Юрий Пашолок. СУ-85 малой модернизации
Рассказ об опытном образце СУ-85 с командирской башенкой, созданный на УЗТМ в конце 1943 года
То, что работы над улучшенным, либо принципиально новым образцом бронетанковой техники начинаются в момент принятия текущей машины на вооружение, это норма. Такое очень часто можно было видеть как в советском танкостроении, так и в других странах. Ничего странного в этом нет, особенно когда дело происходит во время войны. Пока машина принималась на вооружение, могли появиться новые вводные, которые базировались на базе полученного боевого опыта. В полной мере это касалось и отечественной самоходной артиллерии, которая в 1942-43 годах развивалась если не стремительно, то уж точно быстро.
8 августа 1943 года на вооружение Красной Армии приняли самоходную артиллерийскую установку СУ-85. Машина осваивалась в кратчайшие сроки, поэтому первые серийные САУ имели минимальные изменения, по сравнению с опытным образцом. Вместе с тем, еще на стадии испытаний был составлен список улучшений конструкции, который позже был расширен. В итоге 17 сентября 1943 года В.А. Малышев, нарком танковой промышленности, подписал приказ №550с по НКТП. Согласно приказу, к 15 октября того же года КБ УЗТМ должно было изготовить проект СУ-85 с расширенным боевым отделением и командирской башенкой. В дальнейшем от этого проекта отпочковался второй, менее радикальный вариант модернизации САУ. И если машина большой модернизации осталась на бумаге, то малую модернизацию изготовили в металле.
Надо сказать, что в приказе №550с ни о какой малой модернизации речи не шло. Ничего не говорилось по этому поводу и 6 октября 1943 года, когда обсуждался перечень изменений СУ-85. В числе доработок появился пункт по смотровым приборам. Вместо использовавшихся зеркальных приборов НКТП и УСА ГБТУ КА решили использовать перископический смотровой прибор MK-IV. Данный прибор, который скопировали с танка MK-IV (Churchill), в итоге имел то же обозначение, что и VIckers MK-IV. Он обеспечивал большую обзорность, чем штатные «зеркалки», да и пользоваться им оказалось гораздо удобнее. Также отдельно упоминался вопрос вентиляции боевого отделения. По неизвестной причине башенный вентилятор на СУ-85 не поставили. И теперь на это внезапно обратили внимание.
Тем не менее, 30 сентября 1943 года КБ УЗТМ подготовило эскизный проект установки командирской башенки на серийный СУ-85. Нет, это была не самодеятельность Л.И. Горлицкого. Как следует из переписки, башенку комиссия НКТП и УСА ГБТУ КА рассматривали отдельно. Вопрос обзорности с места командира СУ-85 стоял довольно остро. Не то, чтобы он был слепым (особенно на фоне СУ-122), но командирский колпак не являлся идеальным решением. Поэтому и появилась смотровая башенка.
22 октября 1943 года со стороны УСА ГБТУ КА появилось предложение ускорить процесс внедрения командирской башенки. Согласно письму, предлагалось в срочном порядке, изготовить два опытных образца СУ-85 с башенками, подвергнуть их испытаниям, а далее внедрить в серию. 5 ноября из НКТП был получен положительный ответ, но число опытных САУ сократилось до одной. При этом дополнительной указывалось, что требовалось внести в САУ все улучшения, которые предусматривались приказом по НКТП №550с. За исключением расширенного боевого отделения. Так, постепенно, и образовалась СУ-85 малой модернизации.
Надо сказать, что решение о постройке именно такой САУ оказалось очень своевременным. Дело в том, что идея с расширенным боевым отделением так и не была реализована. Почему, прямого ответа нет, но он вполне очевиден. Тут вспоминается история СУ-122м, которая получилась тяжелее серийной машины. Похоже, что и в этот раз случилось то же самое, поэтому расширенного боевого отделения не появилось ни на СУ-85, ни на СУ-100. Лишняя пара тонн для шасси Т-34, и так подошедшее к пределу, была совсем не лишней. Особенно на фоне битвы с бандажами опорных катков.
Результатом работ по малой модернизации стала самоходная артиллерийская установка с серийным номером У312284, изготовленная в декабре 1943 года. Она стала, можно сказать, промежуточным результатом, поскольку на ней не стали менять часть элементов. В боевом отделении так и не появилось вентилятора, а вместо перископа MK-IV остался штатный перископический прибор заряжающего, не имеющий кругового вращения. Также машина имела переднюю балку корпуса старой конструкции, скругленной формы. Довольно странный момент, особенно на фоне того, что как раз в этот момент серийные СУ-85 стали получать новую балку, V-образной формы, более стойкой к попаданиям.
Так или иначе, но часть требований КБ УЗТМ выполнило. СУ-85 получила смотровую башенку с двухстворчатым люком и перископическим прибором MK-IV. Створки люка имели круговое вращение, что делало работу командира в башенке еще более удобной. Сиденье командира получило регулировку по высоте, но при этом спинка не регулировалась. Также переделали люк под панорамный прицел, уравновешивающий механизм люка механика-водителя, на лобовой лист корпуса перенесли крепление запасных траков (это нововведение уже внедрили на серийных СУ-85), а также переделали орудийную установку (также в серии, с октября 1943 года).
В декабре 1943 года СУ-85 малой модернизации отправили на НИБТ Полигон, где она прошла испытания. Прежде всего изучался вопрос удобства работы экипажа. Наличие перископа MK-IV стало большим плюсом: за счет него мертвое пространство составляло 6-7 метров. А вот смотровые щели башенки давали неплохой обзор только вперед, назад и вправо. Влево мертвая зона достигала 60 метров. Также указывалось, что сиденье командира выполнили не совсем удачно. Его площадь использовалась на 60%, что приводило к утомляемости командира. Новый замок панорамного люка требовал усилий 10-20 кг, но при этом время открытия люка сократилось с 30 до 10 секунд. Также отмечалось улучшение ситуации с уплотнением люков.
По итогам испытаний НИБТ Полигон рекомендовал ввести башенку, после доработки. Также рекомендовалось доработать трубопроводы топливной системы, поскольку примерно 14-15% содержимого баков осталось в них. Предлагалось ввести и ряд других изменений, часть из которых, впрочем, уже появилась на серийных СУ-85. Тем не менее, по неизвестным причинам главное изменение, а именно командирская башенка, на серийных СУ-85 так и не появилась. Про вытяжной вентилятор даже не вспомнили, но летом 1944 года он, без особого шума, всё же появился.
Так или иначе, но модернизированная СУ-85 не стала бесполезной разработкой. Ее конструкция легла в основу опытного образца СУ-100, появившейся спустя пару месяцев. Не исключено, что «сотка» повлияла на внедрение новых элементов для серийной машины. В том числе и с точки зрения загрузки заводского КБ. Посему СУ-85 так и осталась с колпаком вместо башенки.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
источник: https://dzen.ru/a/Zo45WNtpsSGmGpi_