Юрий Пашолок. Шестидюймовая гаубица большой модернизации

19

Юрий Пашолок. Шестидюймовая гаубица большой модернизации

Рассказ о 152-мм гаубице КМ (капитальная модернизация), модернизации 152-мм гаубицы образца 1909/30 гг

В истории отечественной артиллерии существуют приличный объем белых пятен, который еще предстоит изучать исследователям. Только по Великой Отечественной войне наберется с десяток артиллерийских систем, которые незнакомы даже специалистам. В полной мере это касается и межвоенного периода. Ситуация не столь и странная, за рубежом тоже вполне хватает тем, которые только сейчас всплывают на свет. Причем порой так получается, что само орудие есть, а вот материалы по нему либо отсутствуют, либо их ничтожно мало.

Орудие на экспозиции. Эту гаубицу часто путают со 152-мм пушкой обр.1910/30 года

Орудие на экспозиции. Эту гаубицу часто путают со 152-мм пушкой обр.1910/30 года

Хватает таких, неизвестных образцов, и среди отечественной тяжелой артиллерии. К таким орудиям, как 152-мм гаубица М-10 и 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, пришли далеко не сразу. Им предшествовал целый ряд образцов, как опытных, так и выпущенных небольшой серией. Некоторые из них даже повоевали и оказались среди трофеев. Такая судьба оказалась у 152-мм гаубицы КМ (капитальной модернизации), один из экземпляров которой ныне находится в коллекции музея артиллерии в Хямеэнлинна, Финляндия.

Опытный образец гаубицы. КМ - это капитальная модернизация

Опытный образец гаубицы. КМ — это капитальная модернизация

К началу 30-х годов основу тяжелой артиллерии Красной Армии составляли орудия дореволюционного выпуска. Работы по поиску новых технических решений шли, но в 20-е годы приоритетом стала разработка новых орудий более легкого класса — батальонной и полковой артиллерии. Это привело к появлению первых советских серийных орудий, среди которых оказалась, например, 76-мм полковая пушка обр.1927 года. Били и куда менее известные образцы, которые разрабатывала Комиссия Особых Артиллерийских Опытов, сокращенно КОСАРТОП.

А это одна из крайне редких фото серийной гаубицы

А это одна из крайне редких фото серийной гаубицы

В случае с тяжелой артиллерией самым массовым образцом являлась 6-дюймовая крепостная гаубица образца 1909 года. Данное орудие имело французское происхождение. Как и аналогичная по назначению 6-дюймовая полевая гаубица образца 1910 года, данная система была разработана Schneider-Creusot. И если в случае со 122-мм гаубицами довольно быстро определились, что оставят одну, то 6-дюймовые гаубицы сохранили в Красной Армии паритет. То есть использовались, модернизировались и производились одновременно.

Орудие не только повоевало, но и стало трофеев

Орудие не только повоевало, но и стало трофеев

Поначалу, впрочем, более интересной для наших артиллеристов была 152-мм гаубица обр.1909 года. Когда в конце 20-х годов был поднят вопрос о модернизации образцов полевой и тяжелой артиллерии, которая состояла на вооружении Красной Армии, приоритетом была выбрана данная система. Работы по модернизации проводились силами КБ Пермского артиллерийского завода под руководством В.Н. Сидоренко. Результатом стало семейство орудий, которые получили приставку /30 в индексе. В их числе была и 152-мм гаубица обр.1909/30 гг. Причем их не просто модернизировали, а еще и выпускали с нуля.

Ствол у нее сильно отличается от 152-мм гаубицы обр.1909/30 года

Ствол у нее сильно отличается от 152-мм гаубицы обр.1909/30 года

Основной идеей с точки зрения модернизации было повышение начальной скорости снаряда без существенной переработки орудия. Опытным путем стало понятно, что за счет небольших переделок начальная скорость снаряда могла вырасти до примерно 395 м/с. Для этого увеличивали длину зарядной каморы. Итоговым решением стало увеличение длины зарядной каморы на 340 мм, что подняло начальную скорость снаряда до 391 м/с, а дальность с 8700 до 9850 метров. Такую гаубицу приняли на вооружение и в 1931 году запустили в серийное производство.

Щелевой дульный тормоз, похожий позже оказался на МЛ-20

Щелевой дульный тормоз, похожий позже оказался на МЛ-20

Вместе с тем, по мнению Сидоренко, на этом резервы по модернизации орудия не закончились. Дальнейшее растачивание каморы смысла не имело, поскольку энергия отката могла повредить лафет. А вот переделка ствола была вполне возможна. Более того, по такой системе шли попытки модернизации и других систем калибра 122-152 мм. Общая идея заключалась в том, что увеличение длины ствола шло одновременно с установкой массивного щелевого дульного тормоза. Он должен был компенсировать увеличение силы отката.

