Рассказ о немецком тягаче Steyr RSO/02, одном из участников шоу Militracks-2019
Австрийская промышленность, с точки зрения военной сферы, является далеко не самой известной. Свои собственные танки у Австрии не получились, разве что на ниве бронемашин немного отметились. Также отметилась Австрия на ниве военных грузовиков, которые выпускались Steyr-Daimler-Puch AG. Впрочем, это всё речь о межвоенном периоде. Ситуация стала меняться в 1938 году, когда произошел аншлюс Австрии. После этого события маховик австрийской военной промышленности стал раскручиваться. Результаты оказались неожиданными, особенно на фоне крайне скромной деятельности в 30-е годы.
Обычно немецкие тягачи времен Второй мировой войны ассоциируются с быстроходными полугусеничными машинами. Между тем, самым массовым немецким тягачом стал совсем не «полугус». Да и немецким он являлся лишь отчасти. Речь идет о немного неказистом гусеничном тягаче, который был разработан Steyr специально для Восточного фронта. Он так и назывался — Steyr Raupenschlepper Ost. Созданный под впечатлением от советского СТЗ-5, он предназначался для использования преимущественно пехотными дивизиями. Но область применения Steyr RSO (Steyr typ 470) оказалась заметно шире. Сегодня речь пойдет об экземпляре тягача, который принимал участие в фестивале Militracks-2019.
Для начала, гусеничные тягачи у немцев были, даже дизельные. Другой вопрос, что это были за тягачи. Речь шла о мобилизационных сельскохозяйственых тракторах вроде FAMO Rübezahl, у которых скорость передвижения не превышала 8-10 км/ч. Шли они, как правило, в пехотные дивизии, как и другой неликвид. Также их использовали и полевые дивизии люфтваффе, которые также получали технику по остаточному принципу. Всяко лучше, чем лошадки.
Ситуация стала меняться ближе к концу 1941 года. Выявились огромные проблемы с обеспечением пехотных дивизий хоть какой-то подвижности в условиях непролазной грязи. В этих условиях хорошо себя показали трофейные советские тягачи, которыми немцы совсем не брезговали. Больше всего им понравился СТЗ-5, самый массовый советский арттягач специальной разработки. Вообще им советские военные были не очень довольны и хотели заменить на что-то «носатое». Но война не позволила это сделать, а вот немцы машину оценили. Более того, они захотели что-то похожее.
В начале января 1942 года Steyr-Daimler-Puch AG получила задание на разработку машины, которая могла бы использоваться на Восточном фронте. Собственно говоря, Raupenschlepper Ost — это название всей темы. Требовалось что-то, способное преодолевать грязь, иметь клиренс не менее 60 см, скорость порядка 20 км/ч, обогрев для экипажа, выносливый мотор и минимальное время для освоения выпуска. Тип шасси не конкретизировался, так что наличие еще и колесного RSO, который выпускался Škodawerke (на самом деле это Porsche Typ 175) удивлять не должно.
Свой проект RSO руководство Steyr представило в конце января 1942 года. Кстати, если кто не в курсе, руководивший Steyr-Daimler-Puch AG Оскар Хакер был хорошим знакомым Порше, некоторое время еще и руководил Танковой комиссией. Идея Гитлеру, который также был знаком с Хакером, понравилась. Была дана команда немедленно запустить проект в работу, чтобы спустя 10 месяцев Steyr мог сдать 1000 таких тягачей. И вот что удивительно: за ноябрь Steyr сдал 76 машин, а до конца года — 1375 (или 1452) штуки. Немцам такая прыть и не снилась.
Поняв, что Steyr сделал именно то, что надо, на самом верху дали команду взвинтить темп. Еще в ходе подготовки выпуска заказ подняли до 2000 тягачей, а в январе 1943 года его увеличили до 20000 штук. К производству подключили Wanderer, Magirus, а также второго австрийского производителя — Gräf & Stift. В результате только за 1943 год удалось сдать 14012 машин. Сам Steyr, к слову, сдал совсем немного тягачей — 2600 штук. Связано это было с тем, что на нем лежал также выпуск «единых тяжелых» машин Steyr 1500A, с которых, кстати, позаимствовали мотор. Больше всех сдал Magirus — больше 13 тысяч штук, включая около 600 RSO/03 с упрощенными кабинами и дизельными моторами.
В общей сложности выпуск RSO разработки Steyr оценивается примерно в 26 тысяч штук. Это больше, чем любой другой немецкий тягач. Этому способствовала простота машины, недифицитный мотор и максимальная ориентация на производство силами автомобилестроительных фирм. Грубо говоря, это грузовик, причем довольно легкий, превращенный в трактор. По большому счету, эрзац, но добротно выполненный и даже в чем-то красивый. Машина в ходе производства немного менялась, так что наиболее массовым вариантом стал Steyr RSO/02. Внешне машина та же, только с улучшением обогрева кабины и организации спальных мест для экипажа.
