Юрий Пашолок. СУ-85 из Падиково в полях

12

Юрий Пашолок. СУ-85 из Падиково в полях

16 марта 1902 года родился Фёдор Фёдорович Петров, ставший одним из самых известных отечественных конструкторов-артиллеристов. Звезда Петрова как конструктора взошла во второй половине 1930-х годов. Сначала на свет появилась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, а затем 122-мм гаубица М-30. Эти орудия стали самыми известными в своем классе среди советской артиллерии. Оба орудия позже получили самоходные версии. М-30 прописалась в СУ-122, а МЛ-20 использовалась на СУ-152 и ИСУ-152.

В 1940 году Петров был направлен в Свердловск, где налаживалось производство гаубиц М-30. Так сложилось, что командировка затянулась на несколько десятилетий. На новом месте Фёдор Фёдорович возглавил заводское КБ. В 1942 году из него выделили КБ завода №8, его разработки проходили под индексом ЗИК. В серию ни одна из них не попала, но ЗИК-11, например, легла в основу будущей СУ-122. Кроме того, разработанное осенью 1942 года семейство буксируемых орудий на единых лафетах позже легло в основу первых разработок КБ Завода №9. Его осенью 1942 года выделили из завода №8. Как из в случае с ЗИК, за индексами Д скрывались разработки, созданные под руководством Петрова.

Первым серийным изделием завода №9 стала 152-мм гаубица Д-1. Продолжались работы и по танковой гаубице У-11 (она превратилась в Д-11). Концепция нескольких стволов на единой люльке, предложенная осенью 1942 года, пригодилась Петрову весной 1943 года. Из Д-11 выросда Д-5, первая по-настоящему серийная «самоходная» система, разработанная в Свердловске. Из 4 вариантов систем в серию пошли 2 — Д-5Т-85 и Д-5С-85. И если танковая Д-5Т-85 выпускалась не очень долго, то Д-5С-85 прожила на конвейере до осени 1944 года. Ставили ее на самоходную артиллерийскую установку СУ-85.

ссылка на видео — https://dzen.ru/video/watch/640c18ba90d3b011ecf05bd0

Юрий Пашолок. СУ-85 из Падиково в полях Юрий Пашолок. СУ-85 из Падиково в полях Юрий Пашолок. СУ-85 из Падиково в полях

На текущий момент известно о всего двух СУ-85, находящихся в ходовом состоянии. Одна из них находится в коллекции Музея отечественной военной истории. До того, как попасть в музей, машина долго работала в качестве железнодорожного тягача. Музеем была проведена большая работа по возвращению САУ в исходное состояние. Теперь СУ-85 является одним из украшений Танкового корпуса музея. СУ-85 неодократно принимала участие в различных военно-исторических мероприятиях. Одним из них стал День Танкиста, проводившийся в парке «Патриот» 8 сентября 2019 года.

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account