Рассказ о танке Sherman IIIAY (M4A2E8) из Танкового музея в Бовингтоне, главном герое фильма Fury
Порой так бывает, что танки, снимавшиеся в кино, становятся не менее известными, чем актеры. Каноничный пример — Rudy, Т-34-85 польского производства, который снимался в сериале «Четыре танкиста и собака». Сейчас с десяток польских танков претендуют на то, чтобы быть «тем самым Rudy». Есть еще Т-34 со штампованной башней, который снимался в фильме «Жаворонок». Танк дожил до наших дней и прочно ассоциируется именно с этим фильмом.
Среди зарубежных танков, которые прочно ассоциируются с каким-то фильмом, настоящих «звёзд» немного, но есть. Впрочем, один из этих танков является сейчас едва ли не самым известным. Речь идет о Sherman IIIAY (английское обозначение M4A2E8) из коллекции Танкового музея в Бовингтоне. Ныне этот танк прочно ассоциируется с фильмом Fury, став едва ли не более известным, чем Брэд Питт, снявшийся в одной из главных ролей.
Одним из достоинств Medium Tank M4 был внушительный запас по модернизации. Во-первых, танк получил башню с рекордным диаметром погона в свету — 1750 мм. Позднее это позволило поставить в него более крупную башню с более мощным вооружением. Во-вторых, особенность ходовой части заключалась в том, что блоки подвески крепились на болтах. При необходимости имелась возможность их заменить на модернизированную подвеску. Причем такой фокус можно было проворачивать даже с самыми ранними серийными танками.
Такая модульность пригодилась в 1944 году. С января 1944 года начался выпуск Medium Tank M4A1(76)W, который получил новую башню по типу Medium Tank T23 с 76-мм орудием M1A1. Далее, в марте 1944 года, начался выпуск M4A3(76)W, а в мае к нему присоединился M4A2(76)W. Из этой троицы чисто для себя американцы производили M4A3(76)W, а остальные танки, либо частично, либо полностью, выпускались для союзников по антигитлеровской коалиции.
За повышение огневой мощи пришлось платить. Боевая масса M4A2(76)W выросла до 33,3 тонны (M4A2 имел боевую массу 31,8 тонну). Естественно, это повлияло на удельное давление на грунт. Также возникли проблемы с надежностью опорных катков. Для американских военных это большой новостью не стало. Еще с 1942 года они занимались исследованиями в области подвески, испробовав разные варианты. Большинство из них имело модульную конструкцию, то есть могло спокойно вставать вместо штатной подвески VVSS.
Оптимальным решением стала «горизонтальная» подвеска HVSS (horizontal volute spring suspension). Появилась она не на пустом месте: Гарри Нокс разрабатывал схожую подвеску еще до Второй мировой войны. Далее она применялась на быстроходных тракторах (High Speed Tractor M4, M5 и M6). Эксперименты по установке подвески HVSS на Medium Tank M4 начались в апреле 1943 года. В конце марта 1944 года Комитет по Вооружениям рекомендовал ставить HVSS на все M4, в комбинации с новыми траками T66.
В реальности подвеска HVSS задержалась. Согласно исследованиям, M4A2(76)W с новой подвеской стали изготовляться с 1 января 1945 года. Данная версия получила обозначение M4A2E8. С ними есть тонкий момент: в документах эти два танка не разделялись. Поэтому отловить реальное количество выпущенных M4A2(76)W и M4A2E8 удалось недавно. Из 2915 танков с 76-мм орудиями к ранней версии (с подвеской VVSS) относилось 1595 танков. Все эти танки поголовно ушли в Советский Союз.
В случае с M4A2E8 ситуация оказалась иной. Поскольку поступать в Советский Союз они начали с марта 1945 года, полностью всю партию до конца войны американцы не успели. В общей сложности прибыло около 460 M4A2E8, в 1946 году партию из 294 танков данного типа приобрела, по дешевке, канадская армия. Явно не прогадала, эти танки служили долго, некоторые до сих пор живы и даже на ходу.
В нашем случае речь пойдет о танках, которые получала английская армия. По программе ленд-лиза англичане получали M4A1(76)W, данные машины получали обозначение Sherman IIA. Эти танки повоевали, хотя сами англичане считали, что Sherman VC лучше. Уже после окончания боевых действий в Европе были получены, на пробу, 5 M4A2E8. Данные танки получили обозначение Sherman IIIAY (A — 76-мм орудие, Y — подвеска HVSS). Они получали радиостанции №19, а также траки T80, с резиновыми подушками.
