Фары боевого света на бронетехнике Красной Армии
30-е годы стали настоящим полигоном для отработки самых разных идей в самых разных областях. В полной мере это касалось и бронетанковой техники. Танки к тому времени уже достигли достаточно высокого уровня развития, особенно это касалось середины 30-х годов. От формирования общего облика боевых машин в ряде стран приступили к улучшению их боевых характеристик, в том числе и за счет новых приспособлений. Занимались подобными улучшениями и в Советском Союзе, причем по целому ряду направлений оказавшись впереди планеты всей.
Советские танки в 30-е годы имели ряд характерных элементов, которые стали их визитными карточками. Появились они не сразу, но где-то к 1937 году облик характерного «обвеса» сформировался окончательно. Просуществовал он не долго, но очень хорошо запомнился. Среди этих «навесных» элементов оказались и фары боевого света. Совместно с поручневыми антеннами, кормовыми пулеметными установками и зенитной пулеметной установкой П-40 они оказались характерными деталями, которые получала значительная масса советских танков 30-х годов.
Сама по себе идея установки прожектора на военную технику не являлась чем-то новым. Еще до начала Первой мировой войны прожекторы ставились на вооруженные автомобили, а с 1914 года их стали ставить и на бронемашины. В том числе и те броневики, которые строились или использовались Русской Императорской Армией. Прожектор-искатель ставился, как правило, в районе отделения управления, использовался он водителем. Впрочем, ставились фары-искатели далеко не всегда, да и их использование для ночной стрельбы было скорее опциональной задачей.
В случае же с танками ситуация выглядела совсем иначе. Они обычные фары получил получили далеко не сразу и далеко не все, о прожекторах и говорить не приходилось. В Красной Армии, кстати, к вопросам светотехники относились очень серьёзно. Например, советские Renault FT переделывали под установку фар. Все проектировавшиеся в СССР танки обязательно оснащались фарами и стоп-сигналами, что было крайне необходимо в ходе маневров с темное время суток.
Кто именно первый выступил с идеей установки фар боевого света, еще предстоит изучать. Зато точно можно сказать, где и на каком танке они появились впервые. Таковым стал колесно-гусеничный танк БТ-7. Согласно имеющимся материалам, со второго квартала 1936 года на башне танка стали ставиться «фары-прожекторы». Причем появились они как на БТ-7, так и на БТ-7 Артиллерийском, который имел другую по конструкции башню. Также в 1936 году фары боевого света стали ставить на Т-35, а затем и Т-28.
«Фарой-прожектором» они назывались не просто так. В основе конструкции фар боевого света лежали обычные фары, которые соответствующим образом переделывали. Они получали специальные насадки, в которых размещались «направляющие», которые давали вполне определенный поток света. Отличалось и стекло, не имевшее привычного рассеивателя. Он и не был нужен, поскольку требовалось получить довольно узкий пучок света, который должен был бить на дистанцию до 2 километров.
В некотором смысле фары боевого света можно считать более простой альтернативой приборам ночного видения. Естественно, танк становился хорошо заметной целью, но бьющий поток света в глаза тоже не был приятным для тех, в кого он целился. Самое главное, экипаж танка получал возможность вести прицельный огонь ночью, причем на довольно большой дистанции. 2 километра, естественно, это предельная дистанция, но и на 500-1000 метров — это уже вполне прилично. Да и «ударить» таким прожектором по глазам противника было вещью не самой приятной для него.
Интересно, что у каждого завода была своя технология установки фар боевого света. У БТ-7 кронштейны прожекторов приваривались к передней части кожуха подвижной бронировки пушки. БТ-7 Артиллерийский и Т-35 имели более хитрые кронштейны, которые крепились к бронировке сбоку, причем снизу имелся распределитель. Сами фары-прожектора крепились выше ствола орудия. А вот Т-28 получал фары боевого света, которые располагались по бокам от пушки, причем проводка заводилась на крышу башни.
Последним, в 1937 году, фары боевого света получили танки сопровождения Т-26. Они также получали кронштейны на передней части кожуха подвижной бронировки пушки, но они не приваривались, а прикручивались. Кроме того, кронштейны отличались конструктивно. Также отличался и способ заводки проводки. Кроме того, в 1938 году Т-26 и БТ-7 получили конические башни, что заставило изменить как кронштейны, так и способ заводки проводки. У Т-26 с коническими башнями завод проводки сделали через крышу неподвижной бронировки орудийной установки, БТ-7 с конической башней имел отличия.
Помимо серийных танков, прожекторы боевого света получили некоторые опытные боевые машины, например, Т-111 (бывший Т-46-5). Но в 1939 году, по неизвестным причинам, установка фар боевого света прекратилась. При этом опытные образцы тяжелых танков (Т-100, СМК-1 и КВ) получили прожекторы, но размещались они на лобовом листе корпуса. Конструкция этого прожектора оказалась другой. Последними прожектора боевого света получили самые первые Т-34, причем, традиционно, они крепились на подвижной бронировке орудийной установки.

Самые первые Т-34 стали последними танками, которые получили фары боевого света, уже новой конструкции
К сожалению, какой-то обобщенной статистики и отчетов о боевом использовании фар боевого света не обнаружилось. Но случаи применения по прямому назначению вполне фиксировались, причем больше местными жителями. В июне 1941 года Т-28 из состава 8-й танковой дивизии устроили ночную контратаку на Магеров. Как говорили местные жители, которых опрашивали члены группы «Немиров-41», танки зашли колонной по трое, с зажженными фарами боевого света и громя всё на своём пути. Несмотря на тяжелые потери, атака оказалась результативной. Немецкая 97-я лёгкая пехотная дивизия брала Магеров дважды.
Можно сказать, что фары боевого света опередили своё время. Естественно, их конструкция еще не была достаточно отработанной, а предложенное решение имело недостаточные характеристики. Но прожекторы на танки вернулись, уже после войны. Их распробовали в других странах, а затем появился Т-54Б, который получил ИК-прожектор Л-2, при необходимости он мог светить и обычным светом. Далее «Луна» начала ставиться и на другие танки, а также самоходные артиллерийские установки. В других странах прожектор боевого света появился еще раньше.
Список источников:
-
- РГВА
- РГАЭ
- ЦГА СПб
источник: https://dzen.ru/a/Z7b9QI3SZRC7Cie_