Правда, надо понимать, что эрзац — это всегда машина со своими минусами. Steyr RSO большой любовью не пользовался, нередко его награждали едкими прозвищами вроде «Австрийская месть». Дело в том, что разработанная Steyr машина была похожа на СТЗ-5, но отнюдь его не лучше. Даже скорость у советского тягача оказалась выше. Не говоря уже о полугусеничных тягачах. Но давайте будем справедливыми. Альтернативой служила лошадка, либо какой-нибудь FAMO Rübezahl, на фоне которого Steyr RSO — это суперкар.
Типичной областью использования австрийского тягача стала перевозка артиллерии дивизионного уровня. Они таскали 75-мм противотанковые пушки Pak 40 и Pak 97/38, 149-мм пехотные орудия sIG 33. Также в них часто впрягали пехотные повозки, вроде «убийцы лошадей» Hf.7, возили за ними и 120-мм минометы, а также легкие зенитные орудия. Преимущественно использовали их пехотные дивизии, но в условиях тяжелейших потерь иногда их применяли и те части, что обычно использовали полугусеничные тягачи. Всяко лучше, чем лошадками.
Тихоходные и часто принимаемые собственной авиацией за советские СТЗ-5, Steyr RSO терялись со страшной силой. За 1943 год их потеряли треть от выпуска. Тем не менее, начиная с 1943 года Steyr RSO являлись очень массовым явлением на фронте, причем не только на советско-германском. Воевали они и на Западе. Под конец производства кабины упрощались, как и в случае с другими машинами (речь идет, прежде всего, о RSO/03).
После войны ситуация с оставшимися в живых RSO оказалась весьма бурной. Арттягачом он был весьма специфичным, а вот мирным трактором — вполне себе. Больше того, RSO очень приглянулся в Советском Союзе. На его базе был разработан трелевочный трактор КТ-12, причем одним из руководителей разработки был Н.Ф. Шашмурин. Советские трелевочники происходят от австрийского тягача, который создали под впечатлением от советского трактора. Такая вот спираль судьбы.
Ныне Steyr RSO большая редкость, но их потихоньку восстанавливают, с нынешними темпами уже скоро дело будет идти на десятки. На Militracks-2019 приезжал тягач из Норвегии, восстановил его Мортен Гроруд. Машина приехала на фестиваль частично собранной, еще были нужны доводочные работы по кабине. Это, можно сказать, типичный гусеничный RSO. Исходя из серийного номера, машина собрана силами Wanderer в 1943 году. Кстати, очень похожая система нумерации (270.02.#####) была у Steyr 1500A, которые выпускал Wanderer.
Конструктивно Steyr RSO был похож на помесь грузовика и трактора. Базой служила рама, к которой снизу крепилась ходовая часть на трубчатом сварном основании. Очень хитро выглядела подвеска с четверть-эллиптическими рессорами и блокированной подвеской. Для упрощения опорные катки большого диаметра делались цельнометаллическими. Машине всё равно не надо было ехать с высокой скоростью.
Собственно говоря, автомобильное происхождение агрегатов являлось главной проблемой. На машине стоял тот же 8-цилиндровый V-образный мотор воздушного охлаждения, что и на Steyr 1500A. Вроде бы мощнее мотора 1МА у СТЗ-5 (70 лошадиных сил против 52), но объем был меньше более чем в 2 раза. Тяговитый мотор СТЗ-5 получался куда более подходящим решением. В войсках на Steyr RSO ругались, поскольку он перегревался. Для гусеничной машины массой больше 5 тонн его было маловато. Это к вопросу, почему у нас не стали делать трактор ГАЗ-22. Такой же перегрев, при том, что мотор похожий по литражу и мощности.
Несмотря на то, что Steyr RSO легче СТЗ-5, он больше его. Кроме того, разработка трактора австрийской фирмой с довольно богатой историей сказалась на внешнем виде. Чего не отнять у RSO — красивый тягач, по-своему, но красивый. Особенно удалась кабина, гораздо больше похожая на бескапотный грузовик, чем на трактор. Причем со своими хитростями. Впереди находится не только воздухозаборник мотора, но и вентиляционные лючки для водителя и переднего пассажира.
Внутри, конечно, весьма плотненько. Конечно, в данном случае машина прибыла с частично разобранной кабиной, но обольщаться не стоит. Даже у полностью комплектной по кабине машины внутри без излишеств, а также прямой доступ к мотору. В ряде случаев это даже скорее плюс, поскольку двигатель можно обслуживать, не вылезая из кабины.
Как это часто бывало у подобных машин, топливный бак вынесен из кабины, находится он в недрах рамы. За счет короткой кабины удалось сделать весьма немаленькую, для такой машины, грузовую платформу. С точки зрения вместимости у RSO дела обстояли вполне неплохо. В отличие от ситуации с подвижностью. Но тут, как говорится, или шашечки, или ехать.
В заключение стоит сказать, что Steyr RSO своим существованием наглядно отвечает на вопрос, каким бы мог быть гусеничный тягач на автомобильных агрегатах. Теоретически имеет право на существование, «но есть нюанс». У нас бы такую машину вряд ли приняли на вооружение, она получалась не лучше «нормального» трактора. Но немцам особо деваться было некуда.
источник: https://dzen.ru/a/ZddYY9KxYD-YaExf