15

Юрий Пашолок. СУ-85 малой модернизации

Рассказ об опытном образце СУ-85 с командирской башенкой, созданный на УЗТМ в конце 1943 года

То, что работы над улучшенным, либо принципиально новым образцом бронетанковой техники начинаются в момент принятия текущей машины на вооружение, это норма. Такое очень часто можно было видеть как в советском танкостроении, так и в других странах. Ничего странного в этом нет, особенно когда дело происходит во время войны. Пока машина принималась на вооружение, могли появиться новые вводные, которые базировались на базе полученного боевого опыта. В полной мере это касалось и отечественной самоходной артиллерии, которая в 1942-43 годах развивалась если не стремительно, то уж точно быстро.

Модернизированная СУ-85, Свердловск, декабрь 1943 года

Модернизированная СУ-85, Свердловск, декабрь 1943 года

8 августа 1943 года на вооружение Красной Армии приняли самоходную артиллерийскую установку СУ-85. Машина осваивалась в кратчайшие сроки, поэтому первые серийные САУ имели минимальные изменения, по сравнению с опытным образцом. Вместе с тем, еще на стадии испытаний был составлен список улучшений конструкции, который позже был расширен. В итоге 17 сентября 1943 года В.А. Малышев, нарком танковой промышленности, подписал приказ №550с по НКТП. Согласно приказу, к 15 октября того же года КБ УЗТМ должно было изготовить проект СУ-85 с расширенным боевым отделением и командирской башенкой. В дальнейшем от этого проекта отпочковался второй, менее радикальный вариант модернизации САУ. И если машина большой модернизации осталась на бумаге, то малую модернизацию изготовили в металле.

История СУ-85 малой модернизации началась в октябре 1943 года

История СУ-85 малой модернизации началась в октябре 1943 года

Надо сказать, что в приказе №550с ни о какой малой модернизации речи не шло. Ничего не говорилось по этому поводу и 6 октября 1943 года, когда обсуждался перечень изменений СУ-85. В числе доработок появился пункт по смотровым приборам. Вместо использовавшихся зеркальных приборов НКТП и УСА ГБТУ КА решили использовать перископический смотровой прибор MK-IV. Данный прибор, который скопировали с танка MK-IV (Churchill), в итоге имел то же обозначение, что и VIckers MK-IV. Он обеспечивал большую обзорность, чем штатные «зеркалки», да и пользоваться им оказалось гораздо удобнее. Также отдельно упоминался вопрос вентиляции боевого отделения. По неизвестной причине башенный вентилятор на СУ-85 не поставили. И теперь на это внезапно обратили внимание.

Командирская башенка на обычной рубке, этот вариант изначально был запасным

Командирская башенка на обычной рубке, этот вариант изначально был запасным

Тем не менее, 30 сентября 1943 года КБ УЗТМ подготовило эскизный проект установки командирской башенки на серийный СУ-85. Нет, это была не самодеятельность Л.И. Горлицкого. Как следует из переписки, башенку комиссия НКТП и УСА ГБТУ КА рассматривали отдельно. Вопрос обзорности с места командира СУ-85 стоял довольно остро. Не то, чтобы он был слепым (особенно на фоне СУ-122), но командирский колпак не являлся идеальным решением. Поэтому и появилась смотровая башенка.

СУ-85 большой модернизации не состоялся, в отличие от данной САУ

СУ-85 большой модернизации не состоялся, в отличие от данной САУ

22 октября 1943 года со стороны УСА ГБТУ КА появилось предложение ускорить процесс внедрения командирской башенки. Согласно письму, предлагалось в срочном порядке, изготовить два опытных образца СУ-85 с башенками, подвергнуть их испытаниям, а далее внедрить в серию. 5 ноября из НКТП был получен положительный ответ, но число опытных САУ сократилось до одной. При этом дополнительной указывалось, что требовалось внести в САУ все улучшения, которые предусматривались приказом по НКТП №550с. За исключением расширенного боевого отделения. Так, постепенно, и образовалась СУ-85 малой модернизации.

