Американские артиллерийские тягачи Allis-Chalmers HD-7W (Medium Tractor M1) в Красной Армии
То, что к началу Великой Отечественной войны ситуация с тягачами в Красной Армии была сложная, не секрет. Между тем, проблема с тягачами была общемировой. Особенно это касалось гусеничной техники, предназначенной для возки буксируемых орудий среднего и тяжелого класса. Тягачей типа «Коминтерна» или СТЗ-5, рассчитанных на одновременную перевозку орудий, расчета, а также боезапаса, по миру было очень мало. Причем это касалось и армий крупных государств, например, американской армии.
Вопреки стереотипам о том, что у американцев во время Второй мировой войны была куча быстроходных тягачей, реальность выглядела слегка иначе. Быстроходные артиллерийские тягачи американская армия, действительно, получила. Но случилось это уже во второй половине войны. А вот сначала американской армии пришлось заказывать армейские версии вполне себе гражданских гусеничных тракторов. Самым массовым из них оказался Allis-Chalmers HD-7W. Он же был самым массовым американским трактором, который поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.
Allis-Chalmers, конечно, не так известна, как Caterpillar, но это также был крупный игрок на рынке тракторов. Непосредственно строительством тракторов занималось подразделение в Спрингфилде, штат Иллинойс. Герой нашего повествования появился в 1940 году. Модель Allis-Chalmers HD-7 стала младшей в линейке тракторов, которые оснащались дизельным двухтактными моторами водяного охлаждения от General Motors (на самом деле это моторы Detroit Diesel). В линейке GM существовало целое семейство дизелей Detroit Diesel Series 71. Allis-Chalmers HD-7 получил дизельный двигатель GM 3-71 объемом 3,5 литра, цифра 3 означало число цилиндров. Базовая версия трактора развивала мощность 60 лошадиных сил (максимально до 71), развивая скорость до чуть более 8 км/ч. Этого вполне хватало для сельскохозяйственного трактора.
Хитрость в том, что именно таких тракторов выпустили всего 1803 штуки. А вот в армию шли слегка другие тягачи. В 1940 году, когда запахло жаренным, американские военные срочно заказали промышленности военные версии гусеничных тракторов. В их числе оказалась и Allis-Chalmers. В армию забрили две модели — HD-7 и HD-10. Их армейские версии получили обозначение Medium Tractor M1 и Heavy Tractor M1 соответственно. Про военную версию HD-10 стоит поговорить отдельно, сегодня речь будет про средний трактор. Военный вариант получил индекс Allis-Chalmers HD-7W, за 1940 год их изготовили 168 штук, еще 211 в 1941 году.
Военный вариант отличить несложно. Он получил лебедку в носовой части корпуса (минимальная тяга 8 тонн, максимальная 17). Кабина стала двухместной, появились ящики ЗИП, а также кормовые стоп-сигналы, иными были передние фары. Хотя наиболее существенной разницей стал двигатель. Теперь он развивал мощность 90 лошадиных сил при 2000 об/мин. Это более чем в 1,5 раза подняло максимальную скорость — до 13,35 км/ч. Откровенно говоря, маловато, но когда у вас вопрос мехтяги стоит очень остро, и такое неплохо. Для понимания, в Medium Tractor M1 первое время записали почти 10 моделей, из которых «быстроходными» оказались 3.
Можно сказать, что 1940-41 годы были разминкой, поскольку основные контракты по военным версиям гражданских тракторов заработали в 1942 году. За этот год сдали 930 Allis-Chalmers HD-7W, а годом спустя еще 1424 штуки. На этом выпуск прекратился, поскольку началось производство High-Speed Tractor M5. Он таскал те же орудия (105-мм гаубицу M2A1 или 155-мм гаубицу M1), но делал это гораздо быстрее, да еще вместе с боекомплектом и расчетом. Тем не менее, Allis-Chalmers HD-7W изготовили 2733 штуки, что сделало его самым массовым среди «мобилизационных» средних гусеничных тягачей.