Поставили эти танки в рамках контракта на 1000 Sherman III. В их числе оказался и танк с регистрационным номером T-224875. Брали Sherman IIIAY исключительно для ознакомления, поскольку острой необходимости в танках уже не имелось. Война подошла к концу, так что у английской армии на повестке стоял другой вопрос — куда девать огромный парк бронетанковой техники, а также как за него расплачиваться. Ленд-лиз имел и обратную сторону вопроса…
Из пяти поставленных танков T-224875 повезло больше всех. Сначала танк был тщательно изучен, а далее оказался в качестве одного из экспонатов Военной академии в Шрайвенхеме. Туда попало немало образцов военной техники, которые позже стали экспонатами различных музеев. По ходу нахождения в Шрайвенхеме Sherman III лишился противопылевых экранов, но при этом сохранил ходовое состояние и общую комплектность.
В 1985 году танк продали в Танковый музей, что в Бовингтоне. Большого объема реставрации не потребовалось, поскольку танк был комплектный. Ему вернули его родной регистрационный номер, а траки заменили на более поздние, T84. Они оказались оптимальными с точки зрения эксплуатации. Для Танкового музея данная машина стала одной из «ударных», она нередко использовалась в различных музейных мероприятиях. А потом пришли киношники…
Несколько иронично, что лучший фильм про американских танкистов был снят с участием английских танков. В съемках Fury использовались танки, а также макеты из английских музеев и частных коллекций. Из них две главные «звезды» как раз из Бовинтона — Sherman IIIAY и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Танк для участия в съемках загримировали, причем нельзя сказать, что это совсем фантастика. Те же бревна вполне использовались на танках 3-й бронетанковой дивизии. Да и противогазы на фарах не были редкостью.
Забавно, кстати, что в фильме 2-я бронетанковая дивизия, а в основу легли мемуары зампотеха 3-й бронетанковой. Если кто не читал «Смертельные ловушки» Купера, советую. Многое взято оттуда, с переделками. Последний бой, кстати, взят оттуда, только произошел он в конце 1944 года и слегка иначе. Да и с танком получилась комичная история. В фильме он «играет» M4A3E8, вообще они очень похожи, если не смотреть на корму.
После съемок фильма основная масса «реквизита» была продана. Например, один из танков, снимавшихся в Fury, ныне находится в Музее Техники Вадима Задорожного. Умнее всего поступило руководство музея в Бовингтоне. Там отлично понимали, что танк превратился из просто экспоната в кинозвезду. Так что возвращать танк обратно в его исторический вид и не собирались. Зачем это делать, если славу одного из самых известных кинотанков можно эксплуатировать, повышая посещаемость музея?
Для начала, в музее была создана временная экспозиция, посвященная фильму Fury. Подготовили ее совместно с Wargaming.net, которая также также приняла активное участие в продвижении фильма. Работала выставка не сильно долго, но получилась вполне интересной. Экспозиция была сделана так, чтобы танк оттуда можно было оперативно вытаскивать. Слава кинозвезды совсем не означала, что теперь это застывшая капсула времени.
Как и раньше, Sherman IIIAY является одним из главных «ездящих» экспонатов Танкового музея в Бовингтоне. Разница в том, что теперь это еще и кинозвезда. Так что на фестивале Tankfest, который традиционно проводится в конце июня, это один из главных участников. Иногда еще и обыгрывается сцена боя с «Тигром», благо что данный танк является еще одной звездой Бовингтона.
В этой истории молодцы все. И киношники, снявшие вполне неплохой фильм. И декораторы, которые придали танку оригинальный вид, при этом сделав его вполне похожим на правду. И руководство Танкового музея, которое извлекло для своего музея максимальную выгоду. Правда, тут получилось очень сочетание, когда все участвующие стороны были, что называется, с мозгами. В той же Кубинке танки тоже не раз снимались в фильмах, но как-то кинозвездами не стали. А результат съемок обычно состоял в том, что танки надо чинить. Наши антимидасы ни в бережное отношение к технике, ни в адекватный «обвес» не умеют.
Напоследок стоит помянуть один забавный факт. После выхода «Ярости» среди владельцев «Шерманов» появилась мода обвешивать свои танки «а ля Fury». То есть вешать брёвна на борта, противогазы на фары и так далее. Самое смешное, что подобным образом «обвесили» минимум один из канадских M4A2E8. Можно сказать, косплей Fury. Лишнее доказательство того, что у декораторов фильма получилось.
источник: https://dzen.ru/a/ZheCB_pDTnBLpq1b