводчика. Но были и недостатки. После ходовых испытаний, когда танк непрерывно находился в движении 1,5 часа, командир сильно утомлялся. Находился командир в одном положении, кроме того, вентиляция была недостаточной. Чтобы выйти, требовалось откинуть гильзоулавливатель. Наконец, конструкция башенки не давала разместить в ней человека ростом, не выше среднего. Требовалось башенку доработать, сделав ее больше в диаметре и выше.

Историческая справка по программе Т-43 и Т-44 от А.А. Морозова

Историческая справка по программе Т-43 и Т-44 от А.А. Морозова

В отличие от 5-скоростной коробки передач, которая далее прописалась на серийных Т-34, трехместная башня на серийном танке не прижилась. Зато она продолжила развиваться на наследнике Т-34М 1942 года. Снова им занялись в конце сентября 1942 года, причем, судя по письму А.А. Морозова от 4 октября того же года, поначалу завод №183 повторно отправил проект Т-34М. На сей раз Сталин не стал откладывать проект в долгий ящик. Состоялся телефонный разговор, в ходе которого Сталин дал указание изготовить опытный образец танка в максимально короткие сроки.

Т-43 по состоянию на октябрь 1942 года

Т-43 по состоянию на октябрь 1942 года

Во многом это и объясняет, почему танк, получивший обозначение Т-43, так похож на предшественника. Сформировался он в октябре 1942 года, с некоторыми доработками, имевшими место в ноябре. В переписке Морозов снова упоминал Т-44, но на сей раз всё было прозаичнее. Под данным обозначением скрывался облегченный Т-43, с броней толщиной 45 мм. Можно сказать, машина на подхвате. Впрочем, запасной вариант довольно быстро ушел в небытие.

Новая командирская башенка, появилась она в ноябре 1942 года

Новая командирская башенка, появилась она в ноябре 1942 года

В ноябре 1942 года КБ-520 внесло изменение в конструкцию башни, точнее, командирской башенки. Ее разработали с нуля, получив куда более удачную конструкцию. Диаметр башенки увеличили на 120 мм, переделали установку смотровых приборов, а главное, ввели люк, имевший диаметр в свету 465 мм. В створке люка также ввели сигнальный лючок. Таким образом, командир теперь мог попадать на своё место не путем хитрых манипуляций, улучшались условия его работы. Исходно башенку делали для Т-34, но реализовали данную конструкцию уже на Т-43.

Промежуточное решение

Активизация работ по Т-43 происходила на фоне того, что в Челябинске шла разработка «скоростного» тяжелого танка КВ-13. Вопреки домыслам, создавался он для замены КВ, а не Т-34, тем не менее, отчасти Т-34М 1942 года с ним вполне пересекался. Например, требования на трехместную башню в начале июня 1942 года появились одновременно для этого варианта Т-34М и КВ-13. Больше того, тагильскую разработку вполне рассматривали как альтернативный вариант. Это уже потом они существенно разошлись по массе, а летом-осенью 1942 года всё было не столь очевидно.

Т-43 в финальной конфигурации

Т-43 в финальной конфигурации

На этом фоне крайне любопытно выглядела переписка между руководством НКТП и Морозовым. Ж.Я. Котин, зам наркома танковой промышленности, явно смотрел на результаты испытаний КВ-13, а они были далеко не радужными. Например, в ходе испытаний пришлось менять гусеничные ленты от Т-34 на КВ-1с, соответственно, заменили и ведущие колеса. Также было очевидно, что диаметр башенного погона в свету должен быть около 1600 мм, если необходимо разместить 3 человек в башне.

Строился он по уточненным требованиям

Строился он по уточненным требованиям

Между тем, Морозов насчет изменений требований на машину выступил резко против. В ноябре 1942 года по этому поводу возникла острая дискуссия. В ней, кстати, есть интересный момент, связанный с башенным погоном. До сих пор в этих ваших интернетах пасутся тучные стада свидетелей американских станков. Так вот, упорство Морозова насчет погона диаметром 1420 мм связано совсем не с отсутствием необходимых станков. А желанием максимально унифицировать башни Т-43 и Т-34 (и не только их). Если же делать разные погоны, то унификации нет, да еще и надо переделывать станки. Именно переделывать, а не заказывать новые.

В сравнении с Т-34С

В сравнении с Т-34С

В тот момент аргументы главного конструктора КБ-520 оказались более весомыми. В том числе Морозов указывал, что рост диаметра погона увеличивал боевую массу на 2 тонны. Результатом стали уточненные тактико-технические требования, подписанные 8 ноября 1942 года. В них всё еще присутствовал Т-44, но танк с 45-мм броней строить не стали. Самое главное, что основная идея Морозова создать потенциального сменщика Т-34, максимально с ним унифицированного, осталась неизменной. Новый танк заимствовал 24 позиции узлов и агрегатов от Т-34.

Корпус напоминал Т-34М 1942 года

Корпус напоминал Т-34М 1942 года

Результатом всех утрясок стало то, что работа по постройке опытного образца Т-43 началась в декабре 1942 года. Как и указывал Морозов, танк минимально отличался от проекта, который разработали еще в мае 1942 года. Впрочем, речь скорее шла о его общей конфигурации. На практике это уже был не просто Т-34М 1942 года с трехместной башней и новой командирской башенкой. В общей сложности было внесено 30 пунктов изменений в документацию.

