Юрий Пашолок. Средний штурмовик-истребитель от VOMAG

15

Юрий Пашолок. Средний штурмовик-истребитель от VOMAG

История серийного варианта немецкого истребителя танков Jagdpanzer IV

Изначально немецкие истребители танков представляли собой конверсию немецких, а также трофейных французских легких танков. Такой подход упрощал процесс изготовления, но оказался совсем не идеальным. Конверсии имели ряд недостатков, среди которых числилась чрезмерная высота и противопульная броня. Гораздо более удачной идеей стало создание StuG. В исходном виде это была машина поддержки, но выяснилось, что как истребитель танков она действует не хуже, а после появления орудия 7,5 cm StuK 40 — лучше обычных «истребителей». Это спровоцировало разработку схожей боевой машины.

Таким образом выглядели Jagdpanzer IV выпуска зимы 1944 года

Таким образом выглядели Jagdpanzer IV выпуска зимы 1944 года

Осенью 1943 года на свет появился опытный образец САУ, получившей обозначение Panzerjäger aus Fg.St. Panzer IV. Во отличие от StuG 40, создавалась она как специализированный истребитель танков. Разработка VOMAG по ряду параметров превзошла «штурмовик», уже вскоре машина пошла в серийное производство. Более известна она как Jagdpanzer IV, впрочем, это обозначение данная САУ получила ближе к концу производства. Получилась она одним из лучших представителей семейства немецких истребителей танков.

На тот момент САУ именовалась как le.Pz.Jg.IV

На тот момент САУ именовалась как le.Pz.Jg.IV

То, что kleine Panzerjäger der Firma VOMAG (как в то время именовалась Jagdpanzer IV) будет серийной, было решено еще летом 1943 года, после демонстрации макета САУ Гитлеру. Согласно планам от июля 1943 года, первые 10 САУ данного типа сдавались уже в сентябре. Далее объем выпуска на VOMAG постепенно нарастал: в октябре ожидалось получить 20 САУ, 30 в ноябре и 40 в декабре. Впрочем, осенью 1943 года облик САУ еще формировался, поэтому к серийному выпуску удалось приступить лишь в декабре 1943 года. За это время сдали 10 машин, которые теперь именовались le.Pz.Jg.IV.

Оформление кормовой части корпуса

Оформление кормовой части корпуса

Одной из главных причин задержки стала ситуация с бронекорпусами. В качестве их поставщика был выбран сталелитейный завод VHHT (Vítkovické horní a hutní těžířstvo, ныне Vítkovice Steel) в чешском городе Острава. Помимо того, что процесс освоения корпусов затянулся, данное решение в принципе было ошибочным. Еще до войны чехословацкие сталелитейные заводы подпортили репутацию чехословацких танков, поскольку броня была хрупкой. Наивно полагать, что при немцах стало как-то лучше. Немцы наверняка про это знали, но на дворе был 1943 год, лучше иметь такого поставщика, чем никакого.

Макет нового люка командира и размещения смотровых приборов, который испытывали на САУ с номером шасси 320036. В серию люк не пошел

Макет нового люка командира и размещения смотровых приборов, который испытывали на САУ с номером шасси 320036. В серию люк не пошел

До конца 1943 года VHHT смог сдать 46 корпусов и 25 рубок, а в период с января по май 1944 года в Остраве сдали 405 корпусов и 403 рубки. Это позволило постепенно нарастить объемы выпуска le.Pz.Jg.IV. Серийные САУ были похожи на второй опытный образец истребителя танков, но с небольшими изменениями. Особенно заметными они оказались в лобовой части подбашенной коробки. От скруглений спереди пришлось отказаться, но на боевых характеристиках это никак не отразилось. А вот что изменилось, так это планы по производству. В январе 1944 года ожидалось получить 50 САУ, 60 в феврале, 90 в марте, 120 в апреле и 140 в мае. Реальные цифры оказались скромнее — 30 в январе, 45 в феврале, 75 в марте, 106 в апреле и 90 в мае.

Та же судьба ждала и дистанционно управляемую установку пулемета

Та же судьба ждала и дистанционно управляемую установку пулемета

Надо сказать, что производство le.Pz.Jg.IV находилось в довольно высоком приоритете. Особенно это стало актуально в ноябре 1943 года, когда Alkett, основной производитель StuG 40, дважды подвергся массированной бомбардировке. Это заставило резко активизировать работы по альтернативным StuG, что привело к созданию StuG IV. Ситуация оказалась настолько критичной, что в январе 1944 года Krupp прекратил выпуск Pz.Kpfw.IV, запустив в серию StuG IV. На VOMAG также прекратили выпуск Pz.Kpfw.IV, но позже — в мае 1944 года. Приоритеты видны невооруженным взглядом.

