Как правило, при механизации легкой гаубичной артиллерии в разных странах мира обычно использовали шасси легких танков, либо шасси на их базе. Это вполне логичное явление: как правило, на шасси поменьше ставили орудие побольше, это, собственно говоря, один из принципов САУ и одно из их отличий от танков на том же шасси. Правда, при этом нередко возникал целый ряд вполне логичных проблем. Дело в том, что шасси поменьше — это еще и места поменьше, а означает данный факт отнюдь не один лишь комфорт. Это и скорострельность орудия (с учетом того, что у гаубицы заряжание раздельное, совсем не праздный показатель), и боекомплект. Поэтому у немцев, например, вместе с самоходками ездили и подвозчики боеприпасов.
Американцы, в данном случае, пошли по другому пути. Вообще у них шасси легкого танка было, но в американском Департаменте Вооружений сидели разумные люди. Они довольно быстро поняли, что 105-мм гаубицу M2A1 на такое шасси если и можно поставить, что не будет места ни на расчет, ни на боекомплект. Поэтому с самого начала как базе рассматривался Medium Tank M3. Впрочем, поначалу самоходка не получилась, посему в кратчайшие сроки разработали самоходную артиллерийскую установку HMC T19 на базе полугусеничного бронетранспортёра M3. Уже в январе 1942 года начался серийный выпуск HMC T19, всего построили 324 машины данного типа. Но у этого самохода боекомплект был всего 8 выстрелов, так что HMC T19 являлся не более чем временной мерой. В октябре 1941 года, еще в момент, когда HMC T19 проходила испытания, глава бронетанковых сил генерал-майор Джейкоб Диверс санкционировал запуск работ по новой САУ на базе Medium Tank M3. Данная разработка получила обозначение HMC T32, и вот она вполне получилась. На ней учли ошибки, допущенные при разработке исходной САУ. Например, дали по рукам тем, кто хотел сделать максимально низкую САУ, дабы еще и использовать ее как штурмовую (ага, такие вот лихие парни). По итогам испытаний первой опытной машины была сделана вторая, существенно отличавшаяся по боевому отделению. Это позволило не только разместить экипаж из 7 человек, но и увеличить боекомплект до 57 выстрелов. В марте 1942 года было принято решение о запуске машины в серию, а к апрелю ее стандартизировали как HMC M7. Данная машина стала первой американской гаубичной САУ, запущенной в серию. И блин оказался совсем не комом.
Надо сказать, что концепция HMC M7 разительно отличалась от похожих машин, разрабатывавшихся в других странах. Дело тут не только в том, что для нет очень-то большой гаубицы выбрали среднее шасси. Даже компоновочное решение выглядело крайне оригинально. Качающуюся часть орудие разместили, на тумбе, в лобовой части корпуса, при этом гаубица, в принципе, могла вести огонь и прямой наводкой. Разумеется, это было не основное назначение, но наследники ковбоев — люди лихие, так что во время боевых действий вполне применяли HMC M7 и так. У гаубицы было два заряжающий, при этом один из них получил кольцевую турель с зенитным пулеметом. Находилась она в специальном выступе, который послужил основанием для заблуждения о происхождении индекса Priest. На самом деле никакого отношения он к этой турели не имел.
Изначально ранние серийные HMC M7 имели боекомплект в 57 выстрелов. Рубка также имела аналогичную конструкцию, тем не менее уже с начала производства появились первые существенные изменения. Во-первых, иначе была выполнена кольцевая турельная установка пулемёта, получившая броневую защиту по периметру. Во-вторых, на верхнем лобовом листе корпуса появились крепления для шпор, а на корме — ящики для личных вещей. Кроме того, на HMC M7 первых выпусков изменилась надмоторная плита. Но уже вскоре пошли изменения, которые вносились по ходу выпуска машины. Занималась им локомотивостроительная компания American Locomotive Company (ALCo), уже имевшая опыт выпуска средних танков. Для начала, вдоль левого борта появлялись дополнительные гнезда для 7 выстрелов, а вдоль правого — ещё для 5. Ради увеличения боекомплекта пожертвовали комфортом расчета, убрав сиденья, но 69 выстрелов — это 69 выстрелов. Менялось и шасси танка, в какой-то момент от «базы Medium Tank M3» осталось одно название. Там скорее было шасси Medium Tank M4 с минимальными вкраплениями M3. С учетом того, что ALCo перешла на выпуск Medium Tank M4, ничего удивительного.
Всего было выпущено 4315 машин семейства HMC M7, для гаубичных САУ это рекорд. Впрочем, дело было не только в количестве. Практически сразу после боевого дебюта (а первыми применили их англичане) стало ясно, что получилась очень удачная боевая машина. За счёт более просторного боевого отделения, внушительного боевомплекта и большого расчёта максимальная скорострельность HMC M7 достигала 8 выстрелов в минуту. Это означало, что организованный огонь батареи таких орудий мог устроить огневой налёт, по силе не слишком отличающийся от залпа «катюш». Кстати говоря, возможность быстро «засыпать» противника снарядами в случае HMC M7 отмечалась довольно часто. А еще машина была существенно легче базового танка и, соответственно, подвижнее. Это позволяло HMC M7 быстро менять позиции, являясь надежной опорой механизированным частям.
Удачная конструкция позволила HMC M7 долго находиться на вооружении. Вплоть до середины 1950-х годов HMC M7 оставалась основной американской самоходной гаубицей. Долго она служила и в составе армий других стран. Включая и Бундесвер, что против них воевало, на том потом и служили.
Статья по HMC M7:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13025341.html