Измененный люк под панорамный прицел

Измененный люк под панорамный прицел

Надо сказать, что решение о постройке именно такой САУ оказалось очень своевременным. Дело в том, что идея с расширенным боевым отделением так и не была реализована. Почему, прямого ответа нет, но он вполне очевиден. Тут вспоминается история СУ-122м, которая получилась тяжелее серийной машины. Похоже, что и в этот раз случилось то же самое, поэтому расширенного боевого отделения не появилось ни на СУ-85, ни на СУ-100. Лишняя пара тонн для шасси Т-34, и так подошедшее к пределу, была совсем не лишней. Особенно на фоне битвы с бандажами опорных катков.

Вентилятор так и не появился

Вентилятор так и не появился

Результатом работ по малой модернизации стала самоходная артиллерийская установка с серийным номером У312284, изготовленная в декабре 1943 года. Она стала, можно сказать, промежуточным результатом, поскольку на ней не стали менять часть элементов. В боевом отделении так и не появилось вентилятора, а вместо перископа MK-IV остался штатный перископический прибор заряжающего, не имеющий кругового вращения. Также машина имела переднюю балку корпуса старой конструкции, скругленной формы. Довольно странный момент, особенно на фоне того, что как раз в этот момент серийные СУ-85 стали получать новую балку, V-образной формы, более стойкой к попаданиям.

Переработанный люк механика-водителя

Переработанный люк механика-водителя

Так или иначе, но часть требований КБ УЗТМ выполнило. СУ-85 получила смотровую башенку с двухстворчатым люком и перископическим прибором MK-IV. Створки люка имели круговое вращение, что делало работу командира в башенке еще более удобной. Сиденье командира получило регулировку по высоте, но при этом спинка не регулировалась. Также переделали люк под панорамный прицел, уравновешивающий механизм люка механика-водителя, на лобовой лист корпуса перенесли крепление запасных траков (это нововведение уже внедрили на серийных СУ-85), а также переделали орудийную установку (также в серии, с октября 1943 года).

В декабре 1943 года САУ попала на НИБТ Полигон

В декабре 1943 года САУ попала на НИБТ Полигон

В декабре 1943 года СУ-85 малой модернизации отправили на НИБТ Полигон, где она прошла испытания. Прежде всего изучался вопрос удобства работы экипажа. Наличие перископа MK-IV стало большим плюсом: за счет него мертвое пространство составляло 6-7 метров. А вот смотровые щели башенки давали неплохой обзор только вперед, назад и вправо. Влево мертвая зона достигала 60 метров. Также указывалось, что сиденье командира выполнили не совсем удачно. Его площадь использовалась на 60%, что приводило к утомляемости командира. Новый замок панорамного люка требовал усилий 10-20 кг, но при этом время открытия люка сократилось с 30 до 10 секунд. Также отмечалось улучшение ситуации с уплотнением люков.

Командирская башенка получила сдержанные оценки

Командирская башенка получила сдержанные оценки

По итогам испытаний НИБТ Полигон рекомендовал ввести башенку, после доработки. Также рекомендовалось доработать трубопроводы топливной системы, поскольку примерно 14-15% содержимого баков осталось в них. Предлагалось ввести и ряд других изменений, часть из которых, впрочем, уже появилась на серийных СУ-85. Тем не менее, по неизвестным причинам главное изменение, а именно командирская башенка, на серийных СУ-85 так и не появилась. Про вытяжной вентилятор даже не вспомнили, но летом 1944 года он, без особого шума, всё же появился.

Вперед-влево командир видел очень плохо

Вперед-влево командир видел очень плохо

Так или иначе, но модернизированная СУ-85 не стала бесполезной разработкой. Ее конструкция легла в основу опытного образца СУ-100, появившейся спустя пару месяцев. Не исключено, что «сотка» повлияла на внедрение новых элементов для серийной машины. В том числе и с точки зрения загрузки заводского КБ. Посему СУ-85 так и осталась с колпаком вместо башенки.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ

источник: https://dzen.ru/a/Zo45WNtpsSGmGpi_

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account