Сильно отличается и казенная часть

Сильно отличается и казенная часть

По такой концепции было решено модернизировать три орудия — 122-мм гаубицу обр.1910 года, 152-мм гаубицу обр. 1909 года и 152-мм осадную пушку обр.1910 года. И если 122-мм гаубица обр.1931 года так и осталась опытной разработкой, то другие орудия стали вполне серийными. Наиболее известна 152-мм пушка образца 1910/30 годов, в которые переделали имевшиеся 152-мм осадные пушки обр.1910 года, плюс их выпускали с нуля. Орудие вполне повоевавшее, хотя и редкое.

Вот так эта гаубица указана на заводских маркировках

Вот так эта гаубица указана на заводских маркировках

Так вот, с этим орудием нередко путают еще одну артиллерийскую систему, которая является большой загадкой. Дело в том, что в альбоме Конструкторского Бюро Машиностроения данное орудие названо опытным. На самом деле орудие вполне серийное, что подтверждается экземпляром, находящимся в музее артиллерии в Хямеэнлинна. Изготовлено оно было в 1934 году, имеет заводской номер 32. Сколько таких гаубиц было выпущено, вопрос крайне интересных. Минимум три десятка точно есть, возможно, и сотня. Так или иначе, в войсках они встречались.

У орудия заводской номер 32, так что она вполне серийное изделие

У орудия заводской номер 32, так что она вполне серийное изделие

Исходный образец, описанный в альбоме КБМ, именуется как 152-мм гаубица — капитальная модернизация. Отсюда появилось обозначение, которое можно условно применять как 152-мм гаубица КМ. Финны обозначили ее как 152 H/30, что, в принципе, тоже имеет право на существование. Как и 152-мм гаубица обр.1931 года, по аналогии со 122-мм гаубицей обр.1931 года. Тут уже вопрос к исследователям, которым предстоит рыть данную тему. Исходная гаубица отличалась от гаубицы обр.1909/30 гг новым стволом, массивным щелевым дульным тормозом, новой казенной частью и доработкой противооткатных устройств.

Сверху находится откидной лоток для упрощения заряжания

Сверху находится откидной лоток для упрощения заряжания

Серийные образцы гаубицы несколько отличаются от опытного образца. Прежде всего за счет изменения колесного хода. Вместо деревянных колес с металлическими ободами гаубица получила оригинальные цельнометаллические колеса со сплошными резиновыми бандажами. Таковые встречаются только на этом орудии. За счет измененного колесного хода скорость возки выросла до 25 км/ч, что позволяло перевозить гаубицу за более быстроходными тягачами.

Явно дорабатывалась и люлька

Явно дорабатывалась и люлька

ТТХ орудия не меньшая загадка, нежели объем выпуска. Очевидно, что 152-мм гаубица КМ вела огонь той же номенклатурой боеприпасов, что и 152-мм гаубица обр.1909/30 гг. Сами финны указали те же ТТХ, что и у 152-мм гаубицы обр.1909/30 гг, а вот это крайне сомнительно. У орудия более длинный ствол, что и потребовало установку дульного тормоза. Вероятнее всего, начальная скорость снаряда выросла где-то до 420-450 м/с, то есть находилась где-то посередине между гаубицей обр.1909/30 гг и более поздней гаубицей М-10.

Очень характерные колеса со сплошными резиновыми массивами

Очень характерные колеса со сплошными резиновыми массивами

Причины, почему 152-мм гаубица КМ не пошла в крупносерийное производство, лежали на поверхности. Для основного объема задач хватало и гаубицы обр.1909/30 гг, которую уже отработали с серию. Дальнейшее развитие существующего лафета не выглядело перспективным, особенно с учетом 152-мм гаубицы обр. 1931 года (НГ), которая превосходила гаубицу КМ во всём. Неслучайно уже упомянутая 152-мм пушка образца 1910/30 годов далее эволюционировала в 152-мм пушку образца 1910/34 годов, на лафете 122-мм пушки А-19.

То, что орудие дожило до наших дней - маленькое чудо

То, что орудие дожило до наших дней — маленькое чудо

Само то, что хотя бы одно орудие данного типа сохранилось до наших дней, является большой удачей. Ныне это едва ли не единственный живой пример второй волны модернизации артиллерии, созданной еще в царские времена. Неудачной орудие точно не назвать, вопрос лежал в совсем другой плоскости. Вместо развития уже существующих систем решили создавать новые, что оказалось более правильным решением. Так начинался путь к 152-мм гаубице М-10, которая однозначно превосходила предшествующие образцы.

источник: https://dzen.ru/a/Z62fqtTatxuf9Yt5

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account