Крыша серийной САУ претерпевала минимальные изменения

Крыша серийной САУ претерпевала минимальные изменения

Уже после начала серийного производства 6-й отдел Департамента Вооружений решил САУ доработать. Несколько странно, что там спохватились уже после того, как выпуск утвердили. Одна из le.Pz.Jg.IV использовалась для экспериментов по теме оборонительного вооружения, а также обзорности. Впрочем, дистанционно управляемая установка не прижилась, поскольку у le.Pz.Jg.IV и так уже был MG 42 в лобовой части рубки. Не прижилась и попытка сделать аналог командирской башенки по типу StuG 40 Ausf.G. Помимо того, что часть смотровых приборов имела ограниченный обзор, лучшим средством обзора была стереотруба. А она и так имелась на борту как штатное оснащение.

Трофейная le.Pz.Jg.IV, выпущенная весной 1944 года. Левый курсовой пулемет уже убран, амбразура прикрыта приварной заглушкой

Трофейная le.Pz.Jg.IV, выпущенная весной 1944 года. Левый курсовой пулемет уже убран, амбразура прикрыта приварной заглушкой

Сама серийная машина поначалу менялась не особо сильно. Первое крупное изменение состоялось в марте 1944 года, когда отказались от стоящего слева курсового пулемета MG 42. Причины прозаичные — из него было неудобно стрелять и он занимал место рядом с механиком-водителем. Поскольку VHHT уже изготовила рубки, часть машин имела вместо портов заглушки. Также стали появляться первые отзывы из частей, которые, в том числе, сигнализировали о чрезмерной нагрузке на передние опорные катки. По этой причине в апреле 1944 года срезали часть боковин подвижной бронировки орудийной установки. Кроме того, по отзывам из частей было решено убрать дульный тормоз, официально это случилось 8 апреля 1944 года. Одновременно переделали накатник, у которого объем жидкости вырос с 5 до 6 литров.

Типичная конфигурация Panzerjäger IV, так САУ именовали весной-летом 1944 года. Лоб корпуса и рубки уже толщиной 80 мм. У этой САУ дульный тормоз скручен

Типичная конфигурация Panzerjäger IV, так САУ именовали весной-летом 1944 года. Лоб корпуса и рубки уже толщиной 80 мм. У этой САУ дульный тормоз скручен

Главное изменение, впрочем, случилось в мае 1944 года. К тому моменту стало понятно, что 60 мм брони было явно маловато. По этой причине начиная с 301-й машины (номер шасси 320301) толщина лобовой части корпуса и рубки выросла до 80 мм. Одновременно увеличили толщину бронезаслонки, которая прикрывала амбразуру курсового пулемета. Естественно, это увеличило боевую массу и нагрузку на передние опорные катки, но пока что они не достигли критических значений. Еще одно изменение появилось еще раньше. С февраля 1944 года САУ стали именовать как Panzerjäger IV. Это, правда, ничего не меняла — машина всё равно считалась легким истребителем танков.

Здесь же его, похоже, не было изначально

Здесь же его, похоже, не было изначально

По планам, Panzerjäger IV заменяли в дивизионах истребителей танков машины семейства Marder II и Marder III. Поступать они в войска начали с февраля 1944 года, первым получателем стала Учебная танковая дивизия. 1 февраля 1944 года был утвержден штат KStN 1149 батареи противотанкового дивизиона, в нее могло входить либо 10, либо 14 истребителей танков. Там же и впервые применили индекс Panzerjäger IV. Первоначально в Учебной танковой дивизии планировалось иметь батарею из 14 Panzerjäger IV и батарею из 14 Jagdtiger. но тяжёлые истребители танков осваивались очень тяжело. В результате сформировали дивизион истребителей танков. В его составе находилось 31 САУ, из них 4 попали в в его штаб, ещё по 9 САУ было в трёх батареях.

Индекс Jagdpanzer IV ввели осенью 1944 года, тогда же пропал циммерит

Индекс Jagdpanzer IV ввели осенью 1944 года, тогда же пропал циммерит

Такой состав был скорее исключением. Более типичной структурой стал 2-батарейный дивизион истребителей танков, имевший в своём составе 21 САУ (по 10 САУ в 2 батареях, плюс командирская машина). До такого состава довели те подразделения, которые начали комплектовать еще с февраля 1944 года. В таком составе находились дивизионы 2-й, 6-й и 19-й танковых дивизий, а также 12-я танковая дивизия СС, панцергренадерские дивизии вермахта и СС. Аналогичный состав оказался и у полевой дивизии люфтваффе «Герман Геринг», которая первой применила Panzerjäger IV.

