Прожекторные станции были одним из важных элементов в системе противовоздушной обороны. Для борьбы с воздушными целями прожекторы применялись еще в годы Первой мировой войны, но в годы Второй мировой войны они использовались наиболее интенсивно. К ее началу целый ряд стран запустил в серийное производство зенитные прожекторы, которые подсвечивали воздушные цели, облегчая борьбу с ними противовоздушной обороне.
В числе производителей прожекторов оказался и Советский Союз. В 1938 году московский завод «Прожектор» стал производить модель З-15-4 (Зенитный, 150-сантиметровый, 4 киловатта). Прожекторные станции нередко требовали оперативного перемещения. Для этого было решено использовать длиннобазный грузовой автомобиль ЗИС-12. В нем помещался не только прожектор, но и катушка с кабелем, а также расчет. За счет такой системы перевозки прожекторная установка имела высокую мобильность.
ссылка на видео с яндекс-дзена — https://dzen.ru/video/watch/64b8cdcc7ef075033f66565c
Прожекторная установка З-15-4, которая часто ставилась на шасси грузовика ЗИС-12, была самой массовой в Красной Армии. 24 июля 1941 года было подписано постановление ГКО №272с «О производстве прожекторов 3-15-4». Согласно ему, выпуск прожекторных станций возрастал. Впрочем, уже осенью 1941 года выпуск ЗИС-12 прекратился, а З-15-4 производили еще год. Всего за период с 1938 по 1942 годы изготовили 15,5 тысяч таких установок. До наших дней дожили единицы. Одна из З-15-4, вместе с ЗИС-12, ныне находится в Музее отечественной военной истории. Машина полностью на ходу, впервые ее представили на параде в музее 24 июня 2020 года.
источники:
- текст и фото — https://yuripasholok.livejournal.com/14330630.html
- видео с яндекс-дзена — https://dzen.ru/video/watch/64b8cdcc7ef075033f66565c
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=yT3-7Ky3ZRU