Не менее интересен другой момент — поставки тракторов по программе ленд-лиза. Существует заблуждение, что Советский Союз получал обычные трактора. На самом деле в Красную Армию шли специализированные артиллерийские тягачи. Другой вопрос, что шли они поначалу со скрипом. Достаточно сказать, что за 1942 год пришло всего 173 трактора, причем больше половины (95 штук) прибыло во Владивосток. Из них частям успели выдать 103 штуки, из которых половина (53 штуки) — это Allis-Chalmers HD-7W. По-настоящему массово тягачи стали поставлять с 1943 года, причем Allis-Chalmers HD-7W составляли половину от этих поставок. К 1 декабря 1943 года прислали уже 981 трактор, а всего их прислали 2106 штук. То есть большинство от выпущенных.
Такая щедрость со стороны США объясняется очень легко. Даже если вы форсировали мотор, поставили лебедку и установили ящики ЗИП, полноценным артиллерийским тягачом от этого сельскохозяйственный трактор не станет. Из деревни его вытащить можно, но вот вытащить из него деревню — вряд ли. Поэтому, по мере возможности, от «неликвида» избавлялись. Тем более что Красная Армия, испытывавшая острую необходимость в тягачах, была рада и такому. Кроме того, совместимость дизеля GM 3-71 с другими моторами GM, которые поставлялись по ленд-лизу, выглядела заманчиво.
Впрочем, массовость — совсем не обязательно признак лучшего в своём классе тягача. С 15 июня по 10 июля 1943 года на Гороховецком АНИОП прошли совместные испытания зарубежных тягачей. Так получилось, что в одном поле собрались все три Medium Tractor M1 — Allis-Chalmers HD-7W, Caterpillar D6 и International TD-14. Так вот, тягач от Allis-Chalmers имел наименьшую среднюю скорость (6-8 км/ч), наименьшую массу буксируемого прицепа (8 тонн), да и максимальная скорость также была самой низкой среди одноклассников. Зато запас хода оказался самый большой среди всех тракторов — 400 км по шоссе.
По итогам испытаний трактор признали подходящим как тягач для корпусной артиллерии, прежде всего 152-мм гаубицы МЛ-20. В основном эти орудия Allis-Chalmers HD-7W и таскал. При этом на данные тягачи шли жалобы из войск. Например, в некоторых частях снимали лебедки, поскольку они имели большую массу. Имелись жалобы на дефекты двигателей. В зимних условиях отечественное топливо густело. Также жаловались на проблемы со сцеплением и поломки ведущих колес, частым явлением был износ подшипников опорных катков. Как правило, дефекты вылезали в ходе эксплуатации в тяжелых условиях.
Несмотря на то, что Allis-Chalmers HD-7W являлся лидером по количеству жалоб, эти тягачи широко применялись как средство мехтяги корпусной артиллерии Красной Армии. Альтернативой им служили отечественные С-65, которые были отнюдь не новыми. Одним словом, на безрыбье и рак — рыба. На кадрах хроники Allis-Chalmers HD-7W появляются чаще всего, засветились они и на парадах. Кроме того, было организовано производство запчастей для этих тракторов, причем их производили, например, на венгерских заводах, в рамках репарации. Долгой службе способствовал и мотор, который, как уже говорилось выше, являлся одним из представителей линейки GM Series 71. А их (модели 4-71 и 6-71) освоили в Советском Союзе, причем GM 4-71 ставился на тягач Я-12.
В любом случае, по отзывам хорошо заметно, что что самый массовый американский «мобилизационный» тягач, даже после доработки, остался скорее гражданским трактором. Полноценная замена ему появилась только в 1943 году, да и то, пик выпуска быстроходных тракторов пришелся на 1944 год. Поэтому надо делать ряд оговорок по поводу быстроходных американских тягачей. С ними есть масса нюансов.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- The American Automobile Industry in World War Two
- eBay
- РГАКФД
- Другие
-
источник: https://dzen.ru/a/ZXowS83UVTwSRIcv