К вопросу о хрупкой чешской броне

К вопросу о хрупкой чешской броне

Результаты применения четко показывали, что необходимость усиления броневой защиты была совсем не лишней. В период с 24 мая по 1 июля 1944 года противотанковый дивизион «Герман Геринг», сражавшийся в Италии, безвозвратно потерял 13 САУ. Из них часть однозначно уничтожили попаданиями бронебойных снарядов в лоб корпуса, либо рубки. В этом смысле забавно выглядят различные таблицы в книгах, по которым снаряды калибра 75-76 мм Panzerjäger IV в лоб не пробивают. Как можете заметить, вполне пробивали. То же самое показали результаты боевого применения Учебной танковой дивизии в Нормандии. За июнь 1944 года она потеряла 1 машину, а вот за июль — 19.

Полевые импровизации, с целью усилить лоб рубки и корпуса

Полевые импровизации, с целью усилить лоб рубки и корпуса

То, что броня у Panzerjäger IV оказалась не столь надежной, не должно смущать. По сумме характеристик продукция VOMAG была лучшим немецким истребителем танков на шасси среднего танка. Другой вопрос, что объемы выпуска оказались не столь высокими, как бы того хотелось. За июнь 1944 года VOMAG сдал 120 САУ, за июль 125, а в августе 92 штуки. Снижение объемов связано с тем, что начался выпуск Panzer IV/70(V) с 75-мм орудиями Pak 42 L/70. При этом за сентябрь-ноябрь 1944 года выпустили еще 86 САУ со старыми орудиями. 15 сентября 1944 года появился индекс Jagdpanzer IV Ausf.F (или просто Jagdpanzer IV), который стал «каноничным». Тогда же перестали наносить циммерит. Наконец, в октябре 1944 года ввели цельнометаллические поддерживающие катки.

Еще одна импровизация - установка пулемета заряжающего

Еще одна импровизация — установка пулемета заряжающего

С одной стороны, 769 САУ — это весьма приличный объем. С другой же, немцы имели возможности переключить на выпуск Jagdpanzer IV и другие предприятия, например Krupp. Но не стали, прежде всего по производственным причинам. В результате эти истребители танков были не особо многочисленными. Более того, существенный их объем был не на советско-германском фронте, а в Нормандии и Италии. Например, к 6 июня 1944 года в Нормандии имелось 62 Jagdpanzer IV, а в Италии к маю 1944 года имелось 83 таких САУ.

Одна из болгарских Jagdpanzer IV

Одна из болгарских Jagdpanzer IV

Интересно, что выживаемость на советско-германском фронте у этих САУ поначалу была довольно высокая. Но это скорее связано с особенностями ТВД. Вместе с тем, самоходчики хвалили Jagdpanzer IV за высокую стойкость к фланговому огню из противотанковых ружей. То есть как минимум часть задач при разработке рубки VOMAG выполнил. К концу декабря 1944 года в частях на советско-германском фронте числилось 209 Jagdpanzer IV, из них 146 в строю. На западе их осталось 59 штук, из них 28 в строю. Впрочем, такая «идиллия» продолжалась недолго, уже в январе начался массовый мор Jagdpanzer IV на Востоке.

Jagdpanzer IV в сирийской армии

Jagdpanzer IV в сирийской армии

В отличие от StuG IV, которые не особо прижились после войны, у Jagdpanzer IV послевоенная судьба плюс-минус сложилась. 15 таких САУ попали в состав болгарской армии, минимум одна из них дожила в виде неподвижной огневой точки. Так;е Jagdpanzer IV попали в Сирию, они даже повоевали, сейчас одна такая машина стоит на российской базе в Латакии. Из всех «штурмовых» немецких истребителей танков Jagdpanzer IV была самой удачной. Чего не скажешь о Panzer IV/70, которые получились перегруженными.

Список источников:

      • US NARA
      • Panzer Tracts 9-2 Jagdpanzer: Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V), and Panzer IV/70 (A) development and production from 1945 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
      • Light Jagdpanzer: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz, Schiffer Pub Ltd, 2007, ISBN 978-0764326233
      • eBay

источник: https://dzen.ru/a/Z6xs0ucU3wdYQ3qM

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account