На танке установили поручни, введенные в апреле 1942 года

На танке установили поручни, введенные в апреле 1942 года

Сборку опытного образца Т-43 закончили 16 декабря 1942 года. То, что танк будет тяжелее Т-34, было очевидно еще осенью: в ТТТ от 8 ноября его боевая масса указывалась на отметке 32 тонны, получилось на 220 кг больше. Впрочем, и Т-34 уже к тому моменту имел боевую массу 30,5 тонн. В связи с ростом боевой массы удельная мощность Т-43 снижалась до 15,6 л.с. на тонну, а удельное давление на грунт возрастало до 0,87 кг/см2. Соответственно, и глубина преодоления снежного покрова уменьшалась с 1,2 метров до 1 метра. С другой стороны, броневая защита танка заметно улучшалась.

Смотровой лючок в открытом положении

Смотровой лючок в открытом положении

Как и в случае с предшественником, полноценного люка механика-водителя на Т-43 не имелось. Предусматривался смотровой лючок, открывавшийся в походном положении. Общая конфигурация корпуса осталась той же, что на Т-34М, но появились и новые элементы. В их числе оказались поручни, которые также установили на башне. Также на корме корпуса появились дополнительные топливные баки коробчатой формы, каждый из которых вмещал по 140 литров топлива.

Новые, коробчатые запасные топливные баки

Новые, коробчатые запасные топливные баки

Дополнительные изменения претерпела и башня. В ее случае есть один забавный момент: дело в том, что сам танк сформировался в октябре 1942 года, а башню дорабатывали еще в ноябре. Поэтому техническая документация немного запаздывала. Другими словами, на схемах октябрьская машина, на снимках декабрьская. Кроме того, башня Т-34 и Т-43, даже без командирской башенки, не одно и то же. Помимо разницы в толщине брони, изменились и пистолетные порты.

Содержимое МТО

Содержимое МТО

После сборки начались заводские испытания танка. К 1 января 1943 года он преодолел 247 километров. В общей же сложности с 16 декабря 1942 по 25 февраля 1943 года танк преодолел 1359 километров. В их ходе танк прошел 14 пробегов по обычной программе и 4 в рамках специспытаний. В дальнейшем Т-43 преодолел еще 1667 километров, таким образом, общий пробег составил впечатляющие 3026 километров. На этом фоне пробег первого образца КВ-13 выглядел очень скромно.

Забираться на место механика-водителя было непросто

Забираться на место механика-водителя было непросто

Поскольку боевая масса выросла до 32,2 тонн, подвижность танка, по сравнению с Т-34, снизилась. Средняя скорость чистого движения по шоссе составила 30,4 км/ч, у Т-34 она достигала 34,5 км/ч. А вот максимальная скорость оказалась очень близкой — 49,05 у Т-43 и 50 км/ч у Т-34 с 5-скоростной КПП. Рост массы сказался и на возможностях по преодолению различных препятствий, впрочем, разница составляла всего 5%. Естественно, снизился (не 60 км) запас хода, зато улучшился тепловой режим мотора. Связано это оказалось с переделкой воздухозаборников.

5-скоростная КПП

5-скоростная КПП

Отсутствие полноценного люка у механика-водителя вызвало критику со стороны испытателей. Чтобы попасть на своё место, ему требовалось залезать в танк через башню. Также были нарекания на регулировку сидения, а также неудобство работы с некоторыми рычагами управления. А вот переработанное место командира, в отличие от ситуации лета-осени 1942 года, похвалили. Человек среднего роста в полушубке вполне там помещался, утомляемости при езде не испытывал.

Рабочее место механика-водителя

Рабочее место механика-водителя

По итогам испытаний набралось 10 пунктов доработок, которые, впрочем, не несли принципиального характера. В частности, возвращался курсовой пулемет, который был на Т-34М (но почему-то убранный с Т-43). Также от смотрового лючка отказывались, требовался полноценный люк механика-водителя. После устранения недостатков, Т-43 рекомендовали запускать в серию. Впрочем, более интересны выводы комиссии, куда входил и Морозов. Они лишний раз подтверждали подозрение, что КВ-13 и Т-34М 1942 года, а также Т-43, считали одноклассниками. Т-43 отнесли к классу тяжелых быстроходных танков.

Схема обзорности из танка

Схема обзорности из танка

Главная проблема Т-43, с этой точки зрения, заключалась в простой истине. КВ-13 в 32-тонной версии умер еще осенью 1942 года. Новый танк, вышедший на испытания в марте 1943 года, был на 5 тонн тяжелее и оказался куда ближе к «нормальным» тяжелым танкам. К тому же в апреле 1943 года появилась тенденция у усилению вооружения. Появление Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E активизировало работу по 85-мм орудиям, который были крупноваты и для КВ-13 (ИС-1), и для Т-43.

Т-43 сравнивали с КВ-13. Впрочем, к весне 1943 года это было уже не актуально

Т-43 сравнивали с КВ-13. Впрочем, к весне 1943 года это было уже не актуально

Наконец, 5 апреля 1943 года появился расширенный перечень конструктивных изменений Т-43. В них значилось расширение башенного погона до 1600 мм, переделка установки орудия, новый механизм поворота башни итд. В результате у текущей конфигурации танка не было шансов для запуска в серию. Появись Т-43 на несколько месяцев раньше, возможно, он бы даже оказался серийным. Но весной 1943 года танк разработки весны 1942 года уже выглядел не соответствующим текущим требованиям. КБ-520 пришлось существенно дорабатывать танк, пытаясь успеть за требованиями военных. Но это уже история второго по счету Т-43, достойного отдельного повествования.

Автор благодарит Игоря Желтова и Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. РГАСПИ

источник: https://dzen.ru/a/Zh-Dy4JLCE7